Рабочая программа по изобразительной деятельности по разделу "Лепка" для разновозрастной группы (старшая и подготовительная к школе группы).
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Семёнова Наталья Юрьевна

Рабочая программа по изобразительной деятельности по разделу «Лепка» разработана на основе основной образовательной программы группы кратковременного пребывания МБОУ «Нартасская средняя общеобразовательная школа», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Данная рабочая программа определяет цель, задачи, содержание и организацию образовательного процесса по изобразительной деятельности по разделу «Лепка» для детей старшей (дети от 5 до 6 лет) и подготовительной к школе (дети от 6 до 7 лет)  групп.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_izo_lepka_st.gr_.doc165.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

«Нартасская средняя общеобразовательная школа»

                         «Рассмотрено»                                       «Согласовано»                                          «Утверждаю»

                        на заседании пед.совета                         Зам.директора по УВР                             Директор МБОУ

                        школы                                                       И.С.Казанцева_________                        «Нартасская СОШ»                                         Дир                №____ от «___»________                                                                                            В.П.Семенов___________                                          

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РАЗДЕЛУ «ЛЕПКА»

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

(старшая и подготовительная к школе группы)

(в рамках программы «От рождения до школы»

под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).




                                                                                                                               

                                                                                                                       

                                                                                                             Составил воспитатель:

                                                                                                Семёнова Н.Ю.

                                                             2019 – 2020 уч. год.

                                                           

                                        1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по изобразительной деятельности по разделу «Лепка» разработана на основе основной образовательной программы группы кратковременного пребывания МБОУ «Нартасская средняя общеобразовательная школа», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Данная рабочая программа определяет цель, задачи, содержание и организацию образовательного процесса по изобразительной деятельности по разделу «Лепка» для детей старшей (дети от 5 до 6 лет) и подготовительной к школе (дети от 6 до 7 лет)  групп.

 Цель и задачи Программы.

 

 Цель: приобщение детей к изобразительному искусству, развитие творческих способностей и познавательной активности детей.

Задачи:

  •  Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; закреплять знания об основных формах предметов и объектов природы.
  • Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира.
  • В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение.
  • Учить передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.
  • Знакомить детей с национальным декоративно-прикладным искусством (на основе региональных особенностей); с другими видами декоративно-прикладного искусства  (фарфоровые и керамические изделия, скульптура малых форм).
  • Развивать декоративное творчество детей (в том числе коллективное).
  • Формировать умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимое для занятий; работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок.
  • Продолжать совершенствовать умение детей рассматривать работы (рисунки,  лепку, аппликации), радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений.

2. Планируемые результаты освоения Программы детей старшей группы.

К концу года дети должны уметь:

  • Отмечать красоту и выразительность своих работ и работ других ребят, уметь улучшать изображения;
  • Создавать изображения по заданию воспитателя и по собственному замыслу, задумывать разнообразное содержание своих работ;
  • Выполнять изображения по представлению и с натуры, передавая форму и строение предметов, их характерные особенности;
  • Создавать индивидуальные и коллективные композиции предметного, сюжетного и декоративного содержания;
  • Создавать лепку  по мотивам народного декоративно – прикладного искусства;
  • Изображать предметы различной формы из отдельных частей и слитно, лепка из цельного куска;
  • Пользоваться всеми изобразительными материалами и инструментами;

Использовать для создания изображений в лепке разнообразные приемы. 

 Планируемые результаты освоения Программы  детей подготовительной к школе  группы.

•Формирование эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности.

•Воспитание самостоятельности, умения активно и творчески применять выразительные средства для передачи образа.

•Развитие коллективного творчества.

•Формирование умения замечать недостатки своих работ, исправлять их.

•Формирование навыков и приемов лепки.

К концу года дети должны уметь:

•самостоятельно планировать свою работу, отбирать способы лепки;

•передавать форму, пропорции предметов, их характерные признаки;

•правильно изображать объемную форму предмета;

•вытягивать мелкие части из основного куска глины;

•передавать в лепке некоторые позы, положения, движения фигуры;

•соблюдать соотношение предметов в сюжете по величине, располагать их по смыслу;

•объединять несколько предметов на одной подставке в определенных смысловых соотношениях.

