МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Обогащение и активизация словарного запаса детей на занятиях по лепке во второй младшей группе
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

В методической разработке представлен материал по обогащению и активизации словаря  у детей 3 - 4  лет на занятиях по лепке. Данный материал адресован воспитателям дошкольных образовательных организаций для использования в ходе проведения ООД по образовательной области художетсвенно-эстетическое развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА  МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА  МОСКВЫ  «ШКОЛА № 572 «ВОЗМОЖНОСТИ»

109559, Москва, ул.Тихорецкий б-р, д.8А            e-mail: 572@edu.mos.ru                  тел./факс   8-495- 358 – 27 – 01

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

 

Обогащение и активизация словарного запаса

детей на занятиях по лепке

во второй младшей группе

                      Воспитатель ГБОУ Школа № 572

             дошкольное отделение-6: Кукушкина Галина Валентиновна

Москва, 2016 г.

Пояснительная записка

Овладение словом перестраивает все основные психические процессы ребенка: создает новые формы восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления. Процессам восприятия слово придает обобщенный характер; внимание при направляющем участии слова становится активным; процессы памяти превращаются в акты произвольного запоминании.

Одна из важнейших особенностей психологического развития детей четвертого года жизни — увеличение доли произвольных, преднамеренно выполняемых ребенком действий. Преднамеренность всегда связана с элементарным осознанием выполняемого действия. Это имеет большое значение в развитии речи. В этом возрасте резко возрастает любознательность детей, которую важно использовать для воспитания интереса к языку, к языковым и речевым явлениям, для формирования начатков контроля и самоконтроля за речью.

Появлению слова в активном словарном запасе предшествует его адекватное понимание и устойчивое предметное соотнесение в реальной действительности. Каждое новое слово должно быть понятно ребенку, опираться на конкретную ситуацию. Создать такую рече порождающую ситуацию достаточно трудно; для этого требуется терпение, изобретательность и постоянный поиск новых игр и приемов, активизирующих речь детей.

Изобразительная деятельность оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании речевых навыков ребенка.

У детей четвертого года жизни активизация и обогащение номинативного,  глагольного словаря, словаря-признаков очень хорошо проводить в ходе занятий по лепке.  В этой группе дети продолжают осваивать различные формы: шар, цилиндр, диск, различать их, ориентироваться в величине этих форм, составлять из них несложные фигурки.

Приемы обучения для первой младшей группы используются и в работе с детьми 3-4 лет. При изучении формы предметов недостаточно только рассматривать их в начале занятия. Хорошо, если каждый ребенок подержит в руках шар, мяч, апельсин, ощутит их объем, размер. Такое знакомство с формой предмета воспитатель должен проводить группами по 5-6 человек за один или два дня до занятия. Он предлагает детям взять предмет, охватить его одной или двумя руками. Можно предложить показать предмет между ладонями: если шар, то круговыми движениями, если цилиндр, то продольными. Внимание ребят направляется на основную форму частей, их количество и основные пропорциональные соотношения. Такое активное знакомство с предметами помогает ребенку понять не только формы, но и движения, которые необходимы для их изображения. Отчасти эти задачи ставились в первой младшей группе. Здесь же преследуется еще одна цель - ребенок, знакомясь с основными геометрическими формами, должен узнавать их в других предметах, например шар - в яблоке, ягодах и т. д.

Начало занятий лепкой, как правило, предполагает показ воспитателем приемов изображения и объяснение. Он берет ком глины одной рукой, кладет его на раскрытую ладонь, другой рукой производит необходимые движения. Показывать нужно так, чтобы действия были четкими, понятными детям.

Для того чтобы убедиться в усвоении детьми того или иного приема, можно предложить всей группе или отдельно каждому ребенку повторить это движение. После этого ребята могут приступить к изображению. Показ приемов сопровождается объяснением, которое должно соответствовать действиям.

«Беру кусок глины,- говорит воспитатель,- кладу на ладонь и раскатываю его вот так - вперед-назад, вперед-назад. Вот какой получился столбик». Показ и объяснение должны занять не более 3-4 минут.

