Проект "Волшебный комочек" (тестопластика)
проект по аппликации, лепке (старшая группа)

Токарева О.Н.

Проект "Волшебный комочек" (тестопластика)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnyy_komochek.docx40.55 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Волшебный комочек» (тестопластика) для детей 5-6 лет

                   Составитель:   Токарева  Ольга  Николаевна  воспитатель

                         МАДОУ ЦРР  детского сада №136 г. Калининграда

Пояснительная записка

        Проектная деятельность является одной из форм работы, позволяющая сформировать и развить у детей старшего дошкольного возраста творческие, эстетические, интеллектуальные и художественные способности. Предлагаемый проект поможет организовать культурно-досуговую деятельность старших дошкольников и сформировать у них умения выражать свои чувства и ощущения с помощью изобразительных средств. Созданные в результате работы поделки могут стать хорошим украшением группы и подарком близким людям.

        Лепка – одно из полезнейших занятий для детей. Воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, а это в свою очередь способствует развитию речи. Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. Работа даёт простор детской фантазии.

         О прикладной стороне лепки, то есть о приложении её к практической жизни, не нужно говорить много слов – она очевидна: человек, изучивший в раннем возрасте форму, будет не чужд инициативы и творческих замыслов – он всегда сумеет внести в свой труд нечто своё, индивидуальное.

        Лепить можно по старинке – из глины или пластилина, но интересно попробовать и что-то новое – например солёное тесто. Соль, мука и вода – вот всё, что нужно. Солёное тесто – это экологически чистый, эластичный материал, идеально подходящий для лепки и детского художественного творчества.

          Все дети любят играть с тестом. Однако с тестом можно не только играть, но и сделать из него занимательные поделки, приводящие в восторг не только самих детей, но и их родителей. Ведь тесто – прекрасный (главное доступный) материал для изготовления разных предметов, полезных и увлекательных, например, забавных зверушек, украшений, цветов, посуды, сувениров… 

         Солёное тесто в последние годы стало очень популярным для лепки, оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из него прочные, долговечные, а работать с солёным тестом доставляет удовольствие и радость.

     По своему содержанию занятия по лепке из теста развивают мелкую мускулатуру рук и  пальцев, художественный вкус, индивидуальность, интуицию, воспитывают организованность и аккуратность.

      В программе В.И. Логиновой «Детство», а также в программе И.А. Лыковой «Цветные ладошки», по которым работает МАДОУ, недостаточно отведено места для работы с детьми с применением нетрадиционных способов изображения предметов. На мой взгляд, чтобы расширить возможности старших дошкольников изображать окружающий мир, нужно организовать дополнительную работу по обучению,  применению и самостоятельного выбора нетрадиционных техник рисования.

      Таким образом, мною был сделан вывод о необходимости овладения детьми нетрадиционными техниками изображения предметов, образов, что и является обоснование выбора темы проекта.

Цель работы над проектом

      Обогатить художественный опыт дошкольников, развить творческие способности детей посредством нетрадиционного способа изображения предметов – тестопластики.

Задачи

Образовательные:

• ознакомление со способами деятельности – лепка из теста, барельеф, скульптура;

• овладение основами, умениями работы с целым куском теста, создание образов из отдельных частей;

• обогащение знаний детей через изучение декоративно-прикладного искусства – лепка из теста;

• овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.

Развивающие:

• развитие интереса к технике «тестопластика»;

• формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения работы;

• формирование способностей к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию; 

• развивать воображение, образное мышление как основу творческой личности;

• развитие творческой деятельности, создание новых форм, образов, поиск новых решений в создании композиций.

        Воспитательные:

• воспитание ответственности при выполнении работ;

• соблюдение правил техники безопасности;

• стремление к поиску, самостоятельности;

• понимание необходимости качественного выполнения образа;

• конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером.

Предполагаемый результат

      Конечный результат работы по данному направлению вижу:

• в развитии у детей устойчивого интереса к художественной деятельности, к нетрадиционному способу  изображения предметов;

• в развитии эмоционально-эстетических чувств, вкусов;

• в накоплении умений и навыков в тестопластике;

• в аккуратном оформлении изделий.