3. Содержание  образовательной работы  по разделу «Лепка» в старшей и подготовительной к школе группах.

Лепка. Развивать творчество детей; учить свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее; продолжать учить передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой.

Продолжать формировать умение передавать характерные движения человека и животных, создавать выразительные образы (птичка подняла крылышки, приготовилась лететь; козлик скачет, девочка танцует; дети делают гимнастику — коллективная композиция).

Учить  детей  создавать  скульптурные  группы  из  двух-трех  фигур, развивать чувство композиции, умение передавать пропорции предметов, их соотношение по величине, выразительность поз, движений, деталей.

Декоративная  лепка.  Продолжать  развивать  навыки  декоративной лепки; учить использовать разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф), применять стеку. Учить при лепке из глины расписывать пластину, создавать узор стекой; создавать из глины, разноцветного пластилина предметные и сюжетные, индивидуальные и коллективные композиции.

Занятия по лепке в старшей и подготовительной к школе группах   проходят 1 раз в две неделе продолжительностью 25-30 минут.

На занятиях используются следующие способы лепки:

- конструктивный – лепка предмета из отдельных частей;

- пластический – детали вытягивают из целого куска;

- комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки;

- рельефная скульптура – объемное изображение, выступающее над плоскостью, образующей его фон.

На занятиях по лепке закрепляются умения лепить знакомые предметы, передавая их характерные признаки, дети учатся лепить фигуры человека и животного в движении, создавать несложные композиции. Детям предоставляется возможность использовать в процессе занятий разнообразные приемы лепки, сочетать в лепке пластилин с природным или дополнительным материалом.

4. Календарно – тематическое планирование организованной образовательной деятельности. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: лепка.  (Старшая группа).

                 Месяц

  Тема  

Содержание

сентябрь

«Грибы» (предметная )

Учить передавать некоторые характерные признаки: углубление, загнутые края (шляпок грибов), утолщающиеся ножки

Воспитывать чувство любви к красоте родной природы.

«Овощи и фрукты для игры в магазин»

Закреплять умение детей передавать в лепке форму разных овощей и фруктов. Учить сопоставлять форму овощей с геометрическими формами, находить сходства и различия. Учить передавать в лепке характерные особенности каждого овоща, пользуясь приемами раскатывания, сглаживания пальцами, прищипывания, оттягивания

октябрь

3.

«Красивые птички» (по мотивам народных дымковских игрушек)

Развивать эстетическое восприятие детей. Вызвать положительное эмоциональное отношение к народным игрушкам. Закреплять приемы лепки: раскатывание глины, оттягивание, сплющивание, прищипывание. Развивать творчество.

4.

«Как маленький Мишутка увидел, что из его мисочки все съедено»

Учить детей создавать в лепке сказочный образ .Учить лепить фигуру медвежонка, передавая форму частей, их относительную величину, расположение по отношению друг к другу. Подводить к выразительному изображению персонажа сказки. Развивать изображение.

5.

«Козлик» (по мотивам дымковской игрушки)

Продолжать детей лепить фигуру по народным (дымковским мотивам; использовать приемы раскатывания столбика, сгибания его, и разрезания стекой с двух концов. Развивать эстетическое восприятие.

ноябрь

6.

«Олешек»

Учить детей создавать изображение по мотивам дымковских игрушек; лепить фигуру из целого куска глины, передавать форму отдельных частей приемом вытягивания. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать уважение к народному декоративному творчеству.

7.

«Вылепи свою любимую игрушку»

Учит детей создавать в лепке образ любимой игрушки. Закреплять разнообразные приемы лепки ладошками и пальцами. Воспитывать стремление доводить начатое до конца. Формировать эстетическое отношение к своим работам, учить оценивать их.

декабрь

8.

«Котенок»

Учить детей создавать в лепке образ животного. Закреплять умение лепить фигурку животного по частям, используя разные приемы: раскатывание глины между ладонями, оттягивание мелких деталей, соединение частей путем прижимания и сглаживания мест соединения. Учить передавать в лепке позу котенка.

9.

«Девочка в зимней шубке»

Учить детей лепить фигуру человека, правильно передавая форму одежды, частей тела; соблюдая пропорции. Закреплять умение использовать усвоенные раннее приемы соединения частей, сглаживание места скрепления.

