Проект Салфеточная аппликация: «Волшебные пальчики»
проект по аппликации, лепке (средняя группа)

любовь михайловна широкова

 

МАДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №21 "Золотая рыбка"

с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей»

 

 

Проект

Салфеточная аппликация: «Волшебные пальчики»

 

Воспитатель:

Широкова Л.М.

 

 

 «Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев.

          Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки

с орудием труда, сложнее движения,

ярче творческая стихия детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

В.А. Сухомлинский

 

Актуальность

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Общая характеристика проекта

Данный проект рассчитан на детей среднего дошкольного возраста.

Объем проекта: работа основывается на годовом планировании детского сада, что отражается в комплексно-тематическом планировании совместной деятельности педагогов и детей. 18 занятий, занятия планируются по два ежемесячно; мастер класс для родителей, консультация «Салфеточная аппликация, как средство развития детей дошкольного возраста».

Познавательная ценность кружка заключается в том, что дети знакомятся с новым видом искусства – техника скручивания салфеток, которая учит их художественному созданию узора, развивает воображение и мелкую моторику рук.

Воспитательная ценность:

*Сенсорное (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);

*Умственное (дать знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении, а также знания о природе и человеке);

*Речевое (расширение активного и пассивного словаря детей, умение общаться, договариваться между собой);

*Нравственное (развивать аккуратность и усидчивость, самостоятельность);

*Физическое (развивается глазомер, координация движения рук).

Идея проекта: освоение новой технологией способствующей сенсомоторным умениям и интеллектуальному развитию детей. Выставка детских работ: «Волшебные пальчики».

Цель: показать пластические возможности салфеток в создании декоративно-прикладных работ; познакомить воспитанников с основными приемами салфеточной аппликации; применение салфеточной аппликации для развития познавательных процессов детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Формировать знания и умения, позволяющие приобрести практические навыки;

2. Развивать мелкую моторику;

3. Познакомить с новой техникой;

4. Воспитывать эстетический вкус. Развивать и совершенствовать эстетический вкус;

5. Формировать сенсорные эталоны формы, цвета и величины, развивать тактильную чувствительность рук;

6. Формировать умение доводить начатое дело до конца.

Условия реализации: группа детей, специально организованная среда, образцы, материал для работы.

Ведущие виды деятельности: изобразительная, трудовая, познавательная.

Методы обучения: словесные, практические, наглядные.

Сроки реализации: учебный год.

Формы взаимодействия

1. Формы образовательной работы с детьми:

* В непосредственной образовательной деятельности;

* В самостоятельной деятельности;

* В играх.

2. Формы работы с родителями:

* Консультации;

* Мастер-класс;

* Буклеты;

* Выставки детских работ.

3. Формы работы с педагогами:

* Открытые занятия;

* Консультации.

Мониторинг

Период проведения: сентябрь, май.

Участники: дети.

Методы: наблюдение, анализ детской работы, анкетирование, беседа.

 

 

Психолого-педагогическая диагностика уровня развития восприятия, мышления, внимания детей 4 - 5 года жизни

Восприятие

Методика: Разрезные картинки из 4-х частей

Цель: Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки

Оборудование: Две одинаковые предметные картинки, одна из них разрезана на четыре части по диагонали.

Проведение обследования: Взрослый показывает ребенку четыре части разрезанной картинки и просит сложить целую картинку: «Сделай целую картинку».

Обучение: взрослый показывает, как надо соединить части в целое. После этого снова предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.

Оценивается: Принятие и понимание задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату.

Оценка действий ребенка в баллах:

    1 балл: принимает задание, но условий задания не понимает, действует хаотически, после обучения не переходит к самостоятельному способу выполнения;

    2 балла: принимает и понимает цель задания, выполняет задание методом перебора вариантов, после обучения переходит к методу целенаправленных проб;

    3 балла: принимает и понимает цель задания, действует самостоятельно методом  проб, либо практическим примериванием.

     

Методика: Цветные кубики – 7 штук

     Цель: Задание направлено на выявление уровня развития восприятия цвета (выделение по слову, название цвета).

