Рабочая программа кружка "Умелые руки"
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа) по теме

Божеева Надежда Геннадьевна

   Дополнительная образовательная программа      имеет художественно-эстетическую направленность, разработана на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 18umelyedopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma.docx34.01 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное  казенное  дошкольное  образовательное  учреждение

                                  детский сад «Солнышко»

                                                                                                                Утверждаю

                                                                                               Заведующий МКДОУ

                                                   детский сад«Солнышко» _______ РыжковаИ.Н.

                                                                        Приказ№____ от_______20      г.

           Рабочая программа

           дополнительного образования по

           художественно-эстетическому развитию

           (кружок « Умелые руки»)

           группы №2(младше-средней)

           на 2018-2019 учебный год.

                                                   Воспитатель:

                                                                  Божеева Надежда Геннадьевна,1КК

Пояснительная записка

         

      Дополнительная образовательная программа      имеет художественно-эстетическую направленность, разработана на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой.

Художественно-эстетическое развитие способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает  познавательную активность    . Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения   знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству. Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало и тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при её реализации в эстетическое отношение ребёнка входит его эмоциональный отклик на прекрасное (красивое, привлекательное), развиваются добрые чувства, творческая деятельность, формируется посильное стремление к преобразованию окружающего по законам красоты, а также к оценке красивых, гармоничных сочетаний красок, звуков, рифм.  Содержание занятий   в средней группе выстроено на материале народной культуры и носит название «Веселая ярмарка» .  Художественный труд- это универсальная   деятельность,имеющая давнюю историю и многовековые традиции,при этом это очень свободная деятельность ,  связанная с экспериментированием и самореализацией  на уровне подлинного творчества,направленная на создание реальных предметов ,которые сочетают в себе  две функции –пользу и красоту.

     Цель программы –направленное и последовательное воспитание у детей эстетической и бытовой культуры, формирование   эстетического отношения к окружающему миру через  развитие художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Основные задачи:

1. Раскрыть природу и сущность художественного труда как творческой деятельности человека.

2. Создавать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

3. Расширять представление о видах художественно-творческой деятельности человека,знакомить с трудом народного мастера,дизайнера и др.

4. Развивать  художественно-творческие  способности в продуктивных видах детской деятельности и обогащать индивидуальный художественно-эстетический опыт .      

5.Содействовать освоению технологий и общей ручной умелости на основе интелектуальной и художественной деятельности.

 6. Создавать условия для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира ,для полноценного развития и личностного роста каждого ребенка.

8. Формировать эстетическую картину мира .

Дидактические принципы построения и реализации Программы:

- принцип культуросообразности: построение  универсального  эстетического  содержания программы с учетом региональных культурных традиций;

- принцип сезонности: построение  познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;

- принцип систематичности и последовательности: постановка     задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;

- принцип цикличности: построение   содержания программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту;

- принцип развивающего характера художественного образования;

- принцип природосообразности: постановка и  корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей - возрастных особенностей и индивидуальных способностей;

- принцип интереса: построение и  корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.

      

  Методы эстетического воспитания:

- метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;

 - метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной    отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;

- метод эстетического убеждения;

- метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре);

- метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный  на формирование эстетического вкуса;

- метод разнообразной  художественной практики;

- метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками);

 

        Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений  и обобщённых способов действий   обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Срок реализации программы – 1год .. В программе заложен годовой цикл мероприятий –   36  учебных часов для каждой возрастной группы, которые  проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью для детей 4-5 лет – 20 минут .  

