Программа кружка младшей группы "Радуга красок"
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа)

Семочкина Н. И.

Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной деятельности ребенок само выражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.
Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 3»

Программа кружка младшей группы

на 2020- 2021 учебный год на тему:

«Радуга красок»

E:\Программа самообразования\hello_html_773e4d36.jpg

Разработала воспитатель: Семочкина Н. И.

Ардатов, 2020- 2021 учебный год

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………….3- 4
  2. Цели и задачи…………………………………………………………….5
  3. Организация занятий…………………………………………………….6
  4. Нетрадиционные художественные техники……………………………7
  5. Ожидаемый результат……………………………………………………8
  6. Календарно – тематическое планирование…………………………9- 13
  7. Литература……………………………………………………………….14

….Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне….

Э. Успенский

1. Пояснительная записка

Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной деятельности ребенок само выражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.
Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Нетрадиционные техники рисования помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя их. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы.
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте.  При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами. Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции, позволяет раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.

ИЗО деятельность  проводится в форме игр, цель которых – научить детей рисовать при помощи одного пальчика, затем несколькими; познакомить с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве, показать нетрадиционные техники рисования и научить применять их на практике. Проведение такой деятельности способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.

Цель программы: формировать у детей интерес к нетрадиционным способам рисования  и желание действовать с ними.

 Задачи:

  • формировать художественное мышление и нравственные черты личности через нетрадиционные способы рисования;
  • способствовать возникновению у ребёнка ощущения, что продукт его деятельности - рисунок, интересен другим (воспитателю, детям, родителям);
  • помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия;
  • воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость;
  • воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту;
  • познакомить детей со способами нетрадиционной техники рисования и с различными видами изобразительной деятельности;
  • совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами.

Организация занятий кружка:

Дети в возрасте 3-4 лет, посещающие детский сад.

Программа кружка предполагает проведение одного занятия в неделю по 15 минут во 2-ой половине дня в рамках работы кружка изобразительной деятельности. Занятие проводится с 15.40 по 15.55. Общее количество занятий в год -28. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае). Количество детей 22 человека.

Список детей:

Балакирев Артем

Борискова Евгения

Борисова Анастасия

Бутов Илья

Гостев Степан

Елисеев Савелий

Зарубин Арсений

Ипатова Анастасия

Кирин Евгений

Киселев Матвей

Кочнева Мария

Круглов Артем

Можаева Ульяна

Мольков Семен

Носов Егор

Синцов Богдан

Стулова Дарина

Тулин Павел

Умнова Вероника

Умнова Маргарита

Утенков Николай

Шалапутова София

Срок реализации: 1 год

Форма организации детей на занятии: групповая.

Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).

Нетрадиционные художественные техники:

-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается;

-Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается;

-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности;

-Оттиск смятой бумаги: развитие умения изображать предметы и животных способом оттиска смятой бумагой;

- Печатание листьями: ребенок наносит краску на листик, прижимает листик к бумаги-  делает оттиск;

-Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу;

-Рисование по мокрой бумаге- берем плотную бумагу, смачиванием мокрой губкой и наносим краску;

- Рисование путем разбрызгивания краски- берется жесткая кисть щетинка, ею набирается жидкая краска (развести заранее) и при помощи движений пальцев рук разбрызгивается на лист бумаги;

-Рисование манкой- На картонную основу наносится клей, размазывается кисточкой щетиной и сверху посыпается манка. Когда клей высохнет, лишнюю манку стряхнуть;

-Рисование пластилином- на лист картона наносится тонкий слой пластилина и размазывается пальчиком в соответствии с задуманным рисунком.

Ожидаемый результат работы кружка:

1.Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники;

2.Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом;

3.Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности;

4.Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.

Календарно-тематическое планирование

ТЕМА

ТЕХНИКА

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

СРОК

СЕНТЯБРЬ

1. «Осеннее дерево»

Рисование пальчиками

ребенок опускает в гуашевую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.

