Проект "Пластишка"
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа)

Прошкина Людмила Александровна

представлен проект по тестопластике, перспективный план конспекты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_plastishka.docx176.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение Детский сад «Тополёк» муниципального образования

Ясненский городской округ

Педагогический проект

по художественно-эстетическому развитию воспитанников старшей группы № 8 «Пчёлка»

«Пластишка» (лепка из соленого теста)

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0c3c/0009f74b-7aa5bb91/hello_html_68ec975f.jpg

   Воспитатель 1 кв. кат    Прошкина Л.А.

                                                                                                       

г. Ясный

Актуальность проекта.

Тестопластика – лепка декоративных изделий из солёного теста, является одним из видов художественного конструирования и является мощным способом развития у детей умственной активности, творчества, художественного вкуса и многих других качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.

В процессе занятия тестопластикой все выше перечисленные качества развиваются особенно. Так как любой предмет имеет объём, он воспринимается ребёнком со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Лепка из теста, как деятельность, в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, усвоению целого ряда математических представлений. Дети непосредственно сопоставляют части предмета между собой, определяют их размеры (длину, толщину). Занятие лепкой способствует развитию чувство осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребёнок активно работает пальцами, причём чаще всего десятью, а это, как известно, способствует развитию речи.

Таким образом лепка развивает мелкую моторику, что в свою очередь влияет на развитие речи и мышления, способствует развитию трехмерного восприятия формы, умения чувствовать и передавать изобразительными средствами объем и пространство, воображение, креативность, снимает эмоциональное напряжение.

У ребенка формируются предпосылки учебной деятельности: умение ставить цель, искать и находить решения проблем, выбирать средства и реализовывать свой замысел, осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт.

Происходит развитие качеств творческой личности: любознательности, высокой познавательной активности, высокого интеллектуального потенциала, стремления к самосовершенствованию.

Поэтому в последние годы среди педагогов дошкольных учреждений возрос интерес к соленому тесту, как материалу для лепки с детьми. Этот интерес объясняется тем, что соленое тесто простой и доступный материал в условиях детского сада, который без особых хлопот и без обжига обеспечивает достаточную сохранность готовых поделок. Соленое тесто обладает высокими пластическими свойствами и дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы, возможность декоративного оформления изделий из него. Во время работы с этим материалом ребенок испытывает радость и наслаждение от его пластичности, от форм, которые получаются в процессе лепки, от результатов своего труда. И хотя создание поделок из соленого теста часто сопряжено со сложностью технического выполнения, в преодолении трудностей дошкольники получают удовольствие и эмоциональное удовлетворение. Дошкольники с большим увлечением изготавливают поделки из соленого теста, которые затем охотно используют в своих играх, дарят родителям и друзьям. Детские работы украшают интерьер детского сада.

Цель проекта

Развитие мелкой моторики руки и творческих способностей воспитанников. Ознакомление с новым изоматериалом, обучение технике лепки из соленого теста и обработки готовых изделий. Накопление  творческого опыта детей.

Задачи проекта

  • Обучать приемам лепки из соленого теста
  • Развивать навыки лепки простых форм (цилиндр, палочка, диск, шарик)
  • Формировать сенсорные эталоны: цвет, форма, величина, развивать тактильную чувствительность рук
  • Развивать мелкую моторику, синхронизировать работу обеих рук
  • Воспитывать усидчивость
  • Пополнить предметно – развивающую среду (Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевых игр)
  • Провести цикл занятий и мероприятий по теме;
  • Организовать выставку детских работ;
  • Обеспечение сотрудничества с родителями в интересах индивидуализации развития личности ребёнка и формирования его креативности.

Продолжительность проекта

    Проект долгосрочный, рассчитан на весь учебный год с сентября 2018 по май 2019 года.

Участники проекта

Дети, воспитатели, родители.

Необходимые материалы

Мука, соль, гуашь, акриловые краски, стеки, зубочистки, клей ПВА, бумажные шаблоны, доски для работы с пластилином, ноутбук, методическая литература, ткань, рамки для оформления картин.

Предполагаемый продукт проекта

Выставка творческих работ, рекомендации для родителей по работе с соленым тестом в семье, рекомендации для воспитателей по организации продуктивной творческой деятельности по данной теме.    

Предполагаемые результаты проекта

В результате внедрения данного проекта в мы ожидаем:

  • Расширение детского кругозора, развитие мышления, памяти, мелкой моторики руки;
  • Высокую заинтересованность, удовлетворяющую потребность ребёнка в деятельности;
  • Малую утомляемость, влияющую на общее психическое и умственное развитие ребёнка;
  • Получение возможности фантазировать, изобретать;
  • Творческое самовыражение воспитанников;
  • Повышение заинтересованности родителей в развитии личности ребёнка и формирования его креативности;
  • Интерес данной технологией педагогами ДОУ.

Содержание проекта

Месяц

занятия

Тематический блок

Тема занятия

Задачи

1 этап - подготовительный

Сентябрь

Вводные занятия

«Король Соленое Тесто приглашает друзей»

Познакомить детей с историей и особенностями тестопластики, с названиями и назначением инструментов и приспособлений. Вызвать интерес к лепке из соленого теста.

«В гостях у принцессы Солечки»

Продолжить знакомить детей с особенностями лепки из соленого теста. Предложить детям в процессе специальных заданий и упражнений исследовать свойства и сферу возможностей своего воздействия на материал.

Путешествие в мир ремесел

Ознакомление с трудом кондитера

Вкусное печенье

Познакомить детей с  приемами лепки: сплющивание в диск и полусферу. Показать  варианты оформления изделий из соленого теста.

Октябрь

Фруктовое мороженое

Формировать навыки скатывания и раскатывания соленого теста. Развивать интерес к экспериментированию с художественными материалами и инструментами. Развивать мелкую моторику.

Ознакомление с трудом пекаря

Хлебушек душистый,

теплый, золотистый

Познакомить детей с основными способами и приемами лепки  хлебобулочных изделий из соленого теста: калачей, хлебов, караваев, батонов и т.д. Формировать положительное отношение к труду пекаря; воспитывать бережное отношение к хлебу, как продукту, особо почитаемому людьми.

Ноябрь

В гостях у царицы Осени

Овощи и фрукты

Продолжить знакомить детей со свойствами соленого теста. Закрепить умение передавать в лепке характерные особенности овощей и фруктов (форма, размер), используя знакомые приемы лепки: оттягивание, сглаживание, прищипывание и т.д.

Корзинка с грибами

Учить детей создавать по замыслу композицию из грибов в лукошке. Закрепить приемы лепки из соленого теста: раскатывание, сплющивание, лепка пальцами. Совершенствовать технику лепки. Развивать чувство формы, мелкую моторику рук.

Обобщающее занятие

«Осенняя ярмарка»

Формировать у детей представление о своих возможностях и  успешности в творческой деятельности.

Предоставить им возможность  продемонстрировать другим результаты своей деятельности, поделиться впечатлениями,  получить адекватную оценку своим усилиям.

