Сценарий образовательной ситуации в средней группе (Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»).
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР

             «Повышение профессиональной компетенции педагогов

             и управленцев, мотивированных к освоению технологии

            «Ситуация» Л.Г.Петерсон и программы «Мир открытий» 

            в условиях реализации ФГТ»

Тип ситуации: «Открытие» нового знания.

Тема «Счет до 7. Геометрические фигуры: круг. Гусеница»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_obrazovatelnoy_situatsii_v_starshey_gruppe.docx297.49 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования мэрииЛоготип медведь

г.Ярославля Городской центр

развития         образования

                                 РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР

             «Повышение профессиональной компетенции педагогов

             и управленцев, мотивированных к освоению технологии

            «Ситуация» Л.Г.Петерсон и программы «Мир открытий»

                                    в условиях реализации ФГТ»

           Сетевое взаимодействие дошкольных образовательных

                                                учреждений

         

            Сценарий образовательной ситуации в средней группе

(Интеграция образовательных областей:  «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»).

Тип ситуации: «Открытие» нового знания.

Тема «Счет до 7. Геометрические фигуры: круг. Гусеница»

                                                                           Разработала  и  провела занятие:  воспитатель                                                                                                                                                             Горулева Евгения Николаевна

МДОУ детский сад № 104

                                   

                                            город Ярославль

                                                апрель 2014

Тема: «Счет до 7. Геометрические фигуры: круг. Гусеница»

Основная цель: формирование представлений у детей о новой нетрадиционной технике аппликации из ватных дисков.

Задачи.

Образовательные:

  • познакомить детей с новой нетрадиционной техникой аппликации из ватных дисков;
  • содействовать формированию умения вести диалог (выслушивать мнение другого, ждать своей очереди при ответах на вопросы);
  • формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения в играх;
  • закрепить освоенные умения:

  - навык количественного счета до семи;

  - узнавать и называть геометрическую фигуру (круг);

  - находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму      круга;

  - аккуратно наклеивать детали (волокнистый материал), пользоваться клеем и кисточкой;

  - составлять изображение предмета из отдельных частей.

Развивающие:

  • развивать воображение, логическое мышление, творческие способности;
  • развивать умение находить способы решения художественных задач;
  • совершенствование синтаксической стороны речи (закрепление навыка составления предложений с союзами «для того чтобы», «потому что»);
  • создать условие для творческого применения навыка создания аппликации из ватных дисков;
  • совершенствовать умение изображать живых существ по представлению (через речь и движение);
  • вызывать интерес к созданию образа гусеницы различными нетрадиционными техниками.

Воспитательные:

  • развивать интерес к познанию окружающего мира;
  • развивать коммуникативные умения при работе в группе;
  • воспитывать желание помочь тем, кто испытывает затруднения;
  • воспитывать навыки взаимодействия, ответственности, активности, инициативности;
  • испытывать чувство радости от результата работы;
  • воспитывать бережное отношение и любовь к природе

Оформление образовательной среды:

Поляна: ковер, муляжи деревьев, цветов, пенек, игрушечные птицы, бабочки, гусеницы.

Штаны, рубашка, шапка, борода, усы, валенки для старичка-лесовичка (атрибут для спектакля)

Столы для занятий. Стульчики на каждого ребенка. Общий стол для готовых работ.

Техническое оснащение:

проектор, экран, CD-проигрыватель

Слайды:

Слайд 1- Летом в лесу; 

C:\Users\Аи\Downloads\й.jpg

Слайд 2 (видео)- Движение гусеницы по листу.

 C:\Users\Аи\Downloads\й4.jpg

Фонограммы:

Аудиозапись «Шум леса» и «Крики птиц» из альбома «Звуки природы».

Демонстрационный материал:

-  игрушка Буратино;

- корзинка с перьями, засушенными растениями, соломкой, салфетками, кусочками ткани, тесьмой, веточками , спичками, ватой, сухой рябиной, бусинами, фольгой, крупой, горохом;

- ватные диски  (7шт. на каждого ребенка);

C:\Users\Аи\Downloads\12.jpg

- карточка с изображением цифры 7;

C:\Users\Аи\Downloads\7.jpg

- фотографии с изображением  бабочек (2-3 шт) (А3); 

C:\Users\Аи\Downloads\й7.jpg

C:\Users\Аи\Downloads\й9.jpg

C:\Users\Аи\Downloads\й10.jpg

-  фотографии гусениц  (3-4шт) (А3)

C:\Users\Аи\Downloads\й1.jpg      C:\Users\Аи\Downloads\й2.jpg

C:\Users\Аи\Downloads\й3.jpg      C:\Users\Аи\Downloads\й11.jpg

Раздаточный материал:

- наборы для аппликации ( клей, кисточки, тряпочки для удаления лишнего клея, досочки, клеенки, ножницы, цветная бумага (зеленая- 1 лист 20x10),( коричневая- 23 листа 5x5), (красная – 23 листа 5x5), (черная- 23 листа 5x5), (желтая- 23листа 5x5), ватные диски (каждому ребенку по 7шт);

- плотный картон зеленого или коричневого цвета ( размер ½ А4).

