Дополнительная образовательная программа с детьми 6-7 лет кружка по тестопластике «Умелые руки,не знают скуки». в соответствии с ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОЫВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Татьянникова Нина Ивановна

Дополнительная образовательная программа

 с детьми 6-7 лет кружка по тестопластике

 «Умелые руки,не знают скуки».

в соответствии с

ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОЫВАТЕЛЬНЫМ

СТАНДАРТОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_testoplastike.docx65.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №11 «Искорка»

Бугульминского муниципального района

Республики Татарстан

ПРИНЯТА:                                СОГЛАСОВАНА:                        УТВЕРЖДЕНА:

Решением педсовета                        Старший воспитатель                         заведующая МБДОУ №11

От 28.08.2017 г.                            МБДОУ №11                                         _________В.И. Ольнева

Протокол №1                                _________О.Б.Вагенлейтнер              приказом №78 о/д

от 28.08.2017 г.                                   от 28.08.2017 г.

Дополнительная образовательная программа

 с детьми 6-7 лет кружка по тестопластике

 «Умелые руки,не знают скуки».

в соответствии с

ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОЫВАТЕЛЬНЫМ

СТАНДАРТОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                                                                                                     

                                                                                                                                   Руководитель:

Татьянникова Н.И.

Место проведения:

Групповая комната

Время проведения:

                                                 Четверг: 17.00.-17.35   

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная  записка…………………………………………………………………… 3-5
  2. Описание работы с тестом…………………………………………………………………5-6
  3. Взаимодействие с родителями ……………………………………………………………..6
  4. Список детей………………………………………………………………………………… 7
  5. Объем учебной нагрузки …………………………………………………………………....7

       6.   Планирование работы кружка «Умелые руки, не знают скуки»………………………..8-11

       7.   Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения

навыков тестопластики……………………………………………………………………12-13

        8.  Определение уровня усвоения навыков тестопластики …………………………………13

         9.  Литература …………………………………………………………………………………..14

 

                             

                                    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция, но в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками. Солёное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны.

Программа «Тестопластика» имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу обучающихся. Процесс овладения определёнными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и большей мере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.     Программа студии нетрадиционной изобразительной деятельности  «Умелые руки не знают скуки» раскроет секреты самых разнообразных видов мастерства; поможет по-новому увидеть и осмыслить многоликий мир вещей и предметов, окружающих нас в повседневной жизни; разбудит фантазию; подтолкнёт к активному творческому поиску и созиданию; даст детям навыки, умения и знания по работе с солёным тестом – всё это поможет развить мелкую моторику руки и подготовить ребёнка к обучению в школе.                                                                                                                        Посещение студии – научит детей: усидчивости, обязательности, старанию, умению доводить начатое дело до конца, прививать эстетический вкус.                                                                                                       Выполнив несложные поделки, украшения, подарки своими руками, дети смогут использовать их в сюжетно-ролевых играх, в украшении интерьера группы, в качестве подарка  близким.

Актуальность

Дети очень любят лепить. Зачем современному ребёнку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Занятия в мастерской тестопластики даёт уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир.

                                                             

Целесообразность

 

          Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:

- повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

- синхронизирует работу обеих рук;

- развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;

- формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;

- при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

          А также способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса.

По своему содержанию занятия имеют своей целью развитие индивидуальности, интуиции, воспитание организованности и аккуратности. Лепка включает в себя сенсорные и другие модально-специфические факторы развития, при этом отрабатывается глазо-ручная координация, концентрация внимания и усидчивости, развитие произвольной регуляции.

В процессе обучения у ребят налаживаются межличностные отношения, укрепляется дружба. Царит искренняя атмосфера.

 

                                                       Цель программы:

Познакомить детей с изобразительной деятельностью, а именно: лепкой из солёного теста; создать воспитательную среду для развития творческой личности через занятия тестопластикой.                                                                                                                                          

Особое внимание обратить на то, что готовые, высушенные «угощения» нельзя брать в рот, они солёные. Отметить особенность техники выполнения работы.

                                                                               

                                                Задачи программы:

 Развивающая:

Развивать эстетический вкус, восприятия эластичности, пластичности солёного теста;  умение передавать образ предмета, лепить изделия по образцу, шаблону.