Итоговые результаты освоения дополнительной образовательной программы:

В результате освоения программы дошкольник будет знать:

- правила техники безопасности, требования к организации рабочего места

- свойства и особенности художественных материалов, техник работы с ними

- смысловую связь элементов

- нетрадиционные художественные техники  

будет иметь представление:

-о понятии искусства

- о произведениях разных видов изобразительного искусства

-о мастерах искусства

будет уметь:

-ставить цель и доводить продукт творческой деятельности до конца, самостоятельно находить изобразительно-выразительные средства, проявляют индивидуальность в создании собственного рисунка

- пользоваться нетрадиционными способами и приемами и техниками изображения

-пользоваться способами комбинирования и варьирования усвоенных техник, самостоятельно находить творческое решение и проявляют инициативу в выполнении творческого задания

- пользоваться  различными материалами

- замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор

- отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами

- использовать цвет, как средство передачи настроения, состояния, выделения главного

- использовать различные по характеру линии для передачи наибольшей выразительности образа

- передавать характерные признаки объектов и явлений на основе представлений, полученных из наблюдений или в результате рассматривания репродукций, фотографий, иллюстраций в книгах

 - различать реальный и фантазийный мир в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства

- самостоятельно создавать объекты реального и фантазийного мира с натуры или по представлению, точно передавая строение, пропорции, взаимное расположение, характерные признаки, подбирая материалы, инструменты, способы и приемы реализации замысла

у него будут развиты:

- образное мышление  , самостоятельность в создании новых оригинальных образов, способность передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках,воображение, творческая активность, фантазия , умение анализировать, давать оценку, интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций

будет обладать следующими качествами:

- самостоятельное мышление, умение отстаивать свое мнение

- ответственное отношение к труду

 - умение воспринимать прекрасное в жизни и в искусстве

- любовь и уважение к  национальному искусству, бережное сохранение    традиций своего народа.

 

Способы проверки ожидаемых результатов

Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае) по методике «Портрет» (авторы Казакова Т.Г., Лыкова И.А.). Методика представляет собой наблюдение за творческой деятельностью детей. На столе свободно размещаются разные художественные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми: гуашь, кисти трех размеров, фломастеры, карандаши, пластилин, цветная бумага, ножницы, салфетки, бумага разных оттенков. В непринужденной игровой форме ребенку предлагается назвать все, что он видит, и выбрать, чем бы он хотел поработать (каким материалом изобразить задуманное). По ходу наблюдения фиксируются: выбор ребенка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов деятельности, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.

 .

Характеристика уровней:

в - высокий, ребенок создает (соответственно возрасту) разнообразные – тематически и жанрово-художественные образы на основе   развитых средств выразительности нетрадиционных художественных техник, сформирован интерес к творческой деятельности. Ребенок имеет практические умения, свободно владеет нетрадиционными техниками, высказывает эстетические суждения и оценки.

с - средний, ребенок пытается создать художественные образы, используя разные средства выразительности. Отдельные средства художественной выразительности (цвет, колорит, формообразование, композиции фактура) и практические навыки не сформированы (не достаточно самостоятелен при выборе техники рисования). Иногда испытывает затруднения в тематических и жанровых решениях, эстетических суждениях и оценках.

н - низкий, ребенок не может создать художественный образ. Не владеет основными средствами выразительности нетрадиционных  художественных техник. Практические умения не сформированы, слабое владение техническими навыками.

Тематическое планирование кружка «Умелые руки» на 2018-2019гг

 (Средняя группа)          

месяц

тема

Кол-во ч

1.

сентябрь

Флажки такие разные    с.22-23  Диагностическое задание(.Свободный выбор детьми материалов,вида деятельности и технических способов)

1

2.

 Закладки для любимых книгс.28-29 (  ДОД в технике «аппликация»,линейные узоры)

1

3.  

Овощи и фрукты с.24-25(ХК в модульной технике)

1

4 .

Осенние картины из листьев и лепестков с.34(ДОД,техника»коллаж»)

1

5.

октябрь

Красивые платочки для бабушки с30-31 (Аппликация).Узор на квадрате.

1

6.

Осенние салфетки для мамочки с.32-33  («Принт»).Узор на круге.

1

7.

  Вот какая у нас кладовкас.36-37  (Лепка,ХК,экспериментирование)

1

8.

 Узоры и орнаменты.Костюмы народов России.Костюмы Воронежской области.

1

9.

ноябрь

Кукла «Пеленашка»с.108-109. или  Игрушки-погремушки.

1

10.

Дымковская игрушкас.104-105(декоративная лепка и роспись)

1

11.

