Конспект ОД "Веселье и труд рядом живут".
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Полторацкая Наталья Николаевна

С давних времен у русского народа был обычай устраивать веселые ярмарки, на которые съезжались из разных мест продавцы и покупатели. Помимо торговли  на ярмарке можно было поиграть в различные игры, померяться силой, попеть песни, станцевать народные танцы. Очень весело проходили ярмарки на Руси. Доброй славой пользовались в народе умельцы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesee_i_trud_ryadom_zhivut.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

   

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 7 «Ярославна» города Рубцовска Алтайского края

Конспект ОД:  «Художественно-эстетическое развитие»

Возрастная группа: старшая группа.

Подготовила:

Полторацкая Наталья Николаевна

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Тема: «Веселье и труд рядом живут»

Интеграция с другими образовательными областями: социально – коммуникативное, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Методы и приемы:

Словесные: рассказ  воспитателя, художественное слово, ситуативный разговор.

Наглядные: рассматривание, показ.

Практические: слайдовая презентация, чтение, показ рисунков, физ.минутка,  пальчиковая гимнастика, музыкальное сопровождение, проблемно-поисковые, игровые, аппликация «Матрешка» (коллективная работа).

ЦЕЛЬ:

Создание условий способствующих развитию духовно-нравственных ценностей у детей через русскую народную культуру.

   ЗАДАЧИ:

1. Способствовать  расширению знаний детей о русском устном народном творчестве: потешках, пословицах, загадках.

2. Помочь детям в обретении смысла и ценностей традиционной народной культуры в условиях современной жизни.

3. Развивать нравственные чувства в процессе ознакомления с устным народным творчеством русского народа.

4. Способствовать развитию творческих способностей детей, эмоциональной отзывчивости, самостоятельности, трудолюбия.

Развивать у детей диалогическую речь, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, мелкую моторику, координацию движений.

5. Формировать умение передавать в рисунке воображаемый сюжет пословиц, потешек, закличек, загадок.

6. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.

7. Привлечь внимание родителей к творческой деятельности детей, побудить желание к совместной деятельности.

8. Развивать мелкую моторику и синхронизационную работу полушарий головного мозга.

9. Развивать зрительное восприятие, моторно-слуховую память, зрительное и слуховое внимание, память, воображение.

10. Стимулировать речевую активность детей, умение активно включаться в коллективную игру.

Ход занятия:

(Стук в дверь. Тук-тук-тук)

Дети: Двери отворяйте, в дом гостей впускайте!

Веселых ребятишек, девчонок и мальчишек!  (дети входят в горницу)

Утро доброе, здравствуйте!

Хозяюшка: Здравствуйте, добрые молодцы да красны девицы!  

Проходите, не стесняйтесь,

Поудобнее располагайтесь.

Я – Хозяюшка. Вас к себе в гости пригласила, много интересного для вас приготовила. Я со многими людьми встречаюсь,  все всегда запоминаю и в копилочку собираю. Это моя корзиночка-копилочка, в ней много интересного. Поделюсь я и с вами, ребятушки.

(шорох в углу за печкой).   Прислушайтесь, что за шорох? Что это может быть?

(предполагаемые ответы детей на слуховое восприятие)

Хозяюшка: Это кто-то к нам в гости спешит. Нет? Кто это? Пойду, посмотрю. (предполагаемые ответы детей на образное восприятие)

Да это же Ох

Живет на свете грустный Ох,

Был он с детства очень плох:

Взрослым он не помогал, и с друзьями не играл.

Был всегда он хмур и зол, на помощь другу не пришел.

Вот какой Ох живет рядом с нами.

Дети как нам с вами поступить, чтобы Оха изменить?

(предполагаемые ответы детей по изменению поведения Оха)

Хозяюшка: Народ на Руси был мудрым. Сколько пословиц и поговорок сложил о труде, о Родине, о хлебе, о дружбе, об отдыхе. А какие вы знаете пословицы и поговорки о труде, умении и терпении? Пополните мою корзиночку – копилочку.  (предполагаемые ответы детей)

Хозяюшка: Слушай, Ох, запоминай, лени волю не давай. (ответы детей)

«Без труда не вынешь и рыбку из пруда»

«Судят не по слова, а по делам»

«Терпение и труд все перетрут»

«Была бы охота – будет ладится и работа»

«Умелые руки не знают скуки»

«Землю красит солнце, а человека труд»

«Есть терпенье – будет и уменье»

«От скуки бери дело в руки»

«Сделал дело – гуляй смело»

«Делу время – потехе час»

«Мастера на работе не видно»

«Труд человека кормит, а лень портит»

«Почет и труд рядом живут»

«Веселье и труд рядом живут»

«Не сиди сложа руки, так и не будет скуки»

Хозяюшка: Молодцы, ребята, много пословиц и поговорок знаете. Посмотрите, задумался наш Ох.

