Опыт работы по досуговой деятельности в старшей группе
материал по аппликации, лепке (средняя, старшая группа) на тему

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_2.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы Семеновой Ольги Дмитриевны

по досуговой деятельности в старшей группе

Современное общество остро нуждается в активно развивающихся, самоопределяющихся, духовных и творческих личностях. Важнейшим фактором, содействия формированию значимых социальных и духовных качеств личности ребенка является создание единого воспитательно-образовательного пространства «семья – образовательное учреждение».

Целью такого взаимодействия является:

- объединить усилия взрослых для успешного развития каждого ребёнка;

- сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним;

- уметь правильно реагировать на проблемы и достижения своего ребенка.

Важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками. Такое взаимодействие значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей и их родителей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы, получить желаемый результат в развитии каждого ребенка.

В области дошкольной педагогики родителям важно:

- знать основные закономерности и особенности воспитания и обучения детей;

- знакомиться с содержанием и методами воспитания;

- овладеть методами организации детской деятельности, общения, направленными на формирование социально ценных форм поведения и отношений ребенка с окружающими людьми.

В нашем детском саду проводиться следующая работа:

- приглашение родителей посетить дошкольное учреждение;

- посещение сотрудниками семей на дому;

- представление родителям письменной информации об учреждении;

- встреча для выяснения условий посещения ребенком учреждения.

Дальнейшая взаимосвязь родителей и персонала реализуется в процессе: ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают детей; неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить успехи, независимо от конкретных проблем; посещений родителей с тем, чтобы они могли видеть, как занимается их ребенок. «...Надо сделать так, чтобы детский сад не подменял родителей, не отторгал их от детей, а соединял их друг с другом, давал возможность для их богатого и тонкого общения и взаимодействия» Афанасьев С.П.

В жизни человека, а также и ребенка происходит чередование будней и праздников. Но чаще, в жизни детей больше будней, наполненных режимом и рутиной. Поэтому так необходимо организовать правильный интересный и полезный досуг для каждого ребенка. Правильно планировать досуговую деятельность ребенка уже необходимо в дошкольном возрасте. Вызывая радостные эмоции, развлечения одновременно закрепляют знания детей об окружающем мире, развивают речь, творческую инициативу и эстетический вкус, способствуют становлению личности ребенка, формированию нравственных представлений.

Продуманная организация свободного времени ребенка имеет большое значение для раскрытия его таланта и общего развития. В свободное время дети занимаются интересной и содержательной, по их мнению, деятельностью, которая вызывает чувство радости и уверенности в своих силах, расширяет круг общения с взрослыми и сверстниками, наполняя его значимым содержанием, а в итоге формируются основы общей культуры.

Следовательно, надо учить ребенка правильно использовать свободное время, предоставлять ему возможность заниматься разнообразной деятельностью по своему выбору. Интересная, насыщенная положительными эмоциями деятельность позволяет детям восстановить свои духовные и физические силы, способствует установлению атмосферы эмоционального благополучия, поэтому досуговая деятельность ребенка должна стать постоянной заботой взрослых.

Общественная и гражданская роль досуговой деятельности в последнее время неизмеримо возрастает. Досуговая деятельность наполняется огромным нравственным, воспитательным смыслом. Соприкасаясь с наиболее проблемными сторонами жизни, досуг участвует одновременно в решении жизненных проблем семьи, преодоления кризиса доверия; создании благоприятной среды для социально-культурной активности и инициативы. Досуговая деятельность в значительной мере строится на выработке стратегии, тактики, возможных подходов «вторжения» в сферу семейных отношений, педагогического вмешательства в такую сложную общность, как наша современная семья.

Досуговая деятельность  играет весьма существенную роль в развитии ребенка и его интеграции в общество. Ребенок стремится, чтобы его голос был услышан, а его действия оказались важными и полезными для окружающих, то есть стремится стать субъектом общественной жизни, а не объектом социально-педагогических воздействий. Помочь ему в этом стремлении - значит решить задачу позитивной социализации, успешного вхождения в общество, формирования установок гражданской культуры. Важной составляющей эффективной политики в сфере детства является создание условий, при которых дети имеют возможность активно участвовать на различных уровнях принятия касающихся их решений - от обсуждения до реализации, становясь, таким образом, равноправными партнерами взрослых.

Досуговая деятельность предстает как общественно осознанная необходимость. Общество крайне заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей – в целях социально-экономического развития и духовного обновления всей нашей жизни. Богатые познавательно-развивающие возможности досуга, приобщения к духовным ценностям заложены в осуществлении преемственности различных культур, реализации нравственных и эстетических норм культуры в разнообразных видах досуговой деятельности, формах общения и поведения. В досуговой деятельности создаются, сохраняются и передаются из поколения в поколение образцы культурных традиций через разнообразные формы обучения, просвещения, воспитания.

