Кружок "Волшебная бумага". Аппликация в подготовительной группе
творческая работа учащихся по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Аппликация - это изсамых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл applikatsiya_v_pod.gruppe.docx31.27 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

кружка «Волшебная бумага»

на 2014 – 2015 учебный год

в подготовительной к школе группе.

пгт.Могойтуй

2017г.

Список детей

1 подгруппа

2 подгруппа

        Пояснительная записка

Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой: разорванная, бумажные салфетки и с нетрадиционным материалом: древесные опилки, стружка от карандашей, крупы, пластилин, листья гербария, яичная скорлупа, остатки пряжи, ткань, вата, тесто. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

Программа актуальна, так как предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.

Аппликация выполняется в определённой последовательности: выбор сюжета, составление эскиза, подбор бумаги, изготовление деталей, раскладывание их, наклеивание деталей, оформление.

При разработке рабочей программы учитывались следующие принципы:

• Гуманизации;

• Дифференциации.

• Принцип непрерывности и системности образования.

Цели:

Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт развивая органы восприятия: зрение, обоняние, осязание, вкус.

Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, умение созерцать красоту окружающего мира, образных представлений, воображения,, способность наблюдать, всматриваться в явления и объекты природы, замечать их изменения, совершенствования изобразительных навыков и умений, художественно- творческих способностей.

•  Развитие детского художественного творчества, интерес к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно- модельной, музыкальной и др., удовлетворять потребность детей в самовыражения.

• Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения.

• Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.

Задачи:

Закреплять умение создавать изображения (разрезать бумагу на короткие и длинные полоски ; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие), создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

Учить вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной пополам (стакан, ваза, цветок, и др.) . С целью создания выразительного образа учить приему обрывания.

Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания.

• Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.

• Поощрять проявление активности и творчества.

Национально региональный компонент входит в рабочую программу как часть занятия.

Содержание программы:

Развивается художественно-эстетическое развитие, ценностно-смысловое восприятие и понимание произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) ; мира природы. Становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; фольклора. Реализует самостоятельную творческую деятельность детей (изобразительной, конструктивно-модельной) . Развивается любовь к родному краю, искусству, традициям.

Планируемые результаты работы:

Вырезать из бумаги одинаковые фигуры из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения –из бумаги, сложенной пополам;

использовать в работе приёмами обрывной аппликации;

раскладывать вырезанные детали на бумаге, а затем их наклеивать тщательно смазав клеем ;

• правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник, вырезать круги из квадрата, овал – из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы;

• подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию;

• аккуратно использовать материалы.

Технические средства образования:

• Компьютер;

• DVD;

• Экран;

• Мультимедийные системы;

• Наглядные пособия: плакаты, таблицы, муляжи, модули.

• Альбомы, цветная бумага, клей, клеенка, пластилин, карандаши, гуашь, кисть, стаканчики, салфетки.

 Дидактические принципы реализации программы:

Принцип культуросообразности: построение содержания программы с учётом региональных культурных традиций;

Принцип сезонности: построения содержания программы с учётом природных и климатических особенностей местности в данный момент времени;

Принцип систематичности и последовательности: постановка и корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в  логике «от простого к сложному»;

Принцип цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением и расширением;

Принцип развивающего характера художественного образования;

Принцип природосообразности: постановка задач художественно-творческого развития детей с учётом возрастных и индивидуальных способностей;

Принцип интереса: построение содержания программы с опорой на интересы отдельных детей и группы в целом.

 Принципы содержания программы:

1.  Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.

2.  Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

3.  Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.

4.  Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания; «открытие новых знаний».

5. Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.

6.   Личностно ориентированное взаимодействие: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной (дети — дети, дети — родители, дети — педагог) продуктивно-творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с разными людьми и многое другое.

 Общие принципы содержания и технологии программы:

Содержание программы ориентировано на знакомство детей с особенностями, свойствами и возможностями использования теста, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения.         

Программа предполагает широкое использование иллюстративного, демонстрационного материала; использование методических пособий, дидактических игр, поделок и работ детей, педагога, родителей для создания тематических выставок, являющихся мотивацией детского творчества и итогом работы педагога.

Программа может быть использована как в системе дошкольного образования, так и в учреждениях дополнительного образования.

                               Аннотация на программу.

Предлагаемая программа по аппликации рассчитана на один год по 1 занятию в неделю, длительностью 25-30 минут. Численность детей в кружке -33человек, они делятся на 2 подгруппы, для более качественного усвоения программы. Возраст детей 6-7 лет.

       Для реализации программы используются следующие формы работы с детьми:

- занятия;

- выставки;

- совместное творчество детей и родителей.

