Капризный ребенок. Что делать?
статья

Харитонова Светлана Борисовна

Статья для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kapriznyy_rebenok.docx14.58 КБ

Предварительный просмотр:

           Капризный ребенок. Что делать?

Воспитывать ребенка надо с рождения, так как 80% положительных и отрицательных черт характера ребенка формируется в первые пять лет жизни. Если не научить ребенка сдерживать свои желания, понимать, что «надо» значит больше, чем «хочу», то он может вырасти капризным самовлюбленным эгоистом. Нервному состоянию детей часто способствуют сами родители, желая уберечь их от опасности. А ребенок - человек. Вот почему мы часто слышим от малыша: «Я сам!» Нельзя лишать ребенка инициативы, беспрекословно подчинять его своей воле. Так невольно воспитываются слабохарактерные, вялые, безразличные люди. Другие родители разрешают ребенку все, что он захочет. В результате вырастает эгоистичный, капризный, неуживчивый человек, обычно еще и недовольный жизнью. Большую ошибку делают родители, если понятия «нельзя» для ребенка долгое время просто не существует. Позже они приходят с вопросами: «Что делать, если сын кого угодно может ударить палкой?», «Как быть, если дочь у всех отнимает игрушки?». Нужно говорить «нельзя» малышу любого возраста, а не откладывать это на потом в расчете на то, что подрастет – сам поймет. Взрослые должны ориентировать малыша и помочь ему сразу отличить, что хорошо, а что плохо, что можно делать, а что нельзя. Только «нельзя» должно быть не пустым словом, а должно быть подкреплено делом. «Нельзя бить других палкой!»- и палку отбирают у ребенка. «Нельзя рвать книги!» - и книгу убирают в недоступное место. Делать это надо совершенно уверенно, никакие колебания тут недопустимы. Хорошо отличать «Нельзя» от «Опасно». Допустим, малыш собирается спрыгнуть с высокой горки на землю, и вы боитесь, что он ушибется. В этих случаях говорят «Нельзя», а лучше предупредить его: «Ударишься!», «Ушибешься!», «Больно будет!», говорить нужно тревожным тоном, чтобы ребенок чувствовал вашу тревогу. Но имейте в виду: если вы говорите «Нельзя!», вы при этом ребенка чего-то лишаете, он огорчается, а многими «Нельзя» можно довести его до капризов или до апатии. Запрещая, надо найти какое-то близкое «Можно». Книги рвать нельзя, а старую газету рвать можно. Запретов надо стараться делать меньше. Это должны быть необходимые запреты, которые воспринимаются не как прихоть взрослых, а как законы жизни, обязательные для всех.

 В настоящее время резко возрос материальный уровень жизни людей. Радио, телевидение, компьютеры, планшеты, игровые приставки и прочие гаджеты прочно вошли в нашу жизнь. Семья, как правило, малодетная (один, два  ребенка). К тому же разница в возрасте детей довольно значительная. Ребенок невольно оказывается в окружении только взрослых, дома ему не с кем поиграть. Родителям намного проще дать ребенку планшет с играми или включить детский канал на ТВ (сиди, смотри мультфильмы, мне не мешай), не надо вспоминать сказки или придумывать новые. Взрослые часто забывают важный воспитательный момент, что содержание, смысловая нагрузка должны строго соответствовать возрасту и развитию ребенка. Нервная система ребенка страдает от обилия слов, мелодий и шума. Родителям надо больше беседовать с детьми, рассказывать. Нужно развивать речь ребенка, способность правильно выражать свои мысли и желания. Помимо психической перегрузки злоупотребление гаджетами невольно лишает ребенка необходимой ему физической разрядки.

Что делать?

Первый шаг – определение проблемы.  Необходимо выяснить причины неприемлемого поведения ребенка. Нужно внимательно выслушать ребенка, а затем сообщить ему о своих переживаниях и потребностях. Первый шаг  надо завершить четким определением проблемы.

Второй шаг – поиск возможных вариантов решения проблемы. Искать их надо вместе. Сначала полезно перебрать все приходящие в голову решения, даже если они кажутся совсем непригодными.

Третий шаг - обсуждение и оценка предложенных вариантов решения. При этом нужно задавать друг другу вопросы: «Что получится, если мы сделаем так? Будет ли каждый доволен? В чем ошибка этого варианта решения?»  В завершении полезно спросить: «Проблема исчезла? Ты доволен?»

Капризный ребенок.            Что делать?

Харитонова Светлана Борисовна

Воспитатель ГБДОУ детский сад № 134 комбинированного вида                 Выборгского района Санкт-Петербурга