РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ПОСРЕДСТВОМ ТЕСТОПЛАСТИКИ
учебно-методический материал по аппликации, лепке на тему

Шляпина Виктория Васильевна

Лепка может являтьсяодним из видов обучения, способствующей развитию мелкой моторики дошкольников, за счетиспользования пластичныхматериалов и разнообразных действий с ним.

Из всех материалов я выбрала соленое тесто и стала успешно использовать в своей работе с детьми.

Занятия тестопластикой помогут развить не ттолько мелкую моторику рук, но и решить ряд следующих задач:

Обучающие:

  • пробудить интерес у детей к творческому труду, сформировать у них желание в свободную минуту сделать что-то своими руками;
  • обучить детей работать с соленым тестом: замешивать, сушить, раскрашивать, экономно использовать, хранить.
  • научить правильным способам выполнения приемов лепки и умение наблюдать, выделять главное, существенное;
  • равить мелкую моторику рук, глазомер

Воспитательные:

  • воспитать усидчивость, упорство, стермление доводить начатое дело до конца
  • приучить к аккуратности в работе, сформировать стремление поддерживать порядок на рабочем месте;
  • сформировать умение работать в еоллективе.

Развивающие:

  • развить самостоятельность, аккуратность
  • сформировать потребность в саморазвитии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepka.docx492.54 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ПОСРЕДСТВОМ ТЕСТОПЛАСТИКИ

        Поделки из теста древняя традиция, но и сегодня         соленое тесто весьма популярный материал для лепки.

http://33.doutuapse.ru/images/01.jpg

        В России существовал с давних времен обычай лепить хлебные фигурки на забаву себе и детям.  В Чехии, Словакии, Польше лепили целые картины из теста.

Лепка - является одним из полезнейших занятий для ребенка. Это одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают мелкую моторику рук, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию.

        В этой статье я хочу познакомить вас с замечательным и добрым материалом - соленым тестом. Сперва, несколько слов о свойствах соленого теста. Тесто доступный, дешевый и легкий в использовании материал. Его можно заготовить впрок и хранить в холодильнике несколько дней. Тесту можно придать разные цвета, добавляя краски в воду при замешивании или раскрасить уже готовое высохшее изделие. После обжига или сушки такие изделия затвердевают, они могут долго храниться, с ними можно играть или подарить сувениры своим родным и близким людям.

http://33.doutuapse.ru/images/02.jpg

        Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Почему же я решила заниматься тестопластикой с детьми дошкольного возраста? По данным исследования ученых доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Работа с тестом своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с маленькими детьми. Неоценимую помощь эти занятия могут оказать детям с задержкой психического  развития. Ведь известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности человека.

        Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположены в мышцах) - это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно - ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Поэтому на занятиях по тестопластики широко использую пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами.

        Занятия лепкой из теста помогут развить не только мелкую моторику рук, но и решить ряд следующих задач и целей.

Цель:http://33.doutuapse.ru/images/04.jpg

 Научить лепке из солёного теста, развивать  художественные способности  абстрактное  мышление  и воображение.

 

Задачи:

Задачи  по  развитию  детей  младшего  возраста:

         Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.

         Формировать сенсорные эталоны формы, цвета и величины, развивать тактильную чувствительность рук;

         Знакомить со свойствами материала;

         Обучать приёмам лепки.

 

Задачи  по  развитию  детей  старшего   возраста:

 Развивать навыки лепки простых форм (цилиндра, палочки, диска, шарика и т.д.) и на их основе формировать умение изготавливать из теста сложные предметы (овощи, фрукты и т.д.);

 Развивать мышления и воображения.

 Развивать  внимание.

 Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира.

 

Принципы:

        Сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учётом природных особенностей в данный момент деятельности.

        Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.

        Принцип обогащения сенсорного опыта.

        Последовательности и систематичности.

        Личностно-ориентированный подход.

        Культурного обогащения , содержания деятельности по тестопластике, в соответствии особенностями познавательного развития детей разных возрастов.

        Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.

        Игровое обучение

        Педагогика сотрудничества

 

  Преимущества соленого        теста:http://33.doutuapse.ru/images/03.jpg

  1. Можно приготовить в    любой момент, не тратя  лишних денег; 

   2. Легко отмывается и не  оставляет следов; 

    3. Безопасно при попадании  в рот, если не добавлять клей,  - обычно, один раз  попробовав тесто на вкус,  ребенок больше не пытается  взять его в рот - невкусно!!! 