II этап - основной

Декабрь

В мире животных

Морская черепашка

Учить детей лепить фигурку черепашки, передавая в лепке форму, строение, характерные особенности ее внешнего вида. Вызвать интерес к экспериментированию с художественными материалами для изображения «панциря».

Пингвины на льдине

Учить детей лепить фигурку по частям (конструктивным способом), передавать форму и относительную величину туловища и головы, правильное положение головы и крыльев. Учить плотно скреплять части, создавать устойчивые фигурки, закреплять знакомые приемы лепки. Учить использовать такое средство выразительности, как постамент, объединяющий образы в сюжетной лепке и придающий им большую выразительность, законченность. Развивать эстетическое восприятие.

Праздник круглый год

Ёлочные украшения

Учить детей лепить украшения для новогодней ёлки способом моделирования. Сочетать разные приемы лепки: раскатывание, соединение деталей, сплющивание, вдавливание. Развивать самостоятельность и фантазию, умение экспериментировать: по-разному изгибать колбаски и ленточки из теста, соединять их между собой, украшать свои изделия декоративными элементами, использовать в работе печатки, штампики и другие приспособления. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, стремление к творчеству.

Январь

Мышонок

Продолжить учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Отрабатывать приемы скрепления частей с помощью соединительных деталей (трубочек, палочек, соломинок и т.д.). Предложить составить из вылепленных фигурок коллективную композицию.

Солнышко

Вызвать интерес к лепке. Продолжить учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Отрабатывать приемы скрепления частей с помощью соединительных деталей Развивать способность задумывать содержание своей работы, определять способы выполнения замысла. Развивать творческое воображение.

Праздник круглый год

Валентинка

Продолжить учить детей раскатывать тесто скалкой, прикладывать и обводить шаблон, вырезать изображение по шаблону из целого куска теста. Вызвать интерес к оформлению «валентинок» (налепы, процарапывание рисунка, использование печаток, дополнительного материала). Воспитывать эстетический вкус.

Букет в вазочке (подарок мамам и бабушкам)

Учить лепить цветы из соленого теста. Учить скатывать валик из тонкой полоски, разложив ее на ладони, сначала туго, потом слабее, сплющивать его с одной стороны для получения бутона. Продолжить знакомить детей со способами присоединения деталей к основе. Пробудить в детях желание отразить в поделке чувство нежности и любви к маме.

Март

Бусы и браслеты (в подарок девочкам)

Закрепить умение применять знакомые приемы лепки (раскатывание валиков, скатывание шариков, нанизывание их на палочку, соединение деталей).

Побуждать к самостоятельному поиску способов декорирования украшений: налепами (шарики, геометрические фигуры, полоски и т.д.),  нанесение узора на тесто (стеки, трубочки, печатки).

Развивать художественный вкус.

Путешествие в прошлое игрушек

В гостях у Феи Цветов

Дымковская игрушка

Продолжить учить лепить комбинированным способом, самостоятельно сочетая скульптурный и конструктивный способы. Показать способы лепки объемной фигурки с помощью каркаса из фольги. Разнообразить варианты оформления поверхности игрушки. Воспитывать любознательность, интерес к познанию природы и отражению представлений в продуктивной деятельности.

Филлимоновская игрушка

Совершенствовать технику лепки. Разнообразить приемы декоративного оформления поверхности игрушки. Направить на самостоятельный поиск средств образной выразительности. Развивать воображение.

Роспись готовых изображений

Совершенствовать технику росписи фигурок из соленого теста. Закреплять умение рисовать  гуашью, смешивать краски.

Апрель

Анютины глазки (коллективное панно)

Совершенствовать умение расплющивать исходную форму (шар), и видоизменять ее: прищипывать, оттягивать, вдавливать, делать насечки, дополнять налепами.

Красивые нарциссы

(коллективное панно)

Предложить детям самостоятельно выбрать  материал и инструменты для художественного оформления своих изделий.  Воспитывать художественный интерес к природе, отображению представлений и впечатлений от общения с ней в тестопластике.

Улитка и гусеница

Совершенствовать технику раскатывания небольших комков соленого теста продольными движениями ладоней для получения цилиндра. Поддерживать интерес к поиску способов дополнения (ротик, глазки, усики) и декорированию образа (оформление раковины).

Май

Бабочка и пчелка

Продолжить учить детей лепить насекомых, передавая характерные особенности строения и окраски. Закреплять умение применять в работе знакомые способы лепки: раскатывание между ладонями, соединение частей путем прижимания. Создать условия для творческого применения всех освоенных умений, инициировать самостоятельный поиск средств и приемов декорирования образа.

Цветочная полянка (оформление коллективной композиции)

Продолжить упражнять детей в создании коллективных работ. Учить объединять свои работы в общую композицию, отбирать наиболее выразительные, коллективно обдумывать расположение деталей на панно.

Выставка – развлечение

Принцесса Солечка приглашает друзей

Учить детей организовывать выставку и презентовать свои работы, выступать в роли активных участников. Развивать творческую активность, инициативность и самостоятельность.

Список приложений

  • Особенности технологии лепки из соленого теста
  • Методические рекомендации для педагогов
  • Упражнения, содержание которых направлено на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе лепки из соленого теста
  • Особенности проведения интегрированных занятий с детьми по тестопластике
  • Семинар – практикум для родителей
  • Рекомендации для родителей, занимающихся с детьми тестопластикой «Как организовать домашние занятия по лепке из соленого теста»
  • Игры и упражнения с соленым тестом, способствующие развитию мелкой моторики детей

Особенности технологии лепки из соленого теста

 (практические советы и рекомендации)

Техника работы с соленым тестом несложная. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени и не нуждается в специальном оборудовании для обработки готовых изделий. Из соленого теста можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы лепки. Однако, его возможности становятся практически неограниченными при условии,  если удастся правильно вымесить тесто.

Рецепт теста.  Смешайте в миске 2 стакана муки с 1 стаканом мелкой соли и добавьте немного воды (лучше недолить, чем перелить). Хорошо вымесите. Тесто должно быть мягким и очень пластичным, приятным на ощупь.

Хранение теста. На открытом воздухе тесто быстро обветривается и становится хрупким. Лучше его положить в полиэтиленовый пакет. А если предполагается хранить его несколько дней, то поместить в холодильник.

Окрашивание теста и готовых поделок. 

Окрашивание теста при замешивании. После того как мука смешана с солью, нужно получившуюся массу разделить на несколько порций и в каждую добавить подкрашенную воду. Окрашивая разными цветами порции смеси, мы получаем различную окраску соленого теста. Можно в качестве красителя использовать пищевую краску, гуашь или акварель. После замеса тесто следует разложить в полиэтиленовые пакеты или пластиковые емкости по цветам.