Обучающая:

Учить: работать с тестом используя различные приёмы лепки:

• приготовлению теста,

• окрашиванию теста,

• сушке,

• подрумяниванию,

• глазурированию,

• лакированию,

• изготовлению мелких хлебобулочных изделий, плоских украшений с помощью шаблона,

• изготовлению мелких орнаментальных деталей (ягоды, цветы, листики и т.д.)

Воспитательная:

Воспитывать эстетический вкус, аккуратность, усидчивость, терпение, умение доводить дело до конца;  бережное отношение к материалу, уважительное отношение друг к другу, желание дарить подарки и доставлять радость близким, родным и друзьям.

        Занятия проводятся 1 раза в неделю по 35минут, во вторую половину дня в групповой комнате.

Принципы:

  • Сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учётом природных особенностей в данный момент деятельности.
  • Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.
  • Принцип обогащения сенсорного опыта.
  • Последовательности и систематичности.
  • Личностно-ориентированный подход.
  • Культурного обогащения (амфликации) содержания деятельности по тестопластике, в соответствии особенностями познавательного развития детей разных возрастов.
  • Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
  • Принцип организации тематического пространства(информационного поля) – основы для развития образных представлений.

                   Методы:

  • Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);
  • Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)
  • Практический

                    Формы:

  • индивидуальные
  • подгрупповые
  • групповые

   Средства:

  • соленое тесто
  • стеки
  • доски
  • кисти
  • краска гуашь
  • шаблоны

   лак и мелкие детали для украшения изделий

                               

            Преимущества соленого теста:

1.Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;

2.Легко отмывается и не оставляет следов;

3.Безопасно при попадании в рот, если не добавлять клей, - обычно, один раз попробовав тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот - невкусно!!!

4.Если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;

5.Можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе;

6.Краска пристает любая, а возможности для росписи - практически неограниченные;

7.Поверх краски хорошо еще покрывать лаком - сохранится на века...

8.Сготовым можно играть - без боязни, что оно потеряет форму.

                               

                     

                          Описание работы с тестом

         

 Рецепт соленого теста: 2 стакана муки (можно в муку, не выходя из нормы двух стаканов, добавить сухой крахмал. Например, 1 1/2 ст. муки + 1/2 ст. крахмала. С добавлением крахмала тесто станет более эластичным. Из такого теста особенно хорошо получаются тонкие детали, например, лепестки цветов.), 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г, можно добавить 2 стол. ложки клея ПВА. Вместо воды можно сварить клейстер из крахмала.

Способы сушки. Сушка в духовке. Нужно исходить из того, что изделие толщиной 5 мм сушится в течение 1 часа. Температура при этом должна быть 75 градусов.

Воздушная сушка. Самый экономичный, но и самый длительный. При воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно - за 1 день изделие просушивается не более чем на 1 мм толщины. Такую сушку целесообразнее всего проводить летом, когда можно использовать тепло солнечных лучей (зимой на батарею украшения ни в коем случае класть нельзя!). 

Комбинированная сушка. Она более всего подходит для объемных лепных украшений: изделия выдерживают несколько дней на солнце, затем досушивают в духовке

                           Взаимодействие с родителями

Родители оказывают помощь в предоставлении муки, соли, в приобретении красок и лака, трафаретов, цветного картона. Родители с детьми  дома закрепляют знания и навыки, полученные с детьми на занятиях и, тем самым воспитанникам помогают достичь желаемых  результатов. Родители совместно с детьми участвуют в конкурсах поделок,где используют знания и умения  работать с солёным тестом и получают дипломы , награждения и огромную радость за успехи своих детей.

                                                                 

                                                                                    Список детей

старшей татарской группы,

посещающих кружок по тестопластике «Умелые руки не знают скуки».

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

1.

Абдуллин Тимур

2.

Абрамова Виолетта

3.

Антипова Полина

4.

Галиев Эрнест

5.

Галиев Эрик

6.

Игнатьев Данил

7.

Карманов Иван

8.

Кочемасов Денис

9.

Мукбель Амир

10.

Платонова Вероника

11.

Салихов Камиль

12.

Саляхов Марсель

13.

Синчугова Арина

14.