2.  «Мухомор»

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Развивать умение наносить ритмично точки на всю поверхность шляпки мухомора. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

3.    «Фрукты на тарелочке»

Скатывание бумаги- аппликация

Развивать умение скатывать бумагу в шарики разного размера (фрукты), опускать в клей и прикреплять к бумажной основе (тарелки), развивать мелкую моторику и чувство ритма.

4.  «Букет из осенних листьев».

Печатание листьями

Познакомить с техникой печатания листьями. Формировать умение окунать лист в краску и оставлять след на бумаге. Воспитывать аккуратность.

ОКТЯБРЬ

5. «Вот ёжик - ни головы, ни ножек…»

Оттиск смятой бумагой, рисование пальчиками

Познакомить с новым способом рисования. Развивать умение рисовать животных способом оттиска смятой бумагой. Дорисовывать детали образа ёжика пальчиком.

6. «Сказочное животное»

Рисование техникой тычка жесткой сухой кистью

Упражнять в технике тычка. Развивать умение фактурно изображать животное

7. «Пушистые котята играют на ковре»

Рисование техникой тычка жесткой сухой кистью

Продолжать знакомство с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью

8. «Цыпленок»

Скатывание бумаги

Ребенок мнет и скатывает из бумаги шарики разного размера. После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

НОЯБРЬ

9. «Картина»

 Рисование по мокрой бумаге

Развивать умение изображать небо в технике "по мокрому фону", используя синюю, серую краску, воду. Формировать умение аккуратной работы с изобразительным материалом, в технике "примакивания", изображать листву на земле.

10. «Деревья и ёлочки в осеннем лесу» (продолжение прошлого занятия)

Рисование ладошками и пальчиками

Дополнение картины с прошлого занятия (деревья, кустики), развивать умение изображать деревья и кустики отпечатками своих ладошек, дорисовывать  детали пальчиками.

11.«Лесные животные»

Рисование паралоном с использованием трафарета

Развивать умение работать паралоновыми печатками, с использованием трафарета, правильно располагать животных на листе.

12. «Птицы клюют  ягоды»

Рисование пальчиками

Развивать умение рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками (выполнение ягод  разной величины и цвета).

ДЕКАБРЬ

13. «Снежинки».

 

Рисование по мокрой бумаге

Ребенок берет плотную бумагу, смачивает мокрой губкой и наносит краску в соответствии с замыслом.

14. «Снежные комочки»

 

Разбрызгивание краски  при помощи трафарета

Упражнять в закрашивании предметов путем разбрызгивания краски с помощью трафаретов.

15.«Весёлый снеговик»

Рисование ватными палочками.

Развивать умение закрашивать ватными палочками по контуру. Развивать чувство композиции.

16. «Ах, какая ёлочка!»

Оттиск смятой бумагой, рисование пальчиками

Развивать умение изображать веточки ёлочки при помощи оттиском смятой бумаги, а игрушки- пальчиком.

ЯНВАРЬ

17. «Дерево в инее»

Рисование манкой и клеем

Развивать умение изображать иней кончиком кисти на ветках дерева, используя "манную" краску. Закреплять навык работы кистью, умение изображать "голое" дерево с помощью ватной палочки. Развивать моторику рук, внимание, ориентировку на листе, точность движений, творчество.

18. «Домик»

Смешение техник- рисование восковыми мелками и белой гуашью

Развивать умение изображать домик с помощью восковых мелков из разных прямых линий, закрашивать плотно и ровно, метель с помощью разведённой гуаши и щетинистой кисти. Закреплять навык аккуратной работы и опрятности на столе.

19. «Снегирь»

Рисование пальчиками с использованием трафарета

Развивать умение изображать птицу - снегиря, используя трафарет и "пальчиковую живопись". Закреплять умение работать поролоновым тампоном.

ФЕВРАЛЬ

20. «Кораблик для папы»

Смешение техник: рисование по мокрой бумаге и рисование пальчиками.