Тематическое планирование.

Октябрь

«Бабочка-красавица» Аппликация из стружки от карандашей Учить детей наклеивать древесную стружку от карандашей; создавать образ бабочки; развивать цветовосприятие. Листы картона, клей, кисть-щетина, строгалка и цветные карандаши.

«Я поймал рыбку» Шарики из пластилина Учить детей скатывать шарики одинаковой величины и последовательно располагать их на трафарете рыбки; развивать мелкую моторику. Листы картона, трафареты рыбки, клей, щетина, пластилин.

«Листопад» Аппликация из осенних листьев Учить детей аккуратно приклеивать засушенные листья к картону; создавать изображение листопада, продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный). Засушенные осенние листья, картон, клей, щетина.

«Зайчик-листопадничек» Аппликация ватой Учить детей наклеиванию ватой; воспитывать бережное отношение к животным; развивать интерес к окружающему. Листы картона, вата, клей, щетина, кисть, гуашь

Ноябрь

«Кошечка Аппликация из ткани».Учить детей трафаретному вырезыванию из ткани; наклеиванию ткани на картон; развивать умение самостоятельно доделывать работу; вызывать интерес и любовь к животным. Листы картона, клей, кисть-щетина, ножницы, ткань, цветная бумага.

«Ветка рябины» Аппликация из скатанных салфеток Учить детей скатывать шарики одинаковой величины и последовательно располагать их; развивать чувство композиции; закреплять умение вырезать детали из бумаги, сложенной в несколько раз. Альбомные листы, цветная бумага, ножницы, салфетки, клей, щетина, гуашь, кисти.

«Лучший друг человека» Аппликация из ткани.  Учить детей трафаретному вырезыванию из ткани; наклеиванию ткани на картон; развивать умение самостоятельно доделывать работу; вызывать интерес и любовь к животным. Листы картона, клей, кисть-щетина, ножницы, ткань, цветная бумага.

«Букет для мамы» Объёмная аппликация Учить детей создавать объёмные цветы; закреплять умение вырезать из бумаги, сложенной в несколько раз; развивать чувство композиции; учить самостоятельно придумывать композицию; воспитывать желание делать приятное близким. Листы картона, цветная бумага, ножницы, клей, щетина.

Декабрь

«Зимний пейзаж Аппликация манкой» Учить детей аппликации манной крупой; развивать мелкую моторику рук; развивать аккуратность в работе с крупой и клеем; воспитывать интерес к природе. Листы картона, клей, кисть-щетина, манка.

«Рыжая плутовка» Размазывание пластилином Учить детей равномерно размазывать кусочек пластилина по трафарету; развивать умение выразительно передавать образ лисицы; закреплять умение добавлять что-то своё в работу. Листы картона, цветная бумага, ножницы, пластилин, клей, щетина.

«Ёлочка - пушистая иголочка» Аппликация из шерстяной нити Учить детей аппликации из шерстяной нити, разрезанной на мелкие части; развивать фантазию и воображение; воспитывать аккуратность. Листы картона, клей, кисть-щетина, шерстяные нитки, салфетки, пластилин.

«Новогодняя открытка» Объёмная аппликация продолжать учить детей делать объёмную аппликацию; развивать чувство композиции; воспитывать желание делать приятное близким. Листы картона, цветная бумага, ножницы, клей, щетина.

Январь

«Черепаха Аппликация из яичной скорлупы» Учить детей аппликации из яичной скорлупы; учить выразительно передавать образ черепахи в работе; воспитывать эстетическое восприятие природы. Листы картона, клей, кисть-щетина, яичная скорлупа, трафарет черепахи, гуашь, кисти.

«Мишка на севере» Аппликация из шерстяной нити Продолжать учить детей наклеивать шерстяную нить на картон; расширять знания детей об окружающем мире. Листы картона, клей, щетина, шерстяная нить.

«Мои игрушки» Аппликация из теста Учить детей создавать аппликацию из теста; развивать умение самостоятельно доделывать работу; вызывать интерес и бережное отношение к своим игрушкам. Листы картона, клей, кисть-щетина, кисти, гуашь, солёное тесто.

Февраль

«Царь зверей Аппликация из скатанных салфеток» Продолжать учить детей скатывать шарики одинаковой величины и последовательно располагать их на трафарете; воспитывать аккуратность в работе с клеем и салфеткой. Листы картона, клей, кисть-щетина, салфетка, трафарет льва.

«Петя-петушок» Размазывание пластилином, аппликация крупой и шерстяной нитью Учить детей равномерно размазывать кусочек пластилина по трафарету; развивать умение выразительно передавать образ петушка; учить сочетать в работе несколько видов аппликации. Листы картона,, пластилин, крупа, шерстяная нить, клей, щетина.