ШарафиеваДиляра

        Объем учебной нагрузки

Дисциплина

Возрастная группа

Количество детей

День недели и время проведения

Кружок  по

 тестопластике «Умелые руки , не знают скуки»

Подготовительная к школе№2 , татарская группа

         14

         Вторник

       17.00-17.35

Учебный план кружка потестопластике «Умелые руки не знают скуки»

Содержание

Старшая татарская группа

Начало учебного года

1 октября 2017 г.

Конец учебного года

30 апреля 2018 г.

Продолжительность учебного года

28 недель

Продолжительность учебной недели

5 дней

Место проведения

Групповая комната

          Планирование работы кружка «Умелые руки, не знают скуки»

 

Октябрь.

 1 неделя

Тема: Солёное тесто.

Цель: познакомить с изготовлением солёного теста ( соль, мука, вода, клей), его свойством (мягкость, эластичность), привить у детей навыки, умения, желание работать с тестом.

2 неделя

Тема: Растения. Листочки. Цветок.

Цель: учить с помощью шаблона, вырезать из теста листочки и цветочки. Работать аккуратно. Закрепить умение работать с шаблоном.

3 неделя

Тема: Фрукты. Овощи.

Цель: Предложить детям по желанию слепить фрукты, овощи, используя знакомые способы работы с тестом (шаблоны, плоскостная лепка), объёмная лепка не практична тем, что тесто плохо просушивается

4 неделя.

Тема: Раскраска готовых изделий.

Цель: Учить подбирать цвета и оттенки для каждого изделия. Развивать эстетический вкус. Работать с палитрой.

Ноябрь.

1 Неделя

Тема: Завиток.

Цель: Учить скатать тесто колбаской, завернуть концы в завиток. Работать аккуратно.

2 неделя

Тема: Крендель.

Цель: Скатать тесто колбаской, делать по длине 4-5 поперечных надрезков, свернуть кренделем. Подсушить.

3 неделя

Тема: Плетенка.

Цель: Скатать две колбаски, соединить и переплести их, концы прищипнуть, чтобы не расходились.

4 неделя.

Тема: Косичка.

Цель: Скатать три колбаски, соединив один конец переплести их. Развивать внимание и аккуратность.

Декабрь.

1 неделя

Тема: Елочка.

Цель: Учить раскатывать тесто лепёшкой по шаблону вырезать с помощью стеки – ёлочку. Работать аккуратно.

2 неделя

Тема: Зайчик.

Цель: Раскатать тесто тонким слоем и вырезать по шаблону фигуру зайца. Работать аккуратно и осторожно, удаляя лишнее тесто.

3 неделя

Тема: Петушок.

Цель: Учить лепить туловище и детали: клюв, гребешок, глаза, хвост, лапки и аккуратно приклеивать их.

4 неделя.

Тема: Раскраска готовых изделий.

Цель: Учить подбирать нужные цвета акварельной краски и создавать оттенки, а именно: розовый, салатный, голубой, оранжевый. Работать аккуратно и не спеша.

Январь

1 неделя

Тема: Рыбка.

Цель: Скатать небольшой шарик, придать ему форму овала, чуть заострённое концом. Острым концом стека сделать чешую на теле рыбки. Учить лепить детали: плавники, хвост, глаза, губы и хорошо прикрепить их к основной части.

2 неделя

Тема: Народные традиции. Плюшка.

Цель: Познакомить с русскими народными кулинарными изделием и техникой изготовления плюшки ( скатать тесто колбаской, начиная с одного конца свернуть его плюшкой)

Раскрыть значимость  хлебо -булочных изделий, воспитывать бережное отношение к ним.

3 неделя

 Тема: Татарское национальное блюдо. Чак-чак.

Цель: познакомить с техникой изготовления татарского национального блюда,  чак-чак. Скатать тесто тонкой колбаской, с помощью стека нарезать тесто на мелкие части и скатать шарики, подсушить.

4 неделя

Тема: Раскраска плюшки и чак-чак.

Цель: Учить акуратно покрывать поверхность изделий акварельной краской и хорошо подсушенные изделия разложить по игрушечным посудкам. Шарики горкой уложить в красивое пиале плюшки на жестовских подносах. Подчеркнуть особенность национальных кулинарных изделий, посуды, традиций и т.д.

