Методические основы развития творчества в лепке у детей младшего дошкольного возраста
статья по аппликации, лепке (младшая, средняя группа)

Османова Хелиса Сейфуллаховна

Дети младшего дошкольного возраста должны освоить различные виды лепки, к которым относятся: предметная, сюжетная лепка. Изображение предметов в предметной лепке для ребенка является более простым, чем в рисовании. Здесь он имеет дело с реальным объемом, где нет надобности, прибегать к условным средствам изображения. Наиболее легко дети овладевают изображением предметов конструктивной и растительной форм и с большими трудностями изображением фигур человека и животного. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osmanova_statya_7.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Методические основы развития творчества в лепке у детей младшего дошкольного возраста

Автор статьи Османова Х.С., ГБОУ «Школа № 718»

        В семье изобразительных искусств лепка играет ту роль, как арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Лепка в большей мере, чем рисование или аппликация развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы. Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и, переходя к самостоятельной деятельности без показа взрослого, что в свою очередь ведет к интенсивному развитию творчества. Лепка значительно влияет на развитие мелкой моторики рук ребёнка дошкольного возраста. Уровень развития мелкой моторики рук один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связанная речь [1].

        В процессе лепки дети осваивают способы и приёмы работы с различными пластичными материалами. Пластичный материал это кладовая для развития детского творчества. Дети любят фантазировать, а материал, которому легко придать любую форму, уже сам по себе побуждает творить что-то необыкновенное[54].

        Во время работы с пластичными материалами ребенок испытывает эстетическое наслаждение от их пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки [6].         Одновременно ребенок осознает различные свойства глины, пластилина, теста, знакомится с объемной формой строением и пропорциями предметов у него развивается точность движения рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Занятия лепкой способствуют развитию осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, причем, чаще всего, всеми десятью, а это способствует в свою очередь развитию мелкой моторики.

        Тесто по своему составу более теплое, более податливое, а как это важно для детских неумелых ручек, работа с тестом захватывает все внимание ребенка, будит воображение, фантазию, а вместе с этим развивает умелость рук [12].

        Тестопластику, многие авторы, часто предлагают, как начальный этап в занятиях лепки, так как с ним легче работать, не нужно много усилий, чтобы его разогреть, в отличие от пластилина.

        С тестом справится любой ребенок, при правильном приготовлении теста оно не пачкает руки. Как усложнение к работе можно сделать тесто цветным, работать с ним также просто, как и с обычным, лишь с тем исключением, что нужно выбирать цвет для будущей композиции и не особенно усердствовать при смешивании цветов, может получиться серо-коричневый оттенок. Хотя и это не проблема, ведь после обжига тесто легко можно разукрасить гуашевыми красками [56].

        Дети младшего дошкольного возраста должны освоить различные виды лепки, к которым относятся: предметная, сюжетная лепка. Изображение предметов в предметной лепке для ребенка является более простым, чем в рисовании. Здесь он имеет дело с реальным объемом, где нет надобности, прибегать к условным средствам изображения. Наиболее легко дети овладевают изображением предметов конструктивной и растительной форм и с большими трудностями изображением фигур человека и животного. Это связано со сложностью строения, пластичностью их форм; ребенку бывает трудно понять сложное анатомическое строение животных.

        Сюжетная лепка также требует особых приемов обучения. Как правило, сюжет, который дают детям для лепки, включает знакомые ребенку предметы. Работа над сюжетной лепкой требует от детей большого умственного напряжения, так как для композиции нужно отобрать наиболее выразительные предметы. Изображение сюжета в лепке имеет свою специфику по сравнению с рисованием. В последнем изображение сюжетной композиции часто бывает связано с использованием условных приемов изображения предметов, находящихся на земле и в воздухе. В лепке это не всегда удается сделать. Например, изобразить летящий самолет ребенок не может. Но ребята в некоторых случаях при показе предметов в полете поднимают скульптуры на подставке или палочке-каркасе, но этот условный прием не всегда можно использовать, особенно если в сюжете не один предмет в воздухе, а несколько.

