Конспект занятия по лепке "Солнышко лучистое" для детей 5-6 лет
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Корнеева Елена Ивановна

В конспекте занятия используются здоровьесберегающие технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_solnyshko_luchistoe.docx25.85 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №65»

Конспект

занятия по лепке

«Солнышко лучистое»

в группе компенсирующей направленности

для детей 5-6 лет

с нарушениями речи

составила: педагог дополнительного образования

по изобразительной деятельности

Корнеева Елена Ивановна

Курск- 2016

Задачи: 

- вызвать у детей желание создать образ солнышка по мотивам народно-прикладного искусства и книжной графики (по иллюстрациям к народным потешкам и песенкам); учить создавать образ солнышка пластическими средствами;

- показать варианты изображения солнечных лучей, используя декоративные элементы (точка; круг; жгутики прямые, ломаные, волнистые, прерывистые ; завиток; листок; трилистник и пр.)

- продолжать освоение техники рельефной лепки. Закреплять приемы лепки.

- развивать воображение, творчество, мелкую моторику рук, чувство цвета, ритма, формы и композиции.

- воспитывать интерес к народному искусству.

Предварительная работа

Знакомство с изображением солнца в произведениях декоративно-прикладного искусства и книжной графике. Рассматривание книжных иллюстраций в сборниках песенок, потешек, народных сказок с целью обогащения впечатлений и представлений о вариантах изображения солнышка. Беседа о солнце как источнике жизни на земле и как одном из главных образов народного искусства. Создание портретов солнца в рисунке и аппликации.

Материалы: картонные квадратики размером 15х15 см, пластилин, стеки, красивые пуговицы и бусины для глаз, тряпочки, палочка-зубочистка.

Ход занятия

Предлагаю детям послушать и отгадать загадку:

Не высоко, не низко,

Не далеко, не близко

Проплывает в небе шар

Раскаленный как пожар.

Он весь мир обогревает

И усталости не знает,

Улыбается в оконце,

А зовут его все … (солнце).

Предлагаю вспомнить народные потешки, заклички:

Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!

Солнышко, солнышко,

Красное зернышко!

Выйди поскорее,

Будь к нам подобрее,

Сядь на пенек,

Посвети весь денек!

Ребята, какими словами обычно описывается солнце в стихах, песенках, почему его называют красным (красивым).

С давних-предавних времен, когда даже ваших бабушек и прабабушек на свете не было, люди называли красным все самое красивое и доброе: «красное солнышко», «красный день» (праздник), «красное слово», «красная девица». Даже пословицы сложили, например: «Красна птица пером, а человек умом», «Красна весна цветами, а изба пирогами». Красный – значит красивый.

Мы с вами рассматривали изображение солнышка в предметах декоративно-прикладного искусства, в книжных иллюстрациях. Вспомните, как изображается в них солнышко. Да, по-разному (в виде круга, нескольких кругов, круга с лучами-завитками, лучами-точками, лучами-волнистыми линиями и пр.) (Выставляю таблицы с изображением декоративных вариантов (круг, круг с точками, круг с завитками, круг с волнистыми линиями)).

Сегодня на занятии мы создадим с вами свои солнышки – колоколныш-ки. Вылепим доброе солнышко, яркое, большое, теплое, доброе, красивое, с лучами – волнистыми линиями или завитками. Наши солнышки будут очень красивыми по цвету – красными, оранжевыми, розовыми, желтыми, малиновыми.

А сейчас немного поиграем (проводится динамическая пауза).

Встало утром солнышко

И гулять отправилось.

И на нашей улице

Все ему понравилось.

Побежало солнце

Золотой дорожкой,

И попало солнце

Прямо к нам в окошко!

Вместе мы отправились

С солнцем в детский сад.

Приласкало солнышко

Сразу всех ребят!

Предлагаю детям сесть за столы. Проводится пальчиковая игра-разминка «Солнечные зайчики».

Солнечные зайчики (вращение кистями рук пальцами вверх)

Играют на столе (в том же положении пальцы постукивают по столу).

Поманю их пальчиком (ладони развернуты к себе, поочередное покачивание пальцами от большого до мизинца),

Пусть бегут ко мне («ветерок» на себя).

Ну, лови, лови скорей,

Лови справа, лови левей (руки в стороны, махи вправо-влево)…

Убежал на потолок, прыг-скок (потягивание двумя руками вверх, опустить руки).

Мне ладони покажите –

Правую и левую!

В кулачок скорей сожмите

Пальчики умелые!