Февраль.

1 неделя

Тема: Угощения. Пирожки. Конфеты.

Цель: Учить лепить пирожки  и конфеты. Из раскатанного теста вырезать круг, сложить его пополам, открытый конец прищипывать. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Из остатка теста слепить конфетку. Желание доставить радость близким своими угощениями.

2 неделя

Тема: Цифры. 8, 23.

Цель: Закрепить умение раскатывать длинную колбаску, с помощью стека делить его на части, а затем научить лепить знакомые цифры: 8, 23. Дать почувствовать значимость этих цифр и приближение 8 марта и 23 февраля.

3 неделя

Тема: Раскраска готовых изделий.

Цель: Учить раскрашивать готовые изделия, подбирая нужные цвета. Закрепить умение работать аккуратно кистью и красками, доводить дело до конца. Развивать эстетический вкус.

4 неделя

Тема: Лакировка готовых изделий.

Цель: Учить детей техникой покрытия готовых изделий лаком. Быть внимательным, осторожным и аккуратным при работе с лаком. Дать почувствовать блеск, яркость изделий, что придаст окружающим хорошее настроение.

Март.

1 неделя

Тема: Подарок.

Цель: Учить изготавливать подарки для своих любимых мам, бабушек, сестёр и т.д. используя знания и умения работать с солёным тестом. Развивать творческие способности, эстетический вкус  в оформлении изделий на цветном картоне. (можно использовать изделия из предыдущих занятий. На усмотрение детей.)

2 неделя

Тема: Сердечко.

Цель: Раскатать тесто и формочкой вырезать сердечко и украсить каждый на своё усмотрение. Развивать творческие способности, самостоятельность.

3 неделя

Тема: Натюрморт.

Цель: Учить составлять натюрморт, объединять фрукты, овощи, цветы и составлять на цветном картоне панно. Развивать эстетический вкус.

4 неделя

Тема: Составление букета.

Цель: Учить составлять цветочные композиции. Раскрашивать изделия, подбирая нужные тона и полутона, работать с палитрой. Развивать эстетический вкус. Воспитывать аккуратность.

                                                             

Апрель.

1 неделя

Тема: Солнышко.

Цель: Продолжать раскрывать тесто тонким слоем и формочкой вырезать кружочек. Украсить солнышко. Прорисовать глазки, веснушки, нос, рот. Просушить. ( можно использовать солнышко – медальон).

2 неделя

Тема: Буквы.

Цель: Научить детей из солёного теста лепить буквы по желанию. Можно составить из них любимые слова. Слепить и высушить.

3 неделя

Тема: Раскраска изделий и покрытие их лаком.

Цель: Продолжать, используя знания и умения, раскрашивать изделия в желаемые цвета, соблюдая  чувство меры. Воспитывать творческий подход, самостоятельность и эстетический вкус.

4 неделя

Тема: По замыслу.

Цель: Учить  самостоятельно  выбирать тему, предмет, сюжет, который можно слепить из солёного теста. Использовать знания и умения, полученные на предыдущих занятиях.

Май.

Подведение итогов. Оформление детских работ и организация выставки на тему : «Умелые руки не знают скуки»

                                      Диагностический инструментарий
               для определения уровня усвоения навыков тестопластики

Задание «Слепить  для друга подарок на день его рождения».
      Цель задания: определить уровень умения слепить из солёного теста плоскостные или объёмные фигурки по заданной теме.
      Материалы: солёное тесто, стеки, трафареты, бусинки для мелких деталей.
      Инструкция к проведению задания: детям даётся задания и ставится вопрос, что можно или ты хотел бы подарить своему другу на день его рождения?. Дети , самостоятельно подбирают необходимый материал для достижения цели, подготавливают рабочее место и начинают лепить.
       Анализ результатов:
      Показатели:
- умение готовить рабочее место;
- умение самостоятельно выбирать необходимый материал;
- умение работать с тестом;
- владение техникой работы со стеком;
- владение техникой работы с трафаретом;
- эстетичность.

                               

Ожидаемые результаты и способы определения результативности.

