Аппликация как средство развития чувства цвета у дошкольников
статья по аппликации, лепке на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
applikatsiya_kak_sredstvo_razvitiya_chuvstva_tsveta_u_doshkolnikov.docx | 18.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Аппликация как средство развития чувства цвета у дошкольников
Аппликация как вид деятельности
Согласно общепринятому определению, аппликация (от лат. applicatio - прикладывание), способ создания орнаментов, изображений путём нашивания, наклеивания на ткань, бумагу и т. п. разноцветных кусочков какого-либо материала (ткань, бумага, мех, соломка и т. п.) другого цвета или выделки, а также орнамент, изображение, созданные по такому способу, придающему им особую рельефность.
Увлечение аппликацией помогает развить наблюдательность, предполагает разные знания. Ведь для того, чтобы сделать, например, птичку или животное в технике аппликации необходимо знать их форму, повадки и манеру двигаться, иначе собака не будет похожа на собаку, а воробей на воробья. Если этого не сделать, то, скорее всего, работа не даст желаемого результата станет чисто техническим повторением движений педагога. Кроме того, необходимо видеть и чувствовать объект, который вы хотите сделать.
В системе по эстетическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста большое место должно быть отведено аппликации. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Посредством аппликации у ребенка происходит формирование любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а так же расширению умственного кругозора.
Аппликация - это вид изобразительной деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности. Аппликация - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста.
Аппликация - это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.
Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вырезать, а затем наклеить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.
Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.); детали конструкций также могут быть расположены по-разному.
Занимаясь аппликацией, дети знакомятся с материалами (бумага, краски, глина, и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы.
Занятия по аппликации с детьми 3–4 лет мы рекомендуем проводить в соответствии со следующим примерным планом НОД.
1. Создание игровой ситуации для привлечения внимания детей и развития эмоциональной отзывчивости (загадки, песни, потешки; сказочный персонаж, нуждающийся в помощи; игры-драматизации; упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижные игры).
1. Знакомство с предметом, который дети впоследствии будут изображать в аппликации; определение последовательности раскладывания заранее заготовленных деталей, нанесение на них клея; прикладывание форм к бумаге и наклеивание.
2. Доведение аппликации до нужного образа с помощью дополнительного украшения фломастерами или оформление работы маленькими кусочками цветной бумаги (при этом необходимо обращать внимание детей на выразительные средства: правильно подобранные цвета и интересные детали).
3. Рассматривание готовых работ (им дается только положительная оценка). Дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои поделки.
Существует три вида аппликации:
Предметная – изображаются отдельные предметы, не участвующие ни в каких событиях (фрукты в вазе);
Сюжетная – составляется композиция по событиям (действиям) в сказках, рассказах, стихах, потешках; по личному представлению;
Декоративная – составляется узор из геометрических фигур на полосе, квадрате, круге.
Обучение аппликации без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение - невозможно.
Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.
В процессе НОД по аппликации развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.
Структура НОД по аппликации представляет собой:
-Вводная часть. Необходимо вызвать интерес детей к процессу, используя загадки, стихи, художественные слова. Именно в водной части происходит мотивация детей.
- Основная часть (практическая). Именно в практической части НОД происходит развитие восприятия цвета, формы, величины, пространства, времени; развитие основных свойств внимания, увеличение объема памяти; развитие наглядных форм мышления и формирования логического мышления; формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии); развитие творческих способностей ребенка, воображения, гибкого, нестандартного мышления; развитие речи, пополнение, уточнение и активизация словарного запаса; развитие мелкой моторики руки, подготовка руки к письму; развитие коммуникативных способностей и навыков контроля поведения; формирование положительной самооценки, уверенности в себе.
- Заключительная часть. Происходит сравнение работ, похвала.
Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации и конструирования.
Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания.
В процессе аппликации создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.
Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма.
Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.
Аппликация выполняется из самых разнообразных материалов. В качестве фона чаще всего используют картон, бумагу, ткани, дерево. Вникая в это занятие, можно обнаружить, что в дело могут идти буквально любые мелочи.
Ни один стиль не способен в точности передать и отразить наши внутренние запросы, темперамент и характер. Индивидуальность проявляется как в выборе различных оттенков и фактур и фасонов, так и в их комбинации.
Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радует яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезывания и наклеивания.
Дети, выполняя аппликационные работы, приобретают новые знания, закрепляют представления, полученные на других занятиях. Все виды изобразительной деятельности детей, в том числе и аппликация, направлены на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения, что важно не только для создания сюжетных и декоративных аппликаций, но и для рисования.
Аппликация как вид изобразительной деятельности удовлетворяет стремление ребенка к деятельному познанию окружающего мира, к активному творческому отображению его. Аппликация содействует выявлению главного признака предметов реального мира - познанию формы. Аппликация предъявляет к восприятию повышенные требования, ставит перед ребенком задачу быть внимательным к форме предмета, его конструкции, к взаиморасположению его частей. Являясь средством творческого отражения мира, аппликация активизирует процесс познания свойств предметов (формы, величины, цвета).
Таким образом, аппликация в младшем возрасте осуществляется конструктивным путем, т. е. под руководством взрослого ребенок выделяет части предмета, после чего воспринимается и изображается весь предмет в целом. В процессе аппликации проявляется эмоциональное отношение малыша к воспринятому и отображаемому, воспитываются у него эстетические и нравственные чувства. Развивается способность воспринимать задачу и выполнять указания, прилагать умственные усилия, чтобы сделать лучше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система занятий по рисованию и аппликации как средство развития у младших дошкольников эстетического восприятия формы предметов окружающего мира
В настоящее время в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования большое внимание уделяется развитию личности дошкольника, мотивации и способност...
Опыт работы "Аппликация как средство развития творческих способностей дошкольников"
Аппликация считается разновидностью художественной деятельности, предусмотренной «Программой воспитания и обучения в детском саду» для дошкольников. Знакомясь на занятиях и самостоятельно ...
Создание объемной аппликации, как средство развития эстетического вкуса дошкольников.
Квиллинг — идеальное занятие для подготовки ребенка к школе.Заниматься квиллингом могут не только дети. Для взрослого это бывает намного важнее. Творчески самовыражаться поле...
Проект "Нетрадиционные техники аппликации как средство развития творческих способностей дошкольников"
ull;Тип проекта: творческий, групповой, долгосрочный.•Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.•Срок реализации проекта – ноябрь 2017– март 201...
Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники и материалы аппликации, как средство развития творчества у дошкольников"
Данная консультация поможет воспитателям разобраться в огромном количестве разных техник, используемых в творческих видах деятельности с детьми. Аппликации можно делать практически из любых материалов...
"Аппликация как средство развития творческих способностей дошкольников"
Консультация для родителей...
Аппликация как средство развития творческих способностей дошкольников.
Консультация для воспитателей....