Проект для детей средней группы "Покормите птиц зимой"
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме

Котова Екатерина Васильевна

Проект включает в себя актуальность выбранной темы, цель и задачи проекта, план реализации проекта, план мероприятий, перспективный план работы с детьми, конспекты НОД, итоговое мероприятие, опрос детей на начальном этапе и по окончанию проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №1»

Структурное подразделение «Детский сад «Рябинушка»

Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников

«ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ»

Средний дошкольный возраст

(4-5 лет)C:\Users\Администратор\Desktop\кормушка\kormushka-dlya-ptic-svoimi-rukami-iz-dereva-chertezhi-32.jpg

        

Воспитатель первой квалификационной

категории

 Екатерина Васильевна Котова

п. Октябрьский

Январь, 2017г.

 

 Актуальность. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Наиболее важным является отношение детей дошкольного возраста к миру животных, в частности к птицам.

   Во время прогулки с детьми, нами было подмечено, что на участок детского сада, где висит кормушка,  прилетают птицы: голуби, синицы, воробьи, вороны и т.д. Дети обращают на них внимание, наблюдают за птицами, подмечают их особенности, различия, рассматривают следы на снегу.  Заметив интерес детей, я рассказала  им, что в холодное время года доступной пищи для птиц становится меньше, а потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Дети изъявили желание помочь птицам. Но они не знают, как это сделать, имеющихся знаний не достаточно, поэтому необходимо дать детям новые знания о зимующих птицах, среде их обитания и питании.

 

Проблема: Недостаточный объём знаний у детей о зимующих птицах.

 Цель проекта: Расширение и обогащение знаний дошкольников о зимующих птицах.

  Задачи проекта:

-Продолжать знакомить детей с зимующими птицами нашего края.

-Расширять и углублять знания детей об особенностях жизни и поведения птиц в холодное время года.

-Воспитывать у детей желание и готовность помогать птицам, страдающим зимой от голода и холода.

- Привлечение родителей к оказанию помощи в реализации проекта.

Участники проекта: педагог, дети средней группы (4-5 лет), родители воспитанников.

Вид проекта: информационный.

Продолжительность проекта: среднесрочный.

Ожидаемые результаты проекта: дети расширят и обогатят знания  о зимующих птицах, их образе жизни, питании, связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

Продукт проекта: кормушки для птиц, фотоальбом.

Реализация проекта по этапам

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

подготовительный

1. Обсуждает проблему, ставит цели, формулирует задачи.

2. Создаёт необходимые условия для реализации проекта, разрабатывает перспективное планирование, накапливает методические материалы по проблеме.  

3. Даёт домашнее задание родителям: подобрать и принести в детский сад литературу по данной теме.

1. Формулируют проблему совместно с педагогом.

2. Объединяются в рабочие группы по сбору информации о зимующих птицах.

 

2 этап

основной (практический)

1. Внедряет в воспитательно–образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах: занятия; беседы; наблюдения на прогулках; подвижные, дидактические игры; загадывание загадок по теме; рассматривание иллюстраций; восприятие художественной литературы; слушание музыкального цикла П. И. Чайковского «Времена года».

2. Участвует совместно с детьми во Всероссийской эколого-культурной акции «Покормите птиц» (Кенозерский парк)

3. Даёт домашние задание родителям: заучивание с детьми стихотворений о зимующих птицах, загадывание загадок о зимующих птицах, рассматривание  зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах; изготовление кормушки.

1. Получают новые знания на занятиях, из бесед с педагогом. Задают вопросы и отвечают на них, наблюдают за птицами на прогулке; играют в подвижные игры и дидактические игры; отгадывают загадки, слушают музыку.

2. Участвуют совместно с педагогом во Всероссийской эколого-культурной акции «Покормите птиц» (Кенозерский парк)

3. Разучивают стихотворения, отгадывают загадки по данной теме; мастерят кормушку совместно с родителями.

3 этап

заключительный

1. Организует конкурс: «Лучшая кормушка для птиц».

2. Проводит итоговое мероприятие «Парад кормушек». 

3. Оформляет  фотоальбом: «Юные знатоки птиц»

1. Приносят кормушки, голосуют за понравившуюся кормушку.

2. Участвуют в мероприятии, развешивают кормушки, насыпают корм.

3. Рассматривают фотоальбом совместно с родителями.

Мероприятия по реализации проекта.

