Развитию творческих способностей детей через нетрадиционные техники ручного труда. Методическая разработка.
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Смирнова Анастасия Сергеевна

Методическая разработка содержит конспект ООД по конструированию с элементами аппликации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка28.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» п. Алексеевский

Смирнова А.С.

Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники ручного труда.

Методическая разработка

п. Алексеевский

2017

Актуальность:

Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”. 

                                                                     (В.А.Сухомлинский)

Ручной труд детей представляет собой самостоятельное изготовление поделок с применением простейших инструментов. Труд этот, как правило, несет практическую, в известной мере полезную направленность. Осознание детьми целесообразности своей трудовой деятельности оказывает значительное влияние на ее качество, на отношение каждого ребенка к процессу и результату труда. Индивидуальный характер ручного труда (имеется в виду, что даже при коллективной работе каждый из детей выполняет какой-то ее участок собственными руками), при условии последовательного приобщения к нему всех детей, позволяет фиксировать и корректировать некоторые недостатки. Труд становится действенным средством воспитания и развития личности только тогда, когда он естественно включается в повседневную жизнь детского сада, направлен на удовлетворение детских интересов, посилен для ребенка,

Художественный труд есть труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно – эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха. Этот детский труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью, поскольку ребенок при создании красивых предметов учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся у него представлений, знаний и практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности. Правильно организованный ручной и художественный труд дает детям знания о качестве и возможностях материалов, стимулирует желание овладеть особенностями мастерства, приобщает к декоративно-прикладному искусству.

Формирование личности ребёнка невозможно без трудового воспитания. В старшей и подготовительной группах основную роль играет ручной труд с элементами творчества. Проявление творчества дошкольников определяется характером выполнения предлагаемых им мыслительных заданий. Важно чтобы дети могли высвободить свою творческую энергию. В смысле практической значимости основные умения и навыки, получаемые на занятиях по рукоделию, нужны каждому человеку. В этих видах труда воспитываются многие важные качества: привычка к усилию, умение преодолевать препятствия, ответственность, умение планировать работу и предвидеть этапы последовательности её выполнения.

Обучение занятиями по художественному и ручному труду невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, обобщение. В процессе наблюдения, при обследовании предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цветовое изображение разных по форме предметов их сопоставление и установление различий. Вместе с тем, дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее и различное, объединять предметы по сходству.

На занятиях по художественному труду развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствующих обогащения словаря.

Много умеющий ребенок уверенно себя чувствует среди сверстников. Он желателен и в их играх. В их маленьких делах. Все это обеспечивает ребенку комфортное положение среди детей и взрослых, способствует проявлению и формированию такого важного личностного качества, как самостоятельность. Ребенок становится более чувствительным к красоте в окружающей жизни, в предметах, созданных руками, людей. Ребенок начинает ценить результаты труда не только своего, но и чужого.

Конспект ООД по развитию творческих способностей детей в конструировании с элементами аппликации с детьми старшего дошкольного возраста.

Паспорт ООД.

Группа: старшая

Тема: «Новогоднее украшение для елочки»

Цель: Создание условий для развития познавательной активности посредством ознакомления детей с разными нетрадиционными способами изготовления новогодних украшений для елочек в продуктивном виде деятельности

Задачи:

  1. Образовательные:
  1. Обогатить словарный запас детей словами и словосочетаниями: новогодний дизайнер, нанизывать.
  2. Учить составлять из заготовок игрушки-самоделки.
  3. Закрепить навыки работы с клеем, элементами декора.
  4. Способствовать развитию любознательности при проведении экспериментов детей.
  1. Развивающие:
  1. Развивать чувство цвета, формы, ручные умения и глазомер.
  2. Развивать речь, мыслительную активность.
  1. Воспитывающие:
  1. Обеспечить условия для выражения детьми своего мнения, проявления инициативности и самостоятельности.
  2. Обеспечить условия для самостоятельного выбора детьми материалов.
  3. Вызывать желание украсить елочку игрушками-самоделками.

Ресурс ООД:

От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования./ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3 – е издание, испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015

Оборудование: материалы для изготовления игрушек: пластиковые стаканчики, атласная лента, лента для медалей, бусины разного размера, пластиковая соломка, цветная бумага, вата, конфетти, маркеры, клей; аудиозапись; подарочная коробка; елочные шары для рефлексии.