Окрашивание поделок после того, как они высохли. После полного высыхания изделия из соленого теста можно раскрасить, используя гуашевые, акриловые или акварельные краски. Перед покраской поделки можно покрыть тонким слоем клея ПВА, универсальной грунтовкой или белой гуашью.  Удобно прямо в краски добавлять клей ПВА. Тогда высохшая краска держится прочно, не смазывается, не растирается. Пока тесто сырое — цвета яркие, а когда оно высыхает, цвета блекнут. В этом случае готовое изделие можно покрыть акриловым лаком.

Особенности лепки. Прежде чем начать лепить, кусочек теста хорошенько разминают в руках. Приемы изготовления поделок из соленого теста очень схожи с приемами работы с пластилином: фигурки лепят и украшают, вытягивая отдельные детали, свивая жгуты, соединяя части и т.д. Но нужно учитывать, что тесто более нежный материал и отдельные детали примазывать не надо, а просто место соединения смочить водой. Скрепить детали также можно следующим образом: насадить на каркас из трубочки, палочки, проволоки; сделать надрез (разрез) стекой, вставить в него деталь и плотно сжать; положить на шов жгутик и разгладить и т.д.

Вылепленное изделие сушится в духовке при низкой температуре и с открытой дверцей, на воздухе или комбинированным способом (сначала поделку выдерживают 1-2 дня на воздухе, затем досушивают в духовке).

Время запекания в духовке варьируется в зависимости от размеров изделия. Для сушки толстых изделий требуется несколько часов, другие изделия могут быть готовы после недолгого периода запекания.

Если изделие перед запеканием смазать яичным желтком, разведенным с одной-двумя столовыми ложками воды, то тесто приобретет красивый золотистый оттенок.

Хранение  и рестоврация готовых поделок. Поделки из соленого теста следует хранить в сухом месте, иначе они напитаются влагой и раскрошатся. Обращаться с ними нужно осторожно. Однако, если какой-то элемент отломается, его можно приклеить клеем ПВА. Если по изделию пошли трещины, их можно заделать продолговатыми кусочками теста.

Уход за поделками из соленого  теста.  Пыль, оседающую на изделия, необходимо удалять с помощью фена для сушки волос или толстой мягкой кисточки. Поделки из соленого  теста можно время от времени просушивать в духовке.

Инструменты и дополнительные материалы, необходимые для лепки из соленого теста:

  • доски, упаковочная плёнка, скалки для раскатывания теста;
  • салфетки  - бумажные и тканевые;
  • различные стеки или предметы их заменяющие: ручки, карандаши, зубочистки, палочки, пластиковые ножи;
  • инструменты для нанесения рисунка на поверхность теста: расчёски, зубные щётки, пластиковые вилки, ложки, палочки от чупа-чупсов;
  • печатки и штампики для нанесения рисунка: соломинки от коктейля, крупные пуговицы, монеты, колпачки фломастеров, пробки, камушки, ракушки и т.д.;
  • формочки для кексов, формочки для игр с песком;
  • трафаретки для печенья, пластиковые крышки от аэрозолей, колпачки шариковых ручек, бумажные шаблоны, соломинки от коктейля;
  • соединительные детали: соломинки от коктейля, использованные стержни от шариковых ручек, палочки;
  • природный материал (ракушки, перья, шишки, каштаны, жёлуди, перья, зёрна, травки, семена, косточки и т.д.);
  • бросовый материал (пробки, спички, коробки, катушки из-под ниток, втулки из-под скотча, пенопласт, кусочки ткани, нитки и т.д.);
  • пуговицы, бисер, блестки, фольга и др.;
  • клей ПВА;
  • кисточки разных размеров, краски акварельные, гуашь, фломастеры.

Сделать кусты или волосы для фигурки из теста можно, пропустив тесто через дуршлаг или чесноковыжималку. Лопаточка для жаренья рыбы очень удобна для переноса фигурок без повреждений или перекладывания фигурок с противня. Лопаточкой можно наносить рисунок на поверхность теста. Линейкой удобно делит тесто на части. Ножницы нужны для того, чтобы обозначить иголки ежа или сделать фигурке рот и т.д.

Варианты поделок из соленого теста

Скульптура из соленого теста

Необходимые материалы и инструменты: соленое тесто натуральное или окрашенное, стеки, зубочистки, фольга, футлярчики киндер-сюрпризов, дополнительный материал (кусочки меха, пуговки, бусинки, леска и т.д.).

Полезные советы: 

  • изготавливая объемные поделки, удобно использовать уже окрашенное тесто. Чтобы скульптура не деформировалась, оно должно быть тугим.
  • Из соленого теста трудно лепить большие вертикальные  фигуры, поэтому, если поделка задумана высокой и неустойчивой, обязательно нужно посадить ее на каркас.
  • В процессе лепки объемной скульптуры следует сначала сформировать основу из фольги, затем облепить ее соленым тестом. В качестве основы можно использовать футлярчики киндер-сюрпризов.
  • Для более четкой передачи образа к тесту можно добавить дополнительные  материалы. Так тесто отлично комбинируется с бисером, ракушками, нитками, сухоцветами и т.д. Из ниток выходят замечательные волосы, из лески - усы, из меха – борода.  Из пластмассовых палочек от чупа-чупсов или зубочисток  получаются чьи-нибудь белоснежные зубы или бивни. А из бисера, бусинок, перца горошком, мелких пуговиц – глаза.
  • Если изделие получилось очень объемным, то сушить его нужно долго, для миниатюрного изделия времени для просушки надо меньше. Чем меньше игрушка, тем больше шансов, что она не растрескается в духовке.
  • Высушивая работы в духовке, нужно быть внимательным, так как они могут подгореть, и вид у поделок будет непривлекательным.

Медали и медальоны из соленого теста

Необходимые материалы и инструменты: соленое тесто натуральное или окрашенное, стеки,  трубочки для коктейля, пластмассовые трафаретки, трафареты из плотного картона, дополнительный материал (пуговки, бусинки, бисер, ракушки и т.д.).

Полезные советы: 

  • Дети очень любят лепить из теста замечательные медали и медальоны, а потом играть с ними. Для начала нужно комок теста поместить на ровную поверхность и придавить его ладонью. Затем раскатать скалкой вперед-назад, работая обеими руками, пока не получится тесто нужной толщины.
  • Изображение медальона можно получить с помощью пластмассовой трафаретки для печенья или пластиковой крышки от аэрозоля: слегка прижать трафаретку к тесту и сильно надавить ладонью.  Не следует в работе с детьми использовать  металлические трафаретки, при надавливании они могут поранить ладонь ребенка. 
  • Можно использовать трафарет из плотного картона: положить его на тесто и обрезать изображение по контуру пластмассовым ножом, затем удалить от заготовки, обрезанное по краям тесто.
  • Готовый медальон можно украсить бисером, налепами, жгутами и т.д.
  • Не забудьте в заготовке сделать отверстие для шнурочка, так как, когда тесто высохнет, дырочку сделать будет невозможно. 

Лепка рельефной картины

Необходимые материалы и инструменты: рамка и основа будущей картины; соленое тесто (окрашенное или натуральное); дополнительный материал: природный, бисер, бусины и т.д. (в зависимости от темы и сюжета будущей картины); скалки; различные стеки или предметы их заменяющие (зубочистки, палочки, пластиковый нож); акварельные или гуашевые краски; кисти разного размера; клей ПВА; лак.

