Конспект мастер-класса на тему: «Изготовление бижутерии из полимерной глины «Птичка»
методическая разработка по аппликации, лепке

ВИННИК ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА

В конспекте обусловлены осовные цели и задачи мастер- класса, рассказан ход мастер- класса, в процессе мастер- класса педагоги изготавливают брошь из полимерной глины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект мастер-класса на тему:

«Изготовление бижутерии из полимерной глины

«Птичка»

Воспитателя: Винник Галины Николаевны

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Пролетарский детский сад комбинированного вида «Радуга»

Серпуховский район

Содержание

1. Цели и задачи…………………………………………….2

2. Материалы………………………………………………..2

3. Ход мастер-класса.

   3.1. Как все начиналось…………………………………..3

   3.2. Что можно сделать из полимерной глины?...............5

   3.3. Техника безопасности………………………………..5

   3.4. Инструментарий……………………………………...6

   3.5. Запекание……………………………………………...7

   3.6. Непосредственное изготовление броши…………….7

4. Список литературы……………………………………….8

1. Цели и задачи:

-познакомить с историей появления полимерной глины и ее использованием;

-ознакомить с методами и техниками работы с полимерной глиной;

-учить работе с полимерной глиной на примере лепки броши «Птичка».

2. Материалы:

-полимерная глина;

-коврик для лепки;

-фурнитура;

-стеки;

-бисер;

-вощеный шнур.

3. Ход мастер-класса:

Не так давно я открыла для себя новый материал для творчества — полимерную глину. Пересмотрев на просторах интернета множество фото, мастер-классов, статей, можно сказать только, что нет предела фантазии человека, а полимерная глина — это тот материал, из которого можно сделать все, что душе угодно... Ну, или почти все.

       Когда я начала показывать свои работы друзьям, знакомым, меня спрашивали: «Из чего это сделано?» Я, конечно же, отвечала, что из полимерной глины. «А что это такое?» — поступал вопрос. «Что-то похожее на пластилин» — отвечала я. И однажды я задумалась, а что это такое — полимерная глина, и откуда она взялась. Конечно же, ответ на этот вопрос я нашла во всемирной паутине и хочу поделиться с вами историей возникновения полимерной глины. 

3.1. Как все начиналось:

        Первая в мире синтетическая пластмасса была изобретена бельгийским химиком Лео Хендриком Бокеландом. В 1907 году Бакеланд запатентовал свое изобретение, которое скромно нарек бакелитом .Эта смола была первым синтетическим пластиком, не размягчавшимся при высокой температуре. Материал мог быть превращен в абсолютно любую вещь — от тарелки до пропеллера самолета. Бакелит не плавился, не горел, был устойчив к воздействию кислот и щелочей. Он использовался в практических и декоративных целях и был очень популярен среди дизайнеров. Именно бакелит стал прадедушкой полимерной глины в том виде, в каком мы ее знаем сейчас.

        В 1939 году немецкая кукольница Кэти Круз (на фото) была уже состоявшимся и известным мастером, владелицей собственного производства по изготовлению кукол. Кэти озадачилась поиском нового материала для изготовления кукольных голов, а энергичности ей было не занимать, и она самостоятельно начала экспериментировать с новыми субстанциями. Она пыталась найти материал, который не был бы хрупким, как фарфор, и обладал меньшей пластичностью, чем глина. В результате упорных трудов она все-таки создала новый материал, который удовлетворял её требованиям. Но изобретенный ею материал оказался непригодным для серийного производства, а следовательно, и для извлечения прибыли от его продажи.

        Дочь Кэти , Софи, продолжила дело своей матери. Она также начала самостоятельно экспериментировать с массой, вмешивая в нее пасты и различные красители, и получала множество форм и объектов. Она использовала материал для создания ваз, мозаик, фотографий, миниатюр, рисунков и игрушек. Софи Ребиндер-Круз (Sophie Rehbinder-Kruse) сформулировала свою собственную философию, которая примерно гласила:

 «Человечество инстинктивно стремится моделировать вещи — это его способ сохранить что-то важное и дорогое его сердцу». Софи продолжает развиваться и в 1954 году создает свой первый набор глины для моделирования, который можно было использовать для коммерческого производства. Она становится автором бренда FIMOIK, используя первые две буквы ее прозвища (Фифи) FI, MO — от modelling clay, IK — последние две буквы являются окончанием слова mosaic — любимой техники Софи.            Благодаря прекрасным связям семьи с крупными бизнесменами в сфере торговли игрушками, первая партия ‘Kaethe Kruses Ofenknete’ (запекающейся глины) поступает на полки супермаркетов. В 1964 году после успеха нового материала на рынке компания Eberhard Faber приобретает все права на FIMOIK. В 1966 году полимерная глина была немного улучшена и поменяла название на более благозвучное, которое сейчас знаем мы — «FIMO».

