Консультация для педагогов «Использование нетрадиционных способов ручного труда у детей с ОВЗ».
консультация по аппликации, лепке на тему

Беломытцева Лариса Станиславовна

Лепка-тестопластика. Изобразительная деятельность- нетрадиционные техники рисования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 7 компенсирующего вида для детей с ЗПР

Консультация для педагогов

«Использование нетрадиционных способов ручного труда у детей с ОВЗ».

Подготовила : Беломытцева Л.С.

Декабрь 2017 г.


Тестопластика, как форма развития мелкой моторики у детей с ОВЗ

  • Для детей с повышенным или пониженным тонусом рук особенно полезна лепка из соленого теста — тестопластика.
  • Тестопластика способствует нормализации тонуса и активизации мелкой моторики. При лепке из соленого теста задействованы все десять пальцев, а также обе ладони. Происходит мощное воздействие на тактильные рецепторы. При этом развивается мелкая мускулатура рук, повышается координация и точность движений.
  • В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируется работа обеих рук.
  • Соленое тесто легко совмещается с другими материалами. Процесс создания художественных образов из соленого теста с использованием желудей, косточек, различных семян, ракушек, колосков происходит зачастую в форме неожиданного открытия, сюрприза и дает ребенку дополнительные возможности для творчества и способствует развитию речи.

Приёмы работы:

  • - Разминание
  •  - Отщипывание
  • - «Шлепанье»
  • - Сплющивание

Условия создания среды:

  • -ребенку  предоставляется максимальная свобода для проявления инициативы
  • - для того чтобы дети лепили с удовольствием, у них не должно быть недостатка в материалах и инструментах. Помимо соленого теста дошкольники должны иметь в свободном пользовании широкий выбор дополнительных материалов и инструментов (скалки, чесноковыжималка, формочки для кексов, трафаретки для печенья, ситечко и др.), а также иметь возможность в любую минуту действовать с ними;
  • - необходимо поощрять и заинтересовывать ребенка самим процессом лепки, работой с материалами и инструментами, обеспечивать привлекательность результатов деятельности;
  • -  в процессе лепки следует исключать излишнюю опеку, проявлять доверие к ребенку, его возможностям, формировать у детей желание выполнять самостоятельно всё то, что им по силам, приходя на помощь всякий раз, когда они в ней нуждаются.

С целью развития мелкой моторики рук в процессе тестопластики дошкольникам предлагают выполнить следующие упражнения:

  • «Яблоко». Тугое однотонное тесто раскатывается тонким слоем (0,5–1 см), а затем ребенок выкладывает из темных фасолей контур яблока с листиком или заполняет фасолью все яблоко.
  • «Украсим пирог». Комочек теста — «пирог» ребенок украшает фасолью, горохом, скорлупой ореха и т. д.
  • «Елочка». Зеленому тесту придается форма елочки. Ребенок может украсить елочку бисером, бусинками, природным материалом или маленькими шариками из цветного теста.
  • «Рисунок на тесте». Тугое однотонное тесто раскатывается тонким слоем (0,5–1 см). Стекой вырезается пластинка нужной формы. На поверхности пластинки из теста можно выдавить любое изображение зубочисткой, стекой, пустым стержнем шариковой ручки, соломкой для коктейлей и т. п. Дети экспериментируют, изучают, сравнивают различные отпечатки, стараются определить источник («Что оставило этот след?»). «Следы» различных предметов стимулируют поисковый интерес детей.

- Выполнение инструкции «Возьми стеку, шаблон, формочку и т. п».. Ребенок взглядом находит нужный предмет и затем выполняет указание. С овладением речью ребенок сам начинает давать себе команды, речевые приказы (сначала развернутые — вслух, затем свернутые — «про себя») и подчинять им свое поведение;

  • Создание проблемной ситуации, формирующей коммуникативную направленность речи. Если кому-то из детей специально «забыть» положить соленое тесто (стеку, скалку и т. д.), ребенок будет вынужден попросить недостающее, т. е. проявить речевую инициативу, используя нужные слова в нужной грамматической форме;
  • -   Комментирующая речь педагога непосредственно в процессе работы детей. Если комментирующая речь педагога звучит систематически на каждом занятии, то дети привыкают работать при таком речевом фоне. Это ничуть не мешает им, а, наоборот, помогает усвоить технические навыки;
  • -  Проговаривание детьми своих действий. Постепенно комментирующая речь педагога из монолога превращается в диалог — неспешный разговор то с одним, то с другим ребенком — не шепотом, а вслух. Если диалоги будут звучать на занятиях систематически, то к концу года дети овладеют разнообразными синтаксическими конструкциями и будут свободно пользоваться словами в различных грамматических формах;
  • -  «Похвалим работу товарища»  хороший прием для активизации в речи притяжательных прилагательных для упражнения в подборе определений и образных выражений.