Герой - «Старичок-лесовичок» (взрослый)

Предварительная работа:

- знакомство с геометрическими фигурами согласно программе  ФЭМП;

- знакомство со счетом в пределах 7;

- разучивание физкультминутки «Гусеница, гусеница» , «Зайке холодно сидеть»;

- разучивание стихотворения «Друг за другом мы идем»;

-  знакомство с жизнью насекомых;

- чтение книжки Ю.Дмитриев  «Маленькие сказки про Мушонка и других лесных малышей»;

- работа с раскрасками о насекомых.

Ход образовательной ситуации.

     1. Введение в игровую ситуацию.

(хочу-могу-надо)

Цель: создание интересной мотивации к деятельности.

Требования:

         - ситуация, включающая детей в игровую деятельность;

         - обращение к личному опыту детей;

 - создание условий для возникновения у детей внутренней

    потребности включения в деятельность.          

Дети заходят в зал.

- Дети! Посмотрите, как много гостей пришло сегодня в наш детский сад! Подойдите, поздоровайтесь, спросите, как их зовут, какое у них настроение.

Дети подходят, здороваются с гостями, называют свое имя.

- Дети, а сейчас подойдите, пожалуйста, ко мне. Присаживайтесь на стульчики.

  Посмотрите, кто пришел еще к нам в гости. Узнали?  (Да), (Это Буратино)

-Давайте с Буратино тоже  поздороваемся. ( Здравствуй, Буратино!)

- Посмотрите-ка, он пришел не с пустыми руками. Что у него в руках?

 (У него корзинка)

- А что лежит в корзинке? Давайте посмотрим. Воспитатель достает из корзины предметы,  а  дети называют их. (Перья, засушенные растения, соломка, салфетки, ткань, тесьма, веточки , спички, вата, сухая рябина, бусины, фольга, крупа, горох).

-Как вы думаете, для чего же всё это приготовил Буратино? Где всё это может пригодиться?(Можно изготовить поделки, аппликацию, подарки, украшения)

-Да, дети, Буратино говорит, что очень любит заниматься аппликацией, но не знает, из какого материала можно выполнить гусеницу.

- Вы хотите ему помочь? (Да, хотим!)

-Как вы сможете ему помочь? ( Мы сделаем ему гусеницу), (мы можем научить его выполнять аппликацию)

-Почему вы решили, что знаете? ( Потому, что мы уже делали аппликации из разных материалов), (потому, что нам нравится заниматься аппликацией).

- Где надо побывать, чтобы узнать, как выглядит гусеница? (Надо идти в лес), (на луг), (в поле), (на лесную поляну).

-Тогда отправляемся на лесную поляну, чтобы точно узнать, как выглядит гусеница. А Егор понесет корзиночку с материалом для аппликации.

Дети идут друг за другом, поднимают высоко колени, кружатся, говоря слова:

                                        Друг за другом мы идем,

                                   весело шагаем,

                                  чтоб цветочки не помять,

                                   ноги поднимаем,

                                   на поляне, над цветами закружились мотыльки,

                                   вот и мы кружиться стали,

                                   и проворны и легки.

2. Актуализация в игровой ситуации.

Цель: выделение важных знаний у детей, необходимых для  открытия нового знания.

Требования: актуализация изученных способов действия и знаний, достаточных для построения нового знания.

- Вот мы и на лесной поляне. Посмотрите, кто же это сидит под кустом?

(Гриб), (Дедушка)

-Да, действительно, похож на дедушку. Давайте узнаем, но сначала надо поздороваться.

Дети подходят к лесовичку. (Здравствуйте!)

Л: Здравствуйте, мальчики и девочки! Я- старичок-лесовичок. Очень рад вас видеть! С какой целью вы пришли ко мне? (Мы хотим сделать аппликацию гусеницы), (мы хотим помочь Буратино), (мы знаем, что в лесу можно увидеть гусениц и бабочек).

Л: Правильно, что пришли ко мне, я могу показать вам гусениц и рассказать о них.  Вот садитесь здесь на травку и посмотрите внимательно вокруг.

Включается  аудиозапись «Шум леса» и «Крики птиц» из альбома «Звуки природы»  и Слайд 2 (видео)- Движение гусеницы по листу.

