Кружок "Волшебный пластилин"
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Квасова Наталья Владимировна

Программа кружка по пластилинографии "Волшебный пластилин"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx376.34 КБ

Предварительный просмотр:

                   МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                                 ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №20 «АЛЁНУШКА»

   

                                                                                                                   УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                       Заведующий МДОУ ЦРР

                                                                                                          д/с №20 «Алёнушка»

                                                                                                                                      -   Ю.В. Старых

                   _                                                        

                                                                                                     

                                 ПРОГРАММА

         дополнительного образования «Художественно-эстетическое развитие

                       детей через организацию занятий по лепке из пластилина»

                                     Кружок «Волшебный пластилин»

                                                 Срок реализации программы 1 год (2016-2017)

                                                                  Педагог-составитель программы:

                                                                Квасова Наталья Владимировна

                                                                     Год составления программы:  2016

                                          Содержание рабочей программы

  1. Пояснительная записка         ………………………………..стр. 3
  2. Содержание образовательной деятельности   …………….стр. 4
  3. Календарно тематический план    ………………………….стр. 8
  4. Информационно-методическое обеспечение  ……………..стр. 15

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Руки учат голову,

 затем поумневшая голова учит руки,

 а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

И. П. Павлов.

Актуальность

Исследованиями различных стран установлено, что уровень мыслительной деятельности, развитие речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия по развитию осязания и мелкой моторики помогают оказывать положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым ослаблять зависимость становления зрительных функций от зрительного дефекта.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, был разработан кружок художественной направленности “Волшебный пластилин”- основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.

Программа работы кружка пластилинографии «Волшебный пластилин» является моделью совместной художественно-изобразительной деятельности педагога и детей, составлена с учётом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей детей среднего дошкольного возраста.

Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический. Главное заинтересовать ребенка и поддержать его. Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.

Освоение отдельных технических приемов пластилинографии вполне доступно детям дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным.

Пластилинография имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.

Цель: Развивать осязание и мелкую моторику рук через освоение нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии.

Задачи:

  1. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  2. Развивать зрительно-моторную координацию.
  3. Развивать осязание и тактильно-двигательного восприятия.
  4. Развивать зрительно-пространственные навыки ориентировки на листе бумаги.
  5. Формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
  6. Закрепить приёмы лепки.
  7. Воспитывать стремление к поиску, самостоятельности.
  8. Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

Принципы построения программы:

  1. От простого к сложному.
  2. Связь знаний, умений и навыков.
  3. Системность знаний.
  4. Воспитывающая и развивающая направленность.
  5. Активность и самостоятельность.
  6. Учет возрастных и  индивидуальных особенностей.

Этапы кружковой работы с детьми:

Опрос родителей, изучение интересов детей;

• Изучение методических рекомендаций;

• Создание условий для проведения кружковой работы;

• Подведение итогов.

Предполагаемые результаты работы:

• У ребёнка развит интерес к творческой деятельности;

• Усвоены основные приёмы работы в технике пластилинографии;

• Мелкая моторика развита на достаточном уровне;

• Ребёнок умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.

Материал:

1. Плотный цветной картон

2. Цветной пластилин

3. Доска для лепки, стека

4. Салфетка для рук

5. Игрушки, иллюстрации и дидактический материал соответствующий тематике занятия, ИКТ.


2. Содержательный раздел

 Возраст:

Детей 5-6 лет

Расписание организованной образовательной деятельности:

2 половина дня, 30 мин.

Срок реализации программы.

1 год.

Объем времени.

День недели

время

неделя

месяц

год

Художественно-эстетическое развитие

среда

16.10-16.40

1

4

36

Форма деятельности:

Занятия, совместная деятельность.

Форма контроля:

Наблюдение, анализ продуктов деятельности.

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

ЭТАП

Задача перед ребёнком.

1.

Подготовительный

– Освоить прием надавливания.

– Освоить прием вдавливания.

– Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

– Освоить правильную постановку пальца.

– Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

– Научиться работать на ограниченном пространстве

2.

Основной

– Научиться не выходить за контур рисунка

– Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

– Использовать несколько цветов пластилина

– Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т.д.)

– Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

– Научиться доводить дело до конца

– Научиться аккуратно, выполнять свои работы

– Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

– Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

– Научиться действовать по образцу воспитателя

– Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

3.