Нарушения в развитии детей с ОВЗ  негативно сказываются и на формировании изобразительной деятельности, в том числе рисовании. Вместе с тем, эта деятельность ребенка является движущей силой его психического развития. Поэтому использование на занятиях по рисованию нетрадиционных техник изображения приобретают высокую коррекционную значимость. Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. . Они узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать для рисования клей. Они пробуют рисовать предметы руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони), получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек), с помощью природного материала (листьев деревьев) и т. п. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость, идет ознакомление с новыми цветами, их оттенками  при смешивании. Необычное рисование дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.

Нетрадиционные техники изображения требуют точного соблюдения последовательности производимых действий. Следовательно, дети учатся планировать процесс рисования. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук

Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Использование  различных техник изображения позволяют учесть индивидуальные возможности детей, вести индивидуальную, подгрупповую или коллективную работу. Исследователи указывают на то, что нетрадиционные техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей . Круг внимания ребенка сужается и сосредотачивается на малой зоне. неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными.

Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников с ОВЗ в целом.

С нашими детьми возможно использовать следующие нетрадиционные техники рисования:

Рисование пальчиками

  • Ребенок опускает в краску пальчик и наносит пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. В процессе рисования можно пользоваться влажными салфетками. После занятия руки моют с мылом.
  • В такой технике можно рисовать цветы, ягоды, гусеницу, божьих коровок в траве, листья на деревьях и многое другое

Рисование ладошкой
Ребенок опускает ладошку в краску или окрашивает ее широкой кистью и делает отпечаток на бумаге. Можно рисовать обеими руками. Затем дополнить изображение мелкими деталями. Хорошо получаются в этой технике разные птицы, рыбки, осьминожки, бабочки, цветы, кроны деревьев. Другой вариант: ребенок обводит свою ладошку карандашом, а затем превращает полученный контур  в новое изображение (цветы в вазе, грибы в корзине, лес, птицу)

Рисование цветным клейстером

  • Ребенок с помощью широкой кисти наносит на бумагу подкрашенный клейстер, затем палочкой или вилкой  «процарапывает» выразительные детали. Это могут быть морозные узоры, волны на море, узор на посуде, домике.

Тычок жесткой кистью

  • Ребенок опускает в гуашь сухую жесткую кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. Тычками заполняется  силуэт пушистого животного или растения сначала по контуру, затем внутри его. Можно наносить тычки по всему листу для изображения снегопада, листвы деревьев, травы.

Оттиск печатками

  •  Печатки можно сделать самим из картофеля, моркови, пенопласта, ластика, пластилина, пробок от бутылок, рельефной ткани. А можно использовать любые предметы окружающего пространства- кубики, крышки от различных флакончиков, детали мозаики, игрушки.
  • Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской  или просто опускает в густую гуашь и наносит оттиск на бумагу .Для каждого цвета используется своя печатка. Сочетая разные печатки можно создать разнообразные узоры, пейзажи, сюжетные композиции.

Рисование поролоном

  • Ребенок опускает кусочек поролона ( или тампон из поролона) в густую краску и наносит оттиск на бумагу. Можно использовать трафарет. Кусочками поролона хорошо тонировать бумагу, создавая фон для будущего рисунка, рисовать животных, птиц, передавая фактуру шерсти, оперения.

Отпечатки листьев

  • Ребенок покрывает листок дерева красками, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге, накрывает сверху другим листком бумаги и проглаживает. Затем  аккуратно все убирает и получает отпечаток . Детали можно дорисовать тонкой кисточкой. Этот вид рисования удобно использовать осенью, когда без труда можно найти разнообразные еще не высохшие листья и создать очень похожие на настоящие букеты, пейзажи и др.

Рисование мятой бумагой

  • Ребенок сминает плотную бумагу в комок, опускает ее в густую краску и наносит на бумагу, получая отпечаток неопределенной формы. Так очень быстро можно получить траву,  кроны деревьев, снежный покров, изображения с пушистой фактурой( цыпленок, одуванчик)

Набрызг

  • Ребенок набирает густую краску на зубную щетку, затем проводит ею о палочку, расческу или кусочек картона, держа их над листом бумаги.  Краска разбрызгивается на бумагу. Используя внешние и внутренние трафареты, можно получить цветные фактурные изображения или наоборот белые контурные изображения на цветном фоне

       (снежинки, самолет в небе, парашютист в небе). Можно изобразить снегопад или дождь.

