Пластилинография: основные приемы, виды, особенности проведения НОД в разных возрастных группах
статья

Сайфутдинова Эльвира Нагимовна

теоретический материал по пластилинографии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plastilinografiya.docx587.47 КБ

Предварительный просмотр:

Пластилинография:

основные приемы, виды пластилинографии, особенности проведения занятий в разных группах

Сущность пластилинографии как вида детского творчества. Цели, методы, приемы

Пластилинография относится к нетрадиционной технике лепки, она представляет собой рисование пластилином на какой-либо плотной основе. Предметы и объекты при этом получаются в большой или меньшей степени рельефными. Кроме того, пластилинография допускает включение в композицию вспомогательных деталей — бисера, бусин, природного, а также бросового материала.

Возможности в плане развития и обучения дошкольников

  • В процессе работы развиваются такие психические процессы, как внимание и память, логическое мышление и воображение.
  • Пластилинография раскрывает творческий потенциал детей, причем с самого младшего возраста.
  • Выполнение подобных поделок развивает пространственную ориентацию, сенсоомоторную координацию — это именно те функции, которые обеспечивают успешное обучение в школе.
  • Пластилинография — достаточно кропотливый процесс, который стимулирует усидчивость, терпение, стремление доводить начатую работу до конца.
  • Данная разновидность лепки совершенствует мелкую моторику — происходит подготовка детской руки к письму.
  • Занятия пластилинографией способны снимать у детей мышечное и нервное напряжения.
  • При данном виде творчества происходит интеграция образовательных областей (познание окружающего мира, развитие речи, музыка).
  • При успешном освоении данной техники ребята могут делать экскюзивные подарки своим родным и друзьям, создавать картины, которые украсят домашний интерьер.

Выделим основные цели пластилинографии как вида продуктивной деятельности дошкольников:

  • Совершенствование навыков работы с пластилином, стимуляция интереса к изобразительной деятельности.
  • Овладение новыми приемами лепки (надавливание, размазывание, скатывание).
  • Развитие умение ориентироваться на листе бумаги.
  • Совершенствование мелкой моторики, глазомера, координации движений руки.
  • Воспитание таких качеств, как аккуратность, усидчивость, самостоятельность.
  • Развитие фантазии и эстетических чувств.

Овладение техникой пластилинографии предполагает применение в процессе работы разнообразных приемов. С некоторыми из них дети уже познакомились на занятиях традиционной лепкой.

Это раскатывание кусочка пластилина между ладонями, в ходе которого он удлиняется и получает форму цилиндра.

При скатывании кругообразными движениями ладошек происходит формирование шарика.

Оттягивание – получение заостренного кончика предмета с помощью движений кончиками пальцев.

Сплющивание – сдавливание шарика в форму лепешки. С помощью стека либо нажимом пальцев такой детали можно придать изгибы, углубления.

Следующие же приемы являются характерными именно для пластилинографии. Это заглаживание, надавливание и размазывание, которые необходимы для создания плоской и гладкой поверхности. Они выполняется усилиями кончиков пальцев. Что касается размазывания, то оно может выполняться сверху вниз либо слева направо.

Кроме того, при создании картин в технике пластилинографии ребята учатся смешивать разные цвета пластилина для получения необычных оттенков. Такой трудоемкий, но интересный процесс осуществляется разными способами. Куски пластилина можно размять, а затем перемешать в одном кусочке. Другой вариант — пластилин смешивается непосредственно на основе, мазки накладываются поочередно и размазываются на поверхности.


Виды пластилинографии, применяемые в детском саду

На занятиях в детском саду применяются различные виды пластилинографии. Наиболее привычна прямая пластилинография, при которой лепное изображение формируется на горизонтальной поверхности. Малыши способны освоить эту технику уже с раннего возраста — для этого воспитатель предлагает им простой рисунок без мелких деталей. В старшем же звене дети создают более сложные композиции. Подобный рисунок заполняется пластилином (лучше восковым) на плотном листе картона (лучше предварительно оклеить его скотчем — так удобно корректировать изображение). Размазанный пластилин производит эффект мазков масляной краской.

«Синичка»

При обратной пластилинографии рисование выполняется на обратной стороне стекла либо иной прозрачной поверхности. В дошкольном учреждении для этих целей обычно используется пластик либо оргстекло (поскольку применения обычного стекла для дошкольников небезопасно). Рисунок намечается на поверхности маркером, а затем заполняется пластилином (размазывается тонким слоем). По контуру готовую композицию можно обозначить полосками — получится подобие рамки.