Итоговый

– Самостоятельно решать творческие задачи.

– Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

– Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. Были написаны конспекты занятий.  К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Для решения поставленных задач, на занятиях максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т.д.

Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:

– “Художественная литература”, где используются произведения познавательной направленности.
– “Развития речи”, где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем.
– “Продуктивные” занятия, где осуществлялась закрепление образов.
– “Познавательные” занятия, где осуществляется закрепление образов и понятия о живой и не живой природе.
– “Музыкальные занятия”.

Структура дополнительной образовательной услуги

кружок «Волшебный пластилин»

Возраст детей, участвующих в кружковой деятельности 5-6лет. Срок реализации программы 1 год. НОД проводится 1 раз в неделю, во второй половине дня, длительность 30 минут. Форма проведения НОД – совместная деятельность. Образовательная деятельность содержит много познавательной информации, насыщена играми, игровыми ситуациями, физкультминутками.

В итоге работы планируется оформление  работ детей в форме выставки, выполнение совместных работ детьми, отчета о проделанной работе.

Кружок дети посещают по запросу родителей или их законных представителей.

  1. Введение в игровую ситуацию

1 мин.

  1. Актуализация и затруднения в игровой ситуации

2 мин

  1. Открытие детьми нового знания

4 мин

  1. Физпауза (подвижная деятельность)

2 мин

  1. Включение нового знания и повторение пройденного

20 мин

  1. Эмоциональная устойчивость на успех

1 мин

Ожидаемые результаты

  • Овладевает основными навыками и умениями лепить предметы разной формы; выпуклые и объемные объекты;
  • Вырабатывать усидчивость;
  • Развивает мелкую моторику пальцев
  • Сохраняет интерес к занятию

Основные методы и формы совместной деятельности

Методы: беседа, рассказ, сказка, рассматривание иллюстраций

Форма: тематическая совместная деятельность

Взаимодействие с родителями

  1. Выступление на родительских собраниях.
  2. Проведение индивидуальных бесед и консультаций.

                                    Развивающая среда в группе

  1. Оформление выставок детских поделок.
  2. Оформление альбома с фотографиями лучших работ.

               Календарно-тематический план дополнительной образовательной

                               программы кружка «Волшебный пластилин»

Тема занятия

Задачи

Кол-во часов

Сентябрь

4 ч

Картинка пластилином по стеклу

Дать понятие о пластилинографии и учить  рисовать пластилином.

1

Кленовый листочек

Знакомить детей с пластилином и его свойствами; научить детей разминать пластилин пальцами и ладонями обеих рук; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

1

Гриб, грибочек…

Учить детей вдавливать детали в пластилин; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику; учить передавать в лепке впечатления от окружающего

1

Ветка рябины

Продолжать знакомить ребенка с пластилином и его свойствами; учить  отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прилеплять к  поверхности; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

          1

Октябрь

4 ч

     Яблонька

Продолжать формировать интерес к работе с пластилином; умение к созданию выразительного образа – дерева, посредствам объема, цвета развивать мелкую моторику.

1

    Осеннее дерево.

       «Берёза»

Обучение приемам работы с новой техникой «пластилинография»: знакомство с новыми приемами (скатывание, надавливание и размазывание);   формирование интереса к лепке;
обучение умению ориентироваться на листе бумаги;
развитие мелкой моторики.

1

Сказочное дерево

Научить ребенка отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них жгутики, скручивать в улитки и располагать на плоскости ; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

1

Ёжик

Учить детей использовать в своей работе комбинированный способ лепки; передавать форму и пропорциональное соотношение частей тела; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

1

Ноябрь

Живые яблочки на ветках

Совершенствовать технику скульптурной лепки; закреплять умение работать  с  пластилином, использовать его свойства при раскатывании, сплющивании, разглаживании поверхности; развивать мелкую моторику и творческое воображение.

1

Осенние подарки  

Формировать умение создавать выразительный образ  посредством объёма и цвета новым способом изображения; продолжать учить детей вдавливать детали в пластилиновую основу в определенном порядке, создавая изображение; формировать интерес к работе с пластилином; способствовать развитию фантазии; развивать мелкую моторику.

1

Подарок для Хрюши

Развивать умение задумывать содержание своей работы и доводить задуманное до конца; формировать  умение создавать объёмную композицию; воспитывать аккуратность; развивать мелкую моторику.