Закрепить умение выполнять рисунок в технике рисование по мокрой бумаге (море) и докрашивать детали пальчиками (кораблик).

21. «Открытка на праздник»

  Ватные палочки

Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы.

22. «Автомобиль»

Смешанные техники: тонирование бумаги, восковые мелки, фломастеры

Развивать умение дорисовать машине детали: окна, колёса, двери, закрашивать аккуратно, внутри контура. Закреплять умение рисовать мелками, фломастерами; тонировать дорогу щетинистой кистью и коричневой гуашью.

МАРТ

23. «Цветы для мамы»

Рисование ладошками, пальчиками, печатками.

Закрепить технику печатания ладошками. Развивать интерес к выполнению работы.

24.Открытка для мамы «Сиреневый букет»

Скатывание салфеток

Упражнять в скатывании шариков из салфеток синего цвета. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. 

25. «Морковка»

Рисование пальчиком.

 

Формировать умение рисовать пальчиком по контуру, развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координации.

АПРЕЛЬ

26. «Бабочка»

Рисование ватными пальчиками, тампонирование

Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы.

25. «Далекое небо»

 Рисование восковыми мелками и пластилином

Формировать умение изображать ночное небо, светлым тоном на темном фоне, при помощи восковых мелков и пластилина.

26. «Самолет»

Рисование пальчиком, аппликация ватой

Развивать умение изображать самолёт, используя "пальчиковую живопись", для облаков - вату, ПВА.

Развивать моторику рук, речь, внимание, аккуратность в работе, точность движений руки, ориентировку на листе.

27. « Первый цветок- подснежник»

Рисование пальчиками

Развивать умение изображать подснежник с помощью "пальчиковой живописи".

Закреплять умение делать отпечатки листочками.

МАЙ

28. «Ночь и звезды»

Рисование манкой, скатывание салфеток

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования  манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба.

29. «Одуванчик»

Рисование по мокрой бумаги и оттиск смятой бумагой 

Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовое восприятие и зрительно-двигательную координацию.

30. «Радуга»

Рисование пальчиками

Учить рисовать радугу из цветных полосок. Закреплять умение смешивать цвета, пользоваться палитрой.

Развивать цветовое восприятие, точность действий при нанесении полосок радуги, ориентировку на листе, умение дорисовать композицию.

 

Литература:

  • И.А.Лыкова Цветные ладошки
  • Комарова Т.С. “Детское художественное творчество”, М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.
  • Комарова Т.С. “Изобразительная деятельность в детском саду”, М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
  • Никологорская О.А. “Волшебные краски”, М.: АСТ-Пресс, 1997 г.
  • Фатеева А.А. “Рисуем без кисточки”, Ярославль, 2004 г.
  • Шайдурова Н.В. “Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста”, М.: ТЦ “Сфера”, 2008 г.
  • Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  • Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006.-128с. ( Серия «Вместе с детьми».)
  • Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская программа кружка по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования во 2 мл.гр " Радуга красок"

программа содержит пояснительную записку, цель и задачи кружковой работы, календарно-тематическое планирование...

Программа кружка "Радуга красок"

Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность. Изобразитель...

Рабочая программа кружка «Радуга красок» по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для детей младшей группы

Рабочая программа по изобразительной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Данная программа подойдет в качестве дополнительного образования по изодеятельности с использованием нетрадици...

Программа кружка "Радуга красок" по нетрадиционной технике рисования во второй младшей группе

Программа разработана с целью развития у детей второй младшей группы художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования. Задачами данной программы являтся знакомство с р...

Программа кружка по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования во второй младшей и средней группах «Радуга красок»

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце ...

Дополнительная образовательная программа кружка по художественному развитию нетрадиционные техники рисования «Радуга красок» Возраст детей: 4-5 лет Срок реализации программы: 1 год

-Развивает уверенность в своих силах- Способствует снятию детских страхов. -Учит детей свободно выражать свой замысел. -Побуждает детей к творческим поискам и решениям. -Учит детей работать с разнообр...