Конспект итогового мероприятия в подготовительной группе в технике пластилинография «Весёлые матрешки»
план-конспект занятия по аппликации, лепке на тему

Иванова Наталья Борисовна

Конспект итогового мероприятия в подготовительной группе в технике пластилинография «Весёлые матрешки»

Цель: Закрепить у детей представления о произведениях декоративно-прикладного искусства, в частности о русской матрёшке.

Задачи:

Познавательное развитие: формировать представление об истории возникновения русской матрёшки, с характерными особенностями; развивать умение отличать различные виды росписи друг от друга, расширять кругозор детей и их логическое мышление.

Речевое развитие: расширять словарный запас детей, активизировать умение детей отвечать на вопросы, совершенствовать лексико-грамматический строй речи.

Художественно эстетическое развитие: развивать творческие способности детей в технике пластилинография, учить детей украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами; развивать творческую фантазию, самостоятельность в придумывании узора для сарафана матрёшки.

Материал и оборудование: Презентация «Матрёшка-русская красавица», деревянные куклы-матрёшки, звукозаписи песен о матрёшке, плоскостные заготовки матрёшек, пластилин для аппликации, стеки, салфетки, зерна риса, гороха и фасоли.

Предварительная работа:

• рассматривание иллюстраций с изображением матрёшек разных видов;

• рассматривание деревянных матрёшек в группе;

• игры с народными игрушками;

• прослушивание русской народной музыки.

Ход занятия.

(Дети входят в группу вместе с воспитателем.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас в зале сегодня гости.

Давайте, поприветствуем наших гостей!

Мы говорим всем: «Добрый день!»

Ведь нам здороваться не лень.

Пусть теплота улыбок наших

Наполнит радостью ваш день!

Воспитатель: Рано утром в детский сад домовёнок Кузя нам шкатулочку прислал. (стоит на столе)

Смотрите, вот такую (показывает шкатулку)

Вот шкатулочка чудесная! Что же в ней? Как интересно!

Для нас это будет огромный сюрприз!

Давайте посмотрим, а что же внутри?

Здесь диво дивное, чудесное да расписное.

А ну, отгадайте, что это такое?

(загадка о матрёшке)

Воспитатель: Алый, шёлковый платочек, яркий сарафан в цветочек, упирается рука в деревянные бока, а внутри секреты есть: может три, а может шесть. Разрумянилась немножко наша русская (матрёшка)

Дети: Матрёшка! (воспитатель достаёт матрёшку из шкатулки, показывает детям)

Воспитатель: - Да, ребята, это матрёшка. И сегодня мы поговорим с вами об этих расписных красавицах.

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая, нарядная и весёлая игрушка! Матрёшка считается русским сувениром, очень популярным среди нас, россиян, и иностранных гостей. Но далёко не каждый знает, как матрёшка появилась. А я вам сейчас об этом расскажу!

Давным-давно, более 120 лет назад, русские купцы привезли в Россию из далёкой Японии точёную фигурку добродушного лысого старика. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Эта фигурка оказалась разъёмной и внутри была спрятана фигурка поменьше, а в ней фигурка ещё меньше и т. д. Всего таких куколок оказалось 5.

Воспитатель: - Скажите, кто же такой этот загадочный Фукурума? Откуда он появился?

(Ответы детей: мудрец из Японии.)

- Российские мастера оценили эту идею. И решили они сделать похожую игрушку, изменив её внешний вид: превратили старика в румяную девушку и назвали «матрёшкой», потому что раньше, в русской деревне женское имя Матрёна было одним из самых распространённых. Матрёшка всем так понравилась, что вскоре её стали изготавливать во многих местах и в больших количествах.

Воспитатель: Скажите, ребята, а почему куклу назвали Матрёшкой?

Дети: В старину это имя было самым распространённым.

Воспитатель: - Первая матрешка была не простая, в ней пряталась сестрёнка, а в той – следующая. А потом шёл русоголовый мальчик в красной рубахе. Последним был спелёнатый младенец. Всего в первой матрёшке было 8 кукол.

Матрёшка была одета в русский сарафан, кофточку, платочек, передник и в руках держала чёрного петушка. Эта милая куколка покорила всех вокруг и пришлась по душе и детям, и взрослым.

Она стала символом большой русской многодетной семьи. А также изделием декоративно-прикладного искусства.

Воспитатель: Символом чего стала матрешка?

Воспитатель: - А сейчас давайте встанем со стульчиков, и немножко подвигаемся!

Друг за другом мы пойдём,

Дом матрёшки мы найдём. (Обычная ходьба в колонне по одному.)

На носочки встанем

Выше всех мы станем (Ходьба на носках).

А на пятки встанем

След мы свой оставим (Ходьба на пятках)

Побежали наши ножки

Быстро — быстро по дорожке. (Бег).

Вот и садик позади

Надо нам пешком идти. (Обычная ходьба)

Все деревья обойдём.

На лужайку попадём. (Ходьба между предметами)

- Молодцы, ребята! Садитесь на стульчики!

Воспитатель: - А матрёшек делают и до сих пор: и под Москвой – в Сергиевом Посаде, и около Новгорода – в селе Семёново, и недалеко от города Мурома – в Полхов-Майдане. У каждого мастера матрёшка имеют своё лицо, свой наряд и свой характер.