Обучение лепке во второй младшей группе, так же, как и у детей 2-3 лет, должно предусматривать развитие самостоятельности, а поэтому в тех случаях, когда дети уже знакомы с приемами, не следует им еще и еще раз показывать то, что они усвоили. Например, при изображении диска нет надобности показывать лепку исходной формы. Надо сразу взять заранее подготовленный шар, положить на ладонь и расплющить, покрыв другой ладонью, предоставив детям возможность самостоятельно вспомнить, как лепить шар.

С детьми трех лет используются игровые приемы. Можно обыграть тему занятия, предложить игру с фигурками, которые получились, дополнить их некоторыми деталями. Например, если дети лепили кролика, то предложить около каждой фигурки положить заранее сделанную морковку; в руки вылепленной матрешки или куклы вложить маленький флажок. В том случае, когда дети лепят цыплят, можно фигурки поставить на зеленый лист бумаги, изображающий луг. Эти приемы помогут детям не просто создавать предметы, а вкладывать в свою работу образное содержание.

Чтение детям сказок оказывает самое благотворное влияние на развитие фантазии, творческой самостоятельности, пробуждает интерес к изобразительной деятельности. Например, ребята хорошо знают сказку «Колобок». Воспитатель предлагает им вылепить колобок, который катится по дорожке. Лепка шарообразной формы знакома детям, и воспитатель направляет их внимание на образную передачу формы. Воспитатель еще раз читает сказку, чтобы напомнить ребятам детали. Дети словесно обрисовывают внешний вид колобка и дорожки, сравнивают его форму с другими округлыми предметами. Отмечают, что на картинке у колобка есть глаза, нос и рот. В начале занятия воспитатель показывает ребятам, как можно палочкой изобразить глаза и рот колобку, как сделать дорожку, расплющив глиняный столбик пальцем.

После объяснения все приступают к лепке, а воспитатель на отдельном столе расставляет зеленые елочки, приготовленные заранее для изображения леса. Дети работают, а воспитатель вопросами и советами направляет их на верное решение. Когда лепка закончится, изделия устанавливаются на столе так, чтобы все дорожки были направлены к елкам. Дети с воспитателем располагаются около стола и рассматривают работы, отмечая, что колобки весело катятся по своим дорожкам в лес. Воспитатель попутно задает вопросы, заставляющие ребят задуматься над темой, приемами лепки, результатом труда. Некоторые занятия могут начинаться или заканчиваться потешкой или песенкой, которые углубляют образное представление детей об изображаемом предмете.

Комплексно-тематическое планирование интеграции образовательных областей «художественно-эстетическое развитие» и «речевое развитие» во II младшей группе

1. «Красивая лесенка».

Цель: Упражнять в лепке палочек приёмом раскатывания пластилина прямыми движениями ладошек. Развивать желание работать, объединять результат коллективной темой.

   Словарь: лестница, лесенка, палочка, палочки, залезать, мыть, протирать.

2. «Шустрые мячики».

   Цель: Учить передавать форму мячика путём скатывания шарика в ладошках. Развивать игровой замысел. Закреплять знания детей о разнообразных играх с мячиками и о бережном отношении к группе.

Словарь: круглый, маленький, синий (красный), гладкий, играть, катать, бросать.

3. «Угостим кукол оладушками».

   Цель: Учить преобразовывать круглую формушара в диск, расплющивая шар ладошками.

Словарь: шар, оладушек, угощать, кушать, спасибо, пожалуйста, приятного аппетита.

4. «Консервируем фрукты».

   Цель: Формировать интерес к лепке. Совершенствовать умение скатывать пластилин между ладонями круговыми движениями. Учить приёмам вдавливания, оттягивания, для получения необходимой формы. Закреплять представления детей о заготовке фруктов на зиму.

Словарь: яблоки, груши, сливы, вишни, абрикосы, фрукты, компот, зелёное, жёлтая, красная, синяя.

5. «Мы в лесок пойдём,

            Мы грибок найдём».

   Цель: Учить передавать форму в лепке. Упражнять в раскатывании

пластилина круговыми движениями ладоней и сплющивании его пальцами в диск, в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук. Учить соединять отдельные части, прижимая и примазывая их друг к другу. Закреплять представление о грибах, которые растут в лесу.

Словарь: гриб, грибы, шляпка, нока, лес, растёт, дождь.