Создание картины из соленого теста. 

Подготовка основы. Лепка рельефной картины всегда начинается с подготовки основы. Это может форма из соленого теста. Такую форму сначала нужно раскатать в лепешку, а затем обрезать до нужного размера.

По размеру рамки можно вырезать плотный картон и наклеить на него обои или однотонную ткань. Картонную основу также можно покрыть раствором клея ПВА, затем  загрунтовать тонким слоем соленого теста или посыпать манной крупой.

Оригинальные  работы получаются, если в качестве основы использовать  диски или пластинки.

Создание рельефного изображения. Сначала карандашом набрасывается  эскиз. Затем следует определить хотя бы примерную последовательность работы,  и  то какие элементы будут сделаны из теста.

Можно прямо на эскизе выполнять лепку композиции в полном объеме и затем сушить картину на теплом воздухе. Можно, соблюдая размеры, каждый элемент лепить отдельно, готовые детали сушить в духовке, затем клеем прикрепить их к основе картины. Детали будущего панно дети могут слепить с помощью различных трафаретов и шаблонов.

Цветовая обработка готового изображения. Если тесто не было окрашено при замесе, вы без особого труда раскрасите уже готовую работу.

Последние штрихи. Полученную картину вставляем в рамку. Если нет подходящей рамки, сделать ее можно самим из соленого теста, ракушек, палочек, соломинок от коктейля и т.д. 

Картину и рамку из соленого теста можно украсить бисером, бусинами, кружевом, лентами, пуговицами или природным материалом: ракушками, камушками, различными семенами, колосками и  сухими травинками, сухоцветами. Красками дополняем недостающие элементы и покрываем произведение лаком или раствором клея ПВА.  

Методические рекомендации для педагогов

Занимаясь   с детьми лепкой из соленого теста, педагогам следует соблюдать следующие условия:

  • ребенку должна предоставляться максимальная свобода для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психическое пространство;
  • для того чтобы дети лепили с удовольствием, у них не должно быть недостатка в материалах и инструментах. Помимо соленого теста дошкольники должны иметь в свободном пользовании широкий выбор дополнительных материалов и настоящих инструментов (скалки, чесноковыжималка, формочки для кексов, трафаретки для печенья, ситечко и др.), а также иметь возможность в любую минуту действовать с ними;
  • необходимо приучать детей готовить свое рабочее место к занятию и приводить его в порядок после того, как работа закончена, поддерживать порядок на рабочем месте. Это способствует формированию у дошкольников трудолюбия, трудовых навыков, культуры труда: чувства удовлетворения при виде чистоты, привычку работать аккуратно;
  • на каждом занятии педагог должен создавать творческую доброжелательную атмосферу, необходимо поощрять и заинтересовывать ребенка самим процессом лепки, работой с материалами и инструментами, обеспечивать привлекательность результатов деятельности;
  • в процессе лепки следует исключать излишнюю опеку, проявлять доверие к ребенку, его возможностям, формировать у детей желание выполнять самостоятельно всё то, что им по силам, приходя на помощь всякий раз, когда они в ней нуждаются;
  • не следует допускать, чтобы дошкольники испытывали огорчение от неудачных попыток, самостоятельно справится с предложенным заданием, так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание лепить. Напротив, поощрение любой попытки ребёнка проявить самостоятельность помогает ему преодолеть трудности, наполняет чувством радости от собственной умелости. Педагог должен создавать у ребенка чувство внешней безопасности, когда он знает, что его результаты его творчества не получат отрицательной оценки взрослого;
  • необходимо помнить о том, что дети должны получать радость от достигнутых результатов, от своей полезности другим.  Так детские работы могут украсить лестничные пролеты детского сада, групповые помещения. Свои поделки дети могут дарить родителям и друзьям, использовать в играх. Максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и в оформлении помещения детского учреждения наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство радости от овладения умением создавать прекрасное своими руками;
  • одним из важных средств поощрения и развития детского творчества являются выставки детских работ. Возможность продемонстрировать свои достижения другим, в том числе и родителям, служит стимулом для активного участия детей в процессе лепки из соленого теста. Таким образом, дети могут оценить свои работы как бы со стороны, получить общественное признание своего труда;
  • нельзя лишь забывать: ценность детского творчества не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. В увлекательном для ребенка процессе лепки, в процессе детского экспериментирования с инструментами и материалами, и в тех чудесных превращениях, которые даёт столь универсальный пластический материал как соленое тесто.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ТЕСТОПЛАСТИКОЙ

Основой становления новой, уникальной  и неповторимой творчески личности в современной науке признаны воображение и фантазия (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов,  В.Т. Кудрявцев  их последователи). Л.С. Выготский считал воображение центральным психическим новообразованием дошкольного детства. По мнению В.Т. Кудрявцева, развитие воображения – главнейший залог формирования у ребенка полноценной психологической готовности к школе.

Средствами развития воображения детей являются специфически «дошкольные» виды деятельности – игра, изодеятельность, конструирование, восприятие и сочинительство сказок, стишков и т. д. Одним из эффективных средств развития творческого воображения дошкольников является тестопластика – лепка из соленого теста.

Каждый вид изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) позволяет развивать творческое воображение дошкольников. На занятиях лепкой развитие творческого воображения имеет свои особенности.                                                           Это объясняется тем, что лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Любой предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. Именно благодаря воображению, на основе восприятия предмета в сознании дошкольника, формируется образ.

В лепке масштаб поделок не задан форматом листа, как в рисовании и аппликации. Он зависит каждый раз только от замысла ребенка, от его умелости и индивидуальных особенностей. Во время лепки, исходя из знаний реальной действительности, ребенок изображает все стороны предмета. Следовательно, ему не приходится прибегать к условному изображению, что необходимо в других видах изобразительной деятельности.

Все виды деятельности формируют самостоятельный подход к поиску новых способов изображения.  В  процессе лепки  при  соответствующем обучении способность к поиску  нового развивается ярче, так как есть возможность исправить ошибки путем непосредственного исправления формы пальцами, стекой, путем налепов и т.д. Ребенок может несколько раз переделывать формы,  чего нельзя  сделать  в   рисунке или аппликации.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

В процессе занятий тестопластикой мы используем разнообразные методы и приемы, стимулирующие развитие творческого воображения дошкольников.

Особое место отводится методам практического экспериментирования (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова и др.).  Детское экспериментирование мы развиваем в двух направлениях: во-первых, постоянно расширяем арсенал материалов, обладающих различными свойствами; во-вторых, мы систематически даем детям возможность использовать самостоятельно обнаруженные свойства этих  материалов в процессе тестопластики.

Так на развитие познавательной активности направлены некоторые эксперименты с окрашенным соленым тестом, смешивая тесто в различных сочетаниях, получая новые цвета и оттенки, дети открывают новые свойства этого материала, его возможности.