     Для каждого ребёнка конкретным показателем его успехов является:

  • Возрастающий уровень его авторских работ, легко оцениваемый и визуальный и педагогом.
  • Скорость выполнения заданий и чёткость ориентировки при выборе их способов успешного выполнения.
  • Коллективное участие в коллективных работах и мероприятиях.
  • Оригинальность предлагаемых художественных решений.
  • Окрепшая моторика рук.

                                       Критерии оценки знаний, умений и навыков.

            Средний уровень:

  • Умение раскатывать тесто прямыми и круговыми движениями
  • Умение раскатывать тесто в тонкий жгут.
  • Внимателен, выполняет инструкции взрослого.
  • Активен, заинтересован.
  • Знает  начальные принципы композиции.

           Высокий уровень:

  • В совершенстве владеет навыками работы с тестом.
  • Заинтересован, увлечен.
  • Самостоятельно выбирает способ изображения предмета с помощью теста.
  • Старается вносить в работу элементы творчества.
  • Применяет полученные навыки не только на занятиях кружка, но и в повседневной жизни.
  • Составлять узоры и пользоваться цветовой гаммой.
  • Изготавливать различные тематические лепнины.
  • Составлять орнаменты и лепить посуду.

       

           Средства диагностики:

  • Анализ анкет воспитанников.
  • Отзывы родителей.
  • Тестирование (моторика ребёнка).

Для всего коллектива в целом,безусловным показателем является  возможность активного участия  воспитателя с детьми и родителей с детьми в конкурсах,выставках муниципального, Республиканского, Всероссийского уровня, а так же высокие призовые места, которые будут отданы их работам.

                             

Определение уровня усвоения навыков тестопластики.

Список детей

                                                 Показатели

Общий балл.

Уровень.

Умение готовить рабочее место.

Умение самостоя-тельно выбирать необходи-мый материал.

Умение работать с тестом.

Владение техникой разукрашивания готовой продук-ции.

Владение техникой покрытия лаком готовой продук-ции.

Эстетич-ность.

1.Абдуллин Тимур

2.Антипова Полина

3.Абрамова Виолетта

4.Галиев Эрнест

5. Галиев Эрик

6.  Игнатьев Данил

7. Карманов Иван

8. Кочемасов Денис

9. Мукбель Амир

10. Платонова Вика

11. Салихов Камиль

12. Саляхов Марсель

13. Синчугова Арина

14.ШарафиеваДиляра

Высокий уровень -      %

Средний уровень -      %

Низкий уровень -        %       

                                   Используемая литература:

  1. Коньшева К. П. «Лепка в начальных классах».
  2. Селезнёва Е. А. «Удивительное солёное тесто». М., 2015г.
  3. Журнал «Школа» №1, №2 2014г.
  4. Гагарин Б. Г. «Составление композиций из соленого теста» М., 2014г.
  5. Г. Чаянова «Солёное тесто для начинающих».
  6. Горичева В.С.. Изделия из соленого теста.
  7. Данкевич Е.“Лепим из соленого теста”.
  8. ЛежневаС.C., И.И. Булатова “Сказка своими руками” Минск 2014.
  9. Гусева «Солёное тесто». Москва. Мой мир. 2013.
  10. Синеглазова М.О.  «Удивительное солёное тесто». Москва.        Издательский Дом МСП. 2015.

                 Программа по тестопластике

Рабочая программа по дополнительному образованию

 (кружок по лепке из солёного теста)

 «Тестопластика» для детей старшего дошкольного возраста в соответсвии с  ФГОС дошкольного образования

Программа

по дополнительному образованию

лепка из соленого теста  «Умелые руки не знают скуки»

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция, но в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками. Солёное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны.

Программа «Тестопластика» имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу обучающихся. Процесс овладения определёнными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и большей мере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.

                                                            Актуальность. 

Дети очень любят лепить. Зачем современному ребёнку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Занятия в мастерской тестопластики даёт уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир.

                                                        Целесообразность. 

 

Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.

Занятья лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:

  • Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
  • Синхронизирует работу обеих рук;
  • Развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;
  • Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

А также способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса.

По своему содержанию занятия имеют своей целью развитие индивидуальности, интуиции, воспитание организованности и аккуратности. Лепка включает в себя сенсорные и другие модально-специфические факторы развития, при этом отрабатывается глазо-ручная координация, концентрация внимания и усидчивости, развитие произвольной регуляции.

