Проект "Народная игрушка"
проект по аппликации, лепке (старшая группа)

Сумина Олимпиада Рысовна

приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре через знакомство с народной игрушкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_narodnaya_igrushka.docx35.59 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«НАРОДНАЯ ИГРУШКА»

Цели и задачи проекта.

Цель проекта: приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре через знакомство с народной игрушкой.

Задачи проекта:

  1. Познакомить с историей народной игрушки (деревянной, тряпичной, глиняной).
  2. Формировать интерес к культуре русского народа и уважение к национальным традициям.
  3. Развивать творческие способности детей через приобщение к исконно русскому промыслу - изготовлению игрушек.
  4. Повышать компетентность родителей в вопросах воспитании через информирование; вовлечение их в совместную деятельность для установления партнерских взаимоотношений.
  5. Пополнить предметно – пространственную развивающую среду в группе путем создания мини – музея народной игрушки.

В образовательной области: «Речевое развитие»

Коммуникативная деятельность: она включала в себя такие формы и методы работы с детьми, как:

Беседы:

  • «Что ты знаешь о русских народных игрушках?»
  • «Игрушки не простые – глиняные расписные»
  • «Матрешка – народная игрушка»
  • «Бабушкины куклы»

Целью бесед является знакомство детей с народной культурой, промыслами и видами русских народных игрушек.

Восприятие художественной литературы и фольклора:

  • Заучивание стихотворения В. Феофанова «Чем знаменито Дымково!»
  • Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная»
  • Чтение и обсуждение произведения И. Рюминой «Куклы наших бабушек»
  • Заучивание потешек и стихотворений о матрешках
  • Отгадывание загадок

Цель: формирование эмоционального отношения к литературным произведениям на основе знакомства с народной игрушкой.

Составление описательных рассказов на тему:

«Матрешка – народная игрушка».

Цель: развитие связной речи, активизация словаря; развитие умения составлять описательный рассказ по образцу.

Речевые игры:

«Что из чего – какое?», «Объясни словечко».

Цель: обогащение и активизация словаря.

В образовательной области: «Познавательное развитие»

Познавательно – исследовательская деятельность:

Просмотр презентаций:

  • «Путешествие в страну глиняных игрушек»
  • «История создания Матрешки»
  • «Куклы из бабушкиного сундука»

Цель: расширение представлений детей о разнообразии народного искусства.

Организованная образовательная деятельность:

  • «Путешествие в музей матрешки»

Цель: расширение представлений детей о разнообразии матрешек, истории ее происхождения.

Экспериментированиес глиной.

Рассматривание иллюстраций, тематических альбомов, народных игрушек, иллюстрированных книг с рассказами и сказками.

В образовательной области: «Художественно – эстетическое развитие»

Продуктивная деятельность:

  • ООД «Барашек» (лепка из скульптурного пластилина и роспись игрушки по мотивам дымковской росписи)
  • «Дымковский индюк» (пластилинография)
  • «Дымковская барыня» (поделка из бумаги)
  • Роспись матрешек (рисование)
  • «Дымковская лошадка» (лепка)
  •  Работа в раскрасках «Водоноска» (по мотивам дымковской росписи)

Цель: приобщение детей к исконно русскому промыслу – изготовлению игрушек; развитие умения создавать декоративную композицию в жанре дымковской росписи.

В образовательной области: «Социально – коммуникативное развитие»:

Игровая деятельность:

  • Дидактические игры:  «Народные промыслы», «Подбери узор», «Что бывает из дерева, глины, ткани», «Что лишнее?», «Угадай на ощупь»
  • Игры с матрешками и самодельными куклами из ткани
  • Сюжетно – ролевая игра «Путешествие в мастерскую»

В образовательной области: «Физическое развитие»:

Двигательная деятельность

  • Пальчиковые игры: «Мастера»,
  • Физкультминутки и динамические паузы: «Матрешки танцуют», «Дружные матрешки»
  • Народные подвижные игры «Как у наших у ворот», «Ручеек», хороводная музыкальная игра «Гори, гори ясно!» и другие.

  1. Работу с родителями.

Она включает в себя:

  • Консультация «Загадка дымковской игрушки»
  • Консультация «Роль народной игрушки в духовно – нравственном воспитании дошкольников»
  • Буклет «Тряпичная кукла как средство приобщения детей к народной культуре»
  • Мастер – класс с родителями «Кукла колокольчик»

  1. Создание развивающей предметно – пространственной среды.
  • Оформление мини – музея «Народная игрушка».

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этапы реализации проекта

1 этап -  подготовительный

Разработка конспектов бесед и организованной образовательной деятельности с детьми,подготовка иллюстративного и дидактического материала,составление познавательных презентаций о народной игрушке,разработка демонстрационно-информационного материала для родителей,разработка календарного плана по реализации проекта.

2 этап -  основной

Организация и проведение работы по реализации задач проекта.

3 этап заключительный

Изучение эффективности реализации проекта, выставка детского творчества «Народные игрушки», оформлен мини – музей «Народная игрушка».

ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

СОДЕРЖАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

1.

Беседа «Что ты знаешь о русских народных игрушках?»

формирование представлений детей о народной культуре, народных промыслах

воспитатели

2.