     Оборудование: Цветные кубики семи цветов: по два красных, желтых, зеленых, синих, белых, голубых, розовых.

     Проведение обследования: Перед ребенком ставят цветные кубики и просят показать кубик определенного цвета: «Покажи, где красный, синий, зеленый». Затем предлагают назвать цвета всех кубиков. Если ребенок не выделяет цвет по слову, проводится обучение. Ребенка просят показать такой кубик, как в руке у взрослого, то есть уточняется уровень сличения. Затем учат соотносить цвет кубики со словом – названием, повторив при этом цвет два – три раза. «Покажи, где желтый, вот желтый. Найди, где желтый».

     Оценивается: Принятие задания, отмечается уровень восприятия цвета (сличение, узнавание цвета по слову, называние), обучаемость, отношение к результату.

Оценка действий ребенка в баллах:

   1 балл:  принимает задание, сличает два – три цвета, после обучения не может выделить цвет по слову – названию;

   2 балла: принимает задание, сличает все основные цвета, может выделить по слову два – три цвета, но не называет;

   3 балла: принимает задание, выделяет цвет по слову – названию, может назвать все  или почти все предложенные цвета.

Мышление

     

Методика: Достань ключик (практическая задача на картинке)

     Цель: Задание направлено на выявление уровня наглядно-образного мышления.

     Оборудование: Сюжетная картинка с изображением следующей ситуации: в комнате стоит мальчик, в руках у него машинку, он смотрит на ключик, который висит на стене, на гвоздике. Недалеко от мальчика стоят два стула – большой и маленький.

     Проведение обследования: Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинку, затем говорит: «Мальчик хочет завести машинку ключиком, но не знает, как его достать. Расскажи мальчику, как надо достать ключик».

     Оценивается: Принятие и понимание задания; решение задачи в наглядно-действенном плане; имеются ли попытки решить задачу в действенном плане.

Оценка действий ребенка в баллах

    1 балл:  принимает задание, но не понимает условия задачи, пытается решать неадекватным способом, используя практические действия, либо отказывается от решения («Не знаю»);

    2 балла: принимает задание, пытается решить задачу в наглядно-образном плане,   но не может проанализировать целостную ситуацию, изображенную     на картинке, поэтому перечисляет объекты, изображенные на картинке;

    3 балла: принимает задание, самостоятельно анализирует ситуацию, изображенную на картинке, воспринимает ее как целостную, понимает взаимосвязь всех изображенных предметов, решает задачу в наглядно-образном плане.

Внимание.

     

Методика: Работа с лабиринтами

     Цель: Выявление понимания инструкции, устойчивости, концентрации, объема внимания. Целенаправленность деятельности.

     Оборудование: Два рисунка с лабиринтами, указка или карандаш

     Проведение обследования: Перед ребенком кладут первый рисунок. Инструкция: «Посмотри, девочка и мальчик держат за веревочку шарик и змея. Чтобы определить, кто что держит, надо вести по веревочке указкой. Нельзя отрывать указку от веревочки». После выполнения этого задания, кладут другой рисунок. Инструкция: «Покажи, по какой дорожке побегут к себе домой собачка и белочка».

     Оценивается: принятие и понимание условий задания, заинтересованность, сосредоточенность внимания, обучаемость, способ выполнения.

Оценка в баллах:

   1 балл:  задание принимает, но условия не анализирует, помощь не эффективна;

   2 балла: задание принимает, понимает его смысл, испытывает трудности сосредоточения внимания, помощь эффективна;

   3 балла: проявляет активный интерес, на основе зрительного соотнесения  прослеживает путь к предмету; возможны ошибки из-за поспешности или неустойчивости внимания.

Оценка состояния мелкой моторики

Для изучения уровня мелкой моторики проводится методика «Дорожки» Л.А.Венгера.

Методика представляет собой задание на проведение ребенком линий, соединяющих разные элементы рисунка. Методика позволяет определить уровень развития точности движений, оценку тонкой моторики, сформированность внимания и контроля за собственными действиями. На рисунке изображены дорожки, у одного конца которых стоят машины, у другого – дом. Машина должна "проехать” по дорожке к дому. Ширина дорожек подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребенку.