Принципы построения проекта

  1. От простого к сложному.
  2. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
  3. Научность.
  4. Доступность.
  5. Воспитательная и развивающая направленность.
  6. Всесторонность, гармоничность, содержание знаний, умений, навыков.
  7. Активность и самостоятельность.
  8. Учет индивидуальных особенностей детей.

Участники проекта

• старшие дошкольники «семьи»-группы «Ромашки» (5-6 лет);

• воспитатель «семьи»-группы «Ромашки»;

• родители.

Средства реализации проекта

• целевые прогулки в парк, к озеру, на луг, к морю;

• беседы с дошкольниками, чтение стихов, рассказов, прослушивание музыкальных произведений, загадывание загадок о лете, о окружающей среде;

• продуктивная деятельность дошкольников;

• презентация детских работ (выставки);

• вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми;

• анкетирование родителей и детей.

Периодичность работы по проекту

Периодичность работы составляет 2 занятия   в неделю.

Сроки реализации проекта

Срок реализации проекта составляет 3 месяца. Проект состоит из нескольких этапов:

Этапы работы

Мероприятия

Участники

I этап –

организационный

1. а) Подбор стихов, загадок, подвижных игр, демонстрационного материала о лете и об окружающем мире;

    б) Разработка конспектов целевых прогулок и НОД.

Воспитатель

2. а) Подбор иллюстраций, репродукций художников  для проведения бесед с детьми о лете;

     б) Работа с родителями.

Воспитатель, родители

II этап –

деятельностный

1. Разучивание стихов и загадывание загадок о лете и окружающем мире.

Воспитатель, родители

2. Наблюдение за природой и отображение ее в тестопластике, с последующей росписью красками.

Воспитатель

3. Поездки в парки, скверы, к морю, на луг, в краеведческий музей.

Воспитатель, родители

III этап –

презентационный

1.   Проведение выставки  работ.

2. Создание уголка юного скульптора в группе «Ромашки».

Воспитатель

Формы работы по проекту

      Формой работы по данному проекту является изобразительная деятельность старших дошкольников нетрадиционным способом изображения – тестопластика.

План проведения экскурсий по проекту

с детьми старшего дошкольного возраста

Время проведения экскурсий

Тема, место проведения

Цель проведения экскурсии

Используемая литература

ИЮНЬ

1. Целевая про-гулка к кусту шиповника за территорией детского сада

Воспитать бережное отноше-ние к природе; расширить представление о сотрудни-честве человека и природы; воспитать интерес к расте-ниям;расширить представле-ние детей о частях растений, определять возраст, сравни-вать растения.

Рассказ воспитате-ля, «Большая энцик-лопедия природы», т.7, стр.180

2. Знакомство с картиной И.Левитана «Березовая роща» в мини-галерее детс-кого сада

Познакомить детей с карти-ной «Березовая роща»; про-должать учить детей воспри-нимать и чувствовать нас-троение природы на картине; развивать речь и память.

Г.Ветрова «Сказка о грустном художни-ке. Левитан»; Б.В.Иогансон «Исаак Ильич Левитан», стр.6, репр.№10;

О.С.Ушакова «Развитие речи и творчества до-школьников»,стр.102

3. Целевая про-гулка  на бли-жайший луг

Расширить представление детей об окружающем мире; развивать память, внимание, логическое мышление, фор-мировать умение узнавать и правильно называть лекарст-венные травы, знать их сбор и использование.

Л.Г.Горькова «Сценарии  занятий по экологическому воспитанию дошкольников»,  стр. 54,  61.

«Большая энцикопедия приро-ды», т.6, стр. 65, 154, 170,180, 186.

4 Экскурсия в музей Мирово-го океана

Познакомить детей с музеем, с его обитателями; развивать память, внимание, связную речь; продолжать формиро-вать навыки поведения в музеях.

Рассказ экскурсовода

ИЮЛЬ

1 Знакомство с картиной «Су-

мерки. Стога»

Исаака Левита-

на.

