Проект « Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры »
проект по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

Кривельская Татьяна Валерьевна

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов.

Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

         Данный проект предназначен для детей средней группы и ориентирован на изучение вопросов, связанных с культурой русского народа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx173.74 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

ПО ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

« Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры »

C:\Users\user\Desktop\00russkie_pesni.jpg

КРИВЕЛЬСКАЯ Т.В.

Автор проекта: Кривельская  Татьяна Валерьевна

Участники проекта: дети средней группы «Колокольчик», воспитатели, родители воспитанников.

Вид проекта: краткосрочный, групповой, познавательно – творческий.

Цель проекта: развитие творческой и трудовой активности, художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории и традициям; приобщение детей к национальной культуре; развитие интереса к народному творчеству; воспитание у детей патриотических чувств и духовности.

Задачи проекта:

1.  Познакомить с разнообразием русских народных игрушек.

2.  Знать характерные особенности разных промыслов.

3.  Воспитывать добрые нежные чувства к русскому народному творчеству.

4.  Продолжать совершенствовать умение коллективно трудиться. Воспитывать интерес к истории и культуре русского народа.

5.  Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности;

6.  Учить получать радость от увиденного, услышанного, сделанного своими руками.

Срок проведения: 3-4 неделя декабря 2017 года.

Форма проведения: в рамках организации педагогического процесса в организованной деятельности и в повседневной жизни.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

В условиях Федеральных государственных образовательных стандартов к образованию предъявляют принципиально новые требования. Результатом образования должно стать его соответствие опережающего развития. Это означает, что детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем. Дети должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие задания, в ходе которых они научаться самостоятельно добывать знания, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, делать выводы.

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов.

Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

        Данный проект предназначен для детей средней группы и ориентирован на изучение вопросов, связанных с культурой русского народа.

Именно поэтому нами огромное внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры : старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно - прикладному искусству и творчеству.
          Ожидаемые результаты:

  • воспитание любви к народному искусству России;
  • развитие познавательных и творческих способностей детей;
  • ребенок умеет сотрудничать в паре, коллективе;
  • привлечь всех родителей в реализации проекта;
  • укрепление семейных связей

Формы работы с родителями:

  • Консультации: «Дымковская игрушка»;

«Виды народного декоративно-прикладного искусства»;

«Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома»

  • Анкета для родителей «Приобщение детей к русской культуре»

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, продуктивная, музыкально – художественная, чтение художественной литературы.

Интеграция образовательных областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

        Этапы проекта.

       1. Организационный.

  • - Изучение, анализ, подбор  и педагогической, методической литературы;
  • -  Определение системы, направлений, цели, задач по приобщению детей к истокам русской народной культуры в детском саду;
  • - Формирование и создание условий для работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры
  • - Разработка тематических занятий по приобщению детей к истокам русской культуры.

  2. Информационно – практический

- Беседа с детьми  «Умелые мастера из деревни Дымково»

 - Просмотр альбомов: «Русские умельцы», «Золотая хохлома»,     «Сказочная гжель»,«Филимоновские игрушки», «Дымка». 

-  Лепка из глины «Дымковская игрушка»,

 -  лепка из соленого теста «жаворонки»

  - рисование «Дымковская барышня» (узор на юбке)

 - Оригами «Филимоновский петушок».

- Аппликация «Узор на платочке» (по мотивам дымковской росписи)

 

  3. Завершающий.

  • Совместное создание с детьми альбомов «Виды росписей»
  • Лепка из глины и роспись «Дымковская уточка».
  • Коллективная работа рисование  «Знакомство с основными элементами росписей: дымка, филимоново»

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Игры:

Дидактические и настольно – печатные речевые игры:

      - «Курочка Ряба»

     - Разрезные картинки

      - Найди пару

      - Узнай по описанию

      - «Народные промыслы»

     - Домино «Дымка»

      - «Расколдуй сказку»

Подвижные игры:

«Золотые ворота»

 «Найди свою пару»

 «Третий лишний»

 «Зайки»

Сюжетно – ролевые игры:

Семья

Кукольный театр

Беседы с детьми на темы:

- «Умелые мастера из деревни Дымково»

- «Филимоновская игрушка»

Непосредственная образовательная деятельность:

Познание «Умелые мастера», «Что такое дымковская игрушка?»

 Лепка из глины «Дымковская игрушка», лепка из соленого теста «жаворонки»

Оригами «Филимоновский петушок».

 Коллективная работа (рисование  «Знакомство с основными элементами росписей: гжель, хохлома, дымка, филимоново»)

 Рисование «Дымковская барышня» (узор на юбке)

 Рассматривание альбомов: «Русские умельцы», «Золотая хохлома», «Сказочная гжель»,«Филимоновские игрушки», «Дымка». 

Аппликация «Узор на платочке» (по мотивам дымковской росписи)

Чтение литературных произведений:

Потешки, «Наш козел...»; «Зайчишка-трусишка...»: «Дон! Дон! Дон!», «Гуси, вы гуси...»; «Ножки, ножки, где вы были?..»

Сказки.  «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова- Микитова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля; «Петушок ибобовое зернышко», обр. О, Капицы.

Итоги проекта:

Использование различных форм работы с детьми по ознакомлению с народным декоративно - прикладным искусством позволило повысить уровень их творческих способностей детей. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах.

         Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране. Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.

Литература

         1.Князева, О. Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

       2.  Куприна, Л. С. «Знакомство детей с русским народным творчеством»

       3.Сборник русских народных песенок и потешек для детского сада


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Народное творчество можно рассматривать, как средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, в целом, как средство развития творческих способностей детей, как средство патриотического воспитания,...

«Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам родной культуры».

Разработанный проект сочетает в себе образовательные возможности  учебного проекта, и проекта, направленного на воспитание гражданственности и патриотизма определяется субъективными усилиями педа...

"Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры".

От поколения к поколению переходят считалки, дразнилки, скороговорки, русские народные сказки, потешки и т. д, но современный ребёнок очень мало знает о традициях русского народа, о его культуре, так ...

Фольклор как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

детство это период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. дети очень чутко реагируют на каждое слово сказанное взрослыми. Поэ...

«Народное творчество как средство приобщения детей 3-5 лет к истокам русской народной культуры».

Одной из основных задач духовно-нравственного воспитания дошкольников является формирование у детей общего представления о культуре русского народа, ее богатстве и разнообразии, красоте и благородстве...