Аппликация «Украшение фартука башкирским орнаментом». средняя группа
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)

Якупова Ляйсян Айратовна

Цель: формировать интерес к аппликации.

Образовательные задачи: формировать навыки разрезания полоски пополам, предварительно сложив ее, симметрично располагая, составлять элементы башкирского орнамента; закреплять умение правильно держать ножницы и правильно действовать ими; закреплять умение аккуратно наклеивать детали;

продолжать знакомить детей с башкирским национальным женским костюмом; уметь выделять некоторые характерные детали, украшающие одежду: күлдәк, камзол, кәпәс, итек.

Развивающие задачи: развивать чувство композиции, чувство цвета, глазомер, мелкую моторику, усидчивость, аккуратность.

Воспитательные задачи: воспитывать любовь к башкирскому народному творчеству, трудолюбие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие.
Средства реализации: кукла Айгуль в национальном костюме, музыкальное сопровождение.

Демонстрационный материал: образец фартука

Раздаточный материал: шаблон фартука на каждого ребенка, красная и черная прямоугольные полоски разных размеров( 10 * 5, 6 * 3) на каждого ребенка, клеёнки, кисточки для клея, подставки для кисточек, ножницы, салфетки тряпочные, клейстер.
Предварительная работа: чтение башкирских народных сказок, рассматривание иллюстраций   с изображением одежды и быта башкир, изделий башкирских мастеров, башкирских орнаментов, д/и: «Собери башкирский ковер», «Составь орнамент».

Словарная работа: күлдәк, камзол, кәпәс, итек, башкирский национальный костюм.

Методические приёмы: сюрпризный момент, художественное слово,  вопросы к детям, индивидуальные и хоровые ответы детей, поощрение и похвала детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: формировать интерес к аппликации.

Образовательные задачи: формировать навыки разрезания полоски пополам, предварительно сложив ее, симметрично располагая, составлять элементы башкирского орнамента; закреплять умение правильно держать ножницы и правильно действовать ими; закреплять умение аккуратно наклеивать детали;

продолжать знакомить детей с башкирским национальным женским костюмом; уметь выделять некоторые характерные детали, украшающие одежду: күлдәк, камзол, кәпәс, итек.

Развивающие задачи: развивать чувство композиции, чувство цвета, глазомер, мелкую моторику, усидчивость, аккуратность.

Воспитательные задачи: воспитывать любовь к башкирскому народному творчеству, трудолюбие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие.
Средства реализации: кукла Айгуль в национальном костюме, музыкальное сопровождение.

Демонстрационный материал: образец фартука

Раздаточный материал: шаблон фартука на каждого ребенка, красная и черная прямоугольные полоски разных размеров( 10 * 5, 6 * 3) на каждого ребенка, клеёнки, кисточки для клея, подставки для кисточек, ножницы, салфетки тряпочные, клейстер. 
Предварительная работа: чтение башкирских народных сказок, рассматривание иллюстраций   с изображением одежды и быта башкир, изделий башкирских мастеров, башкирских орнаментов, д/и: «Собери башкирский ковер», «Составь орнамент».

Словарная работа: күлдәк, камзол, кәпәс, итек, башкирский национальный костюм.

Методические приёмы: сюрпризный момент, художественное слово,  вопросы к детям, индивидуальные и хоровые ответы детей, поощрение и похвала детей.

Ход ООД:
Организационный момент
:

Дети стоят в кругу, выполняют движения по тексту:

Мы пришли в детский сад (имитируем ходьбу)

Семен рад и Софья рада,

И конечно все ребята (хлопаем в ладоши)

Нашей встрече очень рады!

            Так же и наши гости очень рады встрече с нами. Подарим им нашу улыбку и поприветствуем. 

 Сюрпризный момент.  Вношу куклу Айгуль в башкирском национальном костюме.
Воспитатель: к нам пришла в гости  кукла Айгуль « Башкирская красавица».
Воспитатель: давайте поздороваемся

Дети: здравствуйте Айгуль
Воспитатель: Айгуль пришла к нам в башкирском национальном костюме. (Дети рассматривают ее) 

Воспитатель: посмотрите, какое у нее красивое платье на башкирском языке называется – күлдәк (хоровые ответы),  платье с оборками внизу, поверх платья надет жилет - камзол (хоровые ответы), а украшают одежду монетки. На голове меховая шапка - кәпәс (хоровые ответы), а на ногах красные сапоги – итек (хоровые ответы).
Воспитатель: вам понравился национальный костюм Айгуль?
Дети: да, нам очень понравился ее башкирский костюм.

Воспитатель: Айгуль со своими подружками хочет исполнить «Танец с фартуками», но фартуки у них не нарядные.

Айгуль просит вас украсить фартуки башкирским орнаментом.

Воспитатель: поможем Айгуль?

Дети: да

Дети садятся за столы, обращаю внимание на осанку
Воспитатель: Айгуль принесла вот такой фартук (показываю готовый фартук). Рассмотрим его. 