«Расписная тарелочка»


Модульная пластилинография – картина из пластилиновых валиков, шариков, дисков и других элементов. Это более сложная техника, требующая от детей овладение всеми приемами лепки.

«Домик»

Модульная пластилинография


Мозаичная пластилинография – изображение, составленное исключительно из пластилиновых шариков. Это наиболее простая техника, главное здесь — красиво подбирать цвета и аккуратно заполнять пространство, не выходя при этом за контур.

«Бабочка»

Мозаичная пластилинография


При контурной пластилинографии обязательно используются тонкие пластилиновые жгутики, которые обозначают силуэт предмета.«Веселый дракончик»

Контурная пластилинография


Многослойная пластилинография подразумевает последовательное нанесение не поверхность нескольких слоев. Такая техника более всего подходит для пейзажных композиций — изображения неба, леса, гор, когда слои накладываются друг на друга. Элементы иногда прикрепляются к основе с помощью тоненьких валиков — получается своего рода 3-Д эффект. Отметим, что подобные работы довольно сложны для дошкольников и уместны только в подготовительной группе.

«Осенний лес»

Многослойная пластилинография


Фактурная пластилинография отличается выпуклым изображением и, в свою очередь, подразделяется на барельеф (рисунок выступает над фоном менее чем наполовину), горельеф (более чем на половину) и контррельеф (углубленный рисунок).

«Декоративные тарелочки»

Фактурная пластилинография (барельеф)


Пластилинография у детей разного возраста. Уровень сложности поделок

Младшая группа

Знакомить детей с пластилинографией можно уже в самом раннем возрасте — начиная с ясельной группы. Малыши 2–3 лет вполне способны осваивать простейшие приемы — скатывать шарики, раскатывать жгутики, сплющивать их в лепешки. Конечно, детские пальчики еще довольно неуклюжи, поэтому педагог должен предлагать картинку с небольшим количеством крупным деталей. Для начальных занятий замечательно подойдут такие темы, как «Солнышко», «Цветочек», «Радуга». Воспитатель рисует карандашом силуэт предмета, а ребенок дополняет его пластилиновыми точками. Например, это может быть дерево, которое малыш дополнит красными или желтыми яблочками. Другой вариант — ваза, в которой ребенок изобразит букет цветов.

http://paidagogos.com/wp-content/uploads/2017/03/post_58a3f86fe4033-425x284.jpg

вторая младшая группа

http://paidagogos.com/wp-content/uploads/2017/03/post_58a3f87075edf-318x425.jpg

пластилинография в ясельной группе (ствол оформляет воспитатель)

http://paidagogos.com/wp-content/uploads/2017/03/post_58a3f8703ee14-425x239.jpg

вторая младшая группа

http://paidagogos.com/wp-content/uploads/2017/03/post_58a3f86fe4033-150x150.jpg

http://paidagogos.com/wp-content/uploads/2017/03/post_58a3f8703ee14-150x150.jpg

http://paidagogos.com/wp-content/uploads/2017/03/post_58a3f87075edf-150x150.jpg

Средняя группа

К средней группе ручки детей становятся уже более ловкими, и воспитатель может переходить к более сложной технике пластилинографии. Дошкольникам 4–5 лет уже могут создавать картину из тонких жгутиков, скрученных в виде улитки. Педагог может нарисовать волшебную птицу, а ребенок раскрасит ее перья пластилином разных цветов. В этом возрасте ребята учатся не выходить за контур изображения, а также использовать в работе дополнительные материалы (крупу, бусины), что сделает картинку более

«Мухомор»

Средняя группа

«Яблочко»

Средняя группа

В старшем дошкольном звене дети уже способны создавать сложные композиции (изображения пейзажей разных времен года, животных, человека и пр.), фантазийные работы. Педагог может предложить детям 5–7 лет размягченный пластилин, который накладывается на основе с помощью шприца тонкими полосками. Такой прием, без сомнения, вызовет у ребят восторг. Замечательное решение для старшей и подготовительной группы — коллективные композиции.

«Божья коровка на цветке»

подготовительная группа

«Моя семья»

подготовительная группа

Интересные темы для занятий, фото

Занятия пластилинографией в детском саду могут затрагивать самую разную тематику. Лучше всего их приурочить к занятиям по ознакомлению с окружающим миром. Так, осенью будет целесообразно предложить такие темы, как «Листопад», «Корзинка с грибами», «Дары осени» (овощи-фрукты), «Астры». После знакомства с темой «Птицы» ребятам будут рады изобразить сову, лебедя или павлина, а после темы «Морские обитатели» — золотую рыбку, дельфина, осьминога. Поделка в технике пластилинографии закрепит знание диких и домашних животных («Ёжик», «Кошка» и пр.)