Ох: Ребята, а вы с чем ко мне в гости пришли, что интересного мне принесли? (ответы детей)

Дети сделали матрешек, хотят показать и рассказать о своем мастерстве.

(Дети показывают матрешек Оху, хозяйке).

Хозяюшка: Посмотри Ох, каких красивых матрешек сделали дети своими руками. Расскажите дети, как вам это удалось? (Рассказы детей).

Хозяюшка: Молодцы, ребята, потрудились вы на славу. Все они отличаются друг от друга свои узором. Матрешка одна из самых любимых игрушек детей в нашей стране. Матрешка считается национальным русским сувениром.

Давайте все вместе поможем Оху,  украсить  матрешку.

(Распределение трудовых операций в процессе коллективной работы).

Аппликация «Матрешка» (коллективная работа)

Дети поочередно украшают деталями росписи матрешку, Ох помогает.

Хозяюшка: Вот какая яркая, красивая матрешка у нас получилась. Спасибо, ребята, что вы откликнулись и пришли помощь Оху.

(Выставить матрешку Оха на выставку к детским работам).

Тебе ОХ ещё многому предстоит научиться.

«Скучен день до вечера, коли делать нечего».

В народе еще говорят: «От скуки бери дело в руки».

Хозяюшка: Ребята, я хочу вас с Охом развеселить, позабавить. У меня есть замечательный сундук. Но висит на нем замок. Чтобы его открыть, нужно назвать волшебные слова.

( Ответы детей)

Хозяюшка: Что-то сундучок не открывается, называйте еще!

Посмотрите, в моем сундучке лежат интересные рисунки.  Как вы думаете, что они означают?

(ответы детей по образному восприятию и пониманию содержания рисунков)

Хозяюшка: В них спрятаны  потешки.  Давайте с вами разгадаем рисунки, узнаем какая  потешка спряталась в каждом рисунке. (Дети по содержанию рисунков угадывают потешку и рассказывают)

1 рисунок

Петушок, петушок

Золотой гребешок,

Масляная головушка,

Шелкова бородушка.

Ты зачем рано встаешь?

Да и громко поешь?

Деткам спать не даешь?

2 рисунок

Жили у бабуси

Два веселых гуся

Один белый, другой серый,

Два веселых гуся.

3 рисунок

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот,

Тише мыши, не шумите.

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод.

4 рисунок

Как у нашего кота

Шубка очень хороша

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые,

Зубки белые.

(1 вариант-Молодцы, ребята, разгадали все потешки.

2 вариант - Дети не все потешки отгадали – не поняли содержание рисунка, не знакомы с данными потешками.

Ребята, внимательно посмотрите и запомните содержание рисунка. Расскажите  мамам, бабушкам, что было нарисовано и пусть они вам помогут подобрать потешку.)

А какие потешки вы знаете? Пополните мою копилочку.

Хозяюшка: А еще  у меня для вас есть необычное письмо, давайте узнаем что-же в нем.

(Открываем конверт).

Как же нам его прочитать. (ответы детей).

Дети собирают картинку из разрезных частей.

- Молодцы, ребята. Как вы думаете, о чем нам хотели  сообщить?

- Мы с вами получили приглашение на ярмарку в город Городец.

Приходите, приходите!

К нам на ярмарку друзья!

Люди добрые,  спешите

Пропустить ее нельзя!

Кто из вас может сказать, что такое ярмарка?

(ответы детей)

Хозяюшка: С давних времен у русского народа был обычай устраивать веселые ярмарки, на которые съезжались из разных мест продавцы и покупатели. Помимо торговли  на ярмарке можно было поиграть в различные игры, померяться силой, попеть песни, станцевать народные танцы. Очень весело проходили ярмарки на Руси. Доброй славой пользовались в народе умельцы.

Как говорят про мастера, который никакой работы не боится?

(ответы детей)

«Мастер на все руки», «Дело мастера боится»

Хозяюшка: Ребята, нам пора отправляться на ярмарку в город Городец. Свои работы покажем, повеселимся, поиграем.

А вы знаете, что это за город? (ответы детей)

Хозяюшка: Это старинный город, с давних пор славится он своими мастерами умельцами, росписью по дереву. И в наше время мастера изготавливают и расписывают шкатулки, хлебницы, солонки. Люди, как и раньше с удовольствием покупают изделия городецких мастеров.

Давайте возьмем с собой корзиночки.

Пальчиковая игра «Корзиночка».

Мы корзиночку возьмем, ту, что дедушка нам сплел.

 Пальчики переплетайтесь,

И тихонько разъезжайтесь.

