Комплексно-тематическое планирование по лепкеи аппликация в старшей группе
методическая разработка по аппликации, лепке

Петюшкина Ирина Владимировна
Комплексно - тематическое планирование по лепке и аппликации в старшей группе детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepka-applikatsiya.docx39.55 КБ

Предварительный просмотр:

   Комплексно-тематическое планирование по лепке/аппликации

в старшей группе по программе О. Лыковой «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа»

п./п

 Раздел

    Тема

     НОД

Сроки

Количество

часов

Планируемые

результаты

Интеграция образовательных

областей

Дата проведе-ния

Материально-

Техническая база, ЭОРы

Формы

организации

образовательного

процесса

Вариативные программы

план

факт

-

Здравствуй, детский сад.

Лепка «Веселые человечки» И.А.Лыкова

"Изобразительная деятельность в детском саду" стр. 16

1 неделя

сентября

1 час

Учить лепить фигурки человека рациональным способом из удлиненного цилиндра путем надрезания стекой и дополнением деталями (фигурка мальчика). Закрепить и усложнить способ лепки фигуры человека из конуса (фигура девочки). Учить понимать относительность величины частей, располагать поделку вертикально, придавая ей устойчивость.

- художественно- эстетическое;

- познавательное;

- речевое.

Пластилин, стека, дощечки, клеенки, салфетки.

Фронтальная

Индивидуальная

1

Здравствуй, детский сад.

Аппликация «Цветные ладошки» И.А.Лыкова

"Изобразительная деятельность в детском саду" стр. 24

2 неделя сентября

1 час

Познакомить с возможностью создания образов, символов и эмблем на основе одинаковых элементов. Формировать умение вырезать изображение по сложному контуру (кисть руки). Вызвать интерес к собственной руке. Развивать воображение.

- художественно- эстетическое;

- познавательное;

- речевое.

Цветная бумага, ножницы, простые и  цветные карандаши, клей, листы белой бумаги.

Фронтальная

Индивидуальная

2

Осень. признаки

Лепка декоративная рельефная “Листья танцуют и превращаются в деревья” И.А.Лыкова

"Изобразительная деятельность в детском саду" стр. 46

3 неделя сентября

1 час

Познакомить с техникой рельефной лепки. Развивать чувство формы и цвета.

- художественно- эстетическое;

- познавательное;

- речевое.

Пластилин, салфетки, стеки, доски, Мягкие игрушки.

Фронтальная

Индивидуальная

3

Осень. Признаки.

Аппликация «Наш город» И.А.Лыкова

"Изобразительная деятельность в детском саду" стр. 30

4 неделя сентября

1 час

Учить детей вырезать дома из бумаги сложенной гармошкой или дважды пополам. Совершенствовать технику вырезания ножницами: по прямой (стены домов), по косой (крыши) и по сгибам (окошки). Развивать композиционные умения – при создании панорамы города ритмично располагать рядами, начиная сверху и частично перекрывая изображения.

- художественно- эстетическое;

- познавательное;

- речевое.

Полоски цветной бумаги разной ширены, простые карандаши, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки, большие листы белой бумаги.

Фронтальная

Индивидуальная

4

Овощи-огород.

Лепка «Морковь и свекла»

5 неделя сентября.

Учить передавать различия в форме овощей и характерные особенности свеклы и моркови, основную форму овощей лепить всей кистью, обеими руками, а детали прорабатывать пальцами.

- художественно- эстетическое;

- познавательное;

- речевое.

Овощи - муляжи; пластилин, дощечки, стеки.

Фронтальная

Индивидуальная

Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Стр. 8

5

Фрукты. Сад

Аппликация «Яблоки и груши»  

1 неделя октября

1 час

Формировать умение передавать различия в форме яблока и груши; вырезать груши, передавая особенности их формы (внизу слегка закругленные, к верхней половине суженные, верхушка сильно закругленная).

- художественно- эстетическое;

- познавательное;

- речевое.

Красные, желтые, зеленые квадраты, ножницы, клей, кисти, салфетки.

Фронтальная

Индивидуальная

Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Стр. 13

6

Ягоды.

Налеп из пластилина “Гроздь винограда”

Октябрь 2

1 час

Продолжать учить скатывать шарики из пластилина между ладонями и расплющивать их сверху пальцем на картоне.

- художественно- эстетическое;

- познавательное;

- речевое.

Пластилин, дощечки, стеки, клеенки, салфетки

Фронтальная

Индивидуальная

Колдина “Лепка с детьми 5-6 лет”, с. 13

7

Грибы

Аппликация На лесной полянке выросли грибы”

Октябрь 3

1 час

Закреплять умение вырезать предметы и их части круглой и овальной формы.

- художественно- эстетическое;

- познавательное;

- речевое.

Бумажные квадраты и прямоугольники разного цвета для вырезания детьми ножницы, клей, салфетки, клеенки.