Л: Некоторые виды  бабочек живут всего один день, другие - несколько месяцев, но и те и другие рождаются маленькими червячками. А когда червячок подрастает, то превращается в симпатичную гусеницу. На голове у нее - малюсенькие глазки и рот. Во рту у гусеницы есть челюсти, которыми она может жевать и мять пищу. У гусениц имеется по 8 ног, которые растут прямо от головы. Конечно, гусенице еще очень далеко до красавицы-бабочки - у нее нет пока никаких крыльев, а усики-антенны еще очень коротки. А что вы знаете о них? ( Они толстые), ( медлительные), ( пушистые), ( круглые),( вытянутые), (длинные и короткие),( разноцветные и белые),( они превращаются в бабочек), (они едят листву.)

Л: А как вы думаете, из чего состоит тело гусениц? (Из колец.)

Л: А на какую геометрическую форму похоже кольцо? ( На круг.)

Л: Верно, дети! Давайте-ка поиграем на нашей поляне!

Дети встают с ковра и выполняют совместно с воспитателем и старичком-лесовичком физкультминутку и пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика

Гусеница, гусеница,

(ладонь одной руки «ползет», как гусеница, по внутренней стороне другой)

Бабочкина дочка,

(ладонь «ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки)

По травинкам ползает

(то же самое по другой руке вертикально)

Кушает листочки: Ам! Ам! Ам!

(одна ладонь скользит по другой ладони вверх и « кусает» пальцы другой ладони на каждое ам)

Поела, спать захотела

(одна рука сжимается в кулачок, другая ее накрывает)

Проснулась (расправить ладони)

Бабочкой обернулась

(перекрестить руки в районе запястий)

Полетела, полетела, полетела!

(махать перекрещенными ладонями, как крыльями).

Физкультминутка

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,

Лапки вверх (дети поднимают руки вверх),

Лапки вниз (дети опускают лапки вниз),

На носочках подтянись (встают на носочки),

Ставим лапки на бочок, на носочках скок-скок-скок

(руки на пояс, прыжки на носочках),

А потом вприсядку, чтоб не мерзли лапки

(приседания с вытянутыми руками).

3. Затруднение в игровой ситуации.

Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.

Требования:     

      -  создание ситуации затруднения;

      - фиксация в речи причины затруднения.

- Ну, что ж, теперь вы точно знаете, как выглядит гусеница. Подходите к корзинке.  Давайте еще раз посмотрим, какие материалы есть у Буратино.

Дети вновь рассматривают материалы (кроме ватных дисков).

- Давайте подумаем, удобно ли из этих материалов создавать нужную нам аппликацию? (Нет.)

-Почему? (Горох, крупа и рябина слишком мелкие), (соломка, спички, веточки совсем не подходят),(у гусеницы нет перьев),(фольга блестит, а гусеница-нет),(из ваты мы делали облака),(тесьма не подходит),(нет подходящих материалов),(гусеница пушистая, а горох и ягоды – нет).

-Я правильно поняла – у вас возникло затруднение? (Да) 

4. Открытие нового знания.

Цель: организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового

знания.

Требования:

      - организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;

      - фиксация нового знания в речи и знаково;

      - создание ситуации успеха.

- Как вы думаете, какой должен быть материал по своей структуре, чтобы гусеница получилась, как настоящая? (пушистый, мягкий)

-А на какую геометрическую фигуру должен быть похож? (на круг)

- Значит лучше всего, чтобы материал имел форму круга и был мягкий и пушистый. Так? (Да.)

- Кто знает такие материалы? (яичная скорлупа), ( тополиный пух),( ракушки и камушки), (пуговицы),( пластилин),( фасоль),( бусинки),(ватные диски).

- Все предложения интересные! Маша предложила даже использовать ватные диски! Кто с ней согласен?

- Почему вы так считаете? (Потому  что ватные диски похожи на круг), (потому что они мягкие), (потому что они немного пушистые),(диски можно приклеить к бумаге). 

Л:  Какие ко мне в лес пришли  умные мальчики и догадливые девочки! Вы сейчас сами открыли – как можно выполнить аппликацию из необычного материала! Молодцы!!!

5. Включение нового знания в систему знаний.

Цель: закрепление у детей нового знания в играх и упражнениях.

Требования:

        - соответствие используемых игр цели занятия;

        - индивидуальные затруднения в играх;

        - ситуация успеха в совместной деятельности.

- Дети, садитесь, пожалуйста, за столы и давайте, прежде всего, посчитаем, сколько перед вами лежит ватных дисков.

Дети считают вслух совместно с воспитателем. (Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь.)

- А теперь попробуем посчитать в обратном порядке.

(семь, шесть, пять, четыре, три, два, один.)

- Так сколько же всего на столе ватных дисков? (Семь)

- Обратите внимание на то, как выглядит цифра 7.