        После успеха на рынке Европы следовал триумфальный выход полимерной глины на рынок Соединенных Штатов Америки. В начале семидесятых годов ХХ века семья Шауп, эмигрировавшая в США из Германии, получила от бабушки рождественскую посылку. Там они нашли упаковку полимерной глины Фимо. Миссис Шауп была очарована этим удивительным материалом и начала лепить из него всевозможные фигурки. Вскоре у нее начали интересоваться, где она достала этот материал. И мистер Шауп, в то время безработный, не теряя возможности, начал импортировать полимерную глину в США из Европы. В 1975 году им была создана компания «Эксент Импортос», которая и занималась этим. Мистер Шауп демонстрировал магазинам все, что можно было делать с полимерной глиной, и продажи развивались очень успешно.

       На данный момент немецкая компания Eberhard Faber является крупнейшим производителем полимерной глины. Сегодня у них несколько линий производства пластики с различными эффектами и расцветками. С 2010 года торговая марка ФИМО продвигается на рынке под брендом STAEDTLER.

       В тоже время другие производители разрабатывали продукт, который по свойствам был похож на ФИМО. В конце 1950-х годов итальянка Моника Рэста использовала глину, которая называлась Лиммо. Предположительно, ее создателем был Рудольф Рейзер, который также изобрел глины «Формелло» и «Моделло», которые популярны и сейчас.

      А в начале 1940-х годов, американская компания Zenith Products, которая специализировалась на производстве лаков, восков, горячих составов для электрического изолирования создала новый продукт под названием Skulpey. Изначально он был разработан как проводник тепла и использовался для отвода тепла от сердечника электрических трансформаторов. Однако, для этих целей материал был не очень удачным, и

его дальнейшая доработка была отложена на неопределенный срок. Но однажды один из посетителей фабрики слепил из глины фигурку, которую затем запекли в лабораторной духовке. Таким образом была открыта полимерная глина Skulpey, как материал для художественного творчества. Случилось все это в середине 1960-х годов, а в 1967 году началось производство и продажа в США. Цвета в полимерную глину Skulpey были добавлены только после 1983 года.

      На сегодняшний день полимерная глина является одним из самых популярных материалов для творчества. Ее используют для декорирования предметов интерьера, из нее изготавливают огромное множество милых и красивых вещей: бижутерию, куклы, пуговицы, картины, рамочки и многое другое.

3.2. Что можно сделать из полимерной глины?

      Применение полимерных глин (пластик) невероятно широко. Они прочно заняли свою нишу в прикладном творчестве, благодаря богатой цветовой палитре, пластическим свойствам и простоте использования. Из этого материала можно создавать разнообразные изделия: это могут быть украшения (бижутерия), различные аксессуары, игровые наборы для детей, фигурки для настольных игр, элементы декора, куклы, миниатюрные композиции и т.д. Перед тем как приступить к работе с этим замечательным материалом, ознакомьтесь техникой безопасности и дополнительным оборудованием, которое может пригодиться.

3.3. Техника безопасности.

       Занимаясь любым видом творчества, необходимо соблюдать некоторые важные правила, чтобы не омрачить творческий процесс неожиданными неприятностями.

• Работая с полимерной глиной, прежде всего, следим за чистотой рук, как в процессе работы, так и после. Пользуемся влажными салфетками для рук (особенно если нет возможности их вымыть).

• Все инструменты, которые используем в работе с полимерными глинами, не должны контактировать с пищевыми продуктами.

• В работе часто используются острые инструменты. Будьте предельно внимательны, особенно на занятиях с детьми. Подбирайте инструменты в соответствии с возрастом учеников.

• Проветривайте помещение во время запекания изделий.

• Соблюдайте температурный режим при запекании!

• Только взрослые должны иметь доступ к духовке, независимо от того маленькая она по размеру или большая.

• Пластика предназначена для работы с детьми от 5 лет. Тем не менее, стоит учитывать особенности развития ребёнка, в некоторых случаях стоит отложить знакомство с полимерной глиной ещё на некоторое время.

3.4. Инструментарий.