Фронтальная

Индивидуальная

Комарова “Занятия по изобразительной деятельности. Старшая группа”,с. 35

8

Лес. Хвойные и лиственные деревья.

Лепка декоративная рельефная “Листья танцуют и превращаются в деревья”

Лыкова,стр 46

Октябрь 4

1 час

Познакомить с техникой рельефной лепки. Развивать чувство формы и цвета.

- художественно- эстетическое;

- познавательное;

- речевое.

Пластилин, картонные или керамические формы для будущих композиций, стеки, салфетки.

Фронтальная

Индивидуальная

9

Моя страна Россия.

Аппликация коллективная «Золотые березы» И.А.Лыкова

"Изобразительная деятельность в детском саду" стр. 68

Ноябрь 1

1 час

Вызвать у детей интерес к изображению осенней березки по мотивам лирического стихотворения. Учить сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей золотой кроны и стройного белоснежного ствола с тонкими гибкими ветками. Совершенствовать технические умения. Развивать чувство цвета и композиции.

- художественно- эстетическое;

- познавательное;

- речевое.

Листы бумаги разного цвета и размера, ножницы, кисти, клей, салфетки, цветные карандаши.

Фронтальная

Индивидуальная

10

Мой город. Строительные профессии

Лепка Нанесение пластилина на поверхность “Грузовая машина”

Ноябрь 2

1 час

Продолжать учить наносить пластилин на поверхность, подбирая цвет.

- художественно- эстетическое;

- познавательное;

- речевое.

пластилин, стеки, доски, клеенки, салфетки.

Фронтальная

Индивидуальная

Колдина “Лепка с детьми 5-6 лет”, с. 38

11

Транспорт. Виды транспорта

(грузовой и пассажирский)

Аппликация “Автобус”

Ноябрь 3

1 час

Учить передавать характерные особенности формы автобуса. Закреплять умение разрезать полоску на одинаковые квадраты

- художественно- эстетическое;

- познавательное;

- речевое.

Листы бумаги, прямоугольники из белой, желтой бумаги разных размеров, кисти, клей, салфетки

Фронтальная

Индивидуальная

Комарова “Занятия по изобразительной деятельности. Старшая группа”,с. 52

12

Профессии на транспорте.

Лепка из пластилина “Танк”

Ноябрь 4

1 час

Учить лепить танк из отдельных частей, правильно передовая их форму и пропорции. Продолжать соединять части, плотно соединять их методом примазывания

- художественно- эстетическое;

- познавательное;

- речевое.

Пластилин, соленое тесто, стеки, клеенки, доски, салфетки.

Фронтальная

Индивидуальная

Колдина, стр. 37

13

Бытовая техника

Аппликация из вырезанных частей предмета “Свободная тема”

Декабрь 1

1 час

Учить самостоятельно, выбирать содержание поделки, подбирать сочетание бумаги и составлять композицию

- художественно- эстетическое;

- познавательное;

- речевое.

Квадраты и прямоугольники разного размера, набор цветной бумаги и фантики, ножницы, клей, клеенки, салфетки, кисточки, карандаши.

Фронтальная

Индивидуальная

Колдина, стр.46

14

Посуда. Виды посуды.

Знакомство с искусством  –рассматривание керамической посуды, украшенной росписью и рельефом

Декабрь 2

1 час

Познакомить с керамической посудой, с материалом, из которого она изготавливается; учить различать форму посуды : широкую, высокую. Познакомить с разным способом украшения посуды, росписью и рельефом.

- художественно- эстетическое;

- познавательное;

- речевое.

Образцы керамической посуды, иллюстрации.

Фронтальная

Индивидуальная

Швайко “Занятия изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа”, с. 69

15

Зима. Зимние месяцы.  Зимние забавы

    Аппликация Обрывание по контуру “Снеговик”

Декабрь 3

1 час

Учить обрывать бумагу повторяя форму круга; составлять задуманный образ. Продолжать учить самостоятельно подбирать и вырезать элементы для доведения предмета до нужного образа.

- художественно- эстетическое;

- познавательное;

- речевое.

Листы белой бумаги, цветная бумага.

Фронтальная

Индивидуальная

Колдина, стр.24

16

Новый год

Лепка Рисование на пластилине “Разноцветная ёлка”

Декабрь 4

1 час

Учить применять графическую технику рисунка в лепке; выполнять методом контррельефа (вдавленный рельеф); учить сочетать в работе несколько техник. Развивать воображение.

- художественно- эстетическое;

- познавательное;

- речевое.

 Пластилин, стеки, трубочки, зубочистки, веточки, ниточки.

Фронтальная

Индивидуальная

Колдина, стр.28

17

Зимние виды спорта

Аппликация на бархатной бумаге “Зимушка - зима”

Декабрь 5

1 час

Познакомить с последовательностью работы. Учить творчески, воплощать задуманную тему и самостоятельно