В процессе обучения у ребят налаживаются межличностные отношения, укрепляется дружба. Царит искренняя атмосфера.

Цель программы: создание воспитательной среды для развития творческой личности через занятия тестопластикой.

Задачи программы:

  • Воспитать личность способную к творчеству, обладающую художественным вкусом;
  • Создать условия для личностного развития ребёнка через приобщение его к творчеству тестопластики;
  • Способствовать овладению основными приёмами и технологиями тестопластики.

Программа рассчитана на год и поделена на II этапа

I этап – общая подготовка. Ребёнок, прошедший её может иметь полное представление об историческом развитии искусства тестопластики, не в полной мере владеет техникой выполнения и ещё не готов для самостоятельного выполнения предметов утилитарного назначения.

II этап. Ребёнок занимается совершенствованием и усложнением изучаемых приёмов, с историей тестопластики.

Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 часу. Программа предусматривает 34часов в год.

Принципы:

  • Сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учётом природных особенностей в данный момент деятельности.
  • Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.
  • Принцип обогащения сенсорного опыта.
  • Последовательности и систематичности.
  • Личностно-ориентированный подход.
  • Культурного обогащения (амфликации) содержания деятельности по тестопластике, в соответствии особенностями познавательного развития детей разных возрастов.
  • Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
  • Принцип организации тематического пространства(информационного поля) – основы для развития образных представлений.

Методы:

  • Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);
  • Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)
  • Практический

Формы:

  • Индивидуальные
  • подгрупповые
  • групповые

Средства:

  • соленое тесто
  • стеки
  • доски
  • кисти
  • краска гуашь
  • шаблоны

Преимущества соленого теста:

1.Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;

2.Легко отмывается и не оставляет следов;

3.Безопасно при попадании в рот, если не добавлять клей, - обычно, один раз попробовав тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот - невкусно!!!

4.Если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;

5.Можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе;

6.Краска пристает любая, а возможности для росписи - практически неограниченные;

7.Поверх краски хорошо еще покрывать лаком - сохранится на века...

8.Сготовым можно играть - без боязни, что оно потеряет форму.

Рецепт соленого теста: 2 стакана муки (можно в муку, не выходя из нормы двух стаканов, добавить сухой крахмал. Например, 1 1/2 ст. муки + 1/2 ст. крахмала. С добавлением крахмала тесто станет более эластичным. Из такого теста особенно хорошо получаются тонкие детали, например, лепестки цветов.), 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г, можно добавить 2 стол. ложки клея ПВА. Вместо воды можно сварить клейстер из крахмала.

Способы сушки. Сушка в духовке. Нужно исходить из того, что изделие толщиной 5 мм сушится в течение 1 часа. Температура при этом должна быть 75 градусов.

Воздушная сушка. Самый экономичный, но и самый длительный. При воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно - за 1 день изделие просушивается не более чем на 1 мм толщины. Такую сушку целесообразнее всего проводить летом, когда можно использовать тепло солнечных лучей (зимой на батарею украшения ни в коем случае класть нельзя!). 
          
Комбинированная сушка. Она более всего подходит для объемных лепных украшений: изделия выдерживают несколько дней на солнце, затем досушивают в духовке.

Ожидаемые результаты и способы определения результативности.

Для каждого ребёнка конкретным показателем его успехов является:

  • Возрастающий уровень его авторских работ, легко оцениваемый и визуальный и педагогом.
  • Скорость выполнения заданий и чёткость ориентировки при выборе их способов успешного выполнения.
  • Коллективное участие в коллективных работах и мероприятиях.
  • Оригинальность предлагаемых художественных решений.
  • Окрепшая моторика рук.

Критерии оценки знаний, умений и навыков.

Средний уровень:

  • Умение раскатывать тесто прямыми и круговыми движениями
  • Умение раскатывать тесто в тонкий жгут.
  • Внимателен, выполняет инструкции взрослого.
  • Активен, заинтересован.
  • Знает  начальные принципы композиции.

Высокий уровень:

  • В совершенстве владеет навыками работы с тестом.
  • Заинтересован, увлечен.
  • Самостоятельно выбирает способ изображения предмета с помощью теста.
  • Старается вносить в работу элементы творчества.
  • Применяет полученные навыки не только на занятиях кружка, но и в повседневной жизни.
  • Составлять узоры и пользоваться цветовой гаммой.
  • Изготавливать различные тематические аппликации.
  • Составлять орнаменты и лепить посуду.

