План по самообразованию: «Пластилинография, как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа)

Маштакова Марина Юрьевна

Пластилинография способствует развитию ребенка. Дети любят лепить из этого мягкого материала, создавать интересные работы. Такие занятия помогут ребятишкам развивать мелкую моторику, творческие навыки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад №12

План

по самообразованию:

«Пластилинография, как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»

Выполнила:

воспитатель  Маштакова М.Ю.

Тема самообразования: «Пластилинография, как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»

Цель: обеспечение непрерывного профессионального развития, роста профессионального мастерства, развития личностных качеств, необходимых в профессиональной деятельности. Развитие  у детей художественно-творческих способностей при помощи пластилинографии. Развитие мелкой моторики рук воспитанников.

Задачи:

  • Изучить учебно-методическую литературу с целью самообразования;
  • Изучить передовой педагогический опыт;
  • Овладеть новыми информационными технологиями путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс;
  • Вести мониторинг саморазвития;
  • Обобщить опыт педагогической работы по теме самообразования.
  • Освоить разные способы и приемы работы с пластилином при изготовлении плоскостных, полуобъемных поделок.
  • Воспитывать художественный вкус, пространственное мышление (сочетать цвета; создавать необходимые цвета путем смешивания; создавать композиции)
  • Развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира и учить передавать посредством пластилинографии объекты живой и неживой природы.
  • Развивать мелкую моторику рук, координацию движений рук, глазомер.
  • Научить детей самостоятельно решать творческие задачи, выбирать материал и технику для работы по пластилинографии.

Актуальность

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти.

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

  Занятия        пластилинографией        способствуют интеллектуальному развитию детей.

 Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.

Практический выход – выставка детских поделок в технике пластилинографии.

 Форма отчета по проделанной работе – сообщение на педсовете, презентация по теме.

Основные направления реализации программы:

-Расширение  образованности.

-Повышение педагогической компетентности.

-Самовоспитание (развитие личностных  качеств, способствующих высоким результатам деятельности и устранение недостатков).

-Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.

Сроки реализации Программы: 2019-2020гг.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Направления

Мероприятия

Профессиональное

  1. Изучить  передовой педагогический опыт через методические издания и Интернет ресурс.
  2.  Разработать план профессиональной деятельности воспитателя ДОО.
  3. Позиционировать свой педагогический опыт  в электронных СМИ. 
  4. Участвовать в профессиональных конкурсах на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Психолого-педагогические

  1. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
  2. Принимать участие в работе педсоветов.

Методические

  1. Совершенствовать знания современного содержания образования детей дошкольного возраста.
  2. Изучить и применить в работе новые формы, методы и приёмы обучения.
  3. Изучить опыт работы лучших воспитателей через  сеть Интернет.
  4. Провести самоанализ профессиональной деятельности.
  5. Создать собственную  методическую копилку лучших разработок занятий, сценариев различных мероприятий.

Информационно-компьютерные технологии

  1. Внедрять ИКТ в воспитательно-образовательный    процесс.
  2. Пополнять персональный сайт.

Охрана здоровья

  1. Внедрять в  воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.
  2. Вести здоровый образ жизни.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

ЦЕЛЬ: Развитие мелкой моторики рук детей второй младшей группы через освоение техники пластилинография.

ЗАДАЧИ:

  1. Создать предметно-развивающую среду для освоения детьми  техники пластилинография.
  2. Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание), передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
  3. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер

РАБОТА С ДЕТЬМИ:

Сроки

Содержание

Практический выход

Сентябрь

Воздушные шары

1.Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями.

2.Научить преобразовывать шарообразную форму в

овальную прямыми движениями ладоней.

3.Научить прикреплять готовую форму на плоскость

путем равномерного расплющивания по поверхности основы.

4.Развивать эстетическое и образное восприятие.

Октябрь

Созрели яблочки в саду

1.Развивать у детей эстетическое восприятие

природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение фруктового дерева.

2.Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина

и скатывать маленькие шарики круговыми движениями

пальцев.

3.Закрепить умение расплющивать шарики на всей

поверхности силуэта (кроны дерева).

4.Развивать образное

восприятие.

Ноябрь

Звездное небо

1.Учить детей передавать образ звездного неба посредством пластилинографии.

2.Закрепить навыки работы с пластилином: раскатывание

комочка прямым движением, сгибание в дугу, сплющивание концов предмета.