Уровень выполнения:

Высокий. Выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается от листа не более 3раз;

Низкий. Три и более выхода за пределы "дорожки". Линия неровная, "дрожащая", очень слабая, почти невидимая, или с сильным нажимом

Для изучения уровня усвоения полученных  знаний и умений в конце учебного года проводится итоговое занятие. Где анализируется умения: самостоятельно придумывать тему; подбор цветов для выполнение работы; выполнение работы.

Уровни выполнения:

Высокий. Выполняет работу без затруднения. Сам применяет свои полученные умения  в деятельности.

Низкий. Затрудняется в придумывании темы. При выполнении работы нуждается в помощи взрослого.

Перспективный план к проекту «Волшебные пальчики. Салфеточная аппликация»

Сентябрь Занятие №1

Тема: «Фрукты» Материал: Картон  на каждого ребенка, разноцветные салфетки, клей в розетках, матерчатые салфетки, макеты фруктов.

Задачи: учить детей скатывать салфетки в комочек и правильно располагать их на бумаге; формировать интерес и положительное отношение к аппликации; развивать устойчивость внимания, память, усидчивость; проявлять самостоятельность в работе

Занятие №2

Тема: «Дорожные знаки »

Материал: Листы бумаги А3 на две подгруппы детей, с нарисованными знаками,  бумажные салфетки, клей, матерчатые салфетки.

Задачи: продолжать учить детей скатывать салфетки в комочек; формировать у детей живой интерес в совместной деятельности, желание участвовать в общем действии; развивать целостное восприятие, переключение внимания, память; воспитывать усидчивость, терпение.

Октябрь

Занятие №3

Тема: «Осенний пейзаж» (коллективная работа)

Материал: Бумажные салфетки разных цветов, клей в розетках, матерчатые салфетки, лист бумаги А3, осенние листочки.

Задачи: закреплять умение ритмично располагать «комочки»; упражнять в произвольном переключении внимания с одной деятельности на другую; продолжать формировать умение работать сообща на одном листе; развивать устойчивость внимания, память.

Занятие №4 Тема: « Корзинка с овощами и фруктами» (коллективная)Материал: Лист бумаги А3 бумажные салфетки, клей, матерчатые салфетки, муляжи с корзинкой.

Задачи: побуждать к активной разговорной речи; продолжать совершенствовать работу по салфеточной аппликации (раскатывать, обмакивать в клей, прикладывать к контуру); развивать наглядно – образное мышление, устойчивость внимания, память; воспитывать умение работать в коллективе, сообща создавая композицию.

Ноябрь

Занятие №5

Тема:« Пожарная машина» 

(Пожарная безопасность)Материал: Бархатная и цветная бумага, разноцветные салфетки, клей в розетках, матерчатые салфетки, иллюстрация с изображением пожарной машины.

Задачи: закреплять навыки скручивания салфеток; развивать способность ориентироваться по всему пространству листа; формировать умение включаться в игровую ситуацию; воспитывать терпение, усидчивость.

Занятие №6

Тема: «Открытка для мамы» 

(День Матери)Материал: Картон  на каждого ребенка, разноцветные салфетки, клей в розетках, матерчатые салфетки.

Задачи: Познакомить с таким праздником как «День Матери»; продолжать учить мять бумажные салфетки, скатывать комочки и приклеивать к фону; упражнять в умении приклеивать комочки в указанном месте (кружочке); воспитывать аккуратность, усидчивость и внимательность.

Декабрь Занятие №7

Тема: «Зайка в зимнем лесу »

Материал: Картон  на каждого ребенка, разноцветные салфетки, клей в розетках, матерчатые салфетки.

Задачи: развивать способность ориентироваться по всему пространству листа; формировать умение включаться в игровую ситуацию; знакомить детей с сезонными изменениями в природе; закреплять умение аккуратно наклеивать «комочки» к поверхности листа.

