История ложек
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

конспект интегрированного занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_lozhek.docx798.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия познавательно-эстетического характера для детей 5 – 6 лет

Тема: ИСТОРИЯ ЛОЖЕК

Цель:  Закрепить устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.

Задачи:

  1. Обогатить представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки, о видовом многообразии предмета (размер, форма, материал, внешний вид, функции);
  2.  Развивать творчество, фантазию, смекалку при изготовлении ложек;
  3. Воспитывать бережное отношение к народному творчеству и уважение к людям данной профессии.

ХОД

Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю вспомнить и поговорить о знакомых предметах, которыми мы пользуемся на кухне.

                    (показываю картинки с  разными по форме ложками)

  • Ребята, что вы увидели на картинках? (ответы детей)
  • А как вы думаете, для чего они предназначены? (ответы детей)
  • А вы знаете, когда появились первые ложки? (ответы детей)

Воспитатель: Очень-очень давно, когда первые люди жили на Земле, они ели руками сырую пищу, у них не было огня и не было никакой посуды. Со временем они научились добывать и сохранять огонь, готовить на нем разную пищу,  и в связи с этим появилась необходимость в приборе, которым можно было есть жидкую пищу. Обнаружив глину, люди узнали – что из нее можно лепить разные предметы, которые попадая в огонь, не сгорают, а становятся крепкими, прочными и удобными. Так появилиась посуда и самая первая ложка. Первая ложка была сделана из обожженной глины и имела форму полушара с ручкой.http://www.silvery.com.ua/img/silver_spoon/antique_clay_spoons.gif

Воспитатель: В дальнейшем ложки делали из камня, из кости, а также из дерева: - Декоративная посуда ручной работы. Ярмарка Мастеров - ручная работа Ложки глиняные. Handmade.

   

к

Воспитатель: Спустя много лет человек научился создавать посуду из разных материалов, для разных видов пищи и поэтому разной формы и разных размеров. http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=2d6cb513e510b32b94c274d55ce945be-29-144&n=21alt

  alt

Воспитатель: В некоторых странах ложка так и не стала обычным столовым предметом, и люди едят палочками – Китай, Япония; http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=44656fe31b75f2cf1c47735391f48419-27-144&n=21

        http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=fa96aa5bfd8451a73b09d8a013cf3074-61-144&n=21http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=b8e8b900e3e4b4b14c3b2ba1f2f061f4-99-144&n=21

или руками – как в Индии, Казахстане, Киргизии.http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=f3dcf9e59fcf69efe7571f539679bd71-95-144&n=21http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=ed2f101d95520387cb6feed2d4109ae1-109-144&n=21

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=d51c85a5615227c8c789d370d571725f-136-144&n=21

Воспитатель: Но если сначала ложки были в основном глиняные, деревянные и роговые, то потом приобрели популярность ложки из латуни и меди. http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=87ac1ab14d9af4606e7018320b472c84-77-144&n=21

Аристократы и короли пользовались ложками из серебра и золота. http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=4689247ef4ac0144053a6223a4339749-06-144&n=21http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=280c1f3d19aaf68fb88bfc6cf8e14537-57-144&n=21

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=9307d43ccc461cef4ca715e28d6f5707-76-144&n=21

В дальнейшем ложка превратилась в полное произведение искусствalt

altalt

Общая черта всех ложек этого времени – необычайная пышность украшений и разнообразие форм рукояток (в виде лотоса, ракушки, скрипки, рыбы) (слайды)http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=e2268de6e07c163c688f4494503d346f-96-144&n=21http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=d4a46ca2a5988f0726acc98fee035f77-37-144&n=21

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=6c18b6c5b15e4733a77aa368a581e1d7-44-144&n=21

Открытие кофейных и чайных домов привело к появлению новой посуды, необходимой для чая, кофе, горячего шоколада. Культура чайпития положило начало производству кофейных и чайных ложек. И так на Руси появились ложечки разного размера и разной формы предназначенные для разных блюд. Например для первого блюда, горячего супа, каши – столовые ложки: - http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=e45a15b00155b6b8f41691e79b29d79d-129-144&n=21http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=3f9e41d9e2b1472821e1cda4550ccfe1-63-144&n=21

       

Для десерта – десертные ложки: -

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=94d99a92f3dbf5916f9c9145f9e2fdd2-84-144&n=21http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=25cf7b98d5be8d7fc8381d89815e32b3-101-144&n=21http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=d34c6955f62e0ce8c46bb16f0c1e68bd-83-144&n=21

Для чая – чайные: - http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=726d7195e88cd086569302fd717568c4-114-144&n=21http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=144d4b6f5000946dbbe3f46c7c715687-48-144&n=21

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=00c3457f81c0bfe2730f553f6f747e19-65-144&n=21

   

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, кто изготовил все эти ложки? (ответы детей) Ой, ребята, я чуть не забыла! Ведь нам утром почтальон принес  посылку, интересно, что в ней?