Познакомить детей с картиной «Сумерки. Стога»; продолжать учить воспринимать  и чувствовать настроение природы на картине; развивать память, эстетическое восприятие, желание любоваться русским пейзажем.

Б.В.Иогансон «Исаак Ильич Левитан», стр.6.

Журнал «Великие художники. Исаак Левитан» ,

Интернет: Википедия

2. Экскурсия

в музей детско-

го сада.

.Познакомить детей с экспонатами музея;

продолжать формировать навыки поведения в музее.

 Рассказ экскурсовода

Марины Анатольевны

3. Целевая про-гулка к озеру «Летнее»

Воспитать бережное отноше-ние к природе; совершенст-вовать знания о родном крае; развивать у детей эстетичес-кое восприятие; развивать внимание; учить грамотно отвечать на вопросы.

Л.Г.Горькова и др. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию до-школьников», стр.46 (адаптированный ва-риант).

Н.Я.Дмитриева, И.П.Товпинец «Учебник-хретома-тия для 2 класса», стр. 81-90.

О. Дружкова «1000 веселых загадок для детей» стр. 267, 272, 275.

4. Экскурсия на ближайшую стройку

Расширять знания детей об окружающем мире; познако-мить с процессом строи-тельства зданий, со строи-тельными профессиями; вос-питывать уважительное от-ношение к рабочим специи-альностям.

Л.Г.Горькова и др. «Сценарии занятий по комплексному развитию дошколь-ников», стр.43.

О. Дружкова «1000 веселых загадок для детей» стр. 19.

АВГУСТ

1. Экскурсия в краеведческий музей г. Кали-нинграда

Познакомить детей с музеем как с местом сбора, хранения и демонстрации различных предметов искусства; зна-комство с экспонатами музея.

Рассказ экскурсово-да, воспитателя.

2. Экскурсия в парк Южный

Учить детей различать по-роды деревьев; воспитать бережное отношение к при-роде; развивать речь, внима-ние, память; формировать навыки самоконтроля и самооценки; учить любо-ваться красотой родной при-роды.

Т.А.Фалькович «Развитие речи, под-готовка к освоению письма», стр.81, справка о парке из Интернета.

«Большая энцикло-педия природы.

3.Знакомство с картиной  И.И.

Шишкина

«Утро в сосно-вом лесу»

Познакомить детей с карти-ной «Утро в сосновом лесу»; продолжать учить детей воспринимать и чувствовать настроение природы на картине; развивать речь и память.

Журнал «Великие художники. И.И. Шишкин».

Интернет ресурс: Википедия

4. Целевая прогулка к рябине

Продолжать расширять зна-ния детей об окружающем; воспитывать бережное отно-шение к природе; развивать внимание, память, связную речь; находить признаки осе-ни в окружающей природе.

Т.А.Фалькович и др. «Развитие речи, под-готовка к освоению письма», стр.81.

Проектно-методический план

по изобразительной деятельности старших дошкольников

Время проведения занятий

Тема занятия

Программное содержание

Литература

ИЮНЬ

1. «Подставки  

           для

      салфеток»

Учить лепить из солено-го теста барильеф с изоб-ражением цветов, исполь-зуя приемы скатывания шара, приплющив. его. Воспит. любовь к близ-ким людям, желание сде-лать  им подарок.

И.А.Лыкова «Интерь-ер  из соленого тес-та»,стр. 7; В.И.Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников», стр.40, 136.

2.  «Белая

     берёзка»

.Приобщать детей к исто-рической культуре рус-ского народа. Учить использовать в работе с солёным тестом чесноко-давилку, стеку. Развивать художественные способ-ности в разных видах деятельности.

О.С.Ушакова «Развитие речи и творчества дошколь-ников», стр.102; В.И.Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников», стр.13; О.Е.Громова и др. «Стихи о временах года и игры»,стр.41; О.Дружкова «1000 веселых загадок для детей» стр.321.

3.     Панно  

    «Полевые      

        цветы»

Уточнить представления детей о полевых цветах. Продолжать учить   овла-девать умениями рабо-тать с целым куском тес-та, создавать образ из от-дельных частей; учить использовать в работе с солёным тестом чесноко-давилку, стеку.