Организуя досуг ребенка, воспитатель, влияет на его поведение через его интересы, увлеченность, творчество, которые становятся своеобразным средством социального воспитания.

Одна из функций досуговой деятельности это образование, предполагающее владение знаниями сверх и на базе дошкольных программ. Эти знания отличаются доступностью, практической приложимостью, научной и общественной значимостью.

При планировании досуга учитываются время года, грядущие события, праздники, актуальные интересы детей, возможности, которые есть в детском саду. Например, в нашем дошкольном учреждении недавно прошёл досуг посвящённый дню рождению Г.Х. Андерсена. Дети вместе с родителями участвовали в данном мероприятии. Подбирали книги написанные автором. Искали интересные факты и истории из его жизни. В выходные всей семьёй они мастерили поделки по сказкам. Вася совместно с бабушкой и папой сделал великолепную поделку по сказке «Щелкунчик».  Маша с дедушкой по сказке «Снежная королева». Родители Кати и Васи объединились и сделали презентацию о детстве Г.Х. Андерсена. Практически все дети с родителями сделали книжки-малышки. Где дети рисовали, а родители оформляли книги. Дети не только узнали много интересных сказок которые написал Г.Х. Андерсен, но и провели выходные всей семёй за интересным и увлекательным занятием.  Дети которые принесли поделки были горды собой, что является не маловажным фактом в развитии личности ребёнка. В группе была организована выставка сказок Г.Х.Андерсена. Прошёл литературный досуг «В мире сказок Г.Х.Андерсена». Дети ежедневно слушали сказки Г.Х.Андерсена.

Необходимой в организации досуга является оценка результатов деятельности, которая должна стать признанием способностей ребенка, стимулом к дальнейшему творчеству. В связи с этим воспитателю важно помнить, что, оценивая работу воспитанника, лучше переоценить, чем недооценить ее. Причем поощрения должны соответствовать оценке, быть публичными и яркими по форме.

Поскольку воспитатель работает с группой, ему важно использовать механизм лидерства, с помощью которого он добивается единства группы. Это должен быть человек знающий, способный анализировать, общительный, легко вступающий в контакт, справедливый, обладающий организаторскими способностями, пользующийся авторитетом.

Помимо групповых воспитатель использует индивидуальные методы работы: наблюдение, беседу, сбор информации и документов, метод диагностики – всестороннее изучение и оценка личностных качеств воспитанника. Он должен всегда помнить, что, несмотря на то что он работает с группой, он прежде всего должен заботиться о каждом члене группы в отдельности! У каждого своя судьба, и помочь ему достойно определиться в жизни, приобрести необходимый статус, измениться для этого в лучшую сторону – его задача.

Досуговая деятельность в условиях детского сада рассматривается, как приоритетное направление здоровьесбережения и организации творческой деятельности ребенка. При организации культурно-досуговой деятельности, решается целый ряд педагогических задач:

- укрепление здоровья детей, физического и психического состояния организма;

- формирование  у  детей первоначальных представлений о культуре в целом, исходя из их психофизиологических особенностей;

- приобщение к основам художественной, досуговой и коммуникативной культуры; обучение различным видам деятельности и творчества;

- развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей;

- обучение правильному использованию свободного времени, формирование опыта организации содержательного досуга;

- ознакомление с традициями и обычаями своего народа и своей семьи, формирование любви к Родине.

В программе «От рождения до школы» достаточно подробно представлены виды  культурно-досуговой  деятельности:  отдых, созерцание, самообразование, творчество, развлечения и праздник.

Отдых снимает напряжение и усталость,  восстанавливает как физические, так и эмоциональные силы ребенка.  Пассивный отдых снимает напряжение общим мышечным расслаблением, рассматриванием красивых объектов: произведений культуры и природы;  размышлениями, непринужденной беседой на тему, волнующую ребенка. Активный отдых включает:  катание на санках, лыжах, велосипеде; прогулки, прослушивание  по желанию ребенка сказок,  песен  и  т.д.

Созерцание — наблюдение за объектом, предметом, явлением, в процессе которого возникает чувство восхищения, любования тем, на что обращен взгляд. Способствует формированию художественного вкуса, духовному постижению природного и предметного мира.

Самообразование – вид досуговой деятельности, направленный на развитие ума, и, как правило, не связанный с проведением занятий (настольные, дидактические игры, коллекционирование различных предметов,  экспериментирование,  посещение  музеев, театра). Именно в процессе самообразования развивается личность ребенка, раскрываются его способности, творческий потенциал, реализуются духовные интересы. При организации самообразования важно исходить из того, что нужно помочь ребенку на основе принципа развивающего обучения.

Творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности, поднимающий ребенка на новую ступень от потребителя духовных ценностей до их созидателя. Н.Н. Поддьяков отмечал, что в детском возрасте творчество следует понимать как механизм развития разнообразных деятельностей ребенка, накопления опыта, личностного роста. Развлечение сменяет однообразную жизнь детей в быту и учебе, обобщая опыт, полученный на занятиях.

Разнообразие направленностей досуговой деятельности представляет огромные  возможности   для  укрепления физического и психического здоровья дошкольников, расширения и углубления их знаний. Дети получают практические навыки, необходимые для жизни, формируют собственное мнение, развивают свою коммуникативную культуру, общаются в коллективе сверстников, а значит – учатся сотрудничеству и сотворчеству. Привлечение родителей  к досуговой деятельности освобождает от повседневных забот и  содействует пропаганде  здорового образа жизни.

Таким образом, досуговая деятельность имеет широкий спектр влияния на воспитание и развитие ребёнка, на формирование его Я - концепции. Но главной приоритетной задачей является создание условий для эмоционального отдыха детей, снятие психического напряжения, что является чрезвычайно важным для ребёнка, испытывающего стрессы и напряжения современной жизни! Каждый ребенок – это, прежде всего личность, обладающая своим характером, способностями, интересами, а также богатым внутренним миром. И задача взрослого помочь ребенку найти оптимальный для его возраста, здоровья и эмоционального благополучия вид досуговой деятельности.


Список использованных источников и литературы

  1. Асташина М.Н. Фольклорно - физкультурные занятия и досуги с детьми 3-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2012. – 111 с.
  2. Афанасьев, С.П. Веселые каникулы: настольная книга воспитателя / С.П. Афанасьев, С. Коморин. - М.: АСТ - Пресс книга, 2004. - 287 с.
  3. Вераксы Н. Е. От рождения до школы. Программа воспитания и обучения детей в детском саду. - М.: Мозаика – Синтез, 2011. - 331 с.
  4. Демченко, А. Некоторые проблемы современного развития досуговой деятельности и народного творчества // Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. - М.: ГИВЦ МК. Р.Ф., 1996. -49с.
  5. Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия. - М.: НГИК, 1994. - 32 с.
  6. Методические рекомендации по ведению досуговой и социально-воспитательной работы с населением по месту жительства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dsmp.mos.ru/documents/dosc, свободный (дата обращения - 23.03.2011).
  7. Социально-культурная деятельность: теория, технологии, практика: коллективная монография: [в 2 ч.] Ч.2 / Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Челябинская государственная академия культуры и искусства; редактор-составитель Л.Е. Осипова. - Челябинск, 2006. - 232 с.
  8. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. проф. П.Д. Павленка: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. - 236 с.
  9. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.

Сказки кроссворд 3-5 листов

н

и

л

ь

С

д

ю

й

м

о

в

о

ч

К

а

к

А

й

З

и

м

а

щ

е

л

К

у

н

ч

и

к

И

Г

е

р

д

а

к

А

й

щ

е

л

к

у

Н

ч

и

к

н

и

л

ь

С

Х

к

Р

о

т

щ

е

л

к

у

н

ч

И

к

л

а

С

т

о

ч

к

а

Т

И

к

А

й

Н

и

л

ь

с




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культурно – досуговая деятельность в старшей группе «В ГОСТЯХ У СВЕТОФОРИКА»

·       Закрепить знания детей о правилах дорожного движения.·       Продолжить учить различать дорожные знаки. Развивать зрительную память,...

Культурно - досуговая деятельность в старшей группе д/с

Культурно-досуговая деятельность расписана по месяцам....

Фотоотчёт о проведённой досуговой деятельности в старшей группе СП детский сад МБОУ Моховской ООШ по теме «Салют, Победа!» (на практико-ориентированном семинаре для педагогов ДОО района).

Время, в котором мы живем, – это новый более высокий уровень развития человеческого интеллекта и качественного повышения духовно-нравственного потенциала общества. Так уж совпало, что на рубеже веков ...

Опыт работы по проектной деятельности в старшей группе "Цветы".

Проекты, на мой взгляд, — одна из самых успешных форм для развития индивидуальности ребенка. Именно в проектной деятельности ребенок участвует как субъект собственного образования, и, что важно для де...

Конспект досуговой деятельности в старшей группе. Тема: «Будем в Армии служить».

Сценарий праздника "День защитника Отечества" . Детей посещает   капитан Врунгель. Они показывают ему какие они ловкие и умелые, поют и играют. Конспект составлен в соответствии с требованиями ФГ...

Методическая разработка досуговой деятельности в старшей группе ДОУ ко Дню Матери

Данная методическая разработка представляет собой сценарий досуговой деятельности в старшей группе ДОУ, посвященной Дню Матери...