Программа саморазвития воспитателя группы компенсирующей направленности
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа) по теме

Сборнова Анна Андреевна

Тема: «Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР».

Цель:  Повысить свою профессиональную квалификацию по вопросу использования разнообразных нетрадиционных техник аппликации при работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Задачи :

1.      Изучить научно-методическую литературу  по вопросу использования разнообразных нетрадиционных техник аппликации с детьми 5-7 лет с ОВЗ;

2.      Расширить свои знания о разнообразных нетрадиционных техниках аппликации;

3.      Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов;

4.      Ознакомится с опытом работы в данной технике других педагогов, и переработать его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samorazvitiya_2016-2019.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР».

Цель:  Повысить свою профессиональную квалификацию по вопросу использования разнообразных нетрадиционных техник аппликации при работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Задачи :

  1. Изучить научно-методическую литературу  по вопросу использования разнообразных нетрадиционных техник аппликации с детьми 5-7 лет с ОВЗ;
  2. Расширить свои знания о разнообразных нетрадиционных техниках аппликации;
  3. Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов;
  4. Ознакомится с опытом работы в данной технике других педагогов, и переработать его.

Литература:

  1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  2. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2010.
  3. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, |К-2010.
  4. Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей.— М.: Просвещение. 1992.
  5. Богатеева 3.А. Занятие аппликацией в детском саду. Книга для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение, 1988.
  6. Дубровская Н.В. Чудесные тарелочки. Поделки из тарелки. - СПб.: Детство-Пресс. 2010.
  7. Дубровская Н.В. Подарки для мамы. Поделки к Дню рождения, 8 марта, Дню Матери. - СПб.: Детство-Пресс. 2012.
  8. Лебедева Е.Г. Простые поделки из бумаги и пластилина. — М.: Айрис-пресс. 2012.
  9. Салагеева Л.М. Объёмные картинки. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
  10. Петрова И.М. Объёмная аппликация. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
  11. Петрова И.М. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
  12. Новицкая С.А. Поделки из бумаги: Совместное творчество педагога и дошкольника. - СПб.: Детство-Пресс. 2012.
  13. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. — М.: Скрипторий 2003, 2006.
  14. Шайдурова Н.В. Веселые матрешки. - СПб.: Детство-Пресс. 2012.

Актуальность:

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению не угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство познания действительности. Данная деятельность помогает развитию и формированию творческих способностей, зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды совместной деятельности педагога с детьми как рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.

Аппликация (лат.applicatio - прикладывание) – один из самых простых и эффективных способов работы с бумагой. Эта техника, основанная на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении, особенно подходит для занятий с детьми дошкольного возраста, так как их деятельность в этот период носит предметный характер, то есть, основана на активном взаимодействии с различными предметами.

В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений склоняются к традиционной технике обучения детей аппликации, а именно:

1.  Составлять декоративный узор из различных бумажных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной основе.

2.  Составлять изображение предмета из цветной бумаги из отдельных частей; изображать сюжет.

3.  Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из бумаги: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе.

4. Составлять изображение предмета (сюжета) используя технику оригами.

И редко можно встретить педагогов, использующих в своей работе нетрадиционные техники работы аппликации.

Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности. В создании поделок в интегрировании с нетрадиционными техниками бумаги и другими материалами доставляет детям огромное наслаждение.

Значение совместной деятельности педагога с детьми аппликацией, в том числе и с использованием нетрадиционных техник, благотворно влияет на  образование дошкольников, это доказано исторически и научно. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.

Используя в своей работе нетрадиционные техники аппликации, мы усиливаем интерес ребёнка к данной деятельности. В процессе работы дети планируют свою деятельность, проявляют высокую активность и вариативность, самостоятельность, оригинальность и творчество, рационально используя уже имеющийся опыт.

Направление работы

2016-2017

2017-2018

2018-2019

1

Информационный блок

Изучение методической литературы

Богатеева 3.А. «Занятие аппликацией в детском саду. Книга для воспитателей детского сада».
В книге рассказывается о разных видах аппликации и приемах вырезания из бумаги, даются методические рекомендации и примерные варианты планирования занятий в каждой возрастной группе детского сада, наглядно демонстрируются способы вырезания геометрических, силуэтных, растительных форм и орнаментов.

Комарова Т. С. «Детское художественное творчество».