Лоскутное одеялос42-43 (ДОД»печворк»)(выбор материала ,узора по желанию детей)

12.  

 Подарок для любимой мамочки .»Пестрый коврик»       (Самостоятельный выбор)

1

13.

декабрь

Снежинка-пушинка.ХК,экспериментирование.

1

14.

Подсвечник на зимнюю темус48-49  (Тестопластика)

1

15.

 Елочка-малютка в бусах и гирляндахс.50-51 Конструирование из природного материала)

1

16.

Новогодние игрушкис.52-53(Конструирование из различных материалов)

1

17.

январь

Новогоднее угощение для игрушекс.54-55    (Пластилинография)

1

18.

Рождественские пряники(лепка,ДОД)

1

19.

Леденец «Петушок на палочке» с.66-67 (ХЭ)

1

20.  

Чашки,площки,поварешки      с.70-71  (ДОД.техника»папье-маше»

1

21.

февраль

Игрушка из картона,игрушка-дергунчик.по шаблону(животные)

1

22.

Инструменты для    папы.

1

23.

Папу своего люблю,ему подарок подарю.

1

24.  

 Богатырь,ХК из бумаги и картона

1

25.

март

Весеняя открытка с сюрпризом для мамы.  

1

26.

 Книжка-малышка.

1

27.

Жаворонки-веснянки с.84-85(Тестопластика)

1

28.

Миски для трех медведей.Лепка по условию.

1

29.

апрель

Баю-бай ,засыпай с.96-97(Лепка сюжетная)

1

30.

Космические фантазии.

31.

Солнечные писанки с.100-101(«Роспись»)

1

32.

Дымковская игрушка с.104-105(Декоративная лепка и роспись)

1

33.

май

Открытка для ветерана  

1

34.

 Машины разные нужны,машины разные важны(экспериментирование и ХК)

1

35..

 

 Открытка с сюрпризом для выпускника

1

36.

До свидания,детский сад! «Здравствуй,лето!»(Коллективная работа)

1

                                                     ИТОГО

36

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:

Список репродукций для рассматривания и бесед,.

Наглядный материал (комплекты иллюстрации, профессиональных рисунков, репродукций):

Открытки и календари, подбор иллюстраций из журналов

 Дидактические игры по темам.

Изделия декоративно-прикладного искусства:

Народные игрушки:

 Декоративная роспись:

 

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду .,средняя группа ,  ИД«,Цветной мир»,Москва,2012г.

 2.Лыкова И.А.»Цветные ладошки»,Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельностиИД «Цветной мир» .,Москва 2015г..

3.ЛыковаИ.А.Художественный труд в детском саду,учебно-методическое пособие:ИД,»,Цветной мир»,Москва,2010г.

Список детей гр№2на 2018-2019уч.год(средняя)

К ружок «Умелые руки»

1. Вечеркина Кристина

2.Головенко Андрей

3.Гузиков Андрей                        

4.Конский Дима                                        

5.Колесников Паша                            

6.Красилов Саша                    

7.Прудченко Саша                                

8. Орлов Паша              

 9. Иванова Камилла 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по подготовке руки к письму

Рабочая программа по подготовке руки к письму детей дошкольного влзраста....

«Проектирование фрагмента рабочей программы воспитателя» по теме "Чудо своими руками" в старшей группе с учетом требований ФГОС

Программа разработана для детей старшей группы. Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальн...

Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию дошкольников «Умелые руки»

Программа называется «Умелые руки». В названии заключена ее направленность. Познавая красоту окружающего мира, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чув...

Рабочая программа по кружку "Наши руки не для скуки"

        Искусство в дошкольном возрасте рассматривается как средство освоения, открытия мира в многообразных формах своего проявления. В период дошкольного детства именно из...

Рабочая программа "Умелые руки"

Рабочая программа «Умелые ручки!»  Рабочая программа «Умелые ручки!» разработана на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» ...

Рабочая программа "Умелые руки"

Рабочая программа «Умелые ручки!» разработана на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы Т.С. Комаровой Э.М.Дорофеевой ...