Аппликация в старшей группе Тема: «Щедрая осень - заготовки на зиму»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Неженец Анна Владимировна

Аппликация в старшей группе

Тема: «Щедрая осень - заготовки на зиму»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл applikatsiya_v_starshey_gruppe-.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Аппликация в старшей группе

Тема: «Щедрая осень - заготовки на зиму»

Программное содержание: совершенствовать технику вырезания ножницами. Познакомить с правилами вырезания кругов и овалов (режем по окружности или отрезаем у сложенного вчетверо квадрата углы по окружности, держа при этом середину в руке). Учить передавать впечатления, полученные в наблюдениях.

Предварительная работа: Беседа об осени и осенних дарах, рассматривание иллюстраций; банок с домашними заготовками (соленьями)

Оборудование: клей, кисти, салфетки, листы бумаги с нарисованной банкой «для солений», заготовки для аппликации.

Предварительная работа:

Беседа об осени и ее дарах, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Ход занятия:

Воспитатель предлагает послушать загадки:

Он крупный и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей нет вкуснее …(помидора).

Летом в огороде

Свежие, зеленые.

А зимой - в бочонке

Крепкие, соленые.

Воспитатель читает стихотворение:

Хозяйка однажды с базара пришла

Хозяйка с базара домой принесла…

Давайте посмотрим в корзину, что же она еще принесла? Достаются овощи. Уточняются их названия.

Воспитатель спрашивает детей о том, для чего делают заготовки на зиму. Какие заготовки делают у них дома. Выслушать рассказы детей.

-А наш гномик Вася тоже любит  соленья, но не умеет делать заготовки. Давайте поможем  нашему другу.

Воспитатель спрашивает детей, как они будут вырезать тот или иной овощ.  Уточнить форму овощей и фруктов. Рассматривание заготовок.

 Спросить, из каких заготовок, какие овощи или фрукты можно вырезать.

Как будем вырезать круглые «помидоры», овальные «огурцы» ; как необходимо расположить в банке элементы будущей работы. Показ приемов вырезания.

Физкультминутка:

В гости к Федосье Матрена пришла

К чаю пришла, лимон принесла.

Пейте, Матрена, с лимончиком,

Пейте, Лимона, с матренчиком!

А Федосья растерялась и заторопилась

А Федосья растерялась и заговорилась.

Самостоятельная деятельность детей.

В процессе работы педагог осуществляет контроль и при необходимости оказывает помощь затрудняющимся детям: напоминает об аккуратной работе с клеем и ножницами.

 Анализ детских работ.

По окончании работы дети наводят порядок на рабочем месте и получают кусочек соленого огурчика.

  • Сентябрь

Занятие 1. «ПОМИДОРЫ»

