" Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора"
учебно-методический материал (младшая группа) по теме

Каргина Ольга Александровна

Методическая разработка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.docx826.54 КБ

Предварительный просмотр:

 « Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора».

Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Актуальность выбранной темы:

     

         Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детское устное народное творчество - сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички и прочее.

Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.

Использование устного народного творчества в формировании культурно-гигиенических навыков с детьми поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.

Предварительная работа: Чтение К.И.Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая»,  Заучивание потешек « Водичка, водичка…», « Кашка из гречки», « Расти коса до пояса…», рассматривание сюжетных («Так делать нельзя») и предметных картинок («Что это и для чего?»).

Участники: Дети первой младшей группы, педагог.

Оборудование: кукла Таня, мыло, полотенце, расческа, воздушный шар

Методические приемы:

Организационный момент.

Стук в дверь. Почтальон приносит письмо.

Педагог: - Ребята, смотрите, нам прислали письмо. Сейчас посмотрим от  кого оно.

Педагог открывает письмо. Читает.

Педагог: - «Дорогие друзья, приглашаю Вас в гости. Буду очень рада видеть всех Вас!» Кукла Таня.

- Ребята Таня пригласила вас в гости! Вы хотите пойти? ( Ответы детей)

- Но для начала повторим правила, о том, как вести себя в гостях. Не кричать, не трогать вещи без спроса. (Ответы детей) Нужно говорить волшебные слова. А какие мы знаем волшебные слова? ( Ответы детей)

- Правильно!!! « Здравствуйте», « До свидания», « Спасибо», « Пожалуйста». А теперь можем идти.

Подвижная игра « Ножки, ножки».

Дети идут друг за другом под слова педагога «Ножки, ножки шли по дорожке. Топ-топ-топ-топ! Прыг!» На последнее слово прыжком быстро поворачиваются в другую сторону.

Повторяем несколько раз.

За столом сидит кукла Таня, читает книжку, ручки грязные, лицо не умытое.

Дети здороваются с ней.

Педагог:  - Таня, здравствуй!  Что с тобой? Посмотри, какие у тебя руки и лицо!!! Ай, я ай Таня!!!! Так нельзя…..

Рано утром, на рассвете,

Умываются котята и утята,

И жучки и паучки….

- Купаться и умываться любят все животные и насекомые, а вы, ребята, все сегодня умывались? (ответы детей)

- А зачем нам умываться? (чтобы быть чистыми, аккуратными, красивыми, хорошо пахнуть) А еще, чтобы не заболеть. У нас на коже скапливаются вредные микробы, мы их не видим, но они очень опасны. Поэтому нужно мыться, ухаживать за собой каждый день утром и вечером.

Кукла Таня плачет.

Педагог: - Не плачь, Таня, мы тебе поможем. У меня есть Чудесный мешочек, в нем есть все, чтобы привести тебя в порядок.

 Дидактическая игра « Чудесный мешочек».

Дети опускают руку в мешочек и называют предметы (мыло, полотенце, шампунь, зубная паста, зубная щетка, мочалка).

Педагог: - Ребята, давайте научим Таню умываться и мыть ручки.

Дети моют ручки, умываются и приговаривают потешки.

Потешка « Водичка, водичка» - Лера

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!

Потешка «Кран откройся, нос умойся »- Серёжа

Кран откройся, 
Нос умойся!
Мойтесь сразу 
Оба глаза,
Мойся шейка 
Хорошенько!

Потешка « Зайка начал умываться…» - Лилия

Зайка начал умываться.
Видно в гости он собрался.
Вымыл ротик,
Вымыл носик,
Вымыл ухо,
Вот и сухо!

Педагог: - Таня, какие у тебя теперь чистые ручки и лицо…Правда, ребята? Но их еще нужно вытереть полотенцем.

Дети вытирают ручки полотенцем.

Потешка « Ай, лады лады лады…» - Дима

Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Знаем, знаем, да-да-да,
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По-нем-ножку.
Лейся, лейся, лейся
По-сме-лей -
Таня, умывайся веселей!

Педагог: - Спасибо, ребята! Таня очень рада, что вы оказали ей помощь.

А сейчас, немножко разомнемся и проведем физкультминутку.

Физкультминутка.

 А часы идут, идут
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

Педагог: Ребята, кажется, что то еще мы забыли……Ах, да!!! Чтобы наша Таня выглядела красивой и опрятной научим ее расчесывать волосы.

Потешка « Расти коса до пояса…» - Виктория

Расти  коса до пояса,
Не вырани ни волоса.
Расти, косонька, до пят -
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся -
Маму, дочка, слушайся.

