Занятие по аппликации "Волшебная мастерская"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Крохина Людмила Николаевна

Составление узора из фетра и резины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ss.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

Волшебная мастерская.

«Творчество-это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создаёт что-либо новое».

Лев Семёнович Выготский

Пояснительная записка.

 Детское художественное творчество-это выражение индивидуальных способностей ребёнка, выражение в художественной форме отношения к окружающему миру и собственной персоне.

Любовь к своей отчизне формируется у ребенка с самого раннего детства, когда он восприимчив к яркому, новому. Через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, которое несет в себе национальные традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа, с тем, чем народ живет в прошлом и настоящем. Народное декоративно-прикладное творчество развивает образное мышление ребенка, фантазию, влияет на творческий процесс.

Этнокультурный феномен находит отражение во всех формах народного творчества: архитектура, устное народное творчество (эпос, сказки, песни, пословицы, загадки и т.д.), изобразительное искусство (древнейшим видом которого является орнамент).

Аппликация (от латинского слова applicatio) - прикладывание.

Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви, предметов быта, жилища, применяемым и поныне у многих народов. Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных.

Главную роль играет цвет. Матисс считал, что цвета должны поддерживать друг друга, а не уничтожать. Он утверждал, что цвета, которые можно применять для изображения предметов и явлений природы, сами по себе, совершенно независимо от этих предметов обладают силой воздействия на чувства зрителей.

В каждой аппликации берется 4-5 тонов, но подбирается так, чтобы выразить сущность декоративности и богатства цвета.
Белый цвет в народной и культовой символике ассоциируется с чистотой и благородством. Это цвет счастья и удачи.

Синий цвет – цвет неба, символизирует бессмертие, мужество, верность, преданность.

Черный цвет – противоположность белому.

Красный и желтый считались священными, одежды таких цветов носили люди духовного звания.

 Красный цвет – цвет радости, веселья, торжества и счастья. С ним связано представление о солнце.

Желтый и золотой цвет символизировали святость, постоянство.

Зеленый цвет – цвет весны, покоя и стабильности.

Остальные цвета являются производными «пяти основных».

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач:

 -эстетического воспитания,

-умственного воспитания

- сенсорного воспитания

- нравственное воспитание

- трудовое воспитание

 В обучении решаются следующие задачи:

-составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы;

-составлять изображения предмета из отдельных частей; изображать сюжет;

-овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов: вырезание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой приклеивания, пришивания;

-формировать чувства цвета и их оттенки, овладевать умениями, составлять гармоничные цветовые сочетания;

-формировать чувство формы, пропорций, композиции.

Аппликация может быть:

- предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);

- сюжетной, отображающей те или иные события;

- декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

- съемная аппликация.

- однослойная и многослойная аппликация.

Организовывая совместную деятельность, помогаю распределить задания, направить активность каждого ребенка, способствую сотрудничеству с другими детьми, формирую чувство удовлетворения от коллективной работы в достижении положительного результата.

Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

«Волшебная мастерская».

Цель: учить задумывать и выполнять узор, передавая колорит и элементы орнамента и воспитывать у детей положительное отношение к аппликации с использованием нетрадиционной технике.

Задачи:

Образовательные:
• формирование умения составлять композиции из цветов с применением различных геометрических форм;
• развитие пространственного видения листа и предметов в нем.
Воспитательные:
• воспитание аккуратности, усидчивости, самостоятельности; 
• воспитание положительного отношения к труду и чувства взаимопомощи.
Развивающие:
• способствовать развитию интеллектуальных и познавательных способностей: мышления, воображения, внимания;
• развитие коммуникативных навыков, навыки социального взаимодействия, сотрудничества для достижения поставленной цели.
ХОД ЗАНЯТИЯ:

 Ребята, как называется страна, в которой мы с вами живём?

 Большая, великая наша Россия – много городов, деревень в ней. И везде живут добрые и умелые люди. О них в народе говорят: «Мастер на все руки».  Послушайте такую сказку: Жила-была в одной деревне девушка. Была очень трудолюбивой и умелой — и пряла, и вышивала, а посуду расписывала-залюбуешься! Прозвали её за это Марья-искусница. Прознал о ней Кощей Бессмертный и задумал украсть мастерицу. Да не успел. Марья-искусница превратилась в жар-птицу, и улетая, стала ронять на землю свои красивые перышки. И вот куда упало перо, там и появились    на земле русской мастера и умельцы. Вот такая сказка. Образ Жар-птицы у всех народов являлся олицетворением света и тепла.