Средства диагностики:

  • Анализ анкет учащихся.
  • Отзывы родителей.
  • Тестирование (моторика ребёнка).

Для всего коллектива в целом, безусловным показателем является активное участие в окружных и городских выставках, а так же высокие призовые места, которые будут отданы их работам.

 Взаимодействие с родителями:

Родители оказывают помощь в предоставлении комплекта. Беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают и дома закрепляют знания и навыки, полученные с детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.

Родители оказывают помощь в предоставлении муки, соли, в приобретении красок и лака, трафаретов , цветного картона . Беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают. Родители с детьми  дома закрепляют знания и навыки, полученные с детьми на занятиях и, тем самым воспитанникам помогают достичь желаемых  результатов.

                                                 Используемая литература:

  1. Коньшева К. П. «Лепка в начальных классах».
  2. Селезнёва Е. А. «Удивительное солёное тесто». М., 2015г.
  3. Журнал «Школа» №1, №2 2014г.
  4. Гагарин Б. Г. «Составление композиций из соленого теста» М., 2014г.
  5. Г. Чаянова «Солёное тесто для начинающих».
  6. Горичева В.С.. Изделия из соленого теста.
  7. Данкевич Е.“Лепим из соленого теста”.
  8. ЛежневаС.C., И.И. Булатова “Сказка своими руками” Минск 2014.
  9. Гусева «Солёное тесто». Москва. Мой мир. 2013.
  10. Синеглазова М.О.  «Удивительное солёное тесто». Москва.        Издательский Дом МСП. 2015.

                                                      УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Вводное занятие.  Вводное занятие по технике безопасности. Из истории тестопластики.

2

сентябрь

Технология изготовления солёного теста. Осенние листья.

2

сентябрь

Различные рецепты изготовления теста. Роспись композиции «Осенние листья».

2

октябрь

Лепка композиции «Корзинка с фруктами»

2

октябрь

Раскрашивание композиции «Корзинка с фруктами»

1

ноябрь

Медальон (Из цветного теста)

1

ноябрь

Раскрашивание композиции «Моей единственной маме»

1

ноябрь

Ваза (объёмная лепка)

1

декабрь

Раскрашивание вазы

1

декабрь

Новогодний серпантин (Цветное тесто)

1

декабрь

Новогодние подарки (фоторамка «ночь»)

1

декабрь

Подсвечник «Восточная сказка»

1

январь

Карандашница (объёмная)

1

январь

Аквариум

2

январь

Раскрашивание композиции «Аквариум»

1

февраль

Выполнение цветов на (плоскости).

2

февраль

Составление общей композиции из цветов

1

февраль

Изготовление композиции «Подарок к 8 марта»

1

март

Раскрашивание композиции «Подарок  к 8 марта»

1

март

Пасхальное яйцо

1

март

Подставка под пасхальное яйцо

2

апрель

Изготовление композиции «Весна - красна»

1

апрель

Раскрашивание композиции «Весна -  красна»

1

апрель

Любимые герои из сказок (предметная картинка)

2

май

Роспись гуашью (правила). Завершение работы.

1

май

Итоговое занятие. Подготовка выставки поделок

1

май

ИТОГО:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа педагога ДОУ с учетом Федерального государственного стандарта дошкольного образования (подготовительная группа, 6-7 лет) составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования

Рабочая программа педагога ДОУ с учетом Федерального государственного стандарта дошкольного образования (подготовительная группа, 6-7 лет) составлена на основе примерной основной образовател...

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования как условие качества дошкольного образования

Автор прослеживает развитие системы качества дошкольного образования в Российской Федерации, выделяет  Федеральные государственные стандарты дошкольного образования как условие создания качествен...

Статья: "Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта дошкольного образования"

Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта дошкольного образованияПонятие «развивающая предметно-...

Предметно-пространственная среда ДОУ в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта дошкольного образования.

1 слайд. Предметно-пространственная среда ДОУ в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта дошкольного образования.2 слайд. Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос ор...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ с сайта ФИРО...