«Фрукты, которые я люблю» Аппликация из яичной скорлупы Учить детей аппликации из яичной скорлупы; воспитывать эстетическое восприятие природы; развивать чувство композиции и колорита. Листы картона, клей, кисть-щетина, яичная скорлупа, кисти, гуашь.

«Полет к звездам» Создание композиции в технике квиллинг. Развитие мелкой моторики, формирование конструктивных навыков, развитие усидчивости.

Март

«8 марта Аппликация из скатанных салфеток Продолжать учить детей аппликации из скатанных салфеток; развивать мелкую моторику рук; развивать аккуратность в работе с клеем; воспитывать желание делать подарки близким. Листы картона, клей, кисть-щетина, салфетки, кисти, гуашь.

«Паук в паутине» Обрывание бумаги Учить детей техники обрывания бумаги; закрепить представления о свойствах бумаги; вызывать интерес к насекомым. Альбомные листы, цветная бумага, клей, щетина, цветные карандаши.

«Цыплёнок» Шарики из пластилина Учить детей скатывать шарики одинаковой величины и последовательно располагать их на трафарете цыплёнка; развивать мелкую моторику. Листы картона, пластилин, трафарет цыплёнка.

«Мухомор - красавец» Аппликация из яичной скорлупы Продолжать учить детей наклеивать яичные скорлупки на картон; развивать мелкую моторику; воспитывать аккуратность. Листы картона, яичная скорлупа, клей, щетина, кисти, гуашь.

Апрель

«Космос» Аппликация манкой Учить детей аппликации манной крупой; развивать мелкую моторику рук; развивать аккуратность в работе с крупой и клеем; воспитывать интерес к природе. Листы картона, клей, кисть-щетина, манка, кисти, гуашь.

«Встреча колобка с медведем» Аппликация из ткани Закреплять умение детей вырезать силуэты животных по трафарету из ткани; развивать умение выразительно передавать образ героев сказки; закреплять умение добавлять что-то своё в работу. Листы картона, цветная бумага, ножницы, клей, щетина.

«Цветы в вазе» Аппликация из стружки от карандашей Учить детей наклеивать древесную стружку от карандашей; самостоятельно придумывать образы цветов; развивать цветовосприятие Листы картона, клей, кисть-щетина, ножницы, цветная бумага, стружка от карандашей.

«Ёжик - ни головы, ни ножек» Размазывание пластилином и выкладывание сухих иголок от ели Учить детей равномерно размазывать кусочек пластилина по трафарету; развивать умение выразительно передавать образ ёжика с помощью еловых иголок; закреплять умение добавлять что-то своё в работу Листы картона, цветная бумага, ножницы, клей, щетина, пластилин, еловые иголки.

Май

«Весёлая овечка» Аппликация из салфеток Закрепить умение детей скатывать шарики из салфеток; развивать мелкую моторику рук; развивать аккуратность в работе с крупой и клеем; воспитывать интерес к животным. Листы картона, клей, кисть-щетина, салфетки.

«Одуванчик» Аппликация манкой Продолжать учить детей аппликации манной крупой; развивать мелкую моторику рук; развивать аккуратность в работе с крупой и клеем; воспитывать интерес к природе Листы картона, цветная бумага, ножницы, манная крупа, клей, щетина, гуашь, кисти.

«Кот-трусишка» Создание композиции в технике квиллинг. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать аккуратность в работе. Развивать пространственное воображение. Воспитывать интерес к искусству квиллинга.

Методика диагностического этапа состоит из четырех этапов.

Первый этап:

На первом этапе мы проводим наблюдение:

за методикой работы воспитателя на занятиях аппликацией,

за детьми в процессе занятия, для выявления уровня развития ручной умелости в аппликативной деятельности.

Первый этап включал 2 задания.

Задание 1. Тема: «Сделай аппликацию из цветной бумаги».

Цель: выявить;

-наличие интереса;

-умение детей задумывать образ;

-наличие самостоятельных навыков и умений в аппликации;

-качество производимых разрезов (ровно по задуманной линии, по прямой, амплитуда движений и т.  д.)

Методика проведения:

Воспитатель говорит: «У вас на столе лежат знакомые вам инструменты. С их помощью нужно сделать аппликацию, какую захотите, все что желаете изобразить» Дети выполняют аппликацию.

Материалы и оборудование: для проведения диагностики предварительно на отдельном столе расположены инструменты для работы над аппликацией: листы цветной бумаги, ножницы, клеенка для наклеивания элементов аппликации, клей, кисть для клея, подставку для кисти, салфетку для промачивания изделия.