                           январь

10.

«Снегурочка»

Учить детей передавать в лепке образ Снегурочки. Закреплять умение изображать фигуру человека (форму, расположение и величину частей. Упражнять в приемах лепки. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. Учить оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения.

11.

«Зайчик»

Закреплять умение детей лепить животных, передавая форму, строение и величину частей. Упражнять в применении разнообразных способов лепки. Учить передавать простые движения фигуры. Развивать умение рассматривать созданные фигурки животных, отмечать их выразительность.

12.

«Наши гости на новогоднем празднике»

Учить  детей передавать в лепке впечатления от праздника. Закреплять умения лепить людей и животных. Учить передавать образы гостей на новогоднем празднике.

    февраль                                                                            

13.

«Щенок»

Учить составлять несложную сюжетную композицию из однородных объектов, различающихся по величине (собака и 1-2 щенка). Показать новый способ лепки в стилистике народной игрушки - из цилиндра (валика), согнутого дугой и надрезанного с двух концов. Учить анализировать особенности строения животных, соотносить части по величине и пропорциям. Развивать глазомер, синхронизировать работу обеих рук

14.

Лепка по замыслу

Развивать умение детей самостоятельно задумывать содержание своей работы и доводить замысел до конца, используя разнообразные приёмы лепки.Вызывать желание дополнять созданное изображение соответствующими содержанию деталями.

              Март

15.

«Кувшинчик»

Учить создавать детей изображение посуды (кувшин с высоким горлышком)из целого куска глины ленточным способом. Учить сглаживать поверхность изделия пальцами .

16.

«Птицы на кормушке»

Развивать восприятие детей, умение выделять разнообразные свойства птиц (форма, величина, расположение частей  тела), сравнивать птиц. Развивать умение оценивать результаты лепки.

          апрель

17.

«Петух» (по мотивам дымковской (или другой народной) игрушки)

Учить детей передавать в лепке характерное строение фигуры; самостоятельно решать , как лепить петуха из целого куска, какие части можно присоединить. Закреплять умение пользоваться стекой, сглаживать поверхность фигуры. Развивать эстетическое восприятие, образные представления. Вызывать положительный эмоциональный отклик на красивые предметы, созданные изображения.

апрель

18.

«Белочка грызет орешки»

Закреплять умение лепить зверька, передавая ее характерные особенности, позу. Отрабатывать приемы лепки пальцами (прищипывание, оттягивание). Развивать образное восприятие, образные представления, умение оценивать изображение.

19.

«Девочка пляшет»

Развивать умение детей  создавать изображение человека в движении. Закреплять умение передавать соотношение частей по величине. Развивать воображение.

май

20.

«Сказочные животные»

Учить детей лепить сказочных животных (чебурашка, мартышка, слоненок и тд.) Учить сглаживать поверхность изделия пальцами .

21.

« Красная Шапочка несёт бабушке гостинцы»

Учить детей создавать в лепке образы сказочных героев. Закреплять умение изображать фигуру человека, передавать характерные особенности и детали образа. Упражнять в использовании разнообразных приемов лепки, в умении укреплять фигуру на подставке. Учить образной оценке своих работ и работ других детей. Развивать воображение.

22.

«Зоопарк для кукол»

Отрабатывать обобщенные способы создания изображения животных в лепке. Продолжать учить передавать характерные особенности животных. Вызывать положительные эмоции от совместной деятельности и ее результата.

5.Тематическое планирование. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» лепка. ( Старшая группа).

                      Тема занятия

Количество

«Грибы» (предметная )

1

«Овощи и фрукты для игры в магазин»

1

«Красивые птички» (по мотивам народных дымковских игрушек)

1

«Как маленький Мишутка увидел, что из его мисочки все съедено»

1

«Козлик» (по мотивам дымковской игрушки)

1

«Олешек»

1

«Вылепи свою любимую игрушку»

1

«Котенок»

1

«Девочка в зимней шубке»

1

«Снегурочка»

1

«Зайчик»

1

«Наши гости на новогоднем празднике»

1

«Щенок»

1

Лепка по замыслу

1

«Кувшинчик»

1

«Птицы на кормушке»

1

«Петух» (по мотивам дымковской (или другой народной) игрушки)

1

«Белочка грызет орешки»

1

«Девочка пляшет»

1

«Сказочные животные»

1

« Красная Шапочка несёт бабушке гостинцы»

1

«Зоопарк для кукол»

                                                                                                             Итого:

1

22

6.  Календарно- тематическое планирование организованной образовательной деятельности. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: лепка. (Подготовительная к школе группа).

Месяц

Тема недели

Тема

Программное содержание

Сентябрь

День знаний

Фрукты для игры в магазин»

Учить детей передавать форму и характерные особенности фруктов при лепке с натуры, использовать знакомые приемы лепки: оттягивание, сглаживание и др. Уточнить знание форм (шар, цилиндр). Учить сопоставлять изображение с натурой и оценивать его в соответствии с тем, как натура передана в лепке.

Осень

«Корзина с грибами»

Упражнять детей в передаче формы разных грибов с использованием приемов лепки пальцами. Закреплять умение лепить корзину. Уточнить знание формы (диск). Воспитывать стремление добиваться хорошего результата.

Октябрь

Мой город, моя страна, моя планета

 «Девочка играет в мяч»

Закреплять умение лепить фигуру человека в движении (поднятые, вытянутые вперед руки и т.д.), передавая форму и пропорции частей тела. Упражнять в использовании разных приемов лепки. Закреплять умение располагать фигуру на подставке.

День народного единства

«Петушок с семьёй» » 

(по рассказу

К. Д. Ушинского)

Учить детей создавать коллективными усилиями несложную сценку из вылепленных фигур. Закреплять умение лепить петуха, кур, цыплят. Добиваться большей точности в передаче основной формы, характерных деталей. Формировать умение коллективно обдумывать расположение птиц на подставке.

Ноябрь

День народного единства

«Ребенок с котенком

(с другим животным)»

Учить детей изображать в лепке несложную сценку (ребенок играет с животным), передавая движения фигур человека и животного. Закреплять умение передавать пропорции тела животного и человека. Упражнять в использовании основных приемов лепки.

«Птица» (по дымковской игрушке»

Закреплять умение лепить из целого куска глины фигурки по мотивам народных игрушек, передавая их характер, используя разнообразные приемы лепки (оттягивание, прищипывание, сглаживание и др.). Развивать эстетическое восприятие.

Лепка по замыслу.

 Учить самостоятельно намечать содержание лепки; тщательно отделывать форму фигуры, детали, добиваясь выразительности задуманного, используя известные способы лепки. Учить доводить начатое до конца, правильно оценивать свою работу и работу товарища

«Дымковские барышни»

Закреплять умение лепить по мотивам народной

игрушки. Формировать умение лепить полые формы (юбка барышни), соблюдать пропорции фигуры. Развивать эстетическое восприятие, чувство формы, эстетический вкус, творчество.

Декабрь

Новый год

«Птица» ( по дымковской игрушке)

Закреплять умение лепить из целого куска пластилина фигурки по мотивам народных игрушек, передавая их характер, используя разнообразные приемы лепки. Развивать эстетическое восприятие.

«Девочка и мальчик пляшут»

Учить детей лепить фигуру в движении (по скульптуре). Закреплять умение передавать в лепке фигуру человека, форму частей тела, пропорции. Формировать умение действовать, договариваясь о том, кто кого будет лепить.

Январь

Зима

Коллективная лепка «Звери в зоопарке»

(по рассказам Е. Чарушина

Закреплять умение лепить из целого куска, правильно передавать пропорции тела, придавать линиям плавность, изящность. Воспитывать умение правильно оценивать свои работы и работы товарищей.

«Как мы играем зимой»

Закреплять умение лепить человека в движении. Добиваться отчётливости в передаче формы, движения. Учить отбирать наиболее выразительные работы для общей композиции. Развивать эстетическое восприятие, творческие способности.

Февраль

День Защитника Отечества

«Пограничник с собакой»

 Закреплять умение лепить фигуры человека и животного, передавая характерные черты образов. Упражнять в применении разнообразных технических приемов (лепка из целого куска, сглаживание, оттягивание и т.д.). Продолжать учить устанавливать вылепленные фигуры на подставке.