Формы для матрёшек вытачивают из берёзовых и липовых чурок на токарном станке. Токарь должен быть искусным. Ведь есть матрёшки, состоящие из 50 и даже 60 кукол. Самая большая – ростом с первоклассницу, а самая маленькая – не больше семечка подсолнуха.

Воспитатель: На чем вытачивают формы для матрешек? Как вы понимаете выражение «искусный мастер»?

Дети: на токарном станке; мастер – искусный, умелый, ловкий, тонко знающий свое дело.

Воспитатель: - Возьмите матрёшки в руки, раскройте их, посмотрите, какой на них наряд.

- Роспись матрёшек становилась все красочней и разнообразней. Изображали девушек в сарафанах, в платках, с корзинами, узелками, букетами цветов. Матрёшки становились известным Русским сувениром.

- Ой, ребята, вы не слышали – будто кто-то в дверь постучался тихонечко. Пойдемте, посмотрим. (У двери стоит коробка.) Что такое? Что тут у нас за сюрприз? Откроем коробку? (В коробке – картонные заготовки матрёшек с нарисованными контурами нарядов и записка.) Какие-то странные матрёшки, будто раздетые. Да тут есть ещё записка, читаем: «Художник заболел, помогите, пожалуйста, расписать эту партию матрёшек.» Все понятно, это посылка с фабрики, где делают матрёшки. Ну что, ребята, поможем расписать этих матрёшек? (Дети: Да, поможем)

(показ воспитателя)

Воспитатель: Расписывать матрешек мы будем сегодня не красками, и даже не карандашами, а пластилином! Сейчас я вам напомню, как правильно заполнять контур нашей матрешки! Перед нами пластилин четырёх цветов, берем любой цвет, который вам больше нравится, я возьму красный, и немного разминаем его пальчиками! После этого отщипываем небольшой кусочек, скатываем его между ладонями круговыми движениями в шарик, или продольными движениями в колбаску, прикладываем на определенный контур, и пальчиками начинаем его размазывать, как бы рисовать, и заполняем весь контур! Стараемся не заходить за контур! Как полностью заполните рисунок, переходим к узорам, которые мы выложим с помощью рисинок, гороха и фасоли. На платочке рисинками можно выложить узор «ёлочка». А на сарафане цветок. А можно сделать платочек в горошек. (показываю).

Воспитатель: Вот какая матрешка у вас должна получится!

«Предлагаю вам, ребята, в мастерскую я пройти.

Всё для вас уже готово, сможете здесь всё найти.

Мастера, скорей за дело: украшать матрёшек смело!

Выберем любой узор, чтоб порадовал он взор!»

(пальчиковая гимнастика)

Воспитатель: Чтоб матрёшек украшать, надо пальчики размять:

указательный и средний, безымянный и последний поздоровались с большим,

чтоб работать от души!

А теперь потрём ладошки друг о друга мы немножко, кулачки разжали, сжали

кулачки разжали, сжали! Вот и пальчики размяли!

А сейчас нам, мастера, за работу всем пора! Руки поработают - будет красота! (Хлопают в ладоши)

- Когда наряд матрёшки «закрасили» пластилином, можно приступать к выкладке узора. (Показываю.) На платочке рисинками можно выложить узор «ёлочка». А на сарафане цветок: серединка из гороха, а лепестки – из фасоли, стебелёк и листики – из рисинок. А можно сделать платочек в горошек, а можно из рисинок сделать звёздочки (показываю).

(Во время работы детей звучит аудиозапись русских народных мелодий.)

По окончании работы оформляется выставка матрёшек «Конкурс красоты». Анализ работ:

- Ребята, посмотрите на своих матрёшек. Какие они красивые! Вам понравилось расписывать матрешек? (Ответы детей). Ребята, что интересного вы узнали о матрешке? (Ответы детей). Сувениром какой страны является матрешка? (Ответы детей). За то, что вы помогли изготовить матрешек, я приготовила вам награды – «медали», на которых написано «Мастер». Вы их заслужили!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового мероприятия в подготовительной группе на тему «Русская матрёшка» Воспитателя подготовительной группы; Тарасенко В.В.

Цель: Закрепить у детей представления о произведениях декоративно-прикладного искусства, в частности о русской матрёшке....

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ "ВЕСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ"

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПРОХОДИТ В ИГРОВОЙ ОБСТАНОВКЕ .С СОПРОВОЖЕНИЕМ ПЕСЕН,ИГР И В РУССКОМ НАРОДНОМ СТИЛЕ....

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ "ПРОГУЛКА К ОЗЕРУ"

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ  НАПРАВЛЕН НА  ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ТЕЧЕНИИ ГОДА....

Конспект итогового мероприятия в подготовительной группе Кукольный бал «Кукол наряжаем – Принцессу выбираем»

Конспект  итогового мероприятияв подготовительной группеКукольный бал«Кукол наряжаем –Принцессу выбираем» Цель: воспитывать интерес к рукотворному миру, нравственные чувств...

Конспект спортивного мероприятия в подготовительной группе "Весёлые старты"

Спортивное развлечение в подготовительной группе«Весёлые старты» в рамках недели спорта....