Методические разработки,применяемые воспитателем на занятии по тестопластике
учебно-методический материал по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Как слелать занятие по художественному творчеству более интересным и насыщенным? Занимайтесь ТЕСТОПЛАСТИКОЙ!!!!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_fedorenko_s.a.docx28.49 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ РАБОТЫ

 ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ (ТЕСТОПЛАСТИКА)

 

       

   

 Любое занятие необходимо начинать с так называемой «предподготовки» к нему. Свои занятия по тестопластике я начинаю не только с предварительной беседы, показа картинок, чтения художественного текста, но и привлекаю родителей, а может быть, и наших кухонных работников. Родителям можно предложить показать ребенку как делается тесто для выпечки, а можно на элементарном примере – варке макарон – рассказать о том, какими свойствами обладает тесто.

       Мы с детьми посещали пищеблок нашего детского сада, где наши повара рассказывали и показывали детям, как готовится тесто, для чего оно нужно и что в конечном итоге из него получается.

     На столах необходимо следующее оборудование: доска для лепки, стека, влажные салфетки для вытирания рук. В подготовительных группах баночка для воды, кисть для рисования и гуашь (занятия в таких группах больше по времени и лепку можно соединить с рисованием. Фигуры из соленого теста можно раскрашивать сразу, не дожидаясь, пока они высохнут).

     Приготовить все необходимое мне помогают дежурные: на стол стелют салфетки, раскладывают необходимое оборудование –доски, стеки,  кисти, гуашь, баночки с водой. Необходимый инвентарь для приготовления теста, я раскладываю сама – мука, соль, вода, мисочки. Вообще, моя работа строится на совместной деятельности с детьми. Это помогает приучить ребенка к труду, получить элементарные знания и желание помогать воспитателю,  а в дальнейшем и родителям.

     При первоначальном введении в занятия тестопластику, приготовлением теста занималась я сама. Но это приготовление происходило на глазах у детей: в миску высыпаю 1 стакан муки, 1 стакан соли и полстакана воды. Начинаю замешивать. При этом дети наблюдают и делают соответствующие выводы о том, что мука белая, соль сыпучая, а вода жидкая. Это является повторением свойств веществ и экспериментированием.

     Все свои занятия я стараюсь делать комплексными, независимо от вида деятельности.

    Далее, дети наблюдают, как из всей массы получается тесто. После того, как у каждого ребенка оказался свой кусок теста, мы начинаем разглядывать его и рассказывать о всех его свойствах: тесто мягкое, пластичное, тягучее. Далее мы мнем его, разламываем на мелкие части, соединяем. И не забываем повторять признаки предмета – цвет, форму, размер. Можно разрешить попробовать его на вкус, но я сделала это  только один раз и при помощи кончика языка. Мы сделали вывод о том, что наше тесто является очень соленым, это своего рода пластилин, и используется оно  только при лепке, а ни в коем случае не для приготовления выпечки. В ходе занятия мы с помощью интерактивной доски отгадываем тематические загадки, либо кроссворд, а также можно предложить ребятам дидактическую  игру. Это будет являться своего рода пятиминуткой

Во втором полугодии, в методике я ввела изменения-дети сами готовят тесто. Этот процесс очень увлекательный и интересный. При всем этом необходимо разговаривать с детьми, каждый ребенок должен научиться не только делать выводы, но и уметь рассказывать о промежуточных результатах – что он видит, что чувствует, как меняется содержимое, какие изменения происходят с мукой и другие. Если позволяет наличие инвентаря, то каждый ребенок может готовить тесто индивидуально на своем рабочем месте. Если же нет, что необходимо взять большой таз, чтобы дети в количестве 3-4 человек, группами вымешивали тесто. Вообще, на занятиях по тестопластике, я делю детей на подгруппы. Это позволяет более индивидуально заниматься с ребенком. Остальные же дети находятся с младшим воспитателем и заняты другим видом деятельности.

