Консультация для педагогов по теме: «Виды нетрадиционных техник аппликации и их влияние на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
консультация по аппликации, лепке

Кириллова Анна Степановна

Консультация для педагогов по теме: «Виды нетрадиционных техник аппликации и их влияние на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Цель: Ознакомление педагогов ДОУ с опытом работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста по средствам нетрадиционных техник аппликации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Виды нетрадиционных техник аппликации и их влияние на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель 

Кириллова Анна Степановна

Цель: Ознакомление педагогов ДОУ с опытом работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста по средствам нетрадиционных техник аппликации.

В дошкольном возрасте происходят глубокие изменения в моторике ребёнка. Дети становятся более сильными, выносливыми, а их движения – более ловкими и скоординированными. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. В. А. Сухомлинский писал «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, тем точнее, тоньше, сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия; чем глубже вошло взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка, тем больше наблюдательности, пытливости, зоркости, внимательности, способности исследовать в деятельности ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Следствие слабого развития мелкой моторики руки – общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием, с чем я и столкнулась в своей работе с детьми дошкольного возраста. В процессе изобразительной деятельности и декоративно-прикладного творчества развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимая для подготовки руки к письму. Ребенок успешно овладевает письмом. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции.

В дошкольном образовательном учреждении в учебно-воспитательном процессе большую часть времени уделяют творческим занятиям, таким как: лепка, рисования, аппликация. В соответствии с федеральным государственным стандартом (далее ФГОС) обучение детей дошкольного возраста осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности.

По мнению научных исследователей И.А. Лыковой, Л.М. Ковалицкой и других, творчество - это наиболее сложная форма деятельности, присущая человеку, предполагающая включение всех основных психических процессов, знаний и умений, а также отличающееся неповторимостью и оригинальностью.

Инновационные процессы в области аппликации способствуют изменению содержания обучения и традиционных форм работы в развитии творческой деятельности ребенка, путем представления свободы самореализации. В книге Е.А. Янушко «Лепка и аппликация в детском саду» отмечает, что аппликация – это вид продуктивной деятельности ребенка, позволяющий при помощи цветной бумаги, картона, клея и ножниц создавать яркие привлекательные картинки, которые благоприятно влияют на психику ребенка. Аппликация развивает воображение, восприятие и обучает навыкам работы с бумагой и клеем, знакомит с таким полезным инструментам, как ножницы, и учит правильно ими пользоваться.

Стоит отметить, что аппликация способствует всестороннему развитию детей дошкольного возраста и воспитанию:

- сенсорное воспитание – непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами;

- нравственное воспитание – доделывать начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.;

- трудовое воспитание – сочетание умственной и физической активности, умение вырезать, клеить и составлять картинку;

- эстетическое воспитание – чувство цвета, ритмичное расположение его частей.

Нетрадиционные техники аппликации – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одной работе, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Ловкие детские и взрослые руки, а также фантазия способны привести детей в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств — радость созидания и творчества. Работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности для гармоничного развития ребенка. Эти занятия способствуют развитию у него творчества, пробуждают волю, развивают ручные умения и трудовые навыки, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композицией способствует воспитанию художественного вкуса. Дети проявляют интерес к занятиям с нетрадиционными материалами, что является основой положительного отношения к труду.

Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук полностью увлекло и заинтересовало  детей, в процессе занятий предлагаю использовать нетрадиционные техники аппликации. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, нужно проводить с детьми углубленную работу в этом направлении, взаимодействуя  с родителями и специалистами детского сада. Для того чтобы работа была эффективной, целенаправленной, необходимо следовать ряду требований:

  • систематичность и последовательность работы;
  • работа должна соответствовать возрастным требованиям и доставлять ребенку радость;
  • индивидуальный и дифференцируемый подход.

Для достижения поставленной цели определила ряд задач:

  • развивать координацию движений пальцев и кистей рук;
  • развивать речь ребенка;
  • развивать у детей эстетическое восприятие;
  • обучать детей различным приемам при работе в нетрадиционных техниках;
  • воспитывать у детей интерес к нетрадиционным техникам изобразительного и декоративно - прикладного искусства;
  • учить правилам безопасной работы с различными материалами и инструментами;
  • создавать благоприятные условия для работы на занятиях;
  • информировать родителей о значении игр и упражнений, развивающих  мелкую  моторику  у детей дошкольного  возраста.

Виды нетрадиционной аппликации

Нетрадиционные техники

- обрывная аппликация;

- модульная аппликация (мозаика);

- симметричная аппликация;

- коллаж;

- мозаика из скорлупы

- оригами;

- аппликации из ваты и ватных дисков;

- аппликация из конфетти;

- лоскутная аппликация;

- ниткография;

- аппликация из салфеток;

- аппликация из природных материалов (семена, крупы и др.);

-  аппликации из ладошек.