П.И.Чайковский «Вальс цветов»; О.Дружкова «1000 веселых загадок для детей» стр.362, 364, 367, 370.; В.И.Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников»,стр.52.

И. Лыкова «Подарки из солёного теста», стр. 10

4.    Броши

 «Листочек

с   божьей  

   коровкой»

Учить детей использо-вать разные приемы леп-ки из теста.воспитывать желание сделать подарок для мамы своими руками.

И.Лыкова «Подарки из солёного теста»стр. 6; О.Дружкова «1000 веселых загадок для детей» стр.274.; В.И.Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников»,стр.87.

5. «Подводное

      царство»

Воспитывать бережное отношение к природе, закрепить ранее усвоен-ные умения и навыки в данной технике. Выре-зать стекой по картон. шаблону рыбок разной величины и формы, с по-мощью допол. материала создавать выразит. образ.

«Большая энциклопе-дия природы» том.10; О.Дружкова «1000 ве-селых загадок для детей» стр.156; В.И.Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников», стр.36

ИЮЛЬ

6. «Солёные

    картины»

Воспитывать умение вы-ражать свои впечатления и чувства; формировать способности к самосто-ятельному поиску мето-дов, приемов, способов выполнения работы;

 формировать способ-ности к творческому раскрытию, самостоя-тельности, саморазвитию. 

О.Е.Громова и др. «Стихи о временах года и игры»,стр.74.

И. Лыкова «Подарки из соленого теста», стр.13; В.И.Ковалько «Азбука физкульт-минуток для дош-кольников», стр.38

7. «Фоторамки»

Продолжать учить овла-дению умениями работы с целым куском теста, созданию образов из отдельных частей; стрем-ление к поиску, самосто-ятельности; пониманию необходимости качест-венного выполнения образа;

И. Лыкова «Подарки из солёного теста», стр. 12; В.И.Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников», стр.15

8. «Картины-

      портреты»

Продолжать развивать творческую деятель-ность в создании новых форм, образов, поиск новых решений в создании композиций. Воспитывать понимание необходимости качест-венного выполнения образа; конструктивное взаимодействие с эстети-ческим воспитанием, ре-чевым развитием, мелкой моторикой, глазомером.

И. Лыкова «Подарки из солёного теста», стр. 15;   В.И.Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников», стр.27

9.«Корзина с

     цветами»

Совершенствовать уме-ния и навыки в свобод-ном экспериментирова-нии со способами изображения. Развивать воображение,   творчекую деятельность, в создании новых форм, образов, поиск новых решений в создании композиций;

 воспитание ответствен-ности при выполнении работ.

В.И.Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников», стр.72

О.Е.Громова и др. «Стихи о временах года и игры»,стр.82,

К.В.Силаева «Солёное тесто», стр. 34,

АВГУСТ

10. Панно

     «Дерево

       жизни»

Продолжать учить   овла-девать умениями рабо-тать с целым куском тес-та, создавать образ из от-дельных частей; обо-гащать знания детей че-рез изучение декоратив-но-прикладного искус-ства–лепка из теста; раз-вивать умения применять в дальнейшей жизни полученные знания.

И, Лыкова «Интерьер из солёного теста», стр. 13

В.И.Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников», стр.48

11. «Парад

    скульптур»

Продолжать знакомить детей с скульптурой, формировать   способ-ности   к самостоятель-ному поиску методов и приемов, способов вы-полнения работы;

 формировать спо-собностей к творческому раскрытию, самостоя-тельности, саморазвитию; 

В.И.Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников», стр.51

И. Лыкова «Интерьер из солёного теста», стр. 9

12.    «Рог

     изобилия»

Учить лепить из солено-го теста барильеф с изоб-ражением фруктов, ис-пользуя приемы скатыва-ния, раскатывания шара, приплющивание его. Воспит. любовь к близ-ким людям, желание сде-лать  им подарок.