План ООД:

  1. Организационный момент:
  1. Приветствие и размещение детей в группе.
  2. Физкультминутка «Я мороза не боюсь».
  3. Мотивация – проблемная ситуация: Дедушке Морозу нужна помощь.
  1. Основная часть:
  1. Беседа о новогодних игрушках, знакомство с профессией новогодний дизайнер.
  2. Рассматривание работ новогодних дизайнеров.
  3. Пальчиковая гимнастика «Снежок».
  4. Выполнение работы по изготовлению новогоднего колокольчика.
  1. Заключительная часть:
  1. Подведение итогов.
  2. Рефлексия.
  3. Украшение елочки новогодними шарами.

Ход ООД:

        Дети встают в круг и приветствуют друг друга:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый День!».

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется.

        Доброе утро ребята и уважаемые гости. Меня зовут Анастасия Сергеевна. Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Это занятие мы проведем вместе. Пусть оно принесет радость, и много новых интересных впечатлений. Разместить детей около елочки или посадить на стульчики.

Воспитатель: Ребята, для того, чтобы узнать о чем пойдет сегодня наша беседа, я предлагаю вам отгадать следующие загадки:

  • Если снег лежит кругом, если речка подо льдом, значит в гости к нам сама кто пришла скажи?

Ответы детей: зима.

  • Если дым столбом стоит, под ногами снег скрипит, если мерзнут щеки, нос, что на улице?

Ответы детей: мороз.

  • Если елочка в домах в ярких бусах и огнях, если водим хоровод, что встречаем?

Ответы детей: Новый Год.

Воспитатель: Ребятки, о каком времени года у нас сегодня пойдет речь?

Ответы детей: О зиме.

Воспитатель: А какой зимний праздник у нас приближается?

Ответы детей: Новый Год.

Воспитатель: Посмотрите вокруг, что новогоднего вы увидели в нашей группе?

Ответы детей: Елочка, новогодние игрушки, гирлянды.

Воспитатель: Елочка от куда к нам пришла?

Ответы детей: Из леса.

Воспитатель: Ребята, что вы можете сказать про нашу елочку. Какая она?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы. А кто еще главный герой на новогоднем празднике?

Ответы детей: Дед Мороз.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, а что это у нас за следы на полу в группе? Эти следы, скорее всего, оставил Дед Мороз. Он приходил к нам в группу. Давайте же мы сейчас с вами узнаем, куда они нас приведут.

Дети вместе с воспитателем встают друг за другом и идут по следам.

Физкультминутка «Я мороза не боюсь».

Я мороза не боюсь, (шагаем на месте)

С ним я крепко подружусь. (хлопаем в ладоши)

Подойдет ко мне мороз, (присели)

Тронет руку, тронет нос (показали руку, нос)

Значит, надо не зевать, (хлопаем в ладоши)

Прыгать, бегать и играть. (прыжки на месте)

Дети находят снежный сугроб. В снежном сугробе лежит посылка от Деда Мороза.

Воспитатель: Ребята, давайте откроем посылку и посмотрим, что в ней находится.

Ответы детей: Да.

Воспитатель: Открывает посылку и достает оттуда письмо, зачитывает его детям.

        «Здравствуйте, Ребята! Пишет Вам Дедушка Мороз. Я со Снегурочкой делаю елочные игрушки, но мы с ней не успеваем сделать много игрушек и просим Вас нам помочь. Откройте у себя в детском саду мастерскую Деда Мороза, где вы будите мастерить игрушки для вашей елочки. Я очень Вас прошу сделать елочную игрушку, а какую Вы узнаете отгадав загадку:

Он под шапочкой сидит,

Не тревожь его – молчит.

Стоит только в руки взять

И немного раскачать,

Слышен будет перезвон:

Динь, дон, дон, динь, дон, дон.

                                                Колокольчик»

Воспитатель: Ребята, вы хотите открыть мастерскую Деда Мороза по изготовлению новогодних игрушек?

Дети: Да.

Воспитатель: Но для этого нам с вами нужно стать дизайнерами новогодних игрушек. А вы знаете кто такой дизайнер?