Монотипия (предметная и пейзажная)

  • Ребенок складывает лист бумаги пополам, разворачивает ее, на одной стороне рисует половину предмета или  пейзаж. Затем, пока краска не высохла, снова складывает для получения отпечатка. Эта техника предусматривает довольно быстрый темп работы, поэтому лучше выбирать для изображения  простые, хорошо усвоенные детьми предметы

Кляксография

  • Ребенок зачерпывает жидкую краску ложечкой, выливает на бумагу, накрывает другим листом. Затем, верхний лист снимает и определяет на что похоже изображение. При необходимости можно дорисовать детали. Эта техника требует достаточно развитого воображения, поэтому лучше ее использовать со старшими детьми.

Раздувание краски

  • Ребенок выливает жидкую краску на бумагу, дует из трубочки на пятно так, чтобы краска растекалась в разные стороны. Можно сделать несколько разных пятен. Недостающие детали дорисовать .С помощью этой техники можно нарисовать деревья, цветы, ежика, солнышко и многое другое

Рисование свечой или восковыми мелками

  • Ребенок рисует свечой или мелками на белой бумаге, затем закрашивает весь лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок, сделанный свечой или мелками, остается незакрашенным. Если детям трудно рисовать белым на белой бумаге, можно обводить карандашный контур или использовать трафарет .Интересными получаются сделанные в этой технике зимние пейзажи, морозные узоры на окне, веточки вербы, подснежники или ромашки

Рисование веревочкой

  • Ребенок смазывает клеем контур предмета, затем постепенно выкладывает его веревочкой. Изображение внутри контура раскрашивает  обычным способом или тычком. Очень хорошо развивает мелкую моторику, контурное восприятие предмета.
  • Лучше использовать на  плотной бумаге ,картоне. В качестве веревочек можно использовать шерстяные нитки, шнурки, тонкую тесьму

Рисование ватной палочкой

  • Ребенок или взрослый рисует контурное изображение предмета, затем делает отпечатки ватной палочкой, размещая их близко друг к другу, по карандашному контуру. Затем можно заполнить и середину изображения. На каждый цвет берется чистая палочка. Эта техника доступна даже малышам, позволяет быстро получить много одинаковых  кружочков, украсить одежду, посуду, получить необычное фактурное изображение

Рисование акварелью по туши

  • Ребенок или взрослый рисует тушью контур предмета. После высыхания раскрашиваем акварельными красками. При этом тушь не  растекается, рисунок остается ярким, привлекательным.
  • Похожая техника- техника выполнения витражей, На контур будущего рисунка наноситься клей ПВА. Именно он после высыхания не дает акварели растекаться и смешиваться

Рисование сыпучими  материалами (соль, песок, крупы)

  • Ребенок наносит клей на силуэт, карандашную линию, затем щедро посыпает сыпучим материалом. Лишний  материал ссыпается на поднос.
  • Соль, манку можно подкрасить.
  • Иногда манку добавляют в гуашь и рисуют этой смесью, для получения более объемного изображения

Вся коррекционно-педагогическая работа с использованием нетрадиционных техник на занятиях рисования и лепки направлена на постепенное увеличение самостоятельности детей, на повышение их умственной активности. Конечной целью является снижение роли наглядности, обучение самостоятельному созданию замысла. Необходимо поощрять стремление воспитанников дополнить замысел новыми деталями, образами.

Детям нравятся занятия  с применением нетрадиционных техник рисования и лепки, они проявляют интерес к ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов по теме "Значение ручного труда"

В данном материале даны рекомендации  для воспитателей по теме "Значение ручного труда"....

«Использование нетрадиционных форм ручного труда с детьми старшего дошкольного возраста»

Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности. Это творческая, социально мотивированная деятельность, направленная на создание конкретно...

Консультация для педагогов Комплекс занятий по ручному труду В старшей возрастной группе детей с ОВЗ

Консультация для педагогов Комплекс занятий по ручному труду В старшей возрастной группе детей с ОВЗ...

Консультация для педагогов. «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ»

Нетрадиционное оборудование из бросового материалаПолноценное и всестороннее развитие и воспитание дошкольников невозможно без двигательной активности, которая оказывает большое влияние на здоровье и ...

Консультация для педагогов "Использование нетрадиционных методов и приемов в процессе обучения детей игре на детских музыкальных инструментах"

Консультация для педагогов "Использование нетрадиционных методов и приемов в процессе обучения детей игре на детских музыкальных инструментах"...

«Использование нетрадиционных техник ручного труда для развития творческого потенциала дошкольников»

Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. Искусство рисования -...

Методическое объединение " Использование нетрадиционных техник ручного труда для развития творческого потенциала дошкольников".

Использование нетрадиционных техник ручного труда для развития творческого потенциала дошкольников.Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является то, что ребёнок обла...