И большие пальцы рук

Ручку наверху сплетут.

Хозяюшка:  Посмотрите, какие у вас получились красивые корзиночки.

Ребята, путь далек, пора в дорогу отправляться.

Солнце яркое встает, спешит на ярмарку народ. Мастера со всей России везут свои товары показать, да повыгодней продать.

Садимся скорее на лошадок.

Игра «Лошадки» (физминутка)

Едут лошадки по дорожке (продвижение вперед)

Там где ухабы перепрыгивают (прыжки с продвижением вперед)

Где лужи объезжают (продвижение вперед змейкой)

Где ровная дорожка – бегом (бег по кругу)

Ну а путь наш недалек,

Он лежит через мосток.

Будьте осторожны, не оступитесь, речка глубокая.

За горой рукой подать –

Городец уже видать (ходьба змейкой)

Все ребята удалые

В те ворота расписные

Змейкой быстрою войдут,

Смех, забавы всем несут.

Хозяюшка: Посмотрите, сколько народных умельцев  привезли свои работы на ярмарку.

Давайте и мы с вами выставим свои работы, покажем свое мастерство.

(Дети выставляют работы на выставку в специально отведенном месте).

Разным мастерством владеет наш народ. Все это он делает своими руками и передает из поколения в поколение, от дедушек и бабушек своим детям и внукам.

Я предлагаю Вам отгадать загадки, и найти на выставке отгадки. Узнать из каких городов представили свои работы умельцы.

Загадки:

1. Чашки, чайники и вазы отличите эти сразу. Белый фон снегов белей, синий – небушка  синей, кружевное  это чудо, привезли купцы от куда ? (из Гжели)

2. Коль на досточке девица иль удалый молодец, чудо-конь и  чудо-птица - это значит… (Городец)

3.Листочки, ягодки, цветочки, стебелек и завиток. Здесь хозяева  три цвета: черный, красный, золотой, кто привез товар такой? (хохлома).

Хозяюшка: А теперь, давайте  гостям наш товар  представим.

Дети: Наш товар – всем товарам товар!  Красота на весь базар.

Хозяюшка: Кто из вас, ребята, знает стихотворение, загадки о матрешке?

(Дети рассказывают стихотворения, загадывают загадки о матрешке).

Хозяюшка: Велика наша Россия и талантлив наш народ, о Руси родной умельцах на весь мир молва идет. А в наше время, где и для чего можно использовать изделия  народных мастеров? (ответы детей).

Ярмарка закрывается, нам пора  возвращаться  домой. Кто запомнил путь дорожку?

 Игра «Лошадки»

Вот мы и дома, проходите, присаживайтесь. Ребята, посмотрите на  Оха.

- Что в нём изменилось, каким он стал?

- Что вам особенно понравилось?

- Молодцы, ребята, что пришли на помощь Оху. Научили его трудиться, быть добрым.

И ты,  Ох,  помогай друзьям везде, не оставляй их в беде.

Мне очень хочется подарить вам волшебную книгу-копилочку. Посмотрите, все странички в ней чистые, мы с вами пополним книгу, своими рисунками к пословицам, поговоркам, потешкам, закличкам, загадкам. И подарим её на память детям младшей группы, чтобы они с вашей помощью много узнали о русском народном творчестве. И когда подрастут, то сами смогли ее пополнить и передать свои знания другим детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Веселье и труд рядом живут"

Методическая разработка осеннего досуга для детей и родителей на фольклорном материале....

ПОСИДЕЛКИ «Веселье и труд рядом живут» (для детей и родителей).

В разработке представлен материал, посвященный Дню Семьи. В празднике принимают участие дети всех групп детского сада....

Театрализованное развлечение "Веселье и труд рядом живут"

Сценарий развлечения в разновозрастной группе (дети с 3-7 лет) с участием родителей в постановке сказки, в конкурсах,подготовке выставки....

Веселье и труд рядом живут

Программное содержание:Средствами народной музыки, а именно музыкальными инструментами, русскими народными играми, потешками, частушками, показать ребятам и взрослым, как хороша русская народная музык...

Сценарий посиделок для детей и родителей "Веселье и труд рядом живут"

Сценарий посиделок для детей и родителей "Веселье и труд рядом живут" (Старший возраст)...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности Тема «Веселье и труд рядом живут»

Цель: Воспитание  творчески  развитой  личности  через  активацию  познавательной  деятельности  дошкольников  при  приобщении  детей  к...

Беседа во второй средней группе " Здоровье и труд рядом живут"

Проблемы болезней, здоровья и долголетия всегда занимали умы выдающихся людей нашей планеты. Многие ученые хотели создать чудодейственное средство для сохранения вечной молодости и бодрости. Однако ег...