Занятие №8

Тема: «Елочка нарядная »

Материал: Картон  на каждого ребенка, разноцветные салфетки, клей в розетках, матерчатые салфетки.

Задачи: учить детей создавать образ нарядной праздничной елочки на основе незавершенной композиции (конус зеленого цвета); продолжать учить элементам бумажной пластики: сминать салфетки в «комочки» и приклеивать на силуэт елочки – «огоньки» и «лапки – веточки»; развивать наглядно – образное мышление, переключение внимания; вовлекать детей в сотворчество с педагогом создавая коллективную композицию из комочков мятой бумаги (салфеток).

Январь

Занятие №9

Тема: «Зимний лес» (коллективная работа)

 Материал: Лист бумаги А3 бумажные салфетки, клей, матерчатые салфетки.

Задачи: продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе, закреплять признаки зимы; закреплять умение сминать салфетки в «комочки»; учить приклеивать «комочки» по контуру, приклеивая их, рядом друг с другом; воспитывать аккуратность, усидчивость и внимательность.

Занятие №10Тема: «Снеговик»

Материал: Белые бумажные салфетки, листы бумаги с нарисованными кругами (в виде снеговика), детали для оформления снеговика (нос, глаза, ведерко – шляпа), клей в розетках, матерчатые салфетки, изображения снеговика, развивающая игра «Собери  снеговика».

Задачи: вызвать интерес к изображению снеговика; развивать интерес к «оживлению» аппликационного образа, развивать воображение, наблюдательность; развивать внимание, память, наглядно – образное мышление; воспитывать у детей целенаправленность, аккуратность.

Февраль

Занятие №11

Тема: « Валентинка » 

(День Святого Валентина)Материал: бархатная бумага, разноцветные салфетки, клей в розетках, матерчатые салфетки

Задачи: закреплять умение скатывать  комочки из салфеток, раскатывать, обмакивать в клей и прикладывать по контуру, упражняя в плотном присоединении одного элемента к другому; развивать целостное восприятие и восприятие цвета; развивать чувство формы; воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности.

Занятие №12

Тема: «Кораблик»

(патриотическое воспитание)Материал: бархатная и цветная бумага, разноцветные салфетки, клей в розетках, матерчатые салфетки

Задачи: активизировать речь детей, повторяя разные виды военного транспорта; продолжить упражнять в прикладывании «комочков» по контуру присоединяя, их друг другу; развивать  распределение внимания, мышление (сравнение), память; воспитывать аккуратность при выполнении аппликации, бережное отношение к выполненной работе.

Март

Занятие № 13

Тема: «Букет Сирени»

Материал: силуэты букета, разноцветные салфетки, клей в розетках, матерчатые салфетки.

Задачи: учить детей оформлять ко Дню 8 марта открытку; вызывать интерес к созданию красивого букета в сотворчестве с воспитателем; учить составлять композицию, выбирая по своему желанию цветные салфетки (середина одним цветом, лепестки другим); развивать восприятие цвета, воображение;  развивать мелкую моторику рук; создавать радостное настроение детям.

Занятие №14

Тема: «Поздравительная открытка для бабушки»

Материал: картон  на каждого ребенка, разноцветные салфетки, клей в розетках, матерчатые салфетки.

Задачи: упражнять в разнообразных, индивидуальных умениях детей; воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности; развивать чувство формы и композиции; воспитывать чувство заботы о бабушке.

Апрель

Занятие №15Тема: «Ракета» (День Космонавтики)

Материал: картон  на каждого ребенка, разноцветные салфетки, клей в розетках, матерчатые салфетки.

Задачи: Формировать  комочки из салфеток, раскатывать, обмакивать в клей и прикладывать по контуру, упражняя в плотном присоединении одного элемента к другому; развивать целостное восприятие и восприятие цвета; развивать чувство формы; воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к продуктивной деятельности.

Занятие №16

Тема: «Весенние цветы»

(День Семьи)

Материал: Бархатная и цветная бумага, разноцветные салфетки, клей в розетках, матерчатые салфетки. 