Образовательная область

Мероприятия

Познавательное развитие

НОД «Покормите птиц зимой»

Беседы: «Птицы зимой», «Покормите птиц зимой»

Художественное слово: «Птицы нашего края»

Опрос детей: «Что ты знаешь о птицах?»

Настольно-печатные игры: «Собери картинку»;

«Четвёртый лишний»

Художественно-эстетическое развитие

Рассматривание альбомов, иллюстраций, наглядно-демонстрационного материала по теме.

НОД (лепка) «Птички прилетели, на кормушку сели»

НОД (аппликация) «Синичка-невеличка»

НОД (рисование) «Снегири на ветках»

Музыка: слушание аудиозаписи голосов птиц: синица, воробей, сорока, ворона  (из музыкального цикла  П. И. Чайковского «Времена года»).

Речевое развитие

Восприятие художественной литературы и заучивание некоторых стихотворений:

Рассказы Е. Чарушина «Воробей»;  Ю. Дмитриев «Снегири».

 Стихотворения: С. Михалков «Птичья столовая»;

А. Яшина «Покормите птиц зимой»; А. Барто «Скачет шустрая синичка»; С. Я. Маршак «Где обедал воробей?»

 Игра «Узнай птицу»

Физическое развитие

Подвижные игры:  «Филин и пташка»; «Совушка»; «Птички и птенчики»; «Перелёт птиц»; «Воробушки и автомобиль»; «Птички и кошка».

Социально-коммуникативное развитие

Участие во Всероссийской эколого-культурной акции «Покормите птиц» (Кенозерский парк)

Перспективный план работы с детьми по проекту.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Опрос детей  «Что ты знаешь о птицах?»

Беседа: «Покормите птиц зимой»

Беседа: «Зимующие птицы»

Музыка: Прослушивание аудиозаписи голосов птиц из музыкального цикла П.И. Чайковского «Времена года»

НОД познавательное развитие «Покормите птиц зимой»

НОД лепка «Птички прилетели на кормушку сели»

НОД рисование «Снегири на ветках»

НОД аппликация «Синичка - невеличка»

Настольно-печатные игры: «Собери картинку»

 «Четвёртый лишний»

Подвижные игры: «Птичка и птенчики», «Совушка»

Разучивание стихотворения «Где обедал воробей?»

Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Птички и кошка»

Чтение рассказа

 Ю. Дмитриева «Снегири»

Восприятие художественной литературы: рассказ

Е. Чарушина «Воробей»

Восприятие художественной литературы:

«Птичья столовая»; «Покормите птиц зимой»; «Скачет шустрая синичка»

Загадки: «Зимующие птицы»

Рассматривание демонстрационного материала

Дидактическая игра «Узнай птицу»

Викторина «Птицы нашего края»

Итоговое мероприятие «Парад кормушек»

НОД -  рисование, образовательная область

«Художественно – эстетическое развитие»

Тема: «Снегири на ветках»

Цель: продолжать учить детей рисовать снегиря, используя нетрадиционную технику рисования.

Задачи:

Образовательные:

 Учить детей рисовать снегиря при помощи ватной палочки.

Развивающие:

Развивать творческое воображение, мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к живой природе, взаимопомощь, умение слушать воспитателя.

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте! Приглашаю Вас сегодня в зимний лес. Давайте наденем варежки, шапки, сапоги и пойдем в лес! (Звучит музыка: Отрывок произведения П.И. Чайковского «Времена года. Январь». Воспитатель читает стихотворение.)

Зимний лес стоит печальный.
Кто под снегом спрятал тайны?
Почему река молчит?
Птичья песня не звучит?
Осторожно в лес входите,
Тайны леса не будите.
Воспитатель: Как вы думаете, почему так тихо в лесу?

Дети: Птицы не поют.
Воспитатель: Почему не поют птицы?

Дети: Улетели в тёплые края.
Воспитатель: Я вижу здесь птиц (на мольберте предметная картинка с изображением снегиря), значит, не все птицы улетели.
Воспитатель загадывает загадку:

Прилетели на зимовку

Птицы, что в морозы ловко

Скачут по деревьям, веткам

В красно-огненных жилетках,

Не узнать нам их нельзя -

Любим птичку… (снегиря).

Дети рассматривают иллюстрации снегиря.

Воспитатель: Назовите, какие основные части тела есть у снегиря?

Дети: У снегиря основные части тела — голова, туловище, крылья, хвост.

Воспитатель: Какого цвета оперение?

Дети: Голова, туловище, крылья, хвост — чёрные, грудка — красная.