        Особое внимание уделяется работе пальцами. Основные формы предметов, туловище и голова человеческой фигуры, туловище и ноги животного предлагается лепить способом вытягивания из одного куска глины. Дети должны уметь передавать признаки предметов: длинный, короткий, толстый и тонкий. В связи с тем, что тематикой в основном является изображение человека и животных, появляется необходимость знакомить ребят с приемами установки фигур в вертикальном положении и учить их понимать относительную величину частей. Воспитатель показывает, как надо скреплять части, чтобы они плотно прилегали одна к другой. Предметами для изображения могут быть Снегурочка, мальчик на санках, заяц, собака, мишка. Для того чтобы фигурки были выразительными, дети должны изображать человека и животных в действии. Изображение действия в лепке является одним из выразительных средств, которое усваивается ребенком быстрее, чем в рисовании, так как в лепной работе он имеет дело с реальным объемом и ему не нужно прибегать к условным средствам, как при изображении на листе бумаги[56].

        Движения, которые изображают дети, очень несложные: поднятые руки или расставленные ноги у человеческой фигуры, вытянутые вперед лапы у животных. Предлагаемая тематика может быть следующая: «Петрушка танцует», «Мишка играет», «Кошка с клубком», т. е. даются те предметы, приемы, изображения которых детям известны.

        Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В дошкольных учреждениях педагоги используют накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Считается, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях на сжатие, на растяжение, на расслабление. Для этого используются приемы: систематичность проведения игр и упражнений. Недопустимо что-то пропускать и перепрыгивать через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием. Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным [23].

        Таким образом, развитие мелкой моторики следует начинать в раннем возрасте и проводить регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от занятий и упражнений.

        В ходе работы была подробно изучена педагогическая и методическая литература. Исследованиями ученых Н. М. Аксариной, Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, М. М. Кольцова, Э. Р. Пилюгиной была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики. В процессе изучения была раскрыта специфика развития мелкой моторики дошкольников в процессе лепки. Занимаясь лепкой, дети знакомятся с различными способами и приёмами обработки пластичных материалов. Лепка в большей мере, чем рисование или аппликация развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы.

        Но на сегодняшний день не достаточно решена проблема  развития мелкой моторики у младшего дошкольного возраста в процессе лепки так, как, несмотря на многочисленные исследования, выявляющие значение развития у детей мелкой моторики, а также многочисленные издания развивающих упражнений для этой цели, недостаточно разработано диагностических заданий, позволяющих выявлять уровень и особенности развития у детей тонких движений кистей и пальцев рук.

        Чтобы данная работа проходила успешно необходимо изучить педагогическую и методическую литературу по организации занятий по лепке, а также применять разнообразные методы и приёмы в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

                                           Список литературы

1.         Алехин А.Д. Изобразительное искусство. [Текст] / А.Д. Алехин.-М.: Просвещение, 2009.-  160 с.

2.        Бабаева В.В. Эстетическое воспитание дошкольников. [Текст] / В.В. Бабаева- М.: Просвещение, 1982г. – 54 с.

3.        Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. [Текст] / А.В. Бакушинский -М.: Культура и просвещение 1992г.  - 39 с.

4.        Богатеева З.А. Занятия лепки в детском саду. [Текст] / З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 2009.-  224 с.

5.        Бельтюкова Н., Петров С., Кард ,В. Учимся лепить. [Текст] / Н. Бельтюкова, С. Петров, В. Кард.-М.: Академия, 2011.- 224 с.

6.        Буре Р.С. Готовим детей к школе. [Текст] / Р.C.  Буре. - М.: Просвещение, 2010

7.        Васильева М., Юнг Т. О развитии творческого потенциала дошкольников. Дошкольное воспитание. [Текст] / М. Васильева, Т. Юнг 2006г. №2  61 с.

8.        Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. [Текст] / Л.А. Венгер, В.С Мухина - М.: Просвещение, 1988г.- 336с.

9.        Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду. [Текст] / Н.А. Ветлугина – М.: Просвещение, 1974г. – 175 с.

10.        Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст] / Л.С. Выготский- М: Просвещение, 1991г. – 90 с.

11.        Григорьева Г.Г.; «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие», [Текст] / Г.Г. Григорьева- М., 1999г.

12.        Гульянц Э.К., Базик И.Я. Учите детей мастерить. [Текст] / Э.К. Гульянц, И.Я. Базик.- М.: Просвещение, 2009.-  159 с.

13.        Детское творчество. Сборник научных трудов/под редакцией Кониной М.М., [Текст] / М.М. Конина- М.: МПГУ, 1970г.

14.        Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. [Текст] / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон- М.: Просвещение, 1992г. – 143 с.

