«Развитие мелкой моторики рук с помощью нетрадиционных методов и приемов лепки из бросового материала»
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа)

Ирина Андреевна Веретельник

Лепка с работой над мягким пластическим материалом, посредством придания из бросового материала – процесс создания скульптурного произведения, связанный ему формы с помощью рук и вспомогательных инструментов - стеков. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 26 «Кораблик»

Выступление на ШМС педагогов дошкольного образования «Развитие мелкой моторики рук с помощью нетрадиционных методов и приемов лепки из бросового материала»

                                                                                                         Подготовила:

                                                                Веретельник И.А., воспитатель МБДОУ

                                                             «Детский сад общеразвивающего вида

                          № 26 «Кораблик»

Губкин 2017

«Развитие мелкой моторики рук с помощью нетрадиционных методов и приемов лепки из бросового материала»

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму для того, чтобы ускорить развитие речи ребенка, необходимо развивать движения пальцев рук.

Данная работа наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности.

Делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению.

Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения,  совершенствуется мелкая моторика рук. Правильно организованный труд дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству.

Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук у дошкольников являются занятия по лепке. Этот метод одновременно является и обучающим, и развивающим

Лепка из бросового материала – процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластическим материалом, посредством придания ему формы с помощью рук и вспомогательных инструментов - стеков и т.п.

Техника лепки из бросового материала богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного усвоения. При этом основные приемы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, причем чаше всего десятью, а это, как известно, способствует развитию речи. Руки, благодаря которым обезьяна превратилась в человека, пальцы с их тонкой моторикой (от которой зависит развитие речи) учатся заново с помощью тактильных ощущений, координации с глазами и включения в работу сразу двух полушарий (левого - рационального, анализирующего и правого - интуитивного, эмоционального) воссоздавать из целого.

Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих сверстников в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки, приобретаемые ребенком благодаря лепке. Пименова Е.П. подчеркивает, что «чем больше дети занимаются лепкой, тем увереннее и координированнее становятся движения их пальцев».

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Познавая красоту окружающего мира, ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Формируются образные представления, развиваются мышление, воображение. Всё это вызывает стремление передать воспринятую красоту, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируется творчество.

Лепка  из бросового материала - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Поэтому на занятиях лепкой умственная активность, творчество, художественный вкус развиваются особенно. Так как любой предмет имеет объем, он воспринимается ребенком со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании ребенка формируется образ. Следовательно, основное средство в создании изображения в лепке - передача объемной формы. Цвет используется ограниченно.

Лепка из бросового материала , как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться, моделировать мир и своё представление о нём в пространстве, усвоению целого ряда математических представлений. Дети непосредственно сопоставляют части предметов между собой, определяют их размеры (длину, толщину), что в рисунке осуществляется только зрительным путем

«…В семье изобразительных искусств, отмечал скульптор И.Я. Гинцбург, - лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете».

В лепке из бросового материала масштаб поделок не задан форматом листа как в рисовании и аппликации или размером кубиков как в конструировании. Он зависит каждый раз только от замысла ребёнка, от его умелости и индивидуальных особенностей. Ребёнок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты. Занятия ручной лепкой прекрасно развивают моторику рук, а также учат детей образному и конструктивному мышлению.

Лепка из бросового материала воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук. На занятиях с пластилином пальчики ребенка развиваются и крепнут, что непосредственно влияет на развитие речи и мышления.

Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют ребенку овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом.

Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается - объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.

Еще одна специфическая черта лепки из бросового материала - ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками.

Древнейшие чувства, которые, к сожалению, в условиях современной городской жизни практически полностью угасают, с помощью лепки начинают восстанавливаться и приводят не только к развитию творчества, эстетического чувства, чувства гармонии цвета и формы, но и восстанавливают внутренний баланс организма и душевное равновесие, т.е. оказывают на человека определенное психотерапевтическое воздействие.

Подводя итог сказанному в данной главе, хочется отметить, что работа с пластическим материалом - это чрезвычайно полезный вид детского творчества: кроме развития художественного вкуса и пространственного воображения, она влияет на мелкую моторику, т.е. при работе с пластилином и бросовым материалом массируются определённые точки на ладонях, которые в свою очередь активизируют работу мозга и развивают интеллект ребенка.

У детей с высоким уровнем развития мелкой моторики также хорошо развиты логическое мышление, внимание и память. С помощью мелкой моторики можно развить воображение, координацию движений, двигательную и зрительную память. Лепка из бросового материала активно развивает мелкую моторику рук ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие мелкой моторики рук с помощью нетрадиционной техники рисования"

Изобразительная деятельность как средство развития ребенка в целом...

Семинар для воспитателей "Развитие мелкой моторики рук с помощью нетрадиционных видов ИЗОдеятельности"

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства  даёт  возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность...

Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики дошкольников с помощью нетрадиционных техник рисования

В процессе развития мелкой моторики важно удерживать и подкреплять интерес ребенка, поэтому использование нетрадиционных техник рисования сможет помочь каждому взрослому проводить такие заня...

«Развитие мелкой моторики руки с помощью нетрадиционных технологий в изобразительной деятельности»

laquo;Развитие мелкой моторики руки с помощью нетрадиционных технологий в изобразительной деятельности»      Когда нужно начинать развивать мелкую моторику рук? Чем ран...

Консультация для родителей: «Развитие мелкой моторики рук с помощью природного материала».

Консультация для родителей: «Развитие мелкой моторики рук с помощью природного материала».Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был умным и способным, то обратите пристальное внимание на разви...

«Развитие мелкой моторики дошкольников с помощью нетрадиционной аппликации».

laquo;Развитие мелкой моторики дошкольников с помощью нетрадиционной аппликации» - доклад на семинар...