Воспитатель: Вам понравились снегири, а давайте мы с Вами их нарисуем.

Воспитатель: Снегиря будем рисовать с помощью ватной палочки. Ребята,  

палочку будем держать тремя пальцами, вертикально. Прикладывать палочкой   будем сначала по контуру карандаша, а потом внутри контура.

Сначала набираем немного красной краски и лёгкими тычками закрашиваем грудку (по контуру и внутри), а затем чёрным цветом: голову, спинку, крылья, хвост. Стараемся работать аккуратно, чтобы краски не смешивались между собой.  (Дети рисуют)

Воспитатель: А чем питаются снегири?

Дети: Ягодами, рябиной.

Воспитатель: Правильно, а рябину будем рисовать тоже с помощью палочки

Физкультминутка:

Палочку возьмём вот так

Это трудно? Нет, пустяк.

Вверх-вниз, вправо-влево 

Гордо, словно королева,

Палочка пошла тычком,

Застучала «каблучком».

А потом по кругу ходит,

Как девицы в хороводе.

Вы устали? Отдохнём

И опять стучать начнём.

Мы рисуем: раз, раз… (палочку ставить вертикально, сделать несколько тычков без краски)

Все получится у нас!

Воспитатель: Молодцы, правильно. Теперь продолжаем рисовать. (Дети рисуют под спокойную музыку).

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами немного поиграем

Физкультминутка «Снегири»:

Вот на ветках посмотри, (Руками хлопают себя по бокам)
В красных майках снегири.( Показывают грудки)
Распустили перышки
,( Руки слегка в стороны, )
Греются на солнышке.( Шевелят пальчиками)
Головой вертят, вертят, (Повороты головой вправо, влево)
Улететь они хотят.
(Бегут по кругу, взмахивая руками)
Кыш! Кыш! Улетели!

Воспитатель: А теперь мы с вами дорисуем детали (Дети по желанию рисуют  снег, рябинку и т. д.)

Воспитатель: Молодцы! Удивительные работы получились у вас! Как праздничные фонарики светятся в ветвях ваши снегири. Расскажите, какие приёмы нетрадиционной техники рисования вы использовали в работе при создании картины (дети рассказывают, делятся впечатлениями).

НОД Образовательная область

«Художественно – эстетическое развитие»

(Лепка)

Тема: «Птички прилетели на кормушку сели»

Цель: продолжать учить детей лепить птицу.

Задачи:

Образовательная:

- продолжать учить пользоваться стекой, познакомить с приемами лепки прищипывание, вытягивание.

- учить соблюдать расположение и соотношение частей тела, соединять части прижимая их друг к другу.

Развивающая:

- Развивать мелкую моторику, творческое воображение.

Воспитательная:

- Воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, а вы любите гулять?

Дети: Да.

Воспитатель: Скажите, ребята, где вы любите гулять?

Дети: на улице, в детском саду, на катке и др.

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас на прогулку в зимний лес. Но прежде чем отправиться в зимний лес как вы думаете, что нам нужно сделать?

Дети: Надеть тёплую одежду.

(Дети надевают воображаемые рукавички, шапку, шубку.)

Воспитатель:

В зимний лес на прогулку приглашаю вас пойти,

Интересней приключений, нам ребята не найти.

Друг за другом становитесь, крепко за руки беритесь.

По дорожкам, по тропинкам, не спешим, не отстаём

В лес мы дружно все пойдём.

(    Дети берутся за руки и за воспитателем идут «змейкой»)

Воспитатель: Ребята посмотрите, как красиво в лесу! Сколько снега. Посмотрите какая красивая ёлочка! Подходим к ёлочке, любуемся.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это сидит на ёлочке?

Дети: Синички.

Воспитатель: Какие они?

Дети: Красивые, маленькие, желтогрудые и т.д.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что делают зимой птицы в лесу?

Дети: Играют, веселятся, добывают себе корм и т.д.

Подходим к следующий ёлочке. На ветке сидят снегири.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто сидит на ветках этой ёлочки?

Дети: Снегири.

Воспитатель: Какие они?

Дети: Яркие, красивые…

Воспитатель: Скажите, ребята, птички, которые не улетают зимой в тёплые края, а остаются с нами на зиму как называются?

Дети: Зимующие птицы.

Воспитатель: Ребята, а мне кажется, что снегирь грустит. Как вы думаете почему?

Дети: Ему холодно, скучно одному на ёлочке, у него нет друзей.

Воспитатель: Ребята, как же помочь маленькому снегирю?

