«Украшение салфетки мордовским орнаментом».
план-конспект занятия по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

Бектяшкина Мария Алексеевна

Тема НОД: Украшение салфетки мордовским орнаментом.

Образовательная область: Художественно-эстетическое и речевое развитие.

Вид НОД: Аппликация и развитие речи.

Возрастная группа: вторая младшая группа.

НОД в рамках тематической недели «Я в мире человека».

Цель: воспитать у детей интерес к произведениям мордовского декоративно- прикладного искусства.

Задачи:

Образовательные: знакомить детей с искусством мордовского народа; учить детей наклеивать элементы мордовского узора: треугольники, квадрат; закрепить умение располагать узор на листе (салфетке); закрепить навыки пользования кистью и клеем.

Развивающие: Развивать творческие и эмоционально – эстетические способности детей.

Воспитательные: воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства мордовских умельцев.

Словарная работа: орнамент, салфетка, панар, панго, пулай.

Предварительная работа: беседа: «Мордовия – мой край родной», рассматривание альбома «Мордовский народный костюм», настольно - печатная игра «Мордовские узоры», д/игры: «Подбери одежду», «Укрась платье».

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: предметы национальной одежды мордовского народа; силуэты салфеток, украшенных мордовскими узорами.

Раздаточный: цветная бумага, кисти, подставки под кисти, клей, салфетки (влажная и сухая), клеёнки, листы белой бумаги.

Оборудование: доска, тв, магнитофон.

Используемые формы организации продуктивной деятельности детей: групповая форма организации деятельности детей. Индивидуально-дифференцированный подход к детям, испытывающим трудности при выполнении каких-либо заданий.

Методические приемы:

Словесный: организационный момент, вводная беседа, пояснение, практическая часть.

Наглядный: рассматривание предметов, национальной одежды мордовского народа.

Практический: самостоятельное выполнение детьми задания.

Мотив детской деятельности: пополнение выставки мордовскими салфетками.

 

Ход занятия:

Звучит мордовская музыка. На столе разложены предметы национальной одежды мордовского народа. На доске силуэты 2-3 салфеток, украшенных элементами мордовских узоров.

(Дети стоят в кругу.)

Воспитатель:- Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: - Сегодня у нас гости, давайте поздороваемся с ними.

Дети: Здравствуйте

Воспитатель:- А теперь поздороваемся на мордовском языке.

Дети: Шумбрачи.

Воспитатель: Ребята, в какой республике мы живём (В Мордовии).

-Молодцы! Правильно. А в каком городе? (Саранск)

Воспитатель:-У мордовского народа, как и у других народов нашей страны, свои обычаи, традиции и свой неповторимый орнамент, который включает в себя национальный окрас и сочетание декоративных элементов. Ребята, давайте все вместе подойдем на нашу небольшую выставку и посмотрим что там.

(Дети с воспитателем подходят к выставке)

Воспитатель:- Скажите пожалуйста, ребята, что вы видите перед собой?

(Ответы детей)

Воспитатель:-Перед нами одежда, головные уборы, лапти, предметы украшения, куклы, салфетки с элементами мордовского узора.

Воспитатель:-В мордовском орнаменте, ребята, больше всего присутствуют какой цвет, как вы думаете?

Дети: Красный.

Воспитатель:-Молодцы! Основные элементы узора мордовского орнамента это – квадрат, треугольник и много других.

-Панар – это рубаха, пулай – это шерстяной пояс, которым обвязывают рубаху, панго – это эрзянский женский головной убор (воспитатель показывает на макет). Это предметы национальной одежды мордовского народа.

(Дети рассматривают образцы мордовских узоров на салфетках.)

Воспитатель: Ребята, вы наверное немного устали, давайте отдохнем?

Физминутка

Тунда виренть куншкасо

Нумолкаесь пек налкси

Ванна истя сон налкси, ванна истя сон чийни.