1

Наряд для куклы

Учить технике создания изображения «игрушки» на плоскости в полуобъеме при помощи пластилина

1

Декабрь

4 ч

«Ёлочка красавица всем ребятам нравиться»

Формировать умение создавать знакомый образ посредством пластилина на горизонтальной плоскости; закреплять навыки раскатывания, сплющивания; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику

1

Чайная посуда

Формировать эстетическое отношение к бытовым предметам; совершенствовать знакомые приёмы лепки: раскатывание, деление на равные части, сплющивание;

вызвать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

1

Новогодняя  ветка.

Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии; формировать интерес к работе с пластилином; воспитывать аккуратность и усидчивость.

1

Снеговик

Совершенствовать навыки рельефной лепки; учить лепить фигуры круглой формы; совершенствовать знакомые приёмы лепки; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

1

Январь

3 ч

Чебурашка

Учить создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания, примазывания, приглаживания границ соединения отдельных частей;

развивать мелкую моторику рук;

доставить детям радость от встречи с любимым героем; формировать интерес к работе с пластилином.

1

Любимые игрушки

Продолжать работу по созданию любимого образа; совершенствовать навыки лепки;

воспитывать эстетический вкус, аккуратность; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

1

В январе, в январе все деревья в серебре…

Формировать умение создавать знакомый образ посредством пластилина на горизонтальной плоскости; закреплять навыки раскатывания, сплющивания; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику

1

Февраль

4 ч

Снежный кролик

Формировать умение создавать лепные образы конструктивным способом; развивать навыки планирования работы: задумывать образ, делить пластилин на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

1

Жители зимнего леса

Вызвать у детей желание лепить знакомых им зверей; учить  передавать в лепке конструктивным способом строение разных животных; учить добиваться выразительных образов; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

1

Весёлый клоун

Формировать умение лепить фигуру конструктивны способом, передавая форму, величину, и пропорции тела; развивать мелкую моторику; воспитывать интерес к изготовлению игрушек своими руками; формировать интерес к работе с пластилином.

1

Подарок для папы (кружка)

Формировать умение лепить посуду конструктивны способом, передавая форму, величину, и пропорции предмета; развивать мелкую моторику; воспитывать интерес к изготовлению подарков своими руками; формировать интерес к работе с пластилином.

1

Март

4 ч

Цветочек

Вызвать интерес к пробуждающейся весенней природе; учить создавать выразительный образ посредством передачи цвета и объёма; закреплять умение лепить из пластилина, используя изученные приёмы; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

1

Парусник

Продолжать учить детей наносить пластилин тонким слоем на заданную поверхность, используя пластилин разных цветов; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику, творчество.

1

Весёлый лягушонок

Вызвать интерес к окружающему миру; учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида животных в своей работе; упражнять в приемах скатывания, раскатывания и сплющивания; воспитывать аккуратность в работе с  пластилином; развивать мелкую моторику.

1

Русская матрёшка

Закрепить умение использовать в работе ранее усвоенные приемы лепки (скатывание,оттягивание, прищипывание)

1

Апрель

4 ч

Чудесные рыбки

Расширить представления и знания детей об особенностях внешнего вида рыб; совершенствование скульптурного способа лепки;  развивать глазомер, чувство пропорции; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

1

Инопланетные корабли

Освоение техники рельефной лепки; познакомить со способом смешивания цветов пластилина, пластилиновой растяжкой; развивать чувство формы и композиции; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

1

Бабочка-красавица

Расширить представления и знания об особенностях внешнего вида бабочки; закреплять умение лепить из пластилина, используя изученные приёмы и способы (смешивание цветов);  формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

1

Удивительный подводный мир

Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей;

развитие умения лепить фигуру из отдельных частей, передавая их форму и пропорции; упражнять в приемах скатывания и  раскатывания и соединения деталей в одно целое; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

1

Май

4 ч

Военная техника «Танк»

Совершенствовать навыки рельефной лепки; закреплять знакомые приёмы лепки: раскатывание, расплющивание, скручивание, деление жгута на равные части; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику, творческое воображение.