Программные задачи.
Продолжать учить детей вырезать круги из квадратов в соответствии с величиной исходной формы; развивать плавность и согласованность движений обеих рук; определять по цвету степень зрелости помидоров и располагать овощи на бумаге в ряд от незрелого к спелому.
Материал.
У воспитателя изображения помидоров в разной степени зрелости или натуральные помидоры; два бумажных квадрата для показа приемов вырезывания кругов; игровой персонаж Незнайка. У детей по три квадрата зеленого, желто-розового и красного цветов, отличающихся друг от друга на 1—1,5 см по величине; небольшие темно-зеленые полоски бумаги для вырезывания черешков и чашелистиков, лист бумаги в виде вытянутого прямоугольника (примерно 7—8 х 20—22 см) для наклеивания изображений; ножницы, клей, низкие коробочки для обрезков.
Ход занятия.
Постановка цели занятия и объяснение, как выполнить задание, проводятся в форме диалога с игровым персонажем.
Появляется Незнайка с тремя изображениями помидоров на картонных карточках или тремя натуральными помидорами в сумке.
Воспитатель. Что ты принес нам, Незнайка?
Н е з н а й к а. Мой друг Карандаш дал мне три картинки с овощами разного цвета и сказал, что это один и тот же овощ. (Выставляет картинки на стенд.) Но ведь они совсем разные и отличаются друг от друга не только по цвету, но и по величине. Дети, вы же сами видите, что этот овощ зеленый и маленький, а этот… (дети продолжают характеристику второго и третьего овощей.)
Воспитатель. Дети, вы догадались, что это за овощи? Как они называются? Почему они разные и по цвету, и по величине?
После ответов детей подтверждает, что на картинках изображены помидоры в разной степени зрелости: маленький зеленый помидор — незрелый, желто-розовый помидор только начинает созревать, а большой красный помидор — зрелый.
Воспитатель. Незнайка! Хотя все помидоры разные по цвету и величине, но у них есть что-то общее. Что это?
Незнайка затрудняется ответить, что для всех помидоров общей является их одинаковая форма. дети помогают Незнайке заметить это. Педагог предлагает им показать, из какой исходной формы (заготовки) они вырежут маленький помидор, помидор побольше и большой помидор.
Напоминает и показывает приемы вырезывания кругов из квадратов. При этом подчеркивает, что нужно использовать всю поверхность квадрата, чтобы помидоры получились нужной величины. Обращает внимание детей и на плавность закругления уголков у квадрата. Указывает на необходимость согласованной работы обеих рук.
Для повторного показа способа вырезывания круга можно пригласить ребенка.
Незнайка говорит: «Когда дети вырежут все три помидора, пусть они наклеят их на эту широкую полосу бумаги так, чтобы было видно, как постепенно растут и созревают помидоры» (проблемная задача).
В процессе занятия педагог оказывает индивидуальную помощь в овладении приемами вырезывания кругов. Тем, кто хочет, предлагает вырезать из темно-зеленой полоски чашелистики с черешками для помидоров.
Дети самостоятельно располагают помидоры в ряд в нужной последовательности.
В конце занятия Незнайка предлагает детям поместить на верхний ряд стенда (верхняя полочка доски) те аппликации, где помидоры наклеены так, как они созревают на огороде. Затем просит найти среди этих аппликаций такие, где помидоры правильно расположены не только по цвету, но и по величине.
далее дети выставляют остальные аппликации (с неправильным расположением помидоров) и ищут среди всех работ самые круглые и гладкие изображения.
Следует сказать, что некоторые дети уже научились делать плавный закругленный разрез, а другие тоже обязательно этому научатся. Незнайка благодарит детей за то, что помогли ему разобраться, какими бывают помидоры от начала созревания до полной спелости.

Занятие 2. «ЯБЛОКИ И ГРУШИ».

Программные задачи.
Формировать умения передавать различие в форме яблока и груши; вырезать груши, передавая особенности их формы (внизу слегка закругленные, к верхней половине суженные, верхушка сильно закругленная); закрепить в речи детей названия оттенков зеленого и желтого цветов (светло-зеленый и темно-зеленый); в совместной работе со взрослым упражнять в разной компоновке (размещении) фруктов в вазах.
Материал.
У воспитателя вырезанные из бумаги яблоко и груша; прямоугольник темно-желтого цвета для показа способов вырезывания груши. Для каждой группы детей из трех-четырех человек лист картона с наклеенной на него низкой вазой, верхний у которой не заклеен. У детей на выбор красные, желтые
и светло-зеленые квадраты (примерно 5х5 см) для вырезывания яблок и светло-зеленые и темно-желтые прямоугольники (примерно 7х5 см) для вырезания груш; ножницы, клей, кисточка; дополнительный материал: узкие зеленые полоски бумаги, коробочки для обрезков.
Ход занятия.
«Слышали новость? — спрашивает педагог. — Наши куклы и решили открыть магазин «ФРУКТЫ». Они уже завезли товар. Но не могут они открыть магазин, так как еще не оформили витрину. Попросили меня помочь им. Я вырезала и наклеила большие низкие вазы для фруктов. Вот такие. (Показывает.)
А вас, дети, прошу сделать самую важную часть работы — вырезать фрукты: яблоки и груши. Как вырезать яблоки, вы, конечно, сами догадаетесь, а как вырезать грушу, надо поучиться, давайте сначала сравним форму яблока и груши».
Педагог показывает вырезанные яблоко и грушу, проводит сравнение фруктов по форме. Отмечает, что нижняя половина груши похожа на яблоко, а верхняя постепенно сужается. Верхушка груши закругленная. Спрашивает, из какой исходной формы — квадрата или прямоугольника — следует вырезать грушу; какой цвет у груши. Предлагает детям показать исходную форму, из которой они будут вырезать этот фрукт.