6. «Чашка для парного молока, чтобы покормить детёныша».

Цель: Учить лепить из шара чашку путём вдавливания пластилина, сглаживать поверхность. Прививать интерес к произведениям народного искусства, предметам быта (чашки, миски Воронежского керамического завода). Воспитывать заботливое отношение к животным, интерес к ним.

Словарь: кошка – котёнок, Собака – щенок, овца – ягнёнок, корова – телёнок, лошадь – жеребёнок, чашечка, чашка, миска, мисочка.

7. «Мягкие лапки, а в лапках царапки».

Цель: Вызывать желание передавать в лепке характерные особенности животных (форму туловища, головы, соотношение частей по величине, их расположение), закреплять умение плотно соединять части путём примазывания одной детали к другой. Воспитывать любовь к животным.

Словарь: котёнок, туловище, голова, лапки, хвост, глаза, непослушный, шустрый, весёлый, беленький, пушистый, маленький, добрый.

8. «Стоп машина! Тише ход!

      На дороге пешеход!»

   Цель: Продолжать учить лепить форму шара, раскатывая пластилин между ладонями, а затем расплющивать его; осваивать последовательность расположения огней на светофоре – трафарете; учить делать атрибуты для игры; понимать значение зелёного и красного сигналов светофора.

   Словарь: светофор, пешеход, красный, жёлтый, зелёный, стоять, приготовиться, идти.

9. «Дед Мороз, дед Мороз!

 Он подарки нам принёс»!

   Цель: Продолжать учить детей лепить округлые формы; сплющивать

округлую форму между ладонями и превращать её в диск; совершенствовать умение скатывать пластилин между ладонями, соединять полученную форму в виде колечка, украшать вылепленные изделия. Воспитывать у детей отзывчивость, доброту; вызвать приятные воспоминания, связанные с Новогодним праздником.

Словарь: праздник, ёлка, дед Мороз, подарки, яблоко, апельсин, орех,печенье, пряники, баранки.

10. «Чашка с блюдцем».

Цель: Учить лепить посуду (блюдце, чашку), передавать особенности формы; пользоваться знакомыми приёмами лепки (скатывание, сплющивание); учить приёму вдавливания шара пальцами внутрь для получения полой формы; развивать интерес к творчеству народных умельцев.

Словарь: чашка, чашечка, ручка, блюдце, посуда, пить чай.

11. «Мы танцуем со снежками,

       Посмотрите все на нас».

   Цель: Упражнять в лепке предметов круглой формы приёмом раскатывания пластилина круговыми движениями ладоней; учить передавать различную величину предметов. Закреплять знания о форме предметов.

Словарь: снег, белый, холодный, липкий, зима, ком, катать, большой, маленький, играть.

12. «Наш друг Снеговик».

Цель: Продолжать упражнять детей в лепке предметов круглой формы разного размера; учить собирать из них снеговика, соединяя форма последовательно; учить приёму примазывания деталей, дополнять образ (шляпа – мозаика, метла – веточка); развивать воображение.

Словарь: зима, снег, снеговик, ком, белый, холодный, липкий, снеговик весёлый, грустный.

13. «Заходите в гости к нам,

       Витамины я вам дам».

   Цель: Продолжать вызывать у детей интерес к лепке. Закреплять умение

скатывать комочки пластилина между ладонями круговыми движениями, размещать их на силуэте флакона (из картона покрытого тонким слоем пластилина). Знакомить с правилами безопасности в обращении с лекарствами. Воспитывать отзывчивость.

Словарь: врач, лечит, лекарства, витамина, бинт, термометр, шприц, добрый, ласковый, внимательный.

14. «На выставку с папой сегодня идём!

        Как хорошо нам с ним вдвоём!»

Цель: Познакомить детей с дымковской глиняной игрушкой. Учить лепить утицу – крылатку путём оттягивания пластилина от общего куска. Воспитывать интерес к народной игрушке, учить видеть выразительность формы.

Словарь: выставка, глина, мастерица, украшать, красивые, весёлые, дымковские.

15. «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны».

   Цель: Учить лепить гусеницу, добиваясь выразительности в передаче формы. Акцентировать внимание на том, что при соединении туловища, надо плотно прижимать одну часть к другой. Расширять представление детей о мире животных. Воспитывать заботу о маме, желание быть послушными.

