Пластилинография, как средство развития мелкой моторики рук»
материал по аппликации, лепке (старшая группа)

Арабок Альфина Насиховна

 

План по самообразованию:

 Тема «Пластилинография, как средство развития мелкой моторики рук»

 

 

 

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samobr.docx27.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №16 г. Туймазы Муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

План по самообразованию:

Тема «Пластилинография, как средство развития мелкой моторики рук»

Выполнил:

воспитатель

Арабок А.Н

категория: без категории

Стаж работы :15 лет

Туймазы 2019

Пояснительная записка

Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста всегда остро стояла перед педагогами и родителями. Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев». На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые стимулируют работу речевых центров в коре головного мозга. Поэтому успешное развитие мелкой моторики необходимо для полноценного интеллектуального развития ребенка и развития его речи.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости в процессе организации ООД, режимных моментах в продуктивных видах весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук

Актуальность данной проблемы определила тему моего самообразования «Пластинография ,как средство развития мелкой моторики рук»

Цель:развитие мелкой моторики рук при помощи пластилинографии.

Задачи :

Образовательные:

  • Формировать умение использовать в работе основные приемы

пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание,

вдавливание).

  • Формировать умение принимать задачу, слушать и слышать речь
  • воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
  • Формировать умение обследовать различные объекты (предметы) с

помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и

уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

Развивающие:

  • Развивать интерес к самостоятельной художественной деятельности.
  • Развивать творческие способности ,любознательность, наблюдательность
  • Развивать интерес к сотрудничеству с воспитателем и другими детьми
  • при создании коллективной композиции.

Воспитательные:

  • Воспитывать любознательность и интерес к познанию.
  • Воспитывать желание добиваться успеха собственным трудом
  • Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело  до конца

Актуальность.

Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Принцип данной техники заключается в создании лепкой картины с изображением

 более или менее выпуклых , полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.

Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приёмов: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. Важное значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают приём «вливание одного цвета в другой»

Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Формы работы:

Совместная работа с детьми:

• Рассматривание книг, иллюстраций, репродукций, предметов народного искусства, своих готовых изделий.

• Наблюдения.

• Экспериментирование, опыты с материалом, цветом.

• Организация выставок.

• Изготовление подарков.

• Чтение художественной литературы.

• Дидактические игры.

Самостоятельная деятельность детей.

• Рассматривание фотографий поделок, иллюстративного материала

• Создание поделок.

Работа с родителями:

1. Индивидуальные консультации

2. Выступление на родительском собрании

3. Стендовая информация

4. Раздаточная информация (буклеты)

5. Совместная творческая продуктивная работа родителей и детей

Работа с педагогами:

- Знакомство с опытом работы других воспитателей

- Памятка для воспитателей «Мелкая моторика рук и пластилинография »

 -Консультация   по теме «Развитие творческих способностей детей

дошкольного возраста через нетрадиционную работу с  пластилином  -

пластилинографию».

Ожидаемый результат работы с детьми:

• У детей появится устойчивый интерес к занятию пластилинографией.

• Дети научатся использовать все многообразие усвоенных способов и приемов.

• Дети научатся объединять созданные предметы в коллективную композицию.

• Дети научатся изображать предметы, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, использования разных материалов для декорирования.

Научатся использовать материал для работы:

- Цветной картон

- различные материалы для оформления работ (ленточки, крупы, пайетки и т. д.)

- Доска.

- Стека, чтобы разрезать тесто, делать надрезы и рисовать необходимые элементы.

- Тонкая палочка (для проколов, отверстий) .

- Формочки.

Форма отчета: Выставка детского творчества

План работы

месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Пополнение

развивающей предметно-пространственной

среды

сентябрь

Изучение метод.литературы

Диагностическое обследование.

Составление планирования по теме на год.

«Волшебный пластилин» (знакомство с основными приемами лепки)

Беседы с родителями «Что такое мелкая моторика  и почему ее надо развивать»

цветной мягкий пластилин;

тонированная плотная бумага (картон);

стеки (разных форм и размеров);

дощечка;

природный материал;

влажные салфетки, бумажные салфетки;

магнитная доска;

мольберт.

октябрь

1)«Грибы»

Прямая пластилинография

2) «Осенний лес»

Прямая пластилинография

Анкетирование родителей: «Как вы развиваете мелкую моторику у детей дома».

Демонстрационные работы и образцы в технике пластилинография

ноябрь

1)«Посуда: чайная чашка»

контурная пластилинография

2) «Поздняя осень: ветка рябины»

Мозаичная пластилинография

Консультация «Развитие мелкой моторики через пластилинографию»

Стенды (правила техники безопасности и др.);

технологические карты;

декабрь

1)«Новогодняя игрушка»

Мозаичная пластилинография

2)«Новогодняя ёлка»

Контурная пластилинография

Папка-передвижка  «Веселый пластилин»

Шаблоны для пластилинографии на тему «Зима»

январь

  1. «Снеговик»

Мозаичная пластилинография

Оформление папки -передвижки для родителей «Приемы и способы пластилинографии»

Шаблоны для пластилинографии на тему «Дикние животные

февраль

1)«Веселые пингвины»

Прямая пластилинография

2«Дикие животные»

Мозаичная пластилинография

Рекомендация- консультация для родителей на тему: «Как выбрать пластилин?», подборка интересных и простых поделок из пластилина для занятий с ребенком дома

Картотека пальчиковой гимнастики

март

1)«Цветы для мамы»

Мозаичная пластилинография2)«Весна: птицы прилетели»

Прямая пластилинография

Консультация для родителей «Способности детей на кончиках пальцев»

Шаблоны для пластилинографии на тему «Цветы

апрель

1)«Космическое путешествие!»    Мозаичная пластилинография

2)«Бабочка»

Прямая пластилинография

 Консультация

«Увлекательная и занимательная пластилинография»

Шаблоны для пластинографии  на тему «Космос»

май

1)«Салют Победы»Контурная пластилинография

2) «Одуванчики цветы, словно солнышко желты»Мозаичная пластилинография

Выставка детского творчества

Картотека иллюстраций ко дню победы

Список литературы:


1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.,2007.
2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 1999.
3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1, 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
4. Давыдова Г. Н. Пластилинография – 2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
5. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись – 4. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. 
6. Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. 
7. Доронова Т. Н. Развитие детей в изобразительной деятельности. – «Детство-ПРЕСС», 2005. 
8. Казакова Т. С. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под редакцией Р. Г. Казаковой. М., 2004. 
9. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М.. 2008. 
10. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. М., 2006. 
11. Лыкова И. А. Лепим из пластилина, глины, теста. – «Олма Медиа Групп», 2009.
12.Лыкоква Л. И. программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз-Дидактика», 2007.
13. Яковлева Т. Н. Пластилиновая живопись. – «ТЦ СФЕРА», 2010.

14.Интернет ресурсы:maam.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна? Ученые доказали, что с анатомической точки зрен...

Мастер – класс «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста»

В данном масте-классе педагоги познакомятся с нетрадиционной техникой работы с пластилином....

Презентация «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста».

Данная презентация - это приложение к мастер-классу «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста»....

Опыт работы по теме: «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра в изобразительной деятельности.Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, ...

Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук и творчества детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста - это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение прост...