Воспитатель: какого цвета фартук?
Дети: фартук желтого цвета (хоровые ответы детей)
Воспитатель: он украшен башкирским орнаментом. Из каких геометрических фигур украшен фартук?
Дети: большие и маленькие квадраты.(хоровые ответы детей)

Воспитатель: для того чтоб украсить фартук нам понадобится  две полоски разного цвета красного и черного.  Посмотрите, красную полоску, складываю пополам, соединяю стороны, проглаживаю пальчиком линию сгиба, затем беру черную полоску и так же складываю пополам, соединяю стороны, проглаживаю пальчиком по линию сгиба.  Красную полоску, развернув её, аккуратно разрезаю ее  по линии сгиба, у нас получились два красных квадрата. Черную полоску, так же аккуратно разрезаю  по линии сгиба, получились два черных квадрата.

Воспитатель: Составляем орнамент.  Красный квадрат выкладываю на нижней части фартука углом вниз. Вот так. (Показываю  на доске) Другой красный квадрат и выкладываю его на верхней части фартука углом вверх. Вот так. (Показываю на доске). Черный квадрат и выкладываю  по центру на нижний красный квадрат стороной вниз, так же, другой черный квадрат выкладываю по центру на красный верхний квадрат стороной вверх.  Вот так. (Показываю на доске)

Дети разворачивают стулья к столу. Обращаю внимание на осанку.

Воспитатель: дети, возьмите полоску красного цвета сложите пополам, соедините стороны, прогладьте пальчиком линию сгиба. А теперь возьмите полоску черного цвета , так же сложите пополам, соедините стороны, прогладьте пальчиком линию сгиба.

Воспитатель: Возьмите ножницы. Напоминаю, ножницы держим большим и средним пальцами, придерживая указательным, следим за пальцами левой руки, режем от себя, ножницами работаем аккуратно, по сторонам не размахиваем.

Воспитатель: выложите из полученных квадратов орнамент.

Какого цвета квадрат мы выложим сначала?

Дети: красный квадрат  

Воспитатель: а потом что вы выкладываете?

Дети: черные квадраты

Физминутка:

Вот шагает к нам Айгуль  (Дети идут, «придерживая подол длинного платья»)

В желтом новом, длинном платье.

Айгуль к нам идет  (Имитация движений)

И платочек достает.

Нам платочком машет,  

Как пружинка пляшет.  (Руки на поясе, делают «пружинку»).

Дети садятся, обращаю внимание на осанку.

Воспитатель: теперь мы будем наклеивать элементы орнамента  на фартук. Берем на  кисточку немного клейстера, кисточку держим тремя пальцами, работаем на клеенке, приклеенную деталь прижимаем сверху салфеткой, чтобы убрать лишний клейстер. Не забывайте убирать кисточку на подставку. Приступаем к работе.

Индивидуальная работа детей за столами.
(Задание выполняется под легкую башкирскую мелодию. Кукла Айгуль наблюдает за детьми.)
Воспитатель: все закончили, молодцы! А теперь давайте посмотрим, как вы выполнили свои работы. (Вывешиваю работы детей на доске)

Посмотрите какие замечательные фартуки у нас получились.

Рефлексия:

Воспитатель: кто к нам пришел сегодня в гости?

Дети: «Башкирская красавица» кукла Айгуль (хоровые ответы детей)

Воспитатель: с какой просьбой она пришла?

Дети: просила украсить фартуки (хоровые ответы детей)

Воспитатель: из каких фигур мы украшали фартук?

Дети: из квадратов

Воспитатель: какой орнамент мы составили из квадратов?

Дети: башкирский орнамент (хоровые ответы детей)

Воспитатель: теперь у Айгуль и ее подружек будут нарядные фартуки,
кукла Айгуль благодарит вас за помощь.

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект

организованной образовательной деятельности

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

раздел: Аппликация

Тема: «Украшение фартука башкирским орнаментом».

возрастная группа: I средняя

                                                                     Выполнил: воспитатель

                                                                     Якупова Ляйсян Айратовна

                                                                     Квалификационная категория – первая

                                                                     Педагогический стаж – 7  лет

Туймазы – 2019г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по аппликации «Украшение салфеточки» для детей средней группы

Цель: Развитие конструктивных способностей детей. Задачи: - Совершенствовать знание круглой, квадратной и треугольной формы.             - Упражнять д...

Художественно – эстетическое развитие.Тема: «Украшение фартука башкирским орнаментом»

Цель: Познакомить детей с элементами башкирского орнамента. ...

Украшение фартука башкирским орнаментом

Формировать навыки разрезания полоски пополам, предварительно сложив ее, симметрично располагая, составлять элементы башкирского орнамента; закреплять умение правильно держать ножницы и правильно дейс...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Украшение камзола башкирским орнаментом»

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Украшение камзола башкирским орнаментом»...