1

Божья  коровка

Продолжать учить детей вдавливать детали в пластилиновую основу в определенном порядке, создавая изображение; формировать интерес к работе с пластилином; способствовать развитию фантазии; развивать мелкую моторику

1

Лепим сказку «Колобок» (коллективная работа)

Закреплять умение работать  с  пластилином, использовать его свойства при раскатывании, сплющивании, разглаживании поверхности в создаваемых объектах; развивать умение согласованно выполнять общую работу;  формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику,  творчество, работать коллективно.

1

Выставка детских работ

Развивать эстетический вкус; вызвать у детей положительные эмоции от проделанной работы.

1

Июнь, июль, август

«Мак»

«Незабудки»

«Ландыш»

«Подсолнух»

Вызвать интерес к природе; учить создавать выразительный образ посредством передачи цвета и объёма; закреплять умение лепить из пластилина, используя изученные приёмы; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику

Петушок с семьей.

Гуси, утки.

Барашек.

На лугу, на лугу, на лугу пасутся ко….

Вызвать у детей желание лепить знакомых им зверей; учить  передавать в лепке конструктивным способом строение разных животных; учить добиваться выразительных образов; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику

Методическая копилка

Работа с методической литературой, изучение интернет-ресурсов, ознакомление с опытом других воспитателей.

Представление информации для родителей о работе кружка, индивидуальные консультации. 

Информационно-методическое обеспечение

  1. «Нравственно – эстетическое воспитание ребенка в детском саду» / Ветлугина Н.А., Казакова Т.Н, Пантелеев Г.Н. – М.: Просвещение, 1989. – 79 с.
  2. Комарова Т.С., Савенков А.И. «Коллективное творчество дошкольников».- М.: Педагогическое общество России, 2005. – 128 с.
  3. «Коллективное творчество дошкольников» / Грибовская А.А. - «ТЦ Сфера», 2005. – 192 с.
  4. Доронова Т.Н. «Развитие детей в изобразительной деятельности». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005. – 96с.
  5. Дубровская Н.В. «Приглашение к творчеству». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004. – 128с.
  6. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.
  7. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2008.
  8. Лыкова И.А. «Я будущий скульптор» – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г.
  9. Колдина Д.Н. «Лепка сдетьми 5-6 лет»  -  М.: Мозаика-Синтез, 2013.
  10. http://www.ruskid.ru/lepka/
  11. http://detsadmickeymouse.ru/load/detskoe_tvorchestvo/rabota_s_plastilinom/tekhnika_lepki_iz_plastilina/29-1-0-2138
  12. http://detskiysad.ru/izo/lepka.html

https://cdn4.imgbb.ru/user/148/1487175/201508/98cfde069ffaf1c4bc1ede3b934628e1.jpg

        

https://cdn4.imgbb.ru/user/148/1487175/201508/eaed0846213d666e04aef9c3cd9f201f.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для родителей по нетрадиционной технике использования пластилина «Мир фантазий, мир мечты встретишь в пластилине ты!»

Развитию мелких движений пальцев рук способствует художественное творчество, в частности лепка. Лепка – один из самых эмоциональных видов изобразительной деятельности. Она является прекрасным упражнен...

Поделки из пластилина и игры с пластилином

Увлекательное занятие для детей дошкольного возраста....

Поделки из пластилина и игры с пластилином

Увлекательное занятие для детей дошкольного возраста....

Районный мастер-класс "Торцевание на пластилине. Изготовление цыпленка в технике торцевания на пластилине".

В рамках районного мастер-класса, была раскрыта тема "Тоцевание на пластилине" и изготовлена декоративная поделка "Цыпленок".Цель данного мастер-класса:1. Научиться работать в техн...

Конспект занятия По лепке из пластилина (нанесение рисунка с помощью пластилина на лист бумаги)в группе кратковременного пребывания

Конспект занятияПо лепке из пластилина (нанесение рисунка с помощью пластилина на лист бумаги)в группе кратковременного   пребыванияТема : «Листочки на деревьях»Цель : продолжать знак...

Лепка из пластилина. Как слепить из пластилина овощи и фрукты.

Лепка из пластилина. Как слепить из пластилина овощи и фрукты...

Конспект занятия По лепке из пластилина (нанесение рисунка с помощью пластилина на лист бумаги) в средней группе

Продолжать знакомить с пластилином и его свойствами .Продолжать знакомить детей с основными цветами (зеленый)....