Также мы знакомим дошкольников со способом комбинированного использования соленого теста и различных природных материалов. Процесс создания художественных образов из соленого теста с использованием желудей, косточек, различных семян, ракушек, колосков происходит зачастую в форме неожиданного открытия, сюрприза и дает ребенку дополнительные возможности для творчества.

Еще одной важной составляющей самостоятельных детских открытий  являются способы деятельности. Большинство ребят, овладев способом изображения одного из предметов той или иной формы, свободно переносят усвоенный способ на другие предметы сходной формы, приобретенные знания и умения дошкольники свободно применяют на последующих занятиях. Заметим, что этому в наибольшей степени способствует решение проблемных задач, имеющих не один, а несколько вариантов решения. Об этом говорят реплики детей типа: «А можно еще и так», «Нет, лучше по-другому» и т.п. Само решение таких задач, превращается в творческий поиск, стимулирует детей к экспериментированию с материалами и техниками, которое становится более глубоким и целенаправленным.

Развивая творческое воображение дошкольников, мы используем богатство эмоциональных состояний детей. В процессе занятий тестопластикой стараемся обеспечить возникновение положительных эмоций у детей по отношению к этой деятельности. Развиваем интерес к лепке из соленого теста с помощью методов эмоционально-сенсорного воздействия, эмоционально-образного стимулирования, побуждения к сопереживанию. Дети учатся сопереживать, сочувствовать героям, пришедшим в гости, сказочным, литературным персонажам.

Используются приемы удивления, создаются ситуации новизны, неожиданности, сюрпризности, ситуации занимательности. Дети «заражаются» определенным эмоциональным состоянием, улавливая искреннее отношение, настроение педагога. Большое значение имеют художественность, яркость, эмоциональность речи взрослого.

Одним из важных средств поощрения и развития детского изобразительного творчества являются выставки детских работ. Возможность продемонстрировать свои достижения другим, в том числе и родителям, служит стимулом для активного участия детей в процессе лепки из соленого теста. Поэтому нами было выделено специальное выставочное место «Наш вернисаж». Многие детские работы украшают лестничные пролеты детского сада, групповые помещения. Свои поделки дети дарят родителям и друзьям. чувство радости от овладения умением создавать прекрасное своими руками.

Ценными методами стимулирования интереса к деятельности можно назвать игровые методы. Игровые методы и приемы обучения способствуют привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчают работу мышления и воображения.

Возрастные особенности дошкольников, присущая им любовь к игре подсказали нам возможность использования следующих игровых методов и приемов в руководстве тестопластикой:

  • обыгрывание предметов, игрушек;
  • обыгрывание готового изображения;
  • обыгрывание еще незаконченного (создаваемого) изображения;
  • обыгрывание изобразительного материала (соленое тесто, краски, природный, бросовый, дополнительный материал);
  • обыгрывание инструментов (скалка, стек, формочки для выпечки, чесноковыжималка и др.);
  • обыгрывание основы для будущей коллективной композиции, панно, панорамы, макета и т.д.;
  • игровые приемы с элементами ролевого поведения;
  • использование дидактических и развивающих игр на развитие воображения дошкольников.

Прием – обыгрывание изображения имеет несколько разновидностей, это: обыгрывание готового (уже выполненного) изображения и сюжетно-изобразительная игра с еще не законченным (создаваемым).

Обыгрывание незаконченного (еще только создаваемого изображения) можно назвать «сюжетно-изобразительной игрой».

Обыгрывание предметов (игрушек) помогает привлечь внимание детей к изображаемому; мотивировать, обосновать задание, заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы изображения; рассмотреть, обследовать изображаемый предмет.

Особое место на всех занятиях тестопластикой принадлежит игровой мотивации. Она не только позволяет избежать постановки задачи в категоричной форме («Дети, сегодня будем лепить…»), но и вызывает желание прийти на помощь к сказочному герою, дает возможность находиться в действительности, заполненной игрой.

Например, дети знакомятся с королем Соленое Тесто, с его подданными и придворными. Они узнают, что в  стране Тестопландии дружно живут скалки, формочки для выпечки, стеки, сестрички бусинки и пуговички, тетушка Фольга и даже чесноковыжималка. В садах Тестопландии растут причудливые деревья, на лугу пасутся кудрявые овечки, а в пруду плещутся  золотые рыбки. Дети очень удивляются, когда узнают, что все это из соленого теста. Затем сами с удовольствием лепят фигурки животных, веселых человечков, сувениры и игрушки, радуются результатам своего труда.

На развитие творческого воображения дошкольников направлены и игровые приемы с элементами ролевого поведения. Детям предлагается роль пекаря, повара, кондитера, дизайнера и т.д. Таким образом, их деятельность на занятии мыслится как та или иная деятельность взрослого. Действуя в образе, дети особенно увлечены лепкой, проявляют изобретательность, творчество, тщательно выполняют предъявляемые им требования.

На занятиях лепкой также могут быть использованы игры и упражнения, содержание которых направлено на развитие воображения детей. Например, «Чудесные превращения», «На что это похоже?», «Загадки и отгадки», «Морские камушки» и др. (см. Приложение).

Многие занятия по тестопластике связаны со сказкой. Она помогает создать настроение, стимулирует творческую активность детей в создании художественных образов. Дети играют со сказочными героями, отправляются с ними в путешествия, помогают в беде, превращают злых героев - в добрых, жадных - в щедрых. Сказочные герои приходят к ним в гости и приглашают их в сказку. Наряду с русскими народными и литературными сказками мы используем и  сказки собственного сочинения «Путешествие в страну Тестопландию», «В гостях у принцессы Солечки» и др., которые помогают лучше раскрыть тему, целенаправленно мотивируют детей на предстоящую деятельность.  

Иногда занятия по лепке сказочных образов сопровождаем музыкой, что стимулирует творческую активность детей, музыка направляет и конкретизирует создаваемые образы, предлагаем детям упражнения: «Вылепи песенку», «Вылепи грустную (веселую) мелодию» и др.

Таким образом, осуществляется взаимосвязь тестопластики с музыкальной, литературной, словесно - художественной и театрализованной деятельностью. Такой интегрированный подход, по нашему мнению, способствует развитию детского творчества, формированию ярких, образных представлений.