       (достаю из ящика разного вида ложки)

Вот это подарок! Кто интересно нам его прислал? (ответы детей) Но здесь ложки все перепутаны, что же делать? А давайте попробуем разложить их по назначению. (Дети при помощи воспитателя раскладывают на разные подносы ложки. На подносах нарисованы схемы для столовых, чайных и десертных ложек.).

  • Ребята, а почему на этот поднос положили именно эти ложки?  и т.д. (ответы детей)

Ребята, посмотрите, а здесь еще какие - то ложки лежат (вынимаю из ящика деревянные ложки)http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=f67d25ae1fcbc41a739eca592ffc3c97-95-144&n=21alt

  Как вы думаете, что это за ложки? – деревянные, расписные.

А кто изготовил такие замечательные ложки?

Деревянные изделия не только красивы, - они изготовлены из  экологически чистого материала. Для их изготовления используется древесина липы, рябины, яблони. Пользоваться деревянными ложками не только безопасно, но и полезно  для здоровья. Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости.

    Посмотрите, как красочно расписаны эти ложки. Что вы видите на этих ложках? Чем они расписаны? (цветами, травами, ягодками). Ребята, посмотрите – какой блеск золота на них, эти ложки ассоциировались с царской роскошью, с драгоценностями носили – подарочный характер. Такие ложки считались праздничными, а по будням люди пользовались простыми – неокрашенными ложками.

alt

      Россию прозвали «ложкарной страной», так как она славилась своими красочно оформленными ложками. Роспись эта  называется – хохлома, хохломской. А оформляли этой росписью в городе Семенов Нижегородского края. Здесь бережно сохраниться, приумножается и передается из поколения в поколение традиционный промысел предков.

  Однако это еще не се достоинства изделий из дерева. Деревянные ложки можно использовать как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что они при соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук. Подобное свойство деревянных изделий оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках.

    Ребята, а вы хотели бы поиграть на них? А давайте попробуем, ложки необходимо брать правильно тыльной стороной друг к другу и как музыканты мы с вами попробуем сыграть. (производится игра на ложках под мелодию «Посею лебеду» или «Во поле береза стояла»).

     Какие вы молодцы, как красиво вы сыграли, и за это я хотела бы угостить вас всех вареньем вкусным, ароматным…. Ой, а я забыла принести вам всем ложки, что же делать, а? (советы детей).

   Действительно, мы ведь можем слепить ее.

Лепка «Красивая ложечка»

Ложка – труженик простой,

Кран подъемный городской.

Набирай скорей на ложку

Кашу, суп или картошку.

Поднимай скорее грузы,

Отправляй их прямо в пузо.

Доедай все сам до крошки,

Чтоб скорей бежали ножки,

Чтоб росли скорей ребятки

Словно овощи на грядке.

                                       (И. Храмова)

    Смотрите, ребята, какие красивые ложечки у нас с вами получились.  (рассматривание работ и исполнение песни про ложки «Веселые ложки» слова М. Думанян музыка народная, подведение итога занятия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД (коммуникация) в средней группе "Рассматривание и сравнение ложек"

Программное содержание: Познакомить с видами ложек. Закрепить способы обследования, соответствующие качествам "гладкий","холодный","металлический".Дать детям представления для  чего нужна каждая ...

Создаем театр из ложек

Представлены фотографии на которых изображены театральные куклы из пластиковых ложек и кусочков фетра....

Кукольный театр из пластиковых ложек.

Cоздание кукольного театра, который изготавливается из необычного материала, пластиковых ложек. Делается такой театр быстро, но какая большая польза для развития детей. Кукольный театр создаёт хорошее...

презентация к занятию "История ложек"

в материале используются иллюстрации разнообразных видов ложек...

Презентация на тему "История возникновения деревянных ложек"

Данная презентация является ознакомительным материалом для детей. В ней дети смогут увидеть этапы эволюции ложек....

Мастер-класс "История создания деревянных ложек"

Мастер-класс полезен для музыкальных руководителей при изучении истории музыкальных инструментов....