Дети: Нет.

Воспитатель: Профессия дизайнер очень интересная и творческая. К тому же она очень востребована. Дизайнеры делают вещи, которые дарят тепло и уют. Современный дизайн богат разными формами, используются всевозможные материалы, подчас самые неожиданные. В ход можно пустить все, что попадет под руки: палочки, картон, носки, пуговицы, ленточки и многое другое. Даже самые старые вещи в талантливых руках дизайнера приобретают новую жизнь. Собственноручно оформленный дизайн всегда выглядит индивидуально и оригинально.

А сейчас я представлю вашему вниманию некоторые работы «новогодних» дизайнеров.

        Новогодний дизайн помогает ощутить атмосферу этого всеми любимого праздника, он способен поднять настроение и перенести нас в настоящую сказку. Именно поэтому многие люди уделяют большое внимание украшению своего дома, елочки.

Воспитатель: Давайте же мы сегодня вместе сделаем украшение для нашей елочки. Вы согласны?

Ответы детей: Да.

Воспитатель: Я приглашаю всех вас в мастерскую Деда Мороза. Прежде чем приступить к нашей творческой работе, давайте «разогреем» наши ручки.

Пальчиковая гимнастика «Снежок».

Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики)

Мы с тобой снежок лепили. («лепят снежок»)

Круглый, крепкий, очень гладкий, (показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую)

И совсем – совсем несладкий. (грозят пальчиком)

Раз – подбросим. («подбрасывают»)

Два – поймаем. (приседают, «ловят»)

Три – уроним (встают, «роняют»)

И… сломаем. («топают»)

                                Н. Нищева

Провести детей в мастерскую и рассадить на свои места.

Воспитатель: Ребята, вашему вниманию представлены пластиковые стаканчики разного цвета с небольшим отверстием на дне, из которых мы будем делать колокольчик и атласные перевязанные ленточки, которые мы будем использовать в качестве банта. Теперь вам предстоит выбрать стаканчик того цвета, из которого вам захотелось сделать колокольчик. После того как вы определились с цветом стаканчика, теперь необходимо выбрать бантик, за который мы повесим наши колокольчики. Все заготовки готовы. Берем атласную ленту (бантик) и нанизываем на нее стаканчик и бусины, которые послужат для язычка у колокольчика. А на самый кончик мы привяжем самую крупную бусину. Теперь приступаем к украшению колокольчика различными элементами декора при помощи клея. Напомнить детям соблюдать правила техники безопасности при работе с клеем.

После того, как все дети закончили работу по изготовлению елочной игрушки – колокольчик, вешают их на елочку, которая стоит в группе.

Воспитатель: Ребята, посмотрите наша елочка стала красивая, нарядная. Понравилось вам украшать елочку игрушками, сделанными своими руками?

Ответы детей: Да.

Воспитатель: А чтобы елочка стала еще более нарядной, давайте на нее повесим новогодние игрушки, которые нам прислал Дедушка Мороз.

Показать детям новогодние шарики из посылки.

Воспитатель: Но прежде чем выбрать новогодний шарик, который вы захотите повесить на нашу елочку, подумайте: ребята, кто считает, что у него сегодня все получилось и он хотел бы еще сделать игрушки для своей елочки, возьмет красный шарик. А кому было трудно, но ему хочется научиться, возьмет зеленый шарик. А кому было совсем не интересно, возьмет синий шарик.

Я возьму красный шарик: мне было сегодня интересно с вами работать, я почувствовала себя настоящим дизайнером.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования»

«Развитие творческих способностей детейчерез нетрадиционные  техники рисования»...

Творческий отчет (из опыта работы) «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования»

На организованной деятельности по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эсте...

"Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники ручного труда". Проект.

В разработке представлена работа по изготовлению поделок из одноразовой посуды....

План по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования»

Актуальность темы.Художественное творчество - один из любимых видов детской деятельности. Развивать творческие способности дошкольника задача взрослого. А это значит, что руко...

Мастер - класс "Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования - "цветная соль""

Цель данного мастер - класса - расширить представления педагогов о развитии творчества детей через обучение рисованию цветной солью...

Перспективное планирование по теме "Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования, детей старшего дошкольного возраста" с картотекой

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для ...