3.Научить детей делить готовую форму на мелкие

части при помощи стеки и скатывать из них шарики

кругообразным движением на плоскости, стимулируя

активную работу пальцев.

4.Развивать композиционное и пространственное восприятие.

Декабрь

Бусы для Люси

1.Закрепить умение детей лепить предмет, состоящий из

нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко

друг к другу, в определенном порядке, чередуя их по цвету.

2.Совершенствовать умение скатывать из пластилина

колбаску прямыми движениями, делить ее на

мелкие равные части при помощи стеки.

3.Уточнить знание детей о круглой форме предметов,

закрепить умение лепить шарики малого размера,

скатывая их кругообразным движением пальцев руки.

4.Закреплять знание о цвете, развивать чувство ритма.

Январь

Клубочки для котенка

1.Продолжать развивать интерес к новым способам

лепки.

2.Упражнять в раскатывании пластилина между ладонями

прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих

рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины.

3.Учить детей приему сворачивания длинной колбаски по спирали.

4.Развивать мелкую моторику рук.

Февраль

Самолет летит

1.Закрепить умение детей делить брусок пластилина на

глаз на две равные части, раскатывать его прямыми

движениями ладоней.

2.Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий

из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей.

3.Дополнять изображение характерными деталями

(окошками-иллюминаторами), используя знакомые приемы

работы: раскатывание, сплющивание.

4.Продолжать формировать интерес детей к работе

пластилином на горизонтальной плоскости

Март

Улитка, улитка выпусти рога

1.Продолжать формировать интерес детей к изображению

предметов пластилином на плоскости.

2.Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук.

3.Учить лепить улитку путем сворачивания колбаски по спирали.

4.Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа (рожки, хвостик), используя знакомые приемы лепки: оттягивание, сплющивание, делать стекой надрезы.

Апрель

Черепаха

1. Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего вида,

образе жизни черепахи.

2. Закрепить умения и навыки работы с пластилином:

раскатывание частей предмета круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое

целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки.

3. Учить изображать предмет, передавая сходство с реальным

предметом.

4. Воспитывать бережное отношение к живым

существам.

Май

Солнышко проснулось, деткам улыбнулось

1. Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, умение

сочувствовать персонажам, желание помогать им.

2 .Учить передавать образ солнышка, совершенствуя

умения детей скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему шарообразную форму. Учить приему сплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы.

3. Упражнять в раскатывании комочков пластилина между

ладонями прямыми движениями обеих рук.

4. Поддерживать в детях желание доводить начатое дело

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Сроки

Содержание

Практический выход

Сентябрь

Консультация

«Пластилинография – это интресно»

Дать родителям знания о пластилинографии, как

нетрадиционном способе рисования

Февраль

Семинар – практикум для

родителей по теме

«Пластилинография»

Формировать знания о пластилинографии, как

нетрадиционном способе рисования, с приемами и способами изображения, научить совместной с детьми деятельности дома в свободное

время. Сплочение группы родителей детского сада, поддержка развития творческих способностей их детей.

Апрель

Открытый показ ООД

«Вышла курочка гулять, а за ней

цыплятки».

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

Сроки

Содержание

Практический выход

Октябрь

Консультация для

Педагогов «Пластилинография –

рисование пластилином»»

Дать родителям знания о пластилинографии, как

нетрадиционном способе рисования

Март

Мастер – класс

«Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего

дошкольного возраста»

Формировать знания о пластилинографии, как

нетрадиционном способе рисования, с приемами и способами изображения, научить совместной с детьми деятельности дома в свободное

время. Сплочение группы родителей детского сада, поддержка развития творческих способностей их детей.

Май

Открытый показ ООД

«Чудо дерево».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Оригами как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста"

Искусство оригами известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае - на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. « Оригами» в переводе с японского - «ори» - бумага, «ками»...

Мастер-класс"Вышивка как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста" Презентация.

Вашему вниманию представляется мастер-класс "Вышивка как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста"....

пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.

В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т.к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребе...

Нетрадиционная техника «Ниткография», как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Тренировка движений пальцев, и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, а такж...

Мастер -класс для педагогов ДОУ на тему: «Кинезиологические игры и упражнения на развитие межполушарных связей как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»

В данном мастер-классе  я хочу поделиться своим опытом работы по использованию комплекса упражнений из цикла «гимнастика для мозга». Я использую эти упражнения на своих занятиях и счи...