Зимой будут уместна следующая тематика: «Снеговик», «Новогодние шары», «Нарядная елка», «Снежинка», «Снегирь», «Пингвин на льдине». В старшем дошкольном звене это могут быть пейзажные зимние композиции, в том числе коллективные (такие работы, в принципе, могут затрагивать все времена года).

Весной будет актуально изобразить первые цветочки («Подснежники», «Одуванчики»), насекомых («Бабочка», «Божья коровка»).

В технике пластилинографии получаются замечательные подарки. Например, к 8 Марта это может быть «Букет для мамы» или композиция для папы («Танк», «Летящие самолеты», «Кораблик» и пр.). Чтобы такая работа была более эффектной, рекомендуется поверхность готовой композиции покрыть бесцветным лаком.

http://paidagogos.com/wp-content/uploads/2017/03/1-52-425x421.jpg

Хохломские узоры

http://paidagogos.com/wp-content/uploads/2017/03/20-1-425x319.jpg

Подарок папе

http://paidagogos.com/wp-content/uploads/2017/03/2-55-425x395.jpg

Мозаичная техника

http://paidagogos.com/wp-content/uploads/2017/03/1-52-150x150.jpg

http://paidagogos.com/wp-content/uploads/2017/03/2-55-150x150.jpg

http://paidagogos.com/wp-content/uploads/2017/03/3-53-150x150.jpg

http://paidagogos.com/wp-content/uploads/2017/03/4-46-150x150.jpg

http://paidagogos.com/wp-content/uploads/2017/03/5-38-150x150.jpg

http://paidagogos.com/wp-content/uploads/2017/03/6-32-150x150.jpg

http://paidagogos.com/wp-content/uploads/2017/03/7-26-150x150.jpg

Шаблоны для пластилинографии в детском саду

Перед тем, как приступить к работе с пластилином, ребенку необходима картинка-основа, или шаблон. Старшие дошкольники обычно рисуют их самостоятельно. Детям более раннего возраста воспитатель предлагает готовые силуэты. Шаблоны бывают простыми (предметное изображение) либо представляют собой сложные сюжетные композиции со множеством мелких деталей. Последний вариант приемлем, конечно же, для старшей и подготовительной групп.

http://paidagogos.com/wp-content/uploads/2017/03/1-53.jpg

Шаблон

http://paidagogos.com/wp-content/uploads/2017/03/6-33-425x273.jpg

Шаблон

http://paidagogos.com/wp-content/uploads/2017/03/2-56-303x425.jpg

Шаблон

http://paidagogos.com/wp-content/uploads/2017/03/1-53-150x150.jpg

http://paidagogos.com/wp-content/uploads/2017/03/2-56-150x150.jpg

http://paidagogos.com/wp-content/uploads/2017/03/3-54-150x150.jpg

http://paidagogos.com/wp-content/uploads/2017/03/4-2-150x150.png

http://paidagogos.com/wp-content/uploads/2017/03/5-39-150x150.jpg

http://paidagogos.com/wp-content/uploads/2017/03/6-33-150x150.jpg

настоящие шедевры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация На тему: «Организация и проведение прогулок в разных возрастных группах»

Общие принципы организации прогулки. Организация и проведение наблюдений. Дидактическая игра. Трудовая деятельность. Подвижная игра. Индивидуальная работа по разде...

Особенности методики проведения занятий в разных возрастных группах

Особенности методики проведения занятий в разных возрастных группах....

«Организация и проведение прогулок в разных возрастных группах»

Воспитатель к проведению и организации прогулки готовится так же, как и к занятию (продумывает и планирует организацию деятельности и ее целесообразность).Важный момент в организации прогулки – одеван...

Организация и проведение прогулок в разных возрастных группах.

Схемы  анализа наблюдения. дидактической игры. трудовой деятельности, подвижной игры...

«Особенности организации и проведения занятий в разных возрастных группах»

1. «Особенности организации и проведения занятий в разных возрастных группах».2. Методы и приемы, используемые на занятии (НОД)....

Воспитание культурно-гигиенических навыков. Понятия КГН, КГпривычки. Значение, условия формирования. Приемы работы по формированию КГН в разных возрастных группах, специфика.

  Воспитание культурно-гигиенических навыков и привычекНаряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у дете...