Упражнения, содержание которых направлено на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе лепки из соленого теста

  1. Слепи что-нибудь необычное.  Педагог предлагает детям слепить необычную машину, на которой можно уехать в волшебную страну; необычное дерево, на котором растут необычные фрукты и т.д.
  2. Ожившая фигурка. Ребенку говорят: «Ты получил прекрасный дар, все, что ты слепишь – оживает. Что бы ты слепил?»
  3. Несуществующее животное. Взрослый просит ребенка представить далекие планеты, на которых обитают неведомые, фантастические животные. И также представить себе, что появился зоопарк, где можно посмотреть на этих животных. Взрослый предлагает ребенку придумать и слепить какое-нибудь необычное животное для этого зоопарка. Ребенок должен слепить воображаемое животное, дать ему название, рассказать историю о нем.
  4. Волшебные превращения. Ребенку говорят: «Есть две волшебные палочки: длинная и короткая, подумай, во что они могут превратиться». Ребенок в процессе лепки создает образы на основе «волшебных палочек».
  5. Поможем скульптору. Взрослый рассказывает детям, что скульптор не успел долепить фигурки из соленого теста и просит помочь ему.
  6. Чего на свете не бывает? Ребенку предлагают слепить то, чего на свете не бывает (сказочное, волшебное и т.д.).
  7. Измени предмет так, чтобы получилось новое изображение. Могут даваться инструкции: «Преврати бабочку в цветок, крокодила в машину, неваляшку в принцессу и т.д.».
  8. Добрый и злой. Ребенку предлагают слепить злого или доброго сказочного персонажа.
  9. Карлики, великаны. Ребенку говорят: «Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все что ты захочешь. Слепи то, что ты хотел бы увеличить или уменьшить».
  10. Машина времени. Взрослый говорит детям: «Представьте, что у нас в детском саду появилась машина времени. Вы в нее садитесь и можете путешествовать в будущее и прошлое любой страны». Детям предлагают представить, а затем слепить то, что они могли бы увидеть, путешествуя на машине времени.
  11. Загадки и отгадки. Взрослый сообщает детям, что сейчас они будут слушать загадки и отгадывать их необычным способом — лепить отгадки, не произнося отгадку вслух. По очереди загадывает загадки и предлагает детям создавать отгадки в виде вылепленных фигур. Уточняет, что лепить можно как объемные, так и рельефные изображения. Ещё лучше постараться объединить отгадки в общую композицию. Во время одной игры можно предложить 2—5 загадок.
  12. Функции предметов.

Инструменты и оборудование.  Стеки, колпачки фломастеров или авторучек, зубочистки, мелкие бытовые предметы (бисер, бусины и т.д.), природный и бросовый материал.

Ход игры. Взрослый предлагает детям назвать как можно больше вариантов использования одного и того же предмета в процессе лепки из соленого теста. Выигрывает тот, кто назовет больше других таких вариантов. Например, пуговицу можно использовать как дополнительную деталь (глаз, шапочка, колесо и т.д.), ею можно делать отпечатки на пластичном материале, ее можно использовать как шаблон и т.п.

Особенности проведения интегрированных занятий с детьми по тестопластике, включающих различные специфические виды детской деятельности (игру, изобразительную, конструктивную деятельность и макетирование)

Игра — ведущий вид деятельности дошкольного периода, главное содержание детской жизни. Большое место в жизни старших дошкольников занимает режиссерская игра с мелкими игрушками, где ребенок создает воображаемую ситуацию, развертывает события с персонажами-игрушками, отождествляя себя с ними или дистанцируясь от них, выполняет одну или несколько ролей, моделирует реальные социальные отношения в игровой форме.  Именно она собирает важнейшие достижения игры в дошкольном возрасте, именно в ней, как в фокусе, проявляются все особенности воображения ребенка. Для того чтобы режиссерская игра получила своё развитие, дошкольникам необходимо очень привлекательное игровое пространство. Таким пространством и центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, может быть макет (пространственное изображение чего-либо, обычно в уменьшенных размерах). Игра с макетом может продолжаться в течение длительного времени. Выполнение роли, развитие сюжета побуждает ребенка перекомбинировать известные события, и создавать их новые сочетания. На основе единого игрового пространства ребенок может воплощать широкий спектр игровых замыслов, что поднимает способность дошкольника к сюжетосложению на новый уровень.

Макет как центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками, должен отвечать следующим требованиям:

  • макет — это фиксированная конструкция, он должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, не бояться случайных сотрясений (в условиях большой группы детей — это особенно важно), может сохраняться длительное время и в любой момент использоваться детьми для игры;
  • самодельные макеты могут быть изготовлены из тонкой фанеры, плотного картона, оклеенного цветной бумагой, линолеума и других подходящих материалов. Важно, чтобы присутствовал эстетический аспект оформления макета;
  • макет должен быть удобным в обращении. Он может быть напольным и настольным, подиумным (на специальных подставках) и настенным (объекты на переднем плане, а изображение - на заднем). Интересный и любимый детьми вариант – макеты в специальных шкафах;
  • макеты и накапливающиеся наборы персонажей и антуража к ним должны   сохраняться и быть доступными для свободного выбора и игры детей, лучше всего размещать весь антураж в пластмассовых лотках. Тогда дети смогут сами выбрать нужный им предметный материал в соответствии с замыслом игры.

Любой вид деятельности, в том числе макетирование требует от педагога грамотной организации и руководства на всех его этапах. Выделим основные этапы процесса макетирования.

  1. Предварительная работа:
  • обогащение личного опыта детей (проведение бесед, рассматривание картин и иллюстраций, прогулки и экскурсии с детьми, чтение художественной литературы и т.д.);
  • подготовка и сбор необходимого материала;
  • работа с родителями.
  1. Изготовление   основы макета и наполнение его предметным материалом.  На этом же этапе начинается процесс игры с макетом.
  2. Развитие и активизация игры с макетом:
  • дополнение макета новым предметным материалом;
  • использование предметов-заместителей,
  • придумывание вместе с детьми рассказа или сказки, которые в дальнейшем обыгрываются как игровые сюжеты и т.д.

Работа по созданию макетов включает в себя элементы конструирования и художественно-изобразительного творчества. Обитатели-персонажи, дополнительный антураж, который позволяет превратить макет в конкретное игровое пространство, изготавливаются из бумаги, картона, проволоки, соленого теста, природного и бросового материала. В процессе создания макета каждый ребенок выбирает наиболее привлекательную для него деятельность (конструирование, моделирование, лепку, аппликацию и т.д.). 

При изготовлении макета широко используются игровые приемы и игровые ситуации. Процесс макетирования, целиком построенный на игровых методах и приемах, обязательно перерастает в увлекательную игру.

Процесс игры с макетом начинается практически с момента его создания. В играх с макетами дети одновременно выступают как драматурги, декораторы и актеры, что положительно сказывается на развитии у дошкольников воображения, творческого мышления, способствует их интеллектуальному развитию.                        

                   Лепим, играем – речь развиваем

Семинар – практикум для родителей

Цель. Продолжить педагогическое просвещение   родителей в вопросах развития и воспитания детей в условиях семьи. Познакомить родителей с развивающими возможностями лепки из соленого теста. Включить родителей в творческий процесс.

Материалы, инструменты и оборудование: соленое тесто (натуральное и окрашенное), стеки, скалки, чесноковыжималка, пластиковые вилки, шаблоны, формочки для выпечки, клей ПВА, кисточки для клея, различный природный, бросовый и дополнительный материал на выбор (семечки, зёрнышки, зубочистки, кусочки трубочек, бисер, бусины и пр.); клеенки, салфетки и т.д.