     Когда тесто вымешено и каждый ребенок получил свой кусок, после разговора о свойствах, мы приступаем непосредственно к приготовлению той или иной поделки. Их число разнообразно. В настоящее время и в методической литературе, и в интернете есть множество примеров изделий из соленого теста для детей разных возрастов. На последнем моем занятии по тестопластике мы с ребятами лепили елку. Немного расскажу о технологии: тесто делится на три части, причем необходимо сделать акцент, что части не должны быть равными – большая, средняя и маленькая. Далее каждая часть сжимается до фигуры квадрата или прямоугольника – не принципиально, у кого что получится. После этого с помощью указательных пальцев обеих рук или при помощи основания ладоней обеих рук из заданной фигуры делаем треугольник. При этом мы обратили внимание и вспомнили, чем квадрат отличается от прямоугольника и какое существенное отличие треугольника от других фигур. После того, как у нас получились три треугольника, мы выкладываем их в таком порядке – основание самого верхнего маленького треугольника чуть ложится на вершину среднего, а основание среднего, в свою очередь задевает вершину самого большого. Получается очень красивая елочка. Для придания ей более живого вида, с помощью стеки я предлагаю детям прорисовать ветки и иголки на каждом треугольнике. После этого, изделие можно раскрасить, если позволяет время. Если же времени нет, то данную поделку можно использовать как заготовку на другое занятие, например, по художественному творчеству – рисованию.

     Все наши поделки хранятся у меня в группе и мы с детьми очень активно используем их на других занятиях. Например, осенью мы лепили и раскрашивали овощи и фрукты. Теперь мы используем наши поделки и как счетный материал, и как наглядный материал при изучении особенностей овощей и фруктов. Также на утреннике, посвященном осени, наши поделки пригодились для участия в конкурсе «Собери урожай».  Изделия из соленого теста очень практичны и безопасны, очень красивы.  А наша последняя работа – елочка  - украсила каждую домашнюю новогоднюю елку ребят.

    Как я уже говорила ранее, если нет времени на раскрашивание поделки сразу, можно оставить этот процесс на другое занятие. Кстати, детки помнят о своей незавершенной работе и с нетерпением ждут ее продолжения. Можно закончить работу и во второй половине дня. Это может быть и как индивидуальные занятия с группой детей, так и некий факультатив для всех ребят. Стоит отметить, что краска ложится одинаково хорошо как на влажное, так и на сухое тесто. Разницы нет, все дело во времени.

      В конце занятия мы делаем выводы. Повторяем еще раз свойство теста, не забываем о технике безопасности – соленое тесто нельзя есть и другие. Далее дети выкладывают свои работы на стол, и мы обязательно вместе рассматриваем все работы - сравниваем их, ищем наиболее удачные, хвалим друг друга и… ждем похвалы от родителей!

     Лепка из соленого теста – процесс очень увлекательный, а еще увлекательнее само приготовление этого теста. При этом дети заняты разнообразными видами деятельности – это и экспериментирование, и развитие речи и артикуляционного строя языка, и ФЭМП, и познание, и развитие мелкой моторики и лепка и рисование с повторением всех навыков и многое – многое другое. Я считаю, что такие занятия очень полезны для детей, очень интересные и самая большая награда – счастливые глаза ребят и благодарность родителей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи на городском методическом объединении для воспитателей младших групп на тему: « В гостях у Мойдодыра»

 Воспитатель. Ребята, сегодня мы поговорим о предметах, которые нам помогают быть чистыми, красивыми, опрятными, ухоженными. Что это за предметы? Кто знает?Дети. Это зубная паста, зубная щетка, мыло, ...

Методическая разработка: конспект открытого занятия по тестопластике “Подставка для пасхального яйца”

В данной работе я раскрыла использование тестопластики как  средства  укрепления и сохранения  здоровья  детей  через моторику  рук и пальчиков,создала   у...

Консультация для воспитателей "Семейный клуб по тестопластике как форма работы с семьёй"

Семейный клуб по тестопластке как форма работы по налаживанию эмоционального контакта с родителями на основе совместной предметной деятельности....

Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации

Методический материал содержит рекомендации  по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми  3-4 лет. Раскрываю...

Методическая разработка занятий по тестопластике.

Методические разработки занятий по тестопластике Структура занятия.1 Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры) .2 Объяснение, показ приемов лепки.3 Лепка детьми.4 Физминутка.5...

Методические рекомендации для воспитателей «Музыкальные занятия с детьми. Что должен знать воспитатель?»

Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей. от этого зависит качество музыкальных занятий и всего образовательного процесса вцелом....