15.        Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Игры на занятиях по изобразительной деятельности. [Текст] / Т.Н. Доронова-Дошкольное воспитание 1998г. № 1.

16.        Зеньковский В.В. Психология детства. [Текст] / В.В. Зеньковский – М.: Академия, 1996г – 348 с.

17.        Игнатьев Е.Н. Психология изобразительной деятельности. [Текст] / Е.Н. Игнатьев-М.: Учпедгиз, 1961г. – 175 с.

18.        Казакова Т.Г. Актуальные проблемы теории и методики изобразительной деятельности. [Текст] / Т.Г. Казакова – М.: МГПИ, 1985г. – 75 с.

19.         Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. [Текст] / Т.Г. Казакова – М.: Просвещение, 1980г. – 160 с.

20.        Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. [Текст] / Т.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 2009.- 159 с.

21.        Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. [Текст] / Т.Г. Казакова – М.: Просвещение 1985г. – 192  с.

22.        Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей.- 2-е издание, дораб. [Текст] / Т.Г. Казакова– М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996г - 159с.

23.        Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. [Текст] / Т.С. Комарова.- М.: Просвещение, 2009. – 176 с.

24.        Комарова Т.С. Что такое изобразительное творчество ребенка? [Текст]/Т.С.    Комарова- Дошкольное воспитание, 1991г. № 1.

25.        Комарова Т.С. Дети в мире творчества. [Текст] / Т.С. Комарова- М.: Мнемозина, 1995 год – 157 с.

26.        Комарова Т.С., Сакулина Н.П., Халезова Н.Б. Методика обучения изобразительной деятельности и конструирования [Текст] / Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова; под редакцией Т.С.  Комаровой М.: Просвещение, 1991г. – 256 с.

27.        Комарова Т.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. [Текст] / Т.С. Комарова– 3 изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение 1991г. – 176 с.

28.        Комарова Т. С. Детское изобразительное творчество. [Текст] / Т.С. Комарова-М.: Мозаика- синтез, 2005г.-117с.

29.        Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. [Текст] / Т.С. Комарова, А.И. Савенков- М.: Педагогическое общество России, 2000г.

30.        Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. [Текст] / В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова- М.: Просвещение, 1981г. – 114 с.

31.        Коссаковская Е.А. Лепка в детском саду. Пособие для воспитателей. [Текст] / Е.А. Коссаковская – М.: Просвещение, 1972г. – 71 с.

32.        Костарёва Л. Учу детей творить. [Текст] / Л. Костарева- Дошкольное воспитание №2, с 61.

33.        Курочкина Н.А.Сенсорные основы лепки у детей дошкольного возраста.:  [Текст] / Н.А. Курочкина-Сборник статей. Дошкольная педагогика. Научные записки, Т. 340 – Ленинград 1980г.– 275 с.

34.        Курочкина Н.А., Флерина Е.А. О содержании обучения изобразительной деятельности. [Текст] / Н.А. Курочкина, Е.А. Флерина- Дошкольное воспитание, 1986г. № 6.

35.        Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. [Текст] / Г.В. Лабунская – М.: Просвещение, 1965г.– 207 с.

36.        Лабунская Т.В. Изобразительное творчество детей. [Текст] / Т.В. Лабунская-М.: Просвещение, 1985г.– 270 с.

37.        Лилов А. Природа художественного творчества. [Текст] / А. Лилов -М.: 1981г. – 91 с.

38.        Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа [Текст] / И.А. Лыкова – М.: «Карапуз – дидактика», 2007г. – 144 с.

39.        Лыкова И.А.; «Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возрасти» [Текст] / И.А. Лыкова- М.: ТЦ «Сфера» 2000г.

40.        Лыкова И.А., Лепим с мамой. Азбука лепки. Учебно-методическое пособие для детского художественного творчества. [Текст] / И.А. Лыкова- М.: «Карапуз» 2004г.

41.        Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию, под ред. Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой  1989г.

42.        Морева Н.А. Основы педагогического мастерства. [Текст] / Н.А. Морева. –М.: Педагогика, 2010. – 320 с.

43.        Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду/под ред. Н.ПСакулиной, [Текст] / Н.П. Сакулина-  М.: Просвещение, 1971г.– 40 с.

44.        Мухина В.С. Детская психология.  [Текст] / В.С. Мухина-М.: Просвещение, 1985г.– 270 с.