 4. Если оно правильно  замешано, лепится  замечательно, к рукам не  липнет; 

 5. Можно сушить в духовке, а  можно - просто на воздухе; 

6. Краска пристает любая, а возможности для росписи - практически неограниченные;

7. Поверх краски хорошо еще покрывать лаком - сохранится на века...

8. С готовым можно играть - без боязни, что оно потеряет форму.

 

     Рецепт соленого    теста: 2 стакана муки (можно в муку, не выходя из нормы двух стаканов, добавить сухой крахмал. Например, 1 1/2 ст. муки + 1/2 ст. крахмала. С добавлением крахмала тесто станет более эластичным. Из такого теста особенно хорошо получаются тонкие детали, например, лепестки цветов.), 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г, можно добавить 2 стол. ложки клея ПВА. Вместо воды можно сварить клейстер из крахмала. http://33.doutuapse.ru/images/05.jpg

      http://33.doutuapse.ru/images/06.jpg

 

 

Способы сушки. Сушка в духовке. Нужно исходить из того, что изделие толщиной 5 мм сушится в течение 1 часа. Температура при этом должна быть 75 градусов.

 

      Воздушная сушка. Самый экономичный, но и самый длительный. При воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно - за 1 день изделие просушивается не более чем на 1 мм толщины. Такую сушку целесообразнее всего проводить летом, когда можно использовать тепло солнечных лучей (зимой на батарею украшения ни в коем случае класть нельзя!).


     
Комбинированная сушка. Она более всего подходит для объемных лепных украшений: изделия выдерживают несколько дней на солнце, затем досушивают в духовке.

http://33.doutuapse.ru/images/08.jpg

        В своей работе я всегда замешивала тесто в присутствии детей. Давала возможность принять участие воспитанникам: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте (твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т.д.). Сначала дети учились лепить и украшать плоские фигурки - декоративные пластины с налепом, сердечки. Для раскатывания использовались скалочки, а для вырезания - формочки для печенья, вареников, крышки от бутылок. Затем учились лепить объемные формы: при помощи деревянного стержня (спички или зубочистки). А потом к основе добавлялись характерные признаки: ушки, носик, глазки, хвост.

        После того, как дети освоили лепку из двух или нескольких шаров, предлагала тему по “По замыслу”. На этих занятиях анализировала степень усвоения материала, как дети самостоятельно применяют те навыки и приемы, которые уже усвоили.

        Следующий этап - это облепливание тестом разнообразных объемных форм: бутылочек из под детского питания, сока, баночки. Детям необходимо было сначала облепить форму, а затем придумать интересную игрушку, добавляя характерные детали и мелкие декоративные элементы: цветы, грибы, шляпки и др.

            Одним из этапов изготовления поделок является - раскрашивание. Для этого используются краски-гуашь, акварель, фломастеры. Постепенно дети привыкли и научились использовать в работе палитру, для смешивания красок, кисточки разного размера и жесткости. Работы стали получаться интересные, выразительные. http://33.doutuapse.ru/images/07.jpg

        Чтобы разнообразить работу с тестом предлагала такой прием-украшали сырое изделие мелким бисером, красивыми бусинками, стразами, пуговицами и косточками. Дети с удовольствием лепили, любовно украшали сувениры для своих родных и близких.

(картинка №09)http://33.doutuapse.ru/images/09.jpg

 Тестопластика сегодня актуальна, так как она помогает детям разного возраста отражать свою неповторимую самобытность, помогает реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности и возможности в декоративно-прикладной деятельности.

Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

        Планируя работу на следующий год, одной из целью которого будет углубленное изучение технологий тестопластики, закрепление ранее полученных навыков, знаний и умений. Будут осваиваться более сложные приемы. Особое место будет уделяться совместному творчеству, изготовление сувениров, барельефов, игрушек для настольного театра, коллективных панно

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Развитие мелкой моторики рук посредствам тестопластики"

В статье рассказывается о  мелкой моторики рук посредствам тестопластики....

творческий отчет по самообразованию "Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики"

Предлагаю вам замечательный метод развития малышей с помощью тестопластики....

Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики

Лепка – является одним из средств эстетического воспитания. Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют её на д...

Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики рук посредством тестопластики «ТЕСТОЛЮБЫ»

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания дошкольника. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успе...

Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции на 2022-2023 г. Тема: «Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики»

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, ...

План по самообразованию воспитателя Ханьбековой А.А. На 2017-18 учебный год. Тема. «Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики»

План по самообразованию воспитателяХаньбековой А.А. На 2017-18 учебный год.Тема. «Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики»...