В учебно-методическом пособие даны конкретные рекомендации по созданию условий для художественного экспериментирования и самостоятельной деятельности с учетом возрастных особенностей и индивидуальных способностей старших дошкольников.

Пищикова Н.Г. «Работа с бумагой в нетрадиционной технике».

В пособии представлен методический материал, позволяющий организовать занятия с детьми дошкольного возраста по художественной деятельности: работы с бумагой в нетрадиционной технике. В процессе работы дети, используя бумагу разной фактуры и разные способы работы с ней, учатся изготавливать объемные игрушки-забавы, создавать сюжетные и декоративные композиции, то есть учатся творить.

Изучение уровня развития творческих способностей детей при выполнении аппликации, анализ динамики

Сентябрь, май

Сентябрь, май

Сентябрь, май

2

Технологический блок

1.Определение целей и задач работы

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

2. Разработка перспективного плана

Октябрь

Октябрь

Октябрь

3. Разработка конспектов

В течение года

В течение года

В течение года

4 .Разработка дидактических игр

Ноябрь

Д/и «Пестрый петушок»

Ноябрь

Д/и «Укрась кувшин»

 Ноябрь

Д/и «Составь натюрморт»

5 .Совместная работа родителей с детьми

Декабрь

«Веселый снеговик»

Декабрь

«Дед Мороз и его друзья»

Декабрь

«Зимний лес»

6 .Консультации для родителей

«Нетрадиционные техники аппликации в творческом развитии детей старшего дошкольного возраста»

« Как организовать домашние занятия по аппликации»

«Зачем детям творческая деятельность - аппликация»

7 .Выставка дидактических игр

«Матрешкин сарафан», «Составь бабочку»

«Кони расписные», «Подбери узор»

«Симметричные предметы»,

«Составь бабочку»

9. Выступление на педсовете Презентация игр на педсовете

«Аппликация как способ формирования у детей мотивации к обучению, познанию и творчеству», д/и «Веселый клоун»

10.Распространение опыта в сети интернет.

В течение года

В течение года

В течение года

11 .Анализ работы по теме

Май

Май

Май

3

Организационный блок

1. Оформление уголка

«Золотые ручки»
раздевалка

«Страна мастеров»
раздевалка

«Планета творчества»

творческий уголок в группе

2. Пополнение уголка материалом

«Укрась поднос»

«Назови цвета осени, лета…»

3. Участие детей по руководством воспитателя в конкурсах различного уровня

В течение года

В течение года

В течение года

4 . Организация выставок

Фотовыставки
«Наш семейный досуг»,
«Моя мама все умеет»

Фотовыставки

«Мама, папа, я»,

«Весёлый огород».

Фотовыставки

«Папа может, папа может, все что угодно..»,
«Чудеса вокруг нас»

Поделки

«Что нам осень подарила»

Поделки

«Во саду ли, в огороде…»

Поделки

«Что такое Осень?»

Январь

«Символ года»

Январь

«Новогодняя игрушка»

Январь

«Этот славный Новый год!»

Март

«Чудо-ладошки»

Март

«Весенний букет»

Март

«В гостях у солнышка»

Программа саморазвития
воспитателя группы компенсирующей направленности
МБДОУ «Детский сад № 131» комбинированного вида
Головановой Анны Андреевны

на 2016 - 2019 г.г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями старшего дошкольного возраста

В условиях модернизации образования на основании инструктивного письма от 02.06.1998 года № 89/34 – 16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педаг...

Рабочая программа воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (5-6 лет).

Рабочая программа воспитателя группы компенсирующей направленности создана на основе «Адаптированной основной образовательной программы  для детей с нарушением речи» и  предназна...

Рабочая программа воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (6-7 лет) (второй год обучения).

Рабочая программапедагогической деятельности воспитателяподготовительной к школе группы  (6 -7лет)компенсирующей направленностиСрок реализации 1 год....

Рабочая программа воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Программа является локальным документом для группы компенсирующей направленности детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) от 5 до 7 лет и представляет собой целостную, методологиче...

Рабочая программа воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, направлена на формирование общей культуры, развитие физических...

Рабочая программа воспитателей группы компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста от 6 лет до прекращения образовательных отношений «Почемучки»

Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста (от 6 лет и до окончания образовательных отношений) (далее Программа) разработана с учетом адаптированную образова...