Беседа «Игрушки не простые – глиняные расписные»

расширение представлений детей о народной культуре, народных промыслах – дымковской игрушке

воспитатели

3.

Просмотр презентации «Путешествие в страну глиняных игрушек»

расширение представлений детей о разнообразии народного искусства – лепке игрушек из глины

воспитатели

4.

«Дымковский индюк» (пластилинография)

учить декоративно оформлять плоскостное изображение – украшать элементами дымковской, декоративной росписи (кругами, пятнами, точками, линиями и т.д.)

воспитатели

5.

«Дымковская барыня» (поделка из бумаги)

развивать умение детей создавать декоративную композицию в жанре дымковской росписи, самостоятельно составлять узор на изделии новой формы

воспитатели

6.

Чтение и заучивание стихотворения В. Феофанова «Чем знаменито Дымково!»

формирование эмоционального отношения к литературным произведениям

воспитатели

7.

Народная подвижная игра «Как у наших у ворот»

сохранение и укрепление народных традиций, развитие двигательной активности детей

воспитатели

8.

Дидактическая игра «Народные промыслы»

продолжение знакомства детей с народными промыслами, развитие внимания, памяти.

воспитатели

9.

Беседа «Матрешка – народная игрушка»

знакомство с русской народной игрушкой – матрешкой, ее характерными особенностями

воспитатели

10

Просмотр мультипликационного фильма «Секрет матрешки»

расширение представлений детей об истории матрешки

воспитатели

11

ООД «В музее матрешек»

расширение представлений детей о разнообразии матрешек, истории ее происхождения.

воспитатели

12

Беседа «Бабушкины куклы»

знакомство с историей и видами народных тряпичных кукол

воспитатели

13

Просмотр презентации «Куклы из бабушкиного сундука»

расширение представлений детей об истории народной тряпичной куклы

воспитатели

14

Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная»

формирование эмоционального отношения к литературным произведениям

воспитатели

15

Дидактическая игра «Подбери узор»

составление декоративных композиций на основе знакомства с дымковским промыслом

воспитатели

16

Дидактическая игра «Что бывает из дерева, глины, ткани»

обогащение и активизация словаря

воспитатели

17

Дидактическая игра  «Угадай на ощупь»

развитие тактильных ощущений, умения определять материал на ощупь

воспитатели

18

Сюжетно – ролевая игра «Путешествие в мастерскую»

расширение представлений детей о народных промыслах, развитие ролевого взаимодействия

воспитатели

19

Пальчиковая игра «Мастера»

развитие логоритмических способностей детей

воспитатели

20

Физкультминутки и динамические паузы: «Матрешки танцуют», «Дружные матрешки»

оздоровление детей через двигательную деятельность

воспитатели

21

Народная подвижная игра «Ручеек»

знакомство с народной культурой через народные подвижные игры

воспитатели

22

Хороводная музыкальная игра «Гори, гори ясно!»  

знакомство с народной культурой через народные подвижные игры

воспитатели

23

Роспись матрешек

развитие творческих способностей детей на основе народного творчества

воспитатели

24

Лепка «Барашек» (лепка из скульптурного пластилина на основе дымковских игрушек)

приобщение детей к исконно русскому промыслу – изготовлению игрушек, уточнение представлений о дымковской игрушке

воспитатели

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

СОДЕРЖАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

1.

Консультация «Загадка дымковской игрушки»

Реализация единого подхода детского сада и семьи в приобщении детей к народной культуре и традициям русского народа

воспитатели

2.

Консультация «Роль народной игрушки в духовно – нравственном воспитании дошкольников»

Повышение педагогической культуры родителей путем их просвещения о значении и роли народной игрушки в духовно – нравственном воспитании детей

воспитатели

3.

Буклет «Тряпичная кукла как средство приобщения детей к народной культуре»

Повышение педагогической культуры родителейпутем их просвещения о значении игрушки и ее роли в воспитании детей

воспитатели

4.

Мастер – класс с родителями «Кукла колокольчик»

Установление партнёрских взаимоотношения между детьми, родителями и воспитателями через совместную деятельность

воспитатели

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. У детей расширится представление об истории народной игрушки: глиняной (Дымковской), деревянной (матрешки) и тряпичной куклы.
  2. Появится интерес к изучению истории России, народной культуре и творчеству.
  3. Научатся мастерить и расписывать игрушки по мотивам народной росписи.
  4. Повысится компетентность родителей в вопросах воспитании через информирование; установятся партнерские взаимоотношения, через вовлечение их в совместную деятельность.
  5. Пополнится предметно – пространственная развивающая среда группы игрушками созданными на основе народных промыслов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"

Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...

Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...

Музыкальные игрушки своими руками. Музыкальные игрушки и игры.

Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты.  Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно пр...

Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки

В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....

Логодосуг "Раз игрушка, два игрушка".

Цель логопедического досуга создать праздничное позитивное  настроение у детей, закрепить лексико-грамматический материал по теме "Игрушки", изучаемого на логопедических занятиях. Элементы соревн...

Еще раз об игрушках или Игрушки для самых маленьких.

Всем известно, что игрушки детям необходимы, но как выбрать именно такие, которые будут полезны, с которыми ребенок будет играть долго? Подробнее остановимся на играх и игрушках, необходимых для полно...