План семинара

  1. Выступление педагога.
  1. Лепим, играем, речь развиваем.
  2. Особенности и технология лепки из соленого теста.
  1.  Практическая часть.  
  1.  Показ приемов и способов лепки, объяснение задания.
  2.  Изготовление родителями поделок из соленого теста
  1. Выставка поделок, обмен мнениями и впечатлениями.

Ход семинара

  1. Выступление педагога. 

Ведущий. Речь является важнейшей психической функцией человека и ярким показателем развития ребенка. Имеется много исследований, которые с большой убедительностью показали, что все психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, воображение – развиваются через речь (Л. С. Выготский, А Л. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.).

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешности его школьного обучения. Недостатки речи при обучении в школе могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах. Поэтому формирование правильной речи ребенка – одна из важнейших задач дошкольного образования.

В настоящее время рядом исследователей установлено, что на становлении детской речи сказывается развитие мелкой моторики пальцев рук. Развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Ученые пришли к заключению, что выполнение упражнений пальцами стимулирует развитие речи детей.

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Развитию мелкой моторики способствует:

  • работа с ножницами;
  • лепка из глины, пластилина, соленого теста;
  • конструирование и работа с мозаикой;
  • выкладывание фигур из спичек (палочек);
  • освоение ремёсел (шитьё, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и пр.).

Развитию и совершенствованию моторики у детей способствуют игры с природным материалом: песком, крупами, мелкими камешками и т.д.; упражнения в обводке контуров предметов, рисование по трафаретам, закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками, штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой» и «штрихом».

Для детей с повышенным или пониженным тонусом рук особенно полезна тестопластика - лепка из соленого теста, т.к.  она способствует нормализации тонуса и активизации мелкой моторики. При лепке задействованы все десять пальцев, а также обе ладони. Происходит мощное воздействие на тактильные рецепторы. В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук, что играет положительную роль в развитии речи.

Экспериментирование с соленым тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащает знания ребенка об их свойствах и возможностях применения, стимулирует к поискам новых способов действий, дает прекрасную возможность для развития творчества, фантазии, воображения, абстрактного и логического мышления. Никаких скучных заданий, никаких тренировок, которые обязательно необходимо выполнять. Напротив! Игра, фокус, чудо. Именно такое впечатление производит на детей лепка из соленого теста - тестоплатика.

Работа с соленым тестом полезна детям со страхами, тревожностью, а также с агрессией. Пластичность материала позволяет вносить многочисленные изменения в работу и этим ребенок подправляет свое эмоциональное самочувствие. Необщительный и замкнутый ребенок может реализовать себя, проявив фантазию, смекалку, изобретательность.

Техника работы с соленым тестом несложна. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени и не нуждается

 в специальном оборудовании для обработки готовых изделий.

  1. Практическая часть. Ведущий знакомит родителей с особенностями и технологией лепки из соленого теста, с основными приемами и способами лепки (показ).

Многообразие предметных форм требует усвоения различных приёмов лепки и прежде всего тех, которые применяются в работе с детьми: скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, прищипывание, оттягивание, сглаживание и пр.

Скатывание - простейший приём. Кусок соленого теста кладут между ладонями и, слегка сжимая руками, кругообразными движениями скатывают в шарик. Время от времени его поворачивают другой стороной и проверяют правильность формы.

Раскатывание применяют для получения яйцеобразного тела и цилиндрических столбиков. Кусок, положенный между ладонями, прямолинейными движениями рук раскатывают, удлиняя и придавая цилиндрическую форму. Яйцеобразное тело получают раскатыванием ранее сделанного шарика. Для этого ладони ставят не параллельно друг другу, а наклонно.

Сплющивание - приём равномерного сжатия куска для получения уплощённой формы. Шарик сдавливают ладонями или пальцами. И он приобретает форму диска, лепёшки.

Вдавливание получают посредством нажима пальцев или стеки для придания поверхности небольших углублений и изгибов. Маленькую ямку делают одним пальцем, изгиб поверхности обминают всеми пальцами, ребристую, волнистую и чешуйчатую поверхности делают, прижимая стеку то боковой её частью, то концами (заострённым и лопаточным).

Прищипывание применяют при лепке мелких деталей. Оно осуществляется сильным сжатием пальцами, собранными в щепотку, той части большой формы, где создаётся новая деталь.

Оттягивание - приём, при котором щепотью пальцев ухватывают часть пластического материала и, слегка сжав, оттягивают; из оттянутого материала можно сформировать какую-то часть предмета.

Целостные, компактные и простые формы, все части которых так плотно прилегают друг к другу, что трудно бывает их разделить, обычно лепят из целого куска - «скульптурным» способом. Но предметы, чья форма легко расчленяется на составные элементы, лепят по частям — «конструктивным» способом. Для этого сначала делят кусок на части, по величине соответствующие членениям модели, затем лепят каждый элемент отдельно, начиная с самого большого и соразмеряя с ним все другие, и соединяют все элементы.

Ведущий предлагает родителям включиться в творческий процесс и слепить поделку из соленого теста с использование технологических карт.

  1. Выставка поделок, обмен мнениями и впечатлениями.

В конце встречи организуется выставка и презентация поделок, вылепленных родителями, происходит обмен впечатлениями и мнениями о пользе и доступности лепки из соленого теста в семье. Родители получают методические рекомендации «Как организовать домашние занятия по лепке из соленого теста» (приложение 1), подборку игр и упражнений с соленым тестом, способствующих развитию мелкой моторики детей (приложение 2).

Рекомендации для родителей, занимающихся с детьми тестопластикой

«Как организовать домашние занятия по лепке из соленого теста»

  • Первыми ступеньками в лепке из соленого теста должно быть знакомство. Пусть ребенок похлопает по тесту, ощутит, какое оно упругое и в то же время податливое, поймет, что тесто можно делить на маленькие и большие кусочки, расплющивать, катать «колбаски» в ладошках или одним пальчиком по столу.
  • Пусть первая встреча с соленым тестом будет очень короткая по времени. Ведь её задача – разбудить интерес, показать этот материал и процесс превращения его в предмет как чудо. Устройте соревнования с ребенком: кто сумеет больше увидеть фантастических животных в бесформенном комке теста - или кто сумеет придумать по этому поводу самую интересную сказку, историю.
  • Не торопите события, старайтесь строить занятия так, чтобы они разворачивались от простого к сложному.
  • Понаблюдайте вместе с ребенком, как на тесте остаются отпечатки пальчиков или мелких предметов, таких как пуговицы, формочки, палочки. Попробуйте совместить тесто с другими материалами    (горохом, фасолью, палочками, соломкой, вермишелью). Сделайте шары, «колбаски», «блины» и так далее. Покажите ребенку, как это делаете вы, потом немного помогите ему, направляя его руки и действия.
  • Ни в коем случае не вмешивайтесь в детское творчество слишком часто и не ждите немедленных результатов. Оказывайте ребёнку всяческую поддержку и почаще хвалите его за усердие, не оставляйте без внимания ни одной его работы.
  • Постоянно разговаривайте с ребенком, объясняйте, что вы делаете, отвечайте на вопросы. И не забывайте хвалить за удачи, не переживайте, если что–то не получилось сразу.
  • На первых этапах ребенок учится контролировать движения пальцев рук, постепенно этот навык переходит в умение, и ребенок учится ловко управляться с более мелкими предметами, затем идет совершенствование артикуляции. А все дальнейшее становление и развитие речевых реакций находится в прямой зависимости от степени тренировки и ловкости движений пальцев рук.
  • Для того чтобы дети не уставали, не успевали соскучиться и утомиться, не затягивайте время занятий, но никогда и не обрывайте его, дайте ребёнку возможность закончить начатое!
  • Научите детей работать аккуратно и убирать за собой после того, как работа закончена. Очень важно тут же научить ребёнка выполнению правил культуры труда
  • Постарайтесь делать так, чтобы изделия ребенка не пылились в ящиках, они должны быть предметом его гордости или игр, дариться и показываться близким и друзьям.