- «сложенный лист пополам»;

- «конус»;

- «петля» (петли из бумажных полосок);

- «спираль» (пружинки из бумажных полосок);

- «скатывание бумаги» (из бумажных шариков);

- «кракле» (из яичной скорлупы);

- «ладошки» (ладошки детей обведены и вырезаны из бумаги);

- «кулечек» (из бумажных квадратов).

- «гармошка»;

Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, даёт полную свободу для самовыражения.

Рассмотрим виды нетрадиционной аппликации более подробно:

•        Обрывная аппликация - этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать, или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

•        Модульная аппликация (мозаика) - при такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники.

•        Симметричная аппликация - для симметричных изображений заготовку – квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера – складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.

•        Коллаж - (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

  • Мозаика из скорлупы – техника кракле - отдельные кусочки скорлупы наклеиваются на поверхность. При распрямлении скорлупки разламываются на множество мелких кусочков. Кракелюры – трещинки образуют на различном материале причудливые сетчатые узоры, но они почти незаметны. Стоит покрыть скорлупки лаком или краской, как сразу же проявляется рисунок, и обычная скорлупа превращается в великолепный материал для творчества.
  • Оригами (яп. «сложенная бумага») — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.    
  • Аппликация из ваты и ватных дисков – прекрасный способ сделать объёмную поздравительную открытку или же мягкую картинку. Вата позволяет развить моторику и тактильные ощущения у ребёнка. Кроме того, вату можно красить.
  • Аппликация из конфетти - новизна материалов аппликации стимулирует интерес, развивает художественные и творческие способности детей. Необходимо разрешать детям экспериментировать. Одним из таких материалов может быть конфетти. (Даже изготовление конфетти может вызвать большой интерес у детей). Варианты работ могут быть разнообразны.
  • Лоскутная аппликация - аппликация из ярких разноцветных лоскутков ткани вызывает только добрые эмоции. Возможности аппликации из лоскутков практически неисчерпаемы, здесь и элементы плоскостного конструирования, и основы цветоведения, и формирование художественного вкуса, чувства прекрасного.
  • Ниткография - это выкладывание с помощью толстой нити либо шнура изображений различных предметов. Нитка при этом приклеивается к основе. В результате получается необычная фактурная картинка, даже если выбираются несложные образы. Изображение может быть контурным или же объекты полностью «заштриховываются» пряжей.

•        Аппликация из салфеток - очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов:

- возможность создавать поделку без ножниц;

- развитие мелкой моторики;

- развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;

 - широкие возможности для проявления фантазии.  

•        Аппликация из крупы, семян - для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но детям, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды. А крупные семена раскрашивают красками после наклеивания.

•        Аппликации из ладошек – одно из увлекательнейших и интересных занятий.

Материалы для такой аппликации можно использовать разные: карандаш, белую бумагу, цветную бумагу или картон, а так же клей и ножницы. Даже окончив поделку, всегда можно придать ей индивидуальность, добавив что-то от себя. Такое занятие заинтересует и совсем кроху, и старшего дошкольника.

В заключении хочется отметить, что нетрадиционные техники аппликации привлекают детей своей необычностью, заставляют их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованию, эксперименту. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, выражению индивидуальности, а работа с нетрадиционными материалами еще и очень хорошо развивает мелкую моторику руки ребенка. К тому же аппликация с использованием нетрадиционных техник не только не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.

В результате проведенной работы  дети стали более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Их работы по аппликации приобрели осознанный, осмысленный и целенаправленный характер. Все задания, которые давались детям в средней группе к концу учебного года, выполнялись гораздо быстрее и без всяких усилий.

Литература:

  1. Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям » - Концептуал, 2018г.
  2. Лыкова И. А., Казакова Т. Г., Пантелеев Г. "Занимаемся искусством с дошкольниками" - Сфера, 2011 г.
  3. Е. А. Янушко "Аппликация с детьми раннего возраста. 1-3 года. Методическое пособие" - Владос, 2019 г.
  4. Новикова, И.Л. Аппликация и конструирование из природного материала в детском саду - Академия Развития, 2010г.
  5. Семёнова, Т.А. Бумажная мозаика / Дошкольное воспитание. – 2011
  6. Ю. Ленгина "Ниткография. Рисуем картины нитками" - Феникс, 2015 г.
  7. Антонина Спицына "Цветы и деревья из яичной скорлупы и бисера" - Рипол-Классик, 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по рисованию на тему :«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник и материалов»

Каждая деятельность требует особого рода движений. В  изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом  изображения. В статье представлен опыт работы по ра...

Консультация для педагогов «Влияние нетрадиционной, художественной деятельности (оригами) на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов «Влияние нетрадиционной, художественной деятельности (оригами) на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОВЗ через нетрадиционную технику рисования»

Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОВЗ через нетрадиционную технику рисования»...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Развитие мелкой моторики – это естественный процесс, начинается он уже в младенческом возрасте. Сначала, ребенок учится простым хватательным жестам, потом осваивает перекладывание предметов из р...

Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль.Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию...

Консультация по теме саморазвития: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования"

Материал предполагает консультации по разным видам техник, рекомендовано для использования в работе с детьми и для работы с родителями...