Конспект по ознакомлению с народной культурой "Сказочная хохлома" Подготовительная группа №1
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Кузьмина Диля Хакимовна

Обобщать знания детей о народном художественном промысле русских мастеров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hohloma.docx319.78 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЕЛОЧКА».

Конспект по

ознакомлению с народной культурой

"Сказочная хохлома"

Подготовительная группа №1

Воспитатель:

Кузьмина Диля Хакимовна

                                      г.о. Электрогорск

                                 21 февраля 2018г.

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие» (развитие общения); «Познавательное развитие» (ознакомление с предметным окружением); «Речевое развитие» (связная речь); «Художественно - эстетическое развитие»(декоративное рисование), «Физическое развитие (формирование начальных представлений о здоровом образе жизни).

Виды детской деятельности:

 изобразительная, коммуникативная, двигательная.

Цель:  Обобщать знания детей о народном художественном промысле русских мастеров.

Задачи 

Образовательные:

-продолжать знакомить с хохломской росписью и её особенностями;

-учить выделять нарядный, яркий колорит, композицию и элементы узора хохломы (завиток, капелька, травинка) и учить видеть красоту изделий;

-учить приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи.

 Развивающие:

-развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение;

-развивать познавательные интересы путем знакомства с природой - цветы, ягоды, листья, птицы;

-развивать сенсорные умения: координацию руки и глаза при рисовании хохломских узоров, мелкую моторику рук.

Воспитательные:

-воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров - умельцев.

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника: обладать знаниями хохломской росписи и ее особенностями.

Материал и оборудование:

демонстрационный: мольберт, выставка предметов народно – прикладного искусства: хохломские изделия, иллюстрации с изображением хохломской посуды, таблицы с изображением элементов хохломской росписи, кисть, гуашь, салфетка, подставка для кистей, баночка с водой.

раздаточный: гуашь красного, жёлтого, зелёного, чёрного цвета, кисти, подставки под кисточки, тычки, банки с водой.

Содержание образовательной деятельности.

Воспитатель:

Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво?

Аж, захватывает дух!

– Здравствуйте, дорогие гости, пожалуйте к нам в гости.

Посмотрите да полюбуйтесь, какая здесь у нас посуда собрана. Она не простая. Ее сделали русские мастера-умельцы из Хохломы.

Посмотрите!

Предлагаю посмотреть предметы народно – прикладного искусства: хохломские изделия и  иллюстрации с изображением хохломской посуду.

Посмотрите!

Воспитатель:

Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!

- Вы конечно же узнали? (это Хохлома)

Хохлома! – какое странное и веселое слово.

В нем и смех слышится и восхищенное – ОХ!

И восторженное АХ!

Воспитатель:

Как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество? Кто знает?(выслушиваю ответы детей)

Воспитатель:

-Хотите, я расскажу вам свою сказку о хохломе(одобрение детей)

На мольберте располагаю картонную заготовку, рядом на столике стоят гуашевые краски: черная, зелёная, красная, и желтая.

-Жил-был давным-давно мужичок, мастер деревянную посуду делать. Вот как-то раз и решил на базаре сбыть выработанную продукцию. Полдня на базаре провели, все без толку развернулся в обратную дорогу. Доехал до опушки и остановился – стыдно домой с пустыми руками возвращаться. Прилёг на травку, а солнечный Лучик поиграть с ним задумал: бочек припекает, в глазок заглядывает, а мужик хмурый как тень. Спрашивает его Лучик, чего он такой не живой прям как горшки его. Поведал мужик беду свою, что не продал ничего, а дома его детки с гостинцами ждут. Жалко Лучику стало мужичка и решил он ему помочь. Вот держи мой лучик золотой, вижу, что не бездельник. Так посмотри по сторонам и лучику моему применение найди. Посмотрел, подумал мужик взял горшочек и лучиком дорожку на нем нарисовал и травинки да веточки золотые…

На заготовке наношу желтой гуашью рисунок в виде линий, капелек и травный орнамент.

-Так увлекся мужичок, расписывая горшки, что не заметил, как солнышко садиться стало, и лучик в его руках покраснел и добавил он тогда красных травинок и ягодок.

На заготовке добавляю красной гуашью растительные элементы.

-Покатилась росинка по зеленой травинке, подхватил её мужичок и набросал зеленые завитки и капельки у себя на посуде.

Добавляю зеленой гуашью характерные элементы.

-Совсем стемнело на опушке – все стало черным казаться и лучик тоже. Тогда взмахнул он им и нанес последние мазки - травинки, ягодки.

Добавляю черные элементы гуашью и палочкой ватной.

-И заснул утомленный. А утром просыпается, диву дается – какая красота перед ним. Замерла на его посуде красота растительная; травки, листочки, завитки, ягодки да капельки. И сияет так будто золотое – Лучик красу свою подарил. Поехал тогда мужичок опять на базар и когда у него спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.

Беру в руки Хохломскую посуду и демонстрирует сияние красок на ней.

-Какие тонкие изящные линии, подсмотренные у природы – травинки, капельки, завитки, листочки, ягодки, цветочки, усики Еще раз на готовых образцах визуально закрепляю элементы хохломской росписи.

Воспитатель:

-Понравилась вам сказка моя? 

Давайте мы с вами попробуем превратиться в мастеров Хохломской росписи, и распишем наши заготовки, что лежат у вас на столах.

Ребята приступают к работе.

Рассматривание работ детей.

Рефлексия:

 Ребята, а что вам сегодня понравилось на занятии? Что нового и интересного вы узнали? Что вызвало затруднения?

Ответы детей.

Воспитатель: Спасибо вам ребята за хорошие ответы, за любознательность и смекалку.  

https://pp.userapi.com/c841221/v841221831/5408e/OdaiqkzmqiM.jpg

https://pp.userapi.com/c840535/v840535831/5ec1a/LkfEPhEikIo.jpg

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по народной педагогике. посвященный народному празднику "Егорий Вешний" , подготовительная группа

В конспекте использованы: художественное слово, материал для знакомства ,как праздновали этот праздник в старину, пальчиковая и подвижная игра.Заканчивается занятие лепкой из соленого теста овечек....

Конспект занятия «День народного единства» (подготовительная группа).

Накануне Дня народного единства, который празднуется 4 ноября, мы провели познавательное занятие, посвященное этому событию. Дети имеют неполное представление об этом молодом российском современном пр...

Конспект занятия – по народному декоративно-прикладному искусству в старшей группе. «Народные промыслы России»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация»Цель:Знакомство детей с изделиями народных п...

Конспект ОД по организации и проведение русских народных подвижных игр в режиме дня «Народные игры». Старшая группа.

Задачи:Образовательная:1. Знакомить детей с народными подвижными играми:а) закреплять умение подбрасывать мяч кверху и целится в игрока, быстро реагировать на сигнал «стой», имя ребенка на...

Конспект занятия русских народных подвижных игр «Народные игры» Старшая группа

Задачи:Образовательная:1. Знакомить детей с народными подвижными играми:а) закреплять умение подбрасывать мяч кверху и целится в игрока, быстро реагировать на сигнал «стой», имя ребенка на...

Конспект занятия по народному декоративно-прикладному искусству в подготовительной к школе группе «Народные промыслы России»

Конспект занятия по народному декоративно-прикладному искусству в подготовительной к школе группе «Народные промыслы России»Выполнила: Кирикова Н.Д.Цель: приобщение к истокам русского пром...