Вероятно, мы убедим вас в том, что тестопластика не только увлекательное, но и полезное занятие. Тогда за дело! Дерзайте, творите! Желаем успеха!

Игры и упражнения с соленым тестом, способствующие развитию мелкой моторики детей

 Змейка

 Предложите ребенку раскатать из яркого цветного теста длинный и тонкий валик, хвост заострить, голову приплюснуть. Вспомните, как шипит змея: «Ш-ш-ш». Ребенок может с помощью стеки передать особенности поверхности образа — прорезать штрихами «чешуйки»; нанести узор в виде прямых, волнистых, пересекающихся линий.

Самолет

Предложите ребенку слепить самолет: раскатать тесто и придать ему форму валика, разделить валик на две равные части – корпус и крылья, соединить их крест – накрест, а хвост загнуть вверх. Вспомнить, как гудит самолет во время полета: «У-у-у».

Черепаха

Предложите ребенку слепить панцирь в форме купола, скатать голову, ножки и хвост, снизу приставить голову, ножки и хвост, обозначить карандашом глаза, разметить панцирь. Можно использовать скороговорку: «Черепаха ест печенье, пьет чай с вареньем».

Жучок

Предложите ребенку скатать шарик, приплюснуть его и разделить пополам линейкой, присоединить голову, острием карандаша обозначить зрачки, скатать  две    маленькие     антенны,       вспомнить, как жужжит     жук: «Ж-ж-ж».

Машина

Возьмите кусок теста и вылепите корпус машины с кабиной, багажником и капотом. Возьмите две зубочистки и проколите насквозь низ машины в том месте, где должны находиться колеса. Из четырех кусочков теста слепите колеса. Их толщина должна быть не меньше 9–10 миллиметров. Наколите колеса на концы зубочисток.

Аппликация на тесте

Необходимые материалы и инструменты: природный материал (желуди, косточки, различные семена, ракушки, колоски, мхи и т.д.); бусины, бисер, пуговицы.

Предложите ребенку выполнить упражнения: 

«Яблоко». Тугое однотонное тесто раскатывается тонким слоем (0,5—1 см), а затем ребенок выкладывает из темных фасолей контур яблока с листиком или  заполняет  фасолью все яблоко.

«Украсим пирог». Приплющить комочек теста – пирог. Украсить такой пирог можно каштанами, фасолью, горохом, скорлупой ореха.

«Елочка». Зеленое тесто размять  на клеенке и придать ему форму елочки. Предложить ребенку украсить елочку бисером, бусинками, природным материалом или маленькими шариками из цветного теста. 

Рисунок на тесте

Необходимые материалы и инструменты: соленое тесто, стеки, приспособления для нанесения рисунка – все, что может оставить четкий отпечаток в тесте (пластиковая вилка, зубочистка, соломка для коктейля, корпус фломастера, крупные пуговицы, ключи, монеты, ракушки и т.д.).

Осуществление идеи. Тугое однотонное тесто раскатывается тонким слоем (0,5—1 см). Стекой вырезается пластинка нужной формы. На поверхности пластинки из теста можно выдавить нужное изображение зубочисткой, стекой, пустым стержнем шариковой ручки, соломкой для коктейлей и т. п. Дети экспериментируют, изучают, сравнивают различные отпечатки, стараются определить источник («Кто оставил этот след?»). «Следы» различных предметов стимулируют поисковый интерес. Какой след оставит вилка, если ее вдавить в тесто плашмя? Если воткнуть вилку зубчиками? А если процарапать вилкой комок теста?  Отпечатки разных предметов — пуговиц, монет, колпачков, карандашей, крышек — вызывают желание угадывать и загадывать для других: «Что это такое?», «На что похоже?», «Чем еще можно оставить такой «след»?»

Мозаика

Необходимые материалы и инструменты: соленое тесто различных цветов, нож, противень, скалка, картон, клей ПВА, карандаши, фломастеры, маркеры, губки.

Осуществление идеи. Отдельные порции по-разному раскрашенного теста раскатаем на цветные пластинки толщиной 0,5 см. Выложим на противни, разрежем на квадратики и высушим в духовке.

На плотном картоне нарисуем карандашом контур изображения: рыбку, вазу, кораблик, солнышко. Для того чтобы ребенку легче было определиться с цветом используемой мозаики, аккуратно цветными карандашами разрисуем эскиз. Теперь пора ребенку приниматься за дело. Пусть  выкладывает мозаику, следуя рисунку. Лучше начинать с центра изображения, затем постепенно переходить к краям, пока не завершит рисунок. На некоторое время оставим работу подсохнуть. Если вы видите, что рисунок требует цветной доработки, то фломастерами, маркерами, кистью или губкой можно подкрасить или оттенить его. Для полного завершения работы мозаику лучше покрыть лаком или раствором клея ПВА.

Игра с мозаикой будет для ребенка не только занимательной игрой, но и скрытым учебным процессом, где он самостоятельно сможет пофантазировать, проявить свое мастерство.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997.

Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 1997.

Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие детей от 5 до 6 лет. (Книга для воспитателей и специалистов по изобразительной деятельности работающих по программе «Из детства - в отрочество»). - М., 1998.

Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009.

Ильина М.В. Воображение и творческое мышление: Психодиагнос-тические методики. – М.: Книголюб, 2004.

Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество.  М., 1985.

Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.

Комарова Т.С. Изобразительное творчество в детском саду.   М.: Педагогика, 1984.                                            

Комарова Т.С. Школа эстетического  воспитания. М.: Издательский Дом «Зимородок», 2006.

Короткова Н., Кириллов И. Макет как элемент предметной среды для сюжетной игры старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1997. - №6. – с.9-16.

Косминская В.Б., Васильева Е.И., Халезова Н.Б., Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». М., «Просвещение», 1977.

Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М.:ТЦ «Сфера», 2000.

Программа воспитания и обучения в детском саду /   Под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. - 4-е изд; испр. и доп. -М.: Мозаика - Синтез, 2006.

Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина, Г.В. Пантюхина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986.

Хананова И.Н. Соленое тесто. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 104 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).