Аппликация с дошколятами
план-конспект занятия по аппликации, лепке на тему

Салтыкова Алёна Павловна

Аппликация-это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наклеивание их на фон в определенном порядке. В аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.
Так как у детей с РАС имеются множественные нарушения в развитии, то данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Так же постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Работа с различными материалами, в различных аппликационных техниках не только развивает мелкую моторику , но и расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, воображения, образное мышление, творческие способности. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как любознательность, инициатива, умственная активность, самостоятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon applikatsiya.doc22 КБ

Предварительный просмотр:

Аппликация-это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наклеивание их на фон в определенном порядке. В аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани; нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.
Так как у детей с РАС имеются множественные нарушения в развитии, то данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Так же постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Работа с различными материалами, в различных аппликационных техниках не только развивает мелкую моторику , но и расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, воображения, образное мышление, творческие способности. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как любознательность, инициатива, умственная активность, самостоятельность.
В процессе создания аппликаций обогащается словарный запас, развивается речь детей. Работа с бумагой и другими материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию , формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.
Особое внимание уделяется развитию коммуникативных способностей детей-аутистов, с этой целью проводятся регулярные групповые занятия.
Цель: Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра через создание коллективной аппликации "Здравствуй, осень!".
Задачи: - научить детей выполнять аппликацию из деталей, выполненных с помощью фигурного дырокола
- вызвать интерес к творчеству
- развивать мелкую моторику
- развивать терпение, усидчивость, внимание, аккуратность
- развивать ориентацию в пространстве, на листе бумаги
- развивать коммуникативные способности детей
- воспитывать эстетическое восприятие и художественный вкус
- поощрять творческую инициативу и самостоятельность.
Материалы и инструменты::ватман с изображением дерева, цветной картон, нарезанный полосками, фигурные дыроколы в форме листиков и цветочков, клей карандаш.

Ход работы:

Для того что бы начать занятие, даем четкую и максимально простую инструкцию.
« Дети, садитесь за парты».
С целью расширения кругозора и словарного запаса я проводим беседу об осени.
Осень- это время года. Она наступает после лета. Осенью все листья на деревьях меняют цвет. Они становятся желтыми, красными, оранжевыми.
Замечу, что желательно не загружать ребенка длинными предложениями.
Предлагаю посмотреть и пощупать настоящие листочки клена и тополя. После небольшого рассказа об осени  вовлекаем детей в беседу с помощью вопросов.
«На картинке осень? – Осень!»( если ребенок затрудняется, говорим ответ и просим повторить его).
После беседы  проводим пальчиковую гимнастику, чтобы подготовить мышцы пальцев к следующему этапу работы.( одевать на каждый пальчик и снимать перчатки)
Предлагаем создать общее большое осеннее дерево, которое будет всех радовать круглый год.
Так как ребенок имеет расстройство аутистического спектра, ему трудно понять, что от него требуется (наше понимание того или иного действия всплывает в памяти картинками, поэтому таким детям с помощью карточек проще объяснить последовательность действий или само действие). Для наглядности используем инструкцию с этапами работы и отдыхом.
Следующим этапом будет изготовление листочков с помощью фигурного дырокола.
В работе с детьми с РАС необходимо максимально сократить количество факторов, которые могут расстроить или вывести ребенка из состояния покоя. Так же у  ребят недостаточно развита мелкая моторика и сами вырезать ножницами листочки они не могут. Трудное задание даже может отбить желание заниматься. К тому же воспитанники очень неусидчивые и долгое занятие их утомляет, а настроение моментально меняется на плохое. Используем фигурный дырокол-это позволяет максимально сократить время изготовления листочка и все они получаются идеальными, ровными, красивыми.
Важно, чтобы перед групповым занятием каждый ребенок на индивидуальном занятии научился пользоваться фигурным дыроколом и не бояться звуков, которые дырокол издает при штамповке.
Раздаем фигурные дыроколы и полоски картона. Предлагаем выбрать понравившийся цвет картона для осенних листочков.

Проводим  физ-минутку:

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

Закружились, полетели

И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)

Приступаем к следующему этапу коллективной творческой работы - наклеиванию листочков на плакат.

К этому этапу я заранее готовим плакат с изображением дерева. Показываем одну из детских работ « дерево» с индивидуального занятия и предлагаем создать большое общее осеннее дерево.
Групповые занятия очень хорошо развивают коммуникативные способности. В коллективе моделируются и неоднократно повторяются вопросы и ответы, просьбы и взаимодействие. Приобретенные коммуникативные навыки ребенок будет применять и в обычной жизни.


Так как воспитанники предпочитают работать в одиночку, занятие в группе осложняется присутствием других детей, не желанием и не умением с ними общаться. Но когда у каждого все получается, то хочется посмотреть, как получилось у соседа и показать свой листочек и похвастаться своей работой. Занятие в группе проходит тише, дети с осторожностью выражают эмоции, или наоборот очень бурно и эмоционально. Так постепенно добавляя количество детей на занятии, они привыкают друг к другу, и не боятся радоваться своему и чужому успеху.
Весь процесс аппликации должен быть обязательно наполнен радостью, похвалами. Даже если плохо получается, не так клеит, или не туда лепит, в этот момент важно не испугать , не отбить желание работать в группе. Дальше можно постепенно усложнять задания.
Итак, все ребята работают, у них получается. К концу занятия все ребята завершают работу над осенним деревом и вместе радуются красивому результату. Много, похвалы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Посвящение в дошколята.

Дети, переходя из первой младшей (группа раннего возраста) во  вторую младшую группу ( 3-4 года), переступают возрастную ступень-они становятся дошколятами. ДО-ШКОЛЬНИКАМИ! И вроде бы до школы еще ой ...

Как ребята-дошколята в сказку попали и у зеркала гадали (рождественский праздник для детей старшей и подготовительной группы)

В основе сценария праздника лежит сказка "Морозко".Сценарий изобилует интересными героями, песнями, танцами, играми. Праздник проходит на УРА!...

"Как ребята - дошколята Деду Морозу голос вернули"

Сценарий Новогоднего утренника для детей старшего дошкольного возраста. Роли исполняют :  Витя и Маша, снежинки - дети;  Снегурочка, Дед Мороз, Баба Яга, Снежная королева, Вьюга -...

Интегрированное занятие (математика + театр) в подготовительной группе «Как дошколята цифру 5 спасли»

Интегрированное занятие (математика + театр)   в подготовительной группе«Как дошколята цифру 5 спасли» Воспитатель Свинцова Елена Александровна - I квалификационная категорияМКДОУ...

Сценарий праздника «Посвящение в «ЭКОЛЯТА-дошколята» старшая группа (в рамках природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята -дошколята»)

Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы сбезграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источник детского разума.В.А. СухомлинскийАктуальность:Эко...

Межрегиональный конкурс на лучший стенд (уголок) «Эколята-Дошколята» Информационно – познавательный стенд «Эколята – дошколята»

Межрегиональный конкурс на лучший стенд (уголок) «Эколята-Дошколята»Информационно – познавательный стенд «Эколята – дошколята»...