Дети: Сделаем ему друзей.

Воспитатель: Давайте снегиря возьмём с собой в детский сад и слепим ему друзей.

Крепко за руки беритесь по дорожкам, по тропинкам

Не спешим, не отстаём в детский сад мы дружно все пойдём.

Проходим к столу, снимаем воображаемую одежду.

Проходим, садимся за столы.

Воспитатель: Сначала берём кусочки красного и чёрного пластилина. Из красного куска лепим туловище в форме яичка. А из чёрного в виде шарика голову скатываем шар между ладоней), лепим головку, Что ещё нужно слепить, чтобы наша птичка ожила, чего не хватает?

Дети: Крылья и хвостик.

Воспитатель: Соединяем детали. Оформляем голову (клюв глазки)

Воспитатель: Посмотрите ребята, что у меня есть (показывает  кормушку)

Для чего нужна кормушка?

Дети: Чтобы птиц кормить, насыпать зёрнышки.

Воспитатель: Давайте ребята наших снегирей посадим в кормушку.

Чей снегирь понравился больше остальных? Почему? Что для вас было трудным? Как вы справлялись со своими трудностями? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, ребята, замечательные снегири получились у всех. Теперь снегирю, которого мы принесли из леса не будет скучно, вы сделали для него много новых друзей. Сегодня, когда мы пойдём гулять мы возьмём с собой корм для птиц и покормим птичек, которые прилетают к кормушкам.

Парад кормушек
«Покормите птиц зимой!»

Цель: Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам, желание помочь им, пережить суровое зимнее время

Задачи:

1.Расширять представления детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях. 

2. Развивать наблюдательность, память, речь; развивать движения, ловкость, быстроту реакции, действие по сигналу.

3. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам; доброту, отзывчивость, желание помогать и делать добрые дела; трудолюбие.

Оборудование: обручи, веревки, корзина, игрушки для самостоятельной игровой деятельности (машины, песочные наборы).

 

Ход прогулки:

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо!

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна.

Горсть зерна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело,

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

(А. Яшин.)

Воспитатель. О чем это стихотворение?

Дети. Это стихотворение о птицах, о том, что их надо кормить зимой.

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам устроить на нашем участке птичью столовую. А что нам для этого нужно?

Дети. Кормушки и корм для птиц.

Воспитатель: Правильно, молодцы.

Посмотрите, как много разных кормушек вы изготовили вместе с родителями

Воспитатель. Чем мы будем кормить птиц?

Дети: Зернами, пшеном, ржаным хлебом, семечками.

Воспитатель. Для чего мы помогаем птицам?

Дети. Чтобы птицы были сыты и не замерзли холодной зимой.

Воспитатель. Какую пользу приносят птицы?

Дети. Птицы охраняют лес от вредителей, едят мошек, комаров, гусениц. Они красиво поют.

Воспитатель: Ребята, вы много знаете о птицах.  Сейчас мы с вами развесим кормушки на участке и устроим столовую.

(развешивание кормушек)

Воспитатель. Ну а сейчас давайте вспомним, какие стихи мы с вами знаем о зимующих птицах.

Стихотворение о кормушках.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей. Снегирь-сосед,

Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев –

Стая жадных воробьев!

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Прилетел к нам гость весенний –

Путешественник скворец…

Вот и песенке конец!

Воспитатель Ребята, а каким стихотворением мы пригласим птичек к кормушкам?

Голодно, холодно,

Галки, воробьи?

Голодно, голуби,

Гуленьки мои?

Прилетели в гости,

Полны у нас горсти!

Клюйте, гостюйте,

Не пугайтесь, клюйте!

Воспитатель. Какие птицы прилетают к нашим кормушкам?

Дети. Вороны, воробьи, галки, синицы, голуби, снегири.

Воспитатель. Они все одинаковые или как-то отличаются?

Дети. Все птицы отличаются друг от друга размером, клювом, хвостами, у них разное оперенье, они по-разному поют.

Воспитатель. Давайте поиграем и посмотрим, научились ли вы различать птиц, которые прилетают к нам на участок.

Сюжетно-ролевая игра.

Дети по очереди переодеваются в птиц. Они рассказывают, как выглядит птичка, где она живет. Чем питается, как ходит. Ребята отгадывают, в какую птицу превратился один из детей.

Ребята представляют птиц: ворону, синицу, снегиря, галку, воробья.

Воспитатель Ребята, кто покажет, как прыгает воробей? (Дети показывают.)

1. Прыжки на двух ногах, руки на поясе. Прыгают, как воробьи.

Воспитатель: Как птички сидят на ветке, как они по ней передвигаются

2. Шаги по веревочке приставными шагами, руки на поясе.

Подвижные игры.

1. «Птички и клетка».

Ход игры. Дети распределяются на две подгруппы. Одна образует круг в центре площадки; дети идут по кругу, держась за руки, – это «клетка». Другая подгруппа – «птички». Воспитатель говорит: «Открыть клетку!», и дети, образующие клетку, поднимают руки. «Птички» влетают в «клетку» (в круг) и тут же вылетают из нее. Воспитатель говорит: «Закрыть клетку!». Дети опускают руки. «Птички», оставшиеся в «клетке», считаются пойманными и встают в круг. «Клетка» увеличивается, и игра продолжается, пока не останется 1–3 «птички». Затем дети меняются ролями. 

2.«Воробышки»

Цель: упражнять в ходьбе и беге на выносливость; продолжать совершенствовать навыки смены направления движения по сигналу.

Ход: дети стоят в шеренге (или на своих местах - в гнездах). Утром воробышки просыпаются - потягиваются, расправляют крылья, чистят клювы, выпрыгивают из гнезда и летят. По сигналу «полетели» звучит музыка и воробьи свободно летают по залу. Как только музыка прекращается, звучит сигнал «в гнезда», и дети быстро занимают свои места.

Воспитатель: Дети, теперь вы знаете, что о птицах надо заботиться зимой. Если птицам будет голодно зимой, они не смогут пережить морозную погоду.

Хлебных крошек не жалей,

Заслужил воробей,

Ты повесь ему кормушку

Крикнет он свою подружку-

И друзья все тут как тут,

Крошки весело клюют.

Опрос

«Что ты знаешь о птицах»

  1. Какая птица не является зимующей? (ласточка, снегирь, синица, голубь);
  2. Назови части тела птицы;
  3. Почему некоторые птицы с наступлением холодов, улетают в тёплые края?
  4. Как можно помочь птицам зимой?
  5. Собери птицу (разрезная картинка), назови её.

На начальном этапе проекта было опрошено 19 человек. Результаты опроса показали, что дети обладают недостаточным объёмом знаний о птицах. (называют 1,2 птицы, затрудняются с ответами о помощи птицам в холодное время года, дают неполные ответы)

   Высокий уровень-2 человека (10%)

    Средний уровень-10 человек (50%)

    Низкий уровень-7 человек (40%)

После реализации проекта детям вновь были заданы вопросы. В результате чего было видно, что у детей значительно повысился уровень знаний о зимующих птицах.

Высокий уровень-12 человек (60%)

Средний уровень-8 человек (40%)

Низкий уровень-0 человек (0%)

Результат работы: благодаря проведённой работе дети выступили инициаторами в изготовлении кормушек для птиц, которые разместили на территории детского сада. Они проявили инициативу и творчество в выборе материала для изготовления «птичьих столовых», продумывали их внешний вид и эстетическое оформление. Без напоминания приносили хлеб, семечки, крупу и продолжали наблюдать за тем, какие птицы, какой корм предпочитают.

Таким образом, забота о птицах проявилась у детей и в повседневной жизни.

Совместно с родителями они размещали кормушки у своего окна, подкармливали птиц на улицах посёлка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно – творческий проект для детей средней группы «Зимующие птицы»

Информационно - творческий, экологический  проект для детей средней группы "Зимующие птицы"...

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ – ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Тип проекта: познавательно - творческийВид проекта: групповойПродолжительность: краткосрочный, 01.10.2018г.- 01.12.2018г.Возраст: 4-5 летУчастники: воспитатель, дети и родители, жители поселка Кубанск...

Проект для детей среднего дошкольного возраста «Покормите птиц зимой»

Зима – очень трудное время для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не за...

Проект для детей средней группы "Зимушка-зима"

Проект для детей средней группы "Зимушка-зима"...

«Покормите птиц зимой». Мини-проект для детей средней группы

laquo;Покормите птиц зимой»Тип проекта: информационно-ориентированный.Вид проекта: краткосрочный, семейный, групповой....

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ – ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Самыми яркими и разнообразными представителями живой природы являются птицы, которые окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. Они не только сохраняют зеленые насаждения и оберегают ур...

Краткосрочный проект для детей средней группы "Птицы-наши пернатые друзья"

Краткосрочный проект для детей средней группы"Птицы-наши пернатые друзья"...