В конце занятия в индивидуальных условиях дети отвечают на вопросы воспитателя.

Что ты хотел (ла) сделать а аппликации?

Получилось ли это сделать?

Легко или тяжело было выполнять работу?

Как ты думаешь, почему было легко (тяжело) выполнять аппликацию?

Чья работа тебе больше понравилась?

Цель вопросов выявить:

1. отношение детей к полученному продукту.

2. Оценка трудностей, которые испытывали дети при работе (в задумке образа, в процессе вырезания, в оценке качества продукта) .

На следующем занятии проводим пробное экспериментальное занятие с подгруппами детей.

Задание 2. Тема: «Рисование ножницами»

Цель: Апробировать с детьми их возможности самостоятельно:

вычленять силуэт;

определять последовательность вырезания формы;

оценивать их отношение к новому виду деятельности в аппликации;

оценивать качество ручных умений.

Методика проведения: Перед выполнением работы дети обследовали готовую продукцию, им предлагалось вырезать такую же красивую вазу, затем мы задаем детям наводящие вопросы:

Посмотри на эту вазу, как ты будешь ее вырезать?

Что ты вырежишь сначала, а потом?

С какой стороны ты будешь вырезать?

Материалы и оборудования: лист цветной бумаги, ножницы.

Для определения показателей выполнения данной методики, нами были выделены следующие уровни:

Высокий уровень-правильное выполнение задания.

Средний уровень-испытывают небольшие затруднения.

Низкий уровень-неправильное выполнение задания.

Второй этап.

В основу второго этапа вошла проверка условий организации развивающей среды, для развития самостоятельной аппликативной деятельности детей.

Цель исследования данного этапа:

анализ предметно-развивающей среды

анализ условий для самостоятельной деятельности детей.

Третий этап.

На третьем этапе мы ставим перед собой одну задачу.

Задача 1. Провести анализ планов.

Цель: провести анализ календарных планов для выявления методики и формы работы с детьми (наличие или отсутствие показа, методы работы при затруднении детей, право ребенка свободно ходить и действовать и т.  д.)

Четвертый этап.

На четвертом этапе, мы проводим анкетирование родителей.

Цель анкетирования: выявить общую тенденцию. Понимание родителями значения занятия аппликацией в развитии ребенка 7 года жизни.

Вопросы для анкеты:

1. Какое значение имеет аппликация в развитии ребенка?

2. Достаточно ли количество занятий в детском саду для развития самостоятельности в аппликации воспитанников подготовительной группы?

3. Занимаетесь ли Вы в домашних условиях с ребенком аппликацией? Как часто?

4. Создается ли аппликация совместными усилиями Вас и ребенка?

5. Какую роль Вы играете в процессе создания аппликации?

6. В чем проявляется самостоятельность ребенка в процессе создания аппликации?

7. Какие работы Вы можете предоставить для конкурса «Лучшая домашняя аппликация»

Список литературы к программе:

  1. Интернет сайты «Дошколенок», «Воспитатель», «Все для воспитателя»;
  2. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»;
  3. Т. Г. Казакова «Занятия по изобразительной деятельности»;
  4. Л. И. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»;
  5.  Малышева А. Н, Н. В. Ермалаева Аппликация в детском саду. - Академия Развития, 2007;
  6. Ю.Ю. Чудина «Квиллинг для всей семьи: от простого к сложному».-2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе. Тема «Аппликация из кругов. Слон»

Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе.  Тема: «Аппликация из кругов. Слон»...

Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе ТЕМА: Происшествие на космическом аэродроме (Аппликация торцеванием.)

ТЕМА: Происшествие на космическом аэродроме (Аппликация торцеванием.)ЦЕЛЬ: Закрепить технику торцевания, обеспечить отработку умений при торцевании: вырезание квадратов с разметкой «на глаз&raqu...

Конспект по аппликации в подготовительной группе «Осень золотая»Конспект по аппликации в подготовительной группе «Осень золотая»

Конспект по аппликации в подготовительной группе «Осень золотая»Конспект по аппликации в подготовительной группе на тему: «Осень золотая».Цель: Создание условий для развит...

Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе для детей с речевыми нарушениями «Зима в городе» план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе для детей с  речевыми нарушениями на тему: «Зима в городе»Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, проду...

Аппликация в подготовительной группе «Мухомор из бумаги гармошкой»

Цель:1. Дать понятие, что такое складывание бумаги приемом «гармошка».Научить изготавливать аппликацию, используя этот прием.Закрепить трудовые навыки при работе с бумагой, экономичное рас...

Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе. Тема: «Аппликация из кругов. Слон»

Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе. Тема: «Аппликация из кругов. Слон»...