Воспитатель показывает и объясняет приемы вырезывания груши: «Начинатъ вырезать грушу следует с нижней половины. Закруглить два нижних уголка у прямоугольника (начиная с левого уголка), затем постепенно сужать и вести разрез к середине верхней стороны прямоугольника. Вверху сделать закругление и расширять форму книзу (можно показывать вырезывание груши начиная сверху) а
Показ повторяется два раза. Первый раз приемы вырезывания демонстрируются в замедленном темпе, второй раз — в обычном.
Далее педагог просит детей пальцем или обратным концом кисточки показать, как они будут ножницами вырезать грушу. Это можно делать под хоровое проговаривание вместе с воспитателем: . Начинаем закруглять нижний левый уголок… а и т.д. Затем педагог спрашивает, какого цвета бывают яблоки и груши, и предлагает, чтобы каждый ребенок вырезал по несколько фруктов (от двух до пяти).
В ходе занятия основное внимание следует уделять технике вырезывания закругленных форм. Одобрить тех детей, которые вырежут несколько груш. Сказать, что эти дети стараются научиться вырезать фрукты сложной формы. Следить, чтобы ребенок использовал всю поверхность исходной формы. Напоминать, что вырезать следует над низкой коробочкой, чтобы обрезки бумаги не засоряли рабочее место.
К концу работы можно положить на стол для трех-четырех детей вазу, чтобы они вместе красиво разместили в ней вырезанные фрукты. Предупредить, чтобы они не спешили сразу наклеивать фрукты, а прежде попробовали несколько вариантов расположения. Принять активное участие в обсуждении композиций с группами детей, но не подавлять их инициативу.
Перед началом работы надо обратить внимание детей на то, что верхний край вазы не заклеен, и сказать, что нижние фрукты надо слегка задвинуть за этот край вазы и расположить близко друг к другу; неважно, что отдельные фрукты могут частично загородить рядом лежащие.
Если будет нужно, следует помочь детям распределить между собой работу. Одни могут намазывать формы клеем, другие — наклеивать, а третьи — вырезать несколько зеленых листиков, нарисовать фломастерами черешки.
В конце занятия можно «пригласить» кукол и вручить им витрины для магазина. При этом подчеркнуть коллективный характер труда детей — каждый сделал часть работы: вместе поработали над расположением фруктов в вазе, и в результате получились большие красивые витрины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Щедрая осень "Заготовки на зиму" (компоты в банках)

Конспект разработан в соответствии с индивидуальными тетрадями И.В.Масловой....

Конспект по аппликации "Щедрая осень - заготовки на зиму" (помидоры, огурцы)

Конспект разработан в соответствии с индивидуальными тетрадями И.В.Масловой....

Конспект НОД по аппликации в старшей группе. Тема: «Осенняя берёза»

Конспект НОД по аппликации в старшей группе.Тема: «Осенняя берёза»...

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию( аппликация семенами) в старшей группе Тема: «Белочка осенью собирает и сушит рыжики».

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию( аппликация семенами) в старшей группеТема: «Белочка осенью собирает и сушит рыжики».Кравченко Елена Михайловн...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы тема: «Щедрая Осень»

Познакомить детей с новым видом творчества в аппликации – «бумажные комочки»....

Конспект ООД по аппликации в старшей группе. Тема: «Щедрая осень: заготовка на зиму (компот)»

Цель- учить вырезать симметричные объекты из сложенной вдвое бумаги.Задачи:Образовательная: продолжать формировать у детей представления об овощах и фруктах, об их признаках, пользе для человека.Разви...