Словарь: мама, мамочка, гусеница, гусеничка, ползает, ест, прячется, добрая, грустная, ласковая, зайчиха – зайчонок, лиса – лисёнок, волчица – волчонок, медведица – медвежонок.

16. «К нам гости пришли,

        Дорогие пришли…».

Цель: Продолжать учить лепить круглые, прямоугольные формы, используя знакомые методы расплющивания, разглаживания. Учить правильно и красиво сервировать стол, воспитывать гостеприимство.

Словарь: гости, чайник, блюдца, чашки, тарелки, сахарница, печенье, булочки, пироги, конфеты, добрые, вежливые.

17. «Мечтаю о таком дворе,

       Но он пока только во сне».

Цель: Учить с помощью лепки изображать деревья разными способами; учить работать коллективно, испытывать радость от сделанной работы.Воспитывать любовь к своему двору, дому; бережно относиться к зелёным насаждениям, беречь их.

18. «Божьих коровок скорее слепите!

        Деревья наши от тли спасите»!

   Цель: Вызвать интерес, желание слепить божью коровку, используя природный материал и пластилин; воспитывать любовь к природе – желание спасти листочки от вредителей.

   Словарь: весна, листья, тля, божья коровка, пятна, чёрная полоска, лапки, глазки, усики.

19. «Баранки и плетёнки».

Цель: Продолжать воспитывать интерес к лепке; совершенствовать умение скатывать ком теста между ладонями прямыми движениями; учить соединять концы столбиков в виде кольца; учить лепить плетёнку, переплетая две или три колбаски; воспитывать навыки аккуратного обращения с тестом; воспитывать желание помогать.

   Словарь: хлеб, батон, булка, пирожок, баранка, торт, тесто, мука, пшеница, поле.

20. «Подарим Илюшке

        В день рождения игрушки».

   Цель: Продолжать учить детей лепить предмет в соответствии с образцом. Совершенствовать умение скатывать пластилин круговыми движениями, прямыми движениями между ладонями, сплющивать, оттягиватьпальцами отдельные детали. Продолжать вызывать интерес к лепке. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

   Словарь: игрушки, мишка, туловище, голова, лапы, уши. Играть, катать, кормить, укладывать спать.

21. «Одуванчик, одуванчик!

       Стебель тоненький, как пальчик!».

   Цель: Продолжать учить лепить барельеф; совершенствовать навыки лепки прямыми и круговыми движениями ладошек, сплющивать шар между ладошками; учить стекой передавать характерные особенности цветка (большое количество лепестков). Воспитывать бережное отношение к цветам, учить ценить и беречь красоту природы.

   Словарь: весна, тепло, солнышко, цветы, одуванчик, листочек, стебель, жёлтый, похож на солнышко, нежный, ласковый, растёт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки. Перспективное планирование непосредственно-образовательной деятельности на март, апрель, май 2016 года вторая младшая группа.

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30 Василеостровского района города Санкт-Петербурга  Методические разработки.Перспективное планирование не...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Обогащение и активизация словарного запаса детей на занятиях по лепке в средней группе

В методической разработке представлен материал по обогащению и активизации словаря  у детей 4-5 лет на занятиях по лепке. Данный материал адресован воспитателям дошкольных образовательных организ...

Развивающие приемы обогащения и активизации словарного запаса детей старшего дошкольного возраста

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.Словарная работа тесно св...

Конспект занятия по лепке во второй младшей группе. Лепка “Грибы”

Конспект  занятия по лепке во второй младшей группе....

Конспект занятия по лепке во второй младшей группе Лепка Снеговика

Конспект занятия по лепке во второй младшей группе  Лепка Снеговика...

Конспект занятия по лепке для второй младшей группы: "Лепка сушек".

В конспекте описан ход занятия по обучению лепки детей сушек из пластилина....

Конспект занятия по «Лепке» Во второй младшей группе (3 – 4 года) Тема: «Чашка парного молока для детей животных»

Конспект занятия по «Лепке»Во второй младшей группе (3 – 4 года)Тема: «Чашка парного молока для детей животных» Доминирующая образовательная область: художественно-э...