Отгадайте загадку

Горит , словно солнышко,
Уронила пёрышко.
Иван пёрышко поднял,
Удивился и сказал:
« Неужели мне не снится!
Настоящая - (Жар-птица)»! (Ребенок собирает аппликацию жар птицы)

Ребята хотите представить себя в роли народных мастеров и мастериц и украсить шаблоны?

В середине зала на столе стоят предметы народных промыслов.

Посмотрите! Это вещи нынче

В гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России

Мир преданий и добра

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо – люди – мастера!

 Отгадайте загадку:

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская: (ответ детей - Матрешка).

Матрешка - уникальная народная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России. Она добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.

(дети выкладывают узор на платке и матрешке)

Физкультминутка.
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. 
(потянуть руки в стороны)
К солнцу тянуться цветы.
С ними потянись и ты.
(потянуться, руки вверх)
Дует ветер иногда, 
Только это не беда.
(махи руками, изображая ветер)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки,
(наклоны)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
(встать, потянуться вверх)

Отгадайте загадку
Здесь есть лишь место ярким краскам,
Здесь нет предела для мечты, 
Преображая будни в сказку,
В руках рождаются ….. (цветы) 

Цветы – одна из примет прихода весны, один из традиционных знаков внимания, любви и восхищения.

Весной уходят холода, пробуждается природа, солнце светит ярче и греет землю, появляется первая нежная трава, цветы.

 А какие цветы вы знаете? (подснежник, ромашка, колокольчик и т.д.) Молодцы, а давайте теперь попробуем отгадать загадки?
• Стоит в саду кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?
(Ромашка)
• У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
(Подснежник)
• Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит.
(Колокольчик)

Восхищаться красотой цветов можем только мы, люди, а насекомым важны лишь окраска, форма цветка и запах. Ведь цветы не просто приманивают, они еще и кормят: одних насекомых – соком- нектаром, других пыльцой, третьих и тем и другим. Чтобы у растений появились семена, нужно перенести пыльцу с одного цветка на другой. Вот это как раз и делают насекомые. Прилетит бабочка сядет на цветок за сладкой капелькой нектара, к ней пыльца прилипнет, тек ее лапки опыляют цветы.

(дети собирает узор луга с цветами и бабочкой)

Итак, наша работа завершена.

Какие красивые узоры у вас получились, вы настоящие мастера.

Используемая литература:

  1. Богатеева, З.А. Занятия аппликацией. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Гусакова, М.А. Аппликация. - М., 2007. - с.153
  3.  Под. редакцией Т.С. Комаровой “Методика изобразительной деятельности и конструированию”: “Просвещение” - Москва. 1985 г.
  4.  З.А. Погатеева “Занятия аппликацией в детском саду”: Москва, “Просвещение”. 1988 год.
  5.  «Объемная аппликация в детском саду» И.В.  Новикова .2011г
  6.  «Аппликация в детском саду»  А.А.Грибовская.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в творческой мастерской "Русская изба" Изготовление поясов

Знакомство детей дошкольного возраст, имеющих различную зрительную патологию,  с разными способами изготовления поясов: витье,плетение, ткачество на берде....

Конспект занятия в творческой мастерской" Богатыри"

Знакомство детей дошкольного возраста с нарушением зрения с картиной В.Васнецова "Богатыри". Изготовление образов богатырей из природного материала- лыко....

Итоговое занятие по рисованию «Мастерская художников»

Итоговое открытое занятие по рисованию в старшей группе "Мастерская художников"...

Конспект занятия кружка "Волшебная мастерская" в подготовительной группе «Изготовление птичек «Веснянка» из ткани двумя способами на выбор»

Конспект занятия кружка "Волшебная мастерская" в подготовительной группе «Изготовление птичек «Веснянка» из ткани двумя способами на выбор»...

Конспект Занятия в творческой мастерской «Отдарок на подарок» Старший дошкольный возраст

Цель: развивать интерес к традициям и обычаям русского народа.Программное содержание:1.     Расширять знания детей о разнообразии тряпичной куклы;2.     Учить д...

Конспект занятия кружка «Волшебная мастерская /квиллинг/» в старшей подготовительной группе . Тема: «Сказочная птица»

Задача занятия:познакомить детей с новым видом конструирования - квиллингом, научить изготавливать основную форму (свободную спираль) и из них составлять композицию....

Конспект занятия по изодеятельности "Мастерская художника Карандаша"

Конспект занятия по изодеятельности (рисование) в группе младшего дошкольного возраста 3-4 года "Мастерская художника Карандаша"...