       Что мы можем использовать в работе с полимерной глиной? Да практически всё!Безусловно, есть базовый набор инструментов и аксессуаров, без которого сложно обойтись. Это прежде всего духовка или печь для термообработки. Это может быть обычная бытовая духовка (как газовая, так и электрическая), маленькая или большая. Но НЕ микроволновая печь! Соблюдение температурного режима крайне важно в работе с полимерными глинами. Если духовка не оснащена термометром, стоит приобрести его отдельно. Также нам нужна поверхность для работы. Можно работать как на листе бумаги, так и на специальных подложках, керамической плитке или стекле. Каждый выбирает то, что ему больше нравится. Потом нам необходимы инструменты для раскатывания: различные скалки (пластиковые, акриловые, металлические, но НЕ деревянные) и паста-машины. Далее, стеки и другие приспособления для лепки и создания фактур. Их существует великое множество. И только в процессе работы вы сами определите для себя, какой набор стеков необходим. Лезвия. Простые, гибкие и фигурные для нарезки и создания формы. Каттеры (формочки для вырезания). Они могут быть как пластмассовыми, так и железными, разных размеров и форм. Особенно удобны для создания одинаковых по форме элементов. Текстурные листы, молды , штампы - удобные аксессуары для создания различных текстур на поверхности полимерной глины. Пигменты. Краски, сухие пигменты, глиттеры (блёстки), пудры и т.д. могут понадобиться на разных этапах работы. Некоторые из них можно добавлять в пластику до запекания, другие используются для росписи готовых работ. Фурнитура для бижутерии. Разнообразные штифты, цепочки, колечки, основы – все это необходимо, если вы создаёте украшения. Проволока и фольга. Для создания фигурок и кукол чаще всего используется каркас из проволоки, чтобы нагрузка при запекании распределялась равномерно и изделие не сломалось. Фольга используется для создания объёма, в некоторых случаях для экономии полимерной глины. Поталь. Для создания красивых декоративных эффектов (кракле, золочение и т.д.) используется художественная поталь (имитация сусального золота). Тонкие листы потали наносятся на сырую пластику до запекания. Помимо специальных инструментов и аксессуаров, вы можете использовать и другие подходящие предметы, которые вас окружают. Это могут быть пуговицы с интересным объёмным рисунком, листья деревьев для отпечатка фактуры, тени для глаз (для тонирования), кружево, микробисер и т.д.

3.5. Запекание.

           В самом процессе запекания есть несколько особенностей:

- Температура запекания не должна превышать 110 - 120 Сº.

- Располагайте изделия по центру духовки, для равномерного нагрева.

- Запекайте изделия 30 мин, для совсем тонких изделий время можно сократить до 20 мин.

- Запекать можно как на простой белой бумаге, так и на керамике или стекле. - Горячие изделия – хрупкие, поэтому дайте им сначала полностью остыть.

- Плоские изделия можно раскладывать на поверхности. С объёмными изделиями можно поступить следующим образом: • бусины, которые запекаются на зубочистках: возьмите керамическую чашку, наполните её фольгой, в неё втыкаются зубочистки с бусинами и отправляются в духовой шкаф. • объёмное изделие без отверстий можно запекать в ёмкости, наполненной пищевой содой. Сода создаёт мягкую подложку, которая предотвращает деформацию, при этом она не оставляет следов на изделии.

3.6. Непосредственное изготовление броши:

-выбираем цвет основы броши, хорошо разминаем, вылепливаем основу в форме капли;

-делаем отпечаток на основе с помощью кусочка мешковины;

-вылепливаем каплю меньшего размера-крыло птички, прикладываем его к месту где оно будет находится и так же делаем оттиск мешковиной;

-вылепливаем клювик в цвет крыла и вставляем глаз из бисера;

-вылепливаем шляпку, цвет по вашему желанию;

-прикрепляем шляпку на ее место;

-вылепливаем сапожки, с помощью зубочистки делаем в них углубления для шнура;

-в туловище птички так же делаем два углубления для лапок и вставляем лапки в сапожках в них;

-украшаем нашу птичку милыми элементами;

-запекаем в духовке при температуре 120 градусов 5-8 минут, если изделие тонкое достаточно минимального времени, необходимо следить за процессом обжига так как глина может подгореть;

-остужаем изделие, крепим с помощью супер - клея или клея –пистолета застежку для броши.

-БРОШЬ ГОТОВА!

4.Список литературы:

https://www.livemaster.ru/topic/1013359-kak-vse-nachinalos-istoriya-sozdaniya-polimernoj-gliny

http://www.tvorim-sami.ru/237-istoriya-poyavleniya-polimernoy-gliny.html



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер- класса для родителей Тема: «Изготовление музыкальных шумовых инструментов»

Цель: Передача опыта музыкального руководителя по изготовлению самодельных музыкальных инструментов из бросового материала родителям.Задачи:1. Познакомить родителей с технологией изготовления музыкаль...

Мастер- класс для воспитателей Тема: ,,Изготовление головного убора для театрализации ,утренника в детском саду ,,Цветочная фантазия,,

Мастер - класс  для  воспитателей  детского  сада             «Основные этапы работы над образом»...

Мастер-класс для родителей Тема: « Изготовление кукол и атрибутов для театра своими руками из бросового материала»

Цели:1.        Приобщать родителей к театрализованной деятельности.2.        Способствовать повышению педагогической культуры роди...

Конспект мастер-класса для детей. Тема: «Изготовление голубя из бумаги»

Цель: Прививать доброту и уважение к русским обычаям,               традициям.  Задачи:• Привитие любви к родному ф...

Мастер-класс для педагогов по декоративной лепке из полимерной глины, пасхальная композиция « Светлая Пасха»

Выполнила: воспитатель МАДОУ «Детский сад №2 «Пчёлка» г.АсиноКиндеева Ксения АлександровнаЦель: Повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освое6ние и...

Мастер – класс для родителей Тема: «Изготовление народной куклы Вербницы»

    Этот мастер – класс рассчитан для родителей. Это прекрасная возможность знакомится с историей происхождения с народной текстильной куклой.      Маст...