45.        Мухина В.С. Психология дошкольника. Под ред. Венгера Л.А.  [Текст] / В.С. Мухина. Под ред. Л.А. Венгера– М.: Просвещение 1975г.– 239 с.

46.        Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2 книгах. Книга 2. Психология образования [Текст] / Р.С. Немов– М.: Просвещение: Владос, 1994г.– 496 с.

47.        Орен Р. Секреты пластилина. [Текст] / Р. Орен. – М.: Просвещение, 2010. – 109 с.

48.        Психология. Словарь/под ред. Петровского А.В., Ярошевского [Текст] / А.В. Петровского, Ярошевского- М.М.: Политиздат, 1990г.– 484 с.

49.        Психология процессов художественного творчества/под ред. Мейлах Б.С. [Текст] / под ред. Б.С. Мейлах 1980г.– 326 с.

50.        Сакулина Н.П. и Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду (пособие для воспитателей). [Текст] / Н.П. Сакулина, Т.С., Комарова-М.: Просвещение 1973г.– 203 с.

51.        Скопинина О.А. Проблема развития детского изобразительного творчества в лепке в художественно-педагогических трудах Н.Б.Халезовой. Развитие дошкольного образования. [Текст] / О.А. Скопинина в художественно-педагогических трудах  Н.Б. Халезовой- М., 1998г.

52.        Стрелкова Л. Творческое воображение: эмоции и ребенок. [Текст] / Л. Стрелкова -Обруч, 1996г.  4.

53.        Халезова Н.Б. Лепка в детском саду. [Текст] / Н.Б. Халезова- М.: Просвещение 1986г.

54.        Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. [Текст] / Н.Б. Халезова– М.: Просвещение 1984г.– 112 с.

55.        Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду. [Текст] / Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина, Г.В. Пантюхина.- М.: Просвещение, 1986г.– 144 с.

56.        Хананова И. Соленое тесто. [Текст] / И. Хананова. – М.: Аст – Пресс Книга, 2011. – 104 с.

57.        Художественное творчество и ребенок. [Текст] / Под. ред. Н.А.Ветлугиной.– М.: Педагогика 1972г.–287 с.

58.        Художественное творчество в детском саду. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. [Текст] /  Под.ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Просвещение 1984г.– 112 с.

59.        Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. [Текст] / Е.А. Флерина- М.: Учпедгиз, 1956г.

60.        Фрулькин А. Лепили самые маленькие. [Текст] / А. Фрулькин.- Дошкольное воспитание, 1975г.№ 1

61.        Этнов С. В. Лепим из соленого теста. [Текст] / С.В. Этнов. – М.: Карапуз, 2010

62.        Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. [Текст] / Е.А. Янушко. – М.: Мозаика – синтез, 2005г.– 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические основы развития творчества и воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное раз...

Психологические основы развития представления о цвете у детей младшего дошкольного возраста.

так какие же основы развития представлений о цвете у детей младшего дошкольного возраста должен знать каждый воспитатель?...

Методический инструментарий развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста по методике Озерецкого и Гуревича

Из «Методики оценки психомоторного развития дошкольника» (Н.О. Озерецкий, Н.И.Гуревич)1.     тест «Скатай шарики» - оценка тонкой моторики пальцев рук  (средний показатель 20 ...

Конспект занятия по художественному творчеству(лепка) для детей младшего дошкольного возраста тема: «Весна пришла»

Цель:Продолжать обращать внимание детей на изменения, которые происходят в природе с наступлением тепла.Программные задачи:1. Закреплять умение детей надавливающим движением указательного пальца разма...

Отчет на педсовете. Тема: «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей младшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с профессией «Шофер»

Закрепить ранее полученные знания о труде шофера, знакомить с различными видами транспорта; обогащать словарь, развивать речь; способствовать развитию умения играть по собственному замыслу, стимулиров...

Сценарий образовательной деятельности по художественному творчеству (лепка) для детей младшего дошкольного возраста «Лепешки большие и маленькие»

Программное содержание: продолжать учить детей отщипывать большие и маленькие комочки от большого куска пластилина;раскатывать комочки пластилина круговыми движениями;закреплять умение сплющивать шар,...

Развитие интереса к лепке у детей младшего дошкольного возраста

Развитие интереса к лепке у детей младшего дошкольного возраста...