Овтось нумолонть сасы

Сон сась, сон сасы

Ванна истя сон моли, сон моли сон моли

Ривезись мельгаст капши

Пулосонзо след нарды

Ванна истя сон капши, ванна истя сон нарды.

Звертне вирь куншкас пурнавсть

И киштеме сынь кармасть

Ванна истя сынь киштить, ванна истя сынь киштить.

 

Воспитатель: -Ребята, я вам предлагаю пополнить нашу выставку салфетками. Но необычные, а с элементом мордовского орнамента. Вы согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: -Итак, сегодня мы с вами будем украшать край и середину салфетки.

-Посмотрите внимательно, на столе у каждого из вас уже лежат готовые заготовки (мордовский орнамент) и белая салфетка. Из вырезанных элементов составляем узор на салфетке.

 

-Я возьму один элемент, цветной стороной положу на клеёнку и намажу его клеем. Кисточку буду держать тремя пальцами, выше металлической части. Набрала я немного клей, а лишний клей оставлю на краю баночки, и буду намазывать белую сторону. Кисточку положу на подставочку, возьму фигуру и положу на салфетку, прижму тряпочкой, вот так. Так я буду приклеивать все фигуры.

-Сначала мы приклеиваем квадрат по центру салфетки, а треугольники по краям салфетки, вот так, как приклеиваю я.

 

Воспитатель:-Когда я всё приклеила, посмотрите, какая красивая салфетка у меня получилась. Нравится?

(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, скажите что я сначала сделала?

Дети: Сначала приклеиваем квадрат по центру.

Воспитатель: Затем …

Дети: Приклеивает треугольники по краям салфетки.

Воспитатель: Молодцы! Но сначала, давайте поупражняем пальцы.

Дети выполняют упражнение для пальцев.

«Дружные пальчики»

                                   Те сурнесь – авине

                                   Те сурнесь – тетине

                                   Те сурнесь – бабине

                                   Те сурнесь – дедыне

                                   Те сурнесь – мон

                                   Весе те кудораськем.

Воспитатель: - Сели прямо, спинку выпрямите, ноги вместе. По окончанию работы мы с вами наши салфетки вывесим на нашу доску. А теперь приступайте к работе.

(Самостоятельная работа детей.)

Дети под музыку приступают к заклеиванию элементов.

(По окончании аппликации салфетки вывешиваются для рассматривания на доску.)

Воспитатель:-Молодцы! Очень красивые салфетки у вас получились.

Теперь наша выставка пополнилась красивыми, аккуратными мордовскими салфетками.

-Скажите, чем мы сегодня с вами занимались? (ответы детей)

-Ребята, узор какого народа мы сегодня выполняли? (мордовского)

-Молодцы ребята! Вы сегодня очень старались и на помять я вам приготовила подарки – это раскраска.

Давайте скажем нашими гостям до свидание на мордовском языке. Вастомазонок.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организационной образовательной деятельности Художественное творчество (аппликация) «Украшение салфетки мордовским орнаментом»

Данный конспект организованной образовательной деятельности позволяет расширить и углубить знания детей о Республике Мордовия; учить украшать изделия мордовским орнаментом; развивать творческие ...

НОД Аппликации "Укрась салфетку мордовским орнаментом"

Цель: Воспитывать интерес к культуре и искусству мордовского народа, к произведениям мордовского прикладного искусству. Учить выделять изделия мордовского декоративного прикладного искусства из группы...

Конспект занятия по рисованию «Украсим салфетку мордовским орнаментом»

Конспект занятия по рисованию «Украсим салфетку мордовским орнаментом» Программное содержание:  формировать умение работать ножницами: правильно держать их, сжимать и разжимать к...

"Украшение салфетки мордовским орнаментом"

Цель: учить создавать мордовский орнамент используя треугольники разной величины и формы. Продолжать развивать умение детей в работе с ножницами, клеем, кисточкой. Воспитывать интерес к аппликации, лю...