Разожмите… Рассмотрите…

И скорее мне скажите:

Для чего нужны нам, дети,

Ловкие ладошки эти (дети выполняют движения по тексту)?

(Ответы детей)

Посмотрите на свои руки! У мальчиков они крепкие, сильные, у девочек – нежные, ласковые, и у всех вас – умелые и трудолюбивые.

Сегодня мы с вами будем лепить портрет солнышка, и нашим рукам придется потрудиться.

Лепить наши солнышки мы будем на пластине-основе. Представим чудо-солнышко во всей своей красе. Берем кусочек пластилина, раскатываем в шарик, слегка сплющиваем в лепешку и прижимаем к фону в самом центре пластины – это солнечный круг (диск). Палочкой-зубочисткой наметим вокруг солнца места расположения лучиков.

А теперь начинаем их лепить. Для этого возьмем кусочек пластилина другого цвета, разделим его на 7-10 частей и превратим их в лучики (уточняю представления детей о том, какой формы могут быть декоративные лучики, еще раз обращаю внимание на декоративную таблицу). Красивые лучики прилепим вокруг солнца. Они могут быть одинаковые или разные по размеру и форме, одноцветные или многоцветные.

Дети работают самостоятельно. По ходу занятия оказываю детям индивидуальную помощь в выборе композиции и расположении лучиков разной формы, читаю потешки и стихи о солнышке:

Словно яркий апельсин,

Вышло солнце из осин,

Красное, румяное,

Всюду всеми званое!

Красное, красное,

Ясное, ясное!.. (Г.Р.Лагздынь)

Солнышко-колоколнышко,

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди:

Нам в поля бежать,

Нам весну встречать!

Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик»

Солнечный мой заинька,                (дети вытягивают вперед ладошку)

Прыгни на ладошку.                        

Солнечный мой заинька,                (ставят на ладонь указательный палец другой руки)

Маленький как крошка.

Прыг на носик, на плечо.                (прослеживают взглядом движение

пальцев, которым медленно прика-саются сначала к носу, вновь отводят вперед, затем последова-тельно дотрагиваются до одного плеча, лба и другого плеча, каждый раз отводя палец перед собой)

Ой, как стало горячо!                        (голова все время находится в

Прыг на лобик, и опять                        фиксированном положении)

На плече давай скакать.                 

Вот закрыли мы глаза,                         (закрывают глаза ладонями)

А солнышко играет:

Щечки теплыми лучами

Нежно согревает.

Ребята, мы с вами договорились лепить портреты солнышка. Что нужно обязательно слепить, чтобы получился именно портрет (дети вспоминают, что нужно изобразить глаза, нос и рот)?

Как показать, что солнышко весело улыбается (дети предлагают варианты изображения улыбки пластическими средствами). В конце занятия проводится экспресс-выставка портретов веселого солнышка. Все солнышки помещаются на выставке детского творчества для родителей. Через 2-3 дня дети могут отнести свои работы домой, чтобы подарить родителям или повесить в своей комнате.

Релаксация

Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки.

Я на солнышке лежу,

Но на солнце не гляжу.

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают.

Солнце гладит наши лица,

Пусть нам сон хороший снится.

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно –

Расслабление приятно.

Дети встали.

Ребята, мы с вами еще будем лепить, рисовать, мастерить и строить, и в этом нам помогут наши умелые пальчики!

Солнце красное взойдет,

Утро новое придет.

Наши пальчики проснуться,

За работу вновь возьмутся!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"По-разному зовутся дети" (конспект занятия по правовому воспитанию детей старшей группы)

Цель: дать детям представление о важности права на имя, довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека; развивать у детей способность сочувствовать и сопережи...

Конспект занятия по плаванию для детей среднего и старшего возраста "Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста на занятиях по плаванию"

Занятие в бассейне для детей среднего возраста, на котором через игровые задания прививаются навыки ЗОЖ...

Конспект занятия по экологии для детей старшего возраста «Знакомство детей с водой и её свойствами»

Сформировать у  детей представление о воде, её свойствах (прозрачность,  текучесть),  познакомить с  тремя состояниями воды  (жидкость, пар, лёд.)...

Конспект занятия по формированию у детей предпосылок у детей к учебной деятельности " Попробуй. Разберись"

Цель:  формированию у детей предпосылок у детей к учебной деятельности....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «В ГОСТИ К ЗИМУШКЕ – ЗИМЕ» (ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ)

В этой статье представлено итоговое занятие по позновательному развитию детей в средней группе. Цель работы способствовать закреплению знаний детей о зиме....