И. Лыкова «Пир на весь мир», стр.16

К.В.Силаева «Солёное тесто», стр. 99

В.И.Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников», стр.51

Приложения

Анкета для родителей по вопросам художественно-эстетического развития детей 5-6 лет

Уважаемые мамы и папы!

Ваши ответы на вопросы данной анкеты помогут нам спланировать работу по овладению детьми дополнительными знаниями, умениями по изобразительному искусству.

Благодарим за ответы.

1. Фамилия и имя ребенка.

__________________________________________________________________

2. Считаете ли вы необходимым в детском саду углубленно приобщать Вашего ребенка к изобразительному искусству? (подчеркните)

- да

- нет

- не знаю

3. Как в семье Вы приобщаете своего ребенка к изобразительному искусству?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Ваш ребенок любит рисовать, лепить, вырезать из бумаги?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. У Вашего ребенка есть дома в свободном пользовании кисти, краски, пластилин, ножницы?_________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6. Вы занимаетесь вместе с ребенком или он предпочитает работать один?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

7. Хотели бы Вы помочь ребенку овладеть нетрадиционными приемами рисования?

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анкета для родителей

Уважаемый родитель!

     Известно, что изобразительное искусство – важнейший источник развития эмоций, интеллекта, социального опыта и творчества детей.

     Нам интересно ваше мнение об этом. Просим ответить на следующие вопросы.

     1. Как Вы считаете, есть ли у Вашего ребенка способности к изобразительному творчеству?

         а) да;

         б) способности ребенка, по-моему, очень умеренные;

         в) у ребенка есть интерес к рисованию, но творчеством это нельзя назвать;

         г) другое: _____________________________________________________

     2. Какие материалы стремитесь приобретать ребенку для домашних занятий художественной изобразительной деятельностью: бумагу(белую, цветную), краски, кисти, глину, пластилин, сангину, уголь, цветные мелки, наборы цветных карандашей, фломастеры? (нужное подчеркнуть, дополнить)

__________________________________________________________________

     3. Ребенок пользуется любимыми из имеющихся у него материалов для рисования, когда сам пожелает или по Вашему разрешению? (нужное подчеркнуть, дополнить) ____________________________________________

     4. Часто ли ребенок просит кого-либо из членов семьи порисовать вместе с ним? «Часто», «иногда», «никогда» (нужное подчеркнуть). Кого в основном?_________________________________________________________

     5. Как Вы чаще всего реагируете на просьбы ребенка порисовать с ним?

         а) предлагаете ребенку самому заняться рисованием, объяснив, что сейчас заняты;

         б) переносите совместное рисование на другое время (день, неделю), более удобное для Вас;

         в) откладываете дело, которым занимались, и включаетесь в рисование;

         г) другое: _____________________________________________________

     6. Есть ли в убранстве вашей квартиры, комнаты ребенка произведения изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт и др.), декоративно-прикладного искусства (городецкая, хохломская, гжельская роспись и др.)? Укажите, пожалуйста. _______________________________________________

7. Хотели бы Вы, чтобы ребенок овладел нетрадиционными приемами рисования?_________________________________________________________

Благодарим Вас за сотрудничество!

Примерные вопросы для опроса дошкольников 5-6 лет по теме

«Изобразительное искусство»

1.  Имя ребенка. ____________________________________________________

2. Чем любишь заниматься дома? (подчеркни)

- играть

- рисовать

- лепить

- смотреть телевизор

- чем-то другим

__________________________________________________________________

3. Любишь ли ты рисовать?

__________________________________________________________________

4. Что ты любишь больше всего рисовать?

__________________________________________________________________

5. чем ты любишь рисовать? (красками, карандашами, фломастерами, восковыми мелками)________________________________________________

6.Какие цвета красок ты чаще используешь при рисовании?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________7. Каких художников ты знаешь?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________8. Назови известные тебе картины?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________9. Где ты их видел(а)?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________10. Был(а) ли ты в картинной галерее, на выставках?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________11. Что там видел(а)?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Веселый комочек" (тестопластика) ср.гр.

рабочая программа кружка по тестопластике на год, средняя группа...