Задачи: учить составлять композицию, выбирая по своему желанию цветные салфетки (середина одним цветом, лепестки другим); закреплять умение  находить и правильно называть основные цвета; развивать целостность восприятия, воображение, память; формировать активное доброжелательное отношение к окружающему миру.

Май

Занятие №17

Тема: «День Победы»

Материал: картон  на каждого ребенка, разноцветные салфетки, клей в розетках, матерчатые салфетки; учить наклеивать комочки;  закреплять знания и называния цвета и формы; развивать восприятие цвета, переключение внимания; воспитывать аккуратность и самостоятельность при работе с клеем.

Занятие №18

Тема: «Герои любимых мультфильмов»

 Коллективная работа

Материал: лист бумаги А3, бумажные салфетки, клей, матерчатые салфетки.

Задачи: формировать у детей живой интерес в совместной деятельности, желание участвовать в общем действии; продолжать упражнять в плотном присоединении одного элемента к другому (контур) и развивать способность ориентироваться на заданном участке работы; развивать наглядно – образное мышление, память, распределение внимания; закреплять разнообразные умения детей.    

Консультация

Тема: «Салфеточная аппликация»

Цель: познакомить с видом искусства – салфеточная аппликация, ее ролью в развитии ребенка.

С первых лет жизни  детей,  элементарные виды деятельности   составляют основу формирования личностных способностей, свойств  и отношений к  окружающему. Известно, что  уровень  ее  развития  находятся в  прямой зависимости от  степени сформированности мелкой моторики рук.

«Рука – вышедший наружу мозг, » - писал И.Кант.   А СУХОМЛИНСКИЙ считал, что истоки способностей и дарований детей находится на кончиках пальцев, поэтому в работе детского сада большое внимание уделяется развитию мелкой моторике руки у детей дошкольного возраста. Положительный результат будет лишь тогда, если дети выполняют задания с интересом и желанием. Одним из эффективных приемов развития мелкой моторики у детей  дошкольного возраста, на мой взгляд,  является - салфеточная аппликация. Также через салфеточную аппликацию можно развивать такие качества - как память, восприятие, мышление,  внимание. Доказано, что младший дошкольный возраст - это самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей ребенка, когда кора больших полушарий окончательно не сформирована. Именно салфеточная аппликация может помочь развивать у детей мелкую моторику рук и координацию движений пальцев. Также дети видят результат своего труда, повышается самооценка

Белые или разноцветные, с рисунком или без – салфеток в наших домах, как правило, много. Но в погоне за новыми материалами мы часто не обращаем на салфетки внимания, а ведь они обладают и гибкостью, и легкостью, и способны держать объем. В общем, отличная идея – аппликация из салфеток.

   

Аппликация из скрученных салфеток – занятие увлекательное и доступное для детей разного возраста.

Для выполнения работы вам понадобится шаблон - трафарет картинки. Можно распечатать на принтерной бумаге любую понравившуюся детскую раскраску.

Также вам потребуются бумажные салфетки различных цветов, цветной картон для основного фона, клей ПВА и ножницы. А ещё – хорошее настроение и готовность к работе!

Готовим салфетки: разрезаем каждую сначала на равные полосы, а затем делим полоски на равные квадратики.

Из квадратиков пальчиками скручиваем упругие шарики.

А теперь наклеиваем бумажные шарики на шаблон с помощью клея ПВА.

Прежде чем приступать к следующему этапу, советуем аппликацию хорошо просушить. Вырезаем  рисунок  по контуру.

Наклеиваем рисунок на основной фон – цветной картон.

Окончательная отделка панно  зависит от фантазии автора. Можно применять любые материалы: стружки, опилки, засушенные цветы, листья, крупы и т.п.

Аппликация из скрученных салфеток – занятие не только интересное, но и полезное: разрезание салфеток на равные квадратики развивает глазомер, а скручивание их в комочки - мелкую моторику.

С помощью этой техники можно создавать красивые картины и панно.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект салфеточная аппликация 0 байтов

Предварительный просмотр: