Рабочая программа "Волшебная мастерская"
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)

Рабочая программа "Волшебная мастерская" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_st.gr_.docx35.74 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

кружка художественной направленности

«Волшебная мастерская»

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе.        В настоящий момент педагогу необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы он наиболее полно отвечал возрастным и индивидуальным особенностям определённой группы детей, способствовал развитию интеллектуальных и творческих способностей дошкольника.

Для этого важно подобрать наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных педагогических технологий. Задача педагога – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Развитие творческих способностей наиболее полно проявляется в продуктивных видах деятельности.

Развитию детского творчества, активности, воображения способствуют разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных и привычных, поиски новых решений. Нетрадиционные техники рисования – способ создания изобразительного образа с помощью различных материалов (бумага, поролон, вата, нить, пробка и т.д.) безопасных для организации деятельности детей и выразительными средствами (выдувания, тычок, процарапывания, обрывания, теснения, прикладывания и т. д. ). В творческих видах деятельности детей развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов,  а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия. Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, продукта творческой деятельности необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Эмоциональное отношение к объектам  эстетического характера (искусство, жизнь, природа). Эмоциональное отношение к художественной деятельности – это важнейший фактор формирования у детей художественно-творческих способностей и эстетического воспитания вообще. Эмоциональное положительное отношение – основа любой деятельности, тем более художественно-речевой, музыкальной, игровой – обеспечивается  удовлетворением в деятельности тех или иных потребностей ребенка.                         Нетрадиционные техники рисования, работа с бумагой, пластилином, тестом демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребёнку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в работе свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приёмов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий, и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приёмы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования, лепки, аппликации, работе с тестом. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала и разнообразных техник выполнения творческого задания.

Программа предполагает формирование ценностных, эстетических ориентиров, художественно – эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Наименование программы

1

Воспитание ребенка- дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно – творческого: В мире прекрасного: программ. – метод. Пособие.- М.: изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 368.: ил. – («Росинка»). Л.В. Куцакова С.И. Мерзлякова

Цель и задачи рабочей программы

Цель: формировать художественное, творческое мышление и нравственные качества  личности через различные способы рисования, лепки                         ( пластилинография), работы с бумагой, тестом; развивать  художественные способности детей путём экспериментирования с различными материалами, с помощью нетрадиционных  художественных  техник.

Задачи:

  1. Обучать техническим приемам и способам изображения с использованием различных нетрадиционных  техник и материалов.
  2. Развивать ручную умелость у детей старшего дошкольного возраста посредством рисования,  пластилинографии, работы с бумагой и тестом.
  3. Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством различных видов творческой деятельности.
  4. Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
  5. Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
  6. Воспитывать навыки аккуратной работы с различными материалами.
  7. Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
  8. Воспитывать желание участвовать в создании коллективных работ.
  9. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
  10. Развивать интерес к процессу и результатам работы.
  11. Формировать умение оценивать созданные изображения.

Требования к содержанию рабочей программы

Продолжительность учебного года 29 недель 

Продолжительность занятий — старший дошкольный возраст 25 минут
Периодичность занятий 1 раз в неделю после дневного сна.
Целевая аудитория:  старшая группа, дети 5-6 лет.
Количество детей: 8

Диагностика уровня знаний и умений детей проводится 2 раза в год (октябрь, апрель).


Кружок проводится в интеграции с областями НОД:
• «Развитие речи» — обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем мире.
• «Познавательные» занятия - закрепление образов и понятия о живой и не живой природе.
• «Музыкальные занятия» - слушание музыки, голоса птиц, и звуков природы.

Планируемые результаты освоения программы

Значительное повышение уровня развития творческих способностей детей.

Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

 Развитие творческой активности на занятиях, самостоятельности.

Формирование способности к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными и нетрадиционными материалами.

Развитие креативности.

Индивидуальный «почерк» детской продукции.

Развитие общей ручной умелости.

Оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта (результата) детского творчества.

Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

Тематические выставки в МБДОУ.

Участие в городских и областных, всероссийских выставках и конкурсах в течение года.

Описание образовательной деятельности

Самостоятельное создание объёмных и рельефных изображений; лепка смешанным и пластическим способом; использование разнообразных пластических материалов и дополнительных материалов для декорирования; самостоятельное использование инструментов. Стремление создавать аккуратные и качественные работы.

Описание методического обеспечения Программы

1. ТСО (магнитофон, видеозаписи, мультимедийные презентации).

2. Учебно-наглядные пособия (муляжи, образцы, предметы народного декоративно-прикладного искусства)

3. Оборудование (краски, гуашь, кисточки, салфетки, клеенки, пластилин, стеки, бросовый материал, магнитная доска, ширма, волшебный мешочек, волшебный сундучок)

Список литературы

Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. – Скрипторий, 2003.

Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» -

М.,2007 г.

3.Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» - П., 1981 г.

Перспективный план работы кружка художественной направленности

«Волшебная мастерская»

для детей старшего дошкольного возраста  (5-6 лет)

№ недели

Тема

Вид творчества

Техника выполнения

Задачи

1

Бабочки

Рисование

Монотипия

Познакомить детей с техникой монотопии. Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление

2

Дары осени.

Корзина для овощей и фруктов

Пластилинография

Обучать детей приемам работы в технике «пластилинография»: лепить отдельные детали — придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей.

 Учить использовать для работы разнофактурный материал.

3

Гроздь винограда

Аппликация из смятых салфеток

Продолжать знакомить детей с видом аппликации из смятых салфеток. Учить детей скатывать бумажные шарики одинаковой величины, аккуратно  наклеивать их на форму, создавать композицию.

4

Знакомство с инструментами и приспособлениями

для лепки из теста.

Простые формы из теста.

Тестопластика

Познакомить с материалом для тестопластики – соленым тестом. Основными приспособлениями для лепки из теста. Учить делать простые формы из теста.

5

Пушистые животные

Рисование.

Тычком, жесткой кистью

Рисование пушистых животных «тычком», жесткой кистью. Учить детей правильно набирать краску на кисть, лишнюю краску убирать на салфетку.

6

Арбуз

Пластилинография

Осваивать новые способы рисования с помощью пластилина.         Осваивать способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости. Закреплять навыки раскатывания, сплющивания.

7

Яблочко с червячком

Пластилинография

Упражнять в выполнении работы в нетрадиционной технике исполнения — пластилинография

Закреплять умение соединять части изделия, заглаживая места скрепления

8

Осень в лесу

Ёжик

Бумаготворчество

Складывание бумаги веером

Закреплять у детей основные приемы аппликации. Учить выполнять фигурку ежика из бумаги, сложенной веером. Учить аккуратно складывать бумагу, разворачивать веер для получения иголок у ежа.

9

Гроздь винограда

Рисование.

Рисование пальчиками, отпечаток листьями

Учить технике пальчикового рисования, развивать мелкую моторику пальцев. Помочь детям осознать ритм , как изобразительно – выразительное средство.

10

Кошечка

Рисование.

Манной крупой, акварельными красками

Учить детей рисованию разными материалами

( манной крупой).Использовать трафареты и шаблоны для более выразительного изображения кошечки.

11

Рыбки

Пластилинография

Барельеф.Создание рельефа с помощью различных печаток( бросовый материал)

Закреплять умения детей в работе с пластилином на плоскости. Учить детей приему «вливания одного цвета в другой».

 Воспитывать чувство любви к красоте родной природы.

12

Морское дно

(водоросли, обитатели морского дна)

Пластилинография.

Учить создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения отдельных частей.        Развивать мелкую моторику рук.

13

Цыпленок

Бумаготворчество

Аппликация из мятых салфеток

Продолжать детей аккуратно скатывать шарики из салфеток разного цвета одинакового размера.

14

Ромашка

Тестопластика

Учить вырезать цветы из раскатанных кусков теста, используя формочки или ножичек. Учить скреплять простые детали

15

Зимние деревья

Бумаготворчество.

Обрывная аппликация

Учить детей создавать композиции из мелких кусочков бумаги, полученных путем отрывания кусочка от большого листа бумаги. Развивать творчество.

16

Новогодние игрушки

Тестопластика

Закончить работу. Закреплять умения лепить елочные игрушки разной формы. Учить сочетать между собой различные заготовки.

17

Дед Мороз

Рисование пшеничной крупой, акварельными красками

Продолжать развивать различные техники нетрадиционного рисования. Учить детей аккуратно наносить клей по контуру рисунка , наносить пшеничную крупу, закрашивать акварельными красками.

18

Морозный узор на окне.

Рисование.

Фотокопия

Учить детей рисовать разными материалами: (восковые мелки, акврель) Помочь детям усвоить навык проведения линий в произвольном и заданном направлении.

19

Новый год

Елочка с игрушками мишурой

Пластилинография

Закончить работу, используя навыки, полученные ранее Добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала.

20

Снегири

( продолжение)

Бумаготворчество

Украшение деталями

Закончить работу. Украсить работу деталями, используя приемы торцевания.

21

Подкова на счастье

Тестопластика

Продолжать упражнять детей в раскатывании теста скалкой, работая двумя руками одновременно.

Для орнамента использовать мелкие шарики, диски, жгутики - развивать общую ручную умелость. Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.

22

Снеговик в сугробах

Пластилинография

Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определенное время года.        Осваивать способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости. Закреплять навыки раскатывания, сплющивания. Стимулировать интерес к экспериментированию в работе; включать в оформление работы «бросовый» материал для создания необычных поверхностей в изображаемом объекте.

23

Подарок папе.

Кораблик

Бумаготворчество

Аппликация из разных видов бумаги.

Учить выполнять аппликацию, используя ранее изученные техники аппликации и разные виды бумаги. Развивать замысел, воображение, творчество.

24

Золотая рыбка

Бумаготворчество.

Аппликация на DVD диске из конфетти

Учить выполнять аппликацию, используя ранее изученные техники аппликации и разные виды бумаги. Учить выполнять аппликацию на нетрадиционном материале – DVD диске.  Развивать замысел, воображение, творчество.

25

Подарок маме.

Подсвечник

Тестопластика

Продолжать упражнять детей в раскатывании теста скалкой, работая двумя руками одновременно.

Для орнамента использовать мелкие шарики, диски, жгутики - развивать общую ручную умелость. Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.

26

Подарок маме.

Подсвечник

Тестопластика.

( закончить работу)

Закончить работу. Оформить подсвечник различными элементами орнамента.

27

Ночь

( подготовка бумаги, натирание бумаги свечей, тонирование тушью)

Рисование.

Граттаж

Продолжать детей знакомить с техникой выполнения рисунка  « граттаж» - путем процарапывания острым предметом. Развивать навык процарапывать рисунок с различной силой нажима, для достижения более четкого образа.

28

Цветы в корзине

( Диск DVD + пластилин)

Пластилинография

Учить выполнять различные цветы  в технике пластилинография. Закреплять умения          детей приемам работы в технике «пластилинография»: лепить отдельные детали — придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей.

29

Домовенок Кузя

Тестопластика

Закрепить умение лепить фигуру человека в движении.

Закрепить умение располагать фигуру на подставке

Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.

Список детей кружка

«Волшебная мастерская»

  1. Богомолов Максим
  2. Бушуев Всеволод
  3. Дюкова Пелагея
  4. Климов Максимельян
  5. Климович Полина
  6. Поковыров Семен
  7. Фалеев Тимофей
  8. Черных София


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для детей 4-7 лет "Творческая мастерская"

Содержание программы. Перспективно - тематическое планирование....

Рабочая программа кружка "ТИКО - мастерская"

Пояснительная запискаПрограмма «ТИКО - мастерская» имеет научно-познавательное направление и реализуется на занятиях кружка «ТИКО - мастерская».Актуальность программы «ТИКО - мастерская» обуслов...

рабочая программа кружка "Творческая мастерская"

Предлагаю Вашему вниманию рабочую программу кружка "Творческая мастерская"...

Рабочая программа кружка "Рабочая мастерская"

Занятие для старшей-подготовительной группы из подвижного и лего конструктора....

Рабочая программа "Мастерская Самоделкина"

рабочая программа по дополнительному образованию для работы с детьми 3-4, 4-5 лет по развитию творческих способностей...