Педагог: - Молодцы, ребята! Таня, говорит вам « Спасибо!»

- А сейчас, чтобы закрепить наши знания, предлагаю отгадать загадки. Садитесь поудобнее и внимательно слушайте.

Отгадывание загадок.

Если руки наши в ваксе,

Если на нос села клякса,

Кто тогда наш первый друг

Снимет грязь с лица и рук?

(Вода)

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я,

Дело ясное вполне-

Пусть отмоет руки мне.

( Мыло)

И махровое, и гладкое бывает,

Кто помылся, тот о нем не забывает

Взрослого, младенца

Вытирает…

( Полотенце)

На грабли сильно похожу:
На ручке - зубья и доска.
По голове я похожу -
Всё расчешу до волоска.
Чтоб понравилась прическа,
Пусть потрудится..

( Расческа)

Педагог: - Очень хорошо, ребята! Молодцы! А теперь Тане пора спать, давайте уложим ее спать.

Дети укладывают куклу в кроватку и проговаривают Потешку « Баю бай»

Спеть колыбельную.

Баю – баю – баиньки,

В огороде заиньки!

Зайки травоньку едят,

Кате спатеньки велят. (2 – 3 р).

Педагог: - Кукла Таня уснула, мы желаем ей спокойной ночи,сладких снов. Ну а нам пора, возвращаться в группу. Давайте оставим Тане подарок от нас – воздушный шарик, на который мы приклеили сердечки, где написаны правила личной гигиены. Надеемся, что Таня будет выполнять их каждый день. А вам ребята, я желаю всегда быть такими добрыми, красивыми, опрятными детьми, никогда не болеть и помнить наш девиз – ЧИСТОТА ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ!

     Приложения.

C:\Users\111\Desktop\Новая папка\Наши будни\е.jpg  https://i.mycdn.me/image?id=853449826916&t=3&plc=WEB&tkn=*Zo_ko-z4k-CdZaJ95evBtxb0SwIhttps://i.mycdn.me/image?id=853449826148&t=3&plc=WEB&tkn=*9SGbb5YGqHKE33SVBrzE9TL7GkE

https://i.mycdn.me/image?id=853449825892&t=3&plc=WEB&tkn=*ZM13sOcGc197-7VdVyddHVxAveg  https://i.mycdn.me/image?id=853449825124&t=3&plc=WEB&tkn=*icGL1wdmvRpa56p6Pop006f4MI8 https://i.mycdn.me/image?id=853449824868&t=3&plc=WEB&tkn=*7Ngf1yXnucEN_6RNV9QdAOavhWcC:\Users\111\Desktop\Новая папка\Наши будни\image (52).jpg https://i.mycdn.me/image?id=853449824612&t=3&plc=WEB&tkn=*hlLxxxZb5cGWzBEa7sj0KDhTgWs https://i.mycdn.me/image?id=853449820516&t=3&plc=WEB&tkn=*q9VLEzbDQ-soFYKNSQBa2nUwc_Q  https://i.mycdn.me/image?id=853449816932&t=3&plc=WEB&tkn=*a2ipFIA6KxJJUYv9rEHwxaJWYQY https://i.mycdn.me/image?id=853449815652&t=3&plc=WEB&tkn=*PNDgUZX__N_bR51iMZh7V7uz_04  https://i.mycdn.me/image?id=853449826660&t=3&plc=WEB&tkn=*g5bO_1vRZuj2EWzupNOyOiCCuos https://i.mycdn.me/image?id=853449816676&t=3&plc=WEB&tkn=*HYIjwv4ge75Dep1KL7MfYhhr82g  https://i.mycdn.me/image?id=853449780580&t=3&plc=WEB&tkn=*RTY8sf3SHyzbONOKDXN-3pgHeC8   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Средства и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях "Дома ребенка"» (2-3года)

Условия для успешного формирования культурно – гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых. Под рационально организованной обстановко...

Методическая разработка на тему " Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора"

Методическая разработка на тему: " Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора"...

Формирование ключевых культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества

Цель: Формировать культурно-гигиенические навыки и знания у детей младшего дошкольного возраста с помощью фольклорных средств. Задачи:Повысить собственный уровень знаний путём изучения литературы...

«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством фольклора»

Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков у воспитанников младшего дошкольного возраста посредством фольклора.Задачи:1. Формировать умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насух...

Статья «Фольклор как средство формирования культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста».

Статья «Фольклор как средство формирования культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»....