Воспитатель показывает карточку с изображением цифры 7.

- Как вы думаете, на что она похожа? ( на косу, на кочергу, на топор).

- Давайте вспомним нашу считалочку:

  Рано утром возле плошки собрались все наши кошки,  

Молочка им нужно всем! У нас кошек ровно семь!

Дети изображают, как кошка двигает лапками и лакает молоко.                  

-Ну, а сейчас приступим к работе. Что мы должны сделать из первого круга?

(Голову гусеницы)

-Правильно. А из остальных дисков? (туловище.)

- Давайте отложим в сторону один диск и посчитаем, сколько  осталось.

        Дети считают вслух оставшиеся круги и говорят, что их осталось ровно шесть.

        Воспитатель подсказывает, как лучше расположить ватные диски на картоне.

        Воспитатель рассказывает последовательность выполнения работы.

- Приступаем к работе.

Дети выполняют задание. Воспитатель и старичок-лесовичок помогают. Фоном звучит аудиозапись «Шум леса» и «Крики птиц» из альбома «Звуки природы».

Этапы выполнения работы:

   - разложить кружки в одну линию так, чтобы один слегка ложился на другой;

   - над первым кружком разместить оставшийся кружок (голова);

   - наклеить на картон все ватные диски;

   - вырезать рот из красной бумаги, рожки – из черной, глаза – из желтой и

     коричневой;      

   - на голову приклеить вырезанные из бумаги рожки, глаза, и рот;

   - из зеленой бумаги вырезаем травку и приклеиваем на основу аппликации.   

    - Ребята, кто закончил, положите свою работу вот на этот стол.

     Дети раскладывают работы на общий стол. Потом все вместе собираются вокруг этого

      стола. 

   - Дети, какие чудесные гусеницы у вас получились, как настоящие!    

     Л: Да, потому что мальчики у нас такие старательные, а девочки очень аккуратные. Молодцы!!!   

6. Итог.

Цель: организация рефлексии и самооценки деятельности.

Требования:

  • организация анализа детской цели;
  • фиксация нового знания в речи;
  • определение выполнения взрослой цели.

Л: Работы замечательные!!! Когда они высохнут, я обязательно покажу их Буратино и верну ему его корзинку. До свидания, дети, мне пора! (До свидания, старичок-лесовичок!),(Спасибо тебе за помощь!)

Лесовичок уходит.

Дети возвращаются в детский сад, повторяя слова стихотворения «Друг за другом мы идем». Дети снова  рассаживаются на стульчики.

- Ребята, где вы сегодня были? ( Мы были на лесной поляне)

-Для чего вы отправились туда? (Помочь Буратино), (Узнать, как выглядит гусеница)

-Вы смогли узнать, как выглядит гусеница? (Да)

-Как вам удалось так правдоподобно выполнить аппликацию гусеницы? (Потому, что мы знаем, как выглядит гусеница), (потому, что мы научились выполнять аппликацию из ватных дисков).

- Вам понравилось выполнять аппликацию новым способом? (Да!), (Конечно!)(Мы еще хотим работать с этим материалом)

-Вы смогли помочь Буратино? (Смогли, потому что узнали новый способ).

-Кого вы можете еще научить выполнять аппликацию ватными дисками? (брата), (маму), (друга).

- Как вы думаете, что еще можно изображать с помощью этого материала? (Облако),(снеговика),(зайца),(овечку).

-Это интересная нетрадиционная техника, я думаю, что дома с родителями вы сможете создать еще не одну замечательную работу для себя и в подарок.

А сейчас нам уже пора в группу. Попрощайтесь с гостями, поинтересуйтесь, понравилось ли им у нас? Пригласите их еще в гости.

Дети прощаются и выходят из зала.

C:\Users\Аи\Downloads\гусеница.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированной непрерывной образовательной деятельности «Прогулка в лес» с детьми младшей группы с интеграцией образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Цель: продолжать формировать интерес к творчеству, способствовать созданию предпосылок для развития детского творчества Задачи: 1. учить детей составлять образ птенца из готовых деталей. Развиват...

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (лепка). «Кто в Теремочке живет»

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группепо образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (лепка). «Кто в Теремочке живет»...

Планирование образовательной деятельности в средней группе по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в средней группе детского сада

Планирование образовательной деятельности в средней группе по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в средней группе детского сада  по рисованию, лепке, аппликац...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с учетом интеграции образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие» (рисование), «Познавательное развитие», «Речевое развитие» с детьми старшего дошкольного воз «Осень в березовой роще».

Используемые современные образовательные технологии: информационно-коммуникативные технологии, развивающее обучение. Автор конспекта:  Смелягина Ольга Теймуразовна, воспитатель высшей квалиф...