«Конёк-Горбунок»

Учить детей самостоятельно выбирать для изображения эпизоды сказки, добиваться более полного их отражения в работе. Развивать воображение, творчество.

Март

Международ-

ный

женский

день

«По щучьему веленью»

Продолжать учить детей лепить небольшую скульптурную группу по мотивам сказки, передавая пропорциональные отношения между персонажами. Закреплять умения передавать фигуры в движении, располагать фигуры на подставке. Продолжать развивать умение оценивать работы, самостоятельность, творчество.

Народная культура и традиции

«Встреча Ивана-Царевича с лягушкой»

Учить детей изображать несложный эпизод сказки. Закреплять умение передавать строение фигуры человека и животного, пропорции их тел, соотношение по величине между человеком и животным. Развивать образные представления, воображение.

Апрель

Весна

«Персонаж любимой сказки»

Учить детей выделять и передавать в лепке характерные особенности персонажей известных сказок, пользуясь освоенными ранее приемами лепки из целого куска и умением устанавливать фигуры на ногах, передавать то или иное положение, движения рук и ног

День Победы

«Декоративная пластина»

Учить создавать  декоративные пластины: наносить пластилин ровным слоем на картон, разглаживать, затем стекой рисовать узор.

Май

День Победы

«Доктор Айболит и его друзья»

Закреплять умение детей передавать в лепке образы литературных героев. Воспитывать стремление добиваться выразительного решения образа. Развивать образные представления

До свиданья, детский сад»

«Черепаха» (лепка с натуры)

Учить детей лепить животное с натуры, передавая пропорции и характерные особенности формы, частей тела. Закреплять умение применять знакомые приемы лепки (лепка по частям, нанесение рельефа стекой, при лепке одинаковых частей (лапы и др.) сначала вылепить все части, установить их одинаковость, а затем закрепить на изделии).

7. Тематическое планирование Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: лепка. ( Подготовительная к школе группа)

                                 Тема

Количество

Фрукты для игры в магазин»

1

«Корзина с грибами»

1

 «Девочка играет в мяч»

1

«Петушок с семьёй» » (по рассказу К. Д. Ушинского)

1

«Ребенок с котенком (с другим животным)

1

Лепка по замыслу

1

«Дымковские барышни»

1

«Птица» ( по дымковской игрушке)

1

«Девочка и мальчик пляшут»

1

Коллективная лепка «Звери в зоопарке»(по рассказам Е. Чарушина

1

«Как мы играем зимой»

1

«Конёк-Горбунок»

1

«По щучьему веленью»

1

«Встреча Ивана-Царевича с лягушкой»

1

«Персонаж любимой сказки»

1

«Декоративная пластина»

1

«Доктор Айболит и его друзья»

1

«Черепаха» (лепка с натуры)

1

                                                                                                              Итого:

18

8.  Литература:

  1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.-3-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-368с.;
  2. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Подготовительная к школе группа/ В.В.Гербова, Н.Ф.Губанова и др.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.-176с.

  1. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий.-МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-128с:цв.вкл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (Программа) организации деятельности педагога с детьми 6-7 лет, подготовительная к школе группа, общеразвивающей направленности

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 1 ст.  Копанская муниципального образования Ейский район    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (Программ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекционно-развивающей работы для детей с нарушениями речи» (старшая/подготовительная к школе группа)

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные уме...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекционно-развивающей работы для детей с нарушениями речи» (старшая/подготовительная к школе группа)

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные уме...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА организации деятельности учителя-логопеда, с детьми 6-7 лет, подготовительная к школе группа компенсирующей направленности

Данная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования и предс...

Рабочая программа кружка по ПДД «Юный пешеход» для детей старшей и подготовительной к школе группы дошкольного возраста (5-7 лет)

ЛГ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение"Детский сад общеразвивающего вида №4"Золотой петушок"       Ра...

Рабочая программа для совместной деятельности педагога с детьми 6-7 лет подготовительной к школе группы в соответствии с ФГОС ДО.

Рабочая программа для совместной деятельности педагога с детьми 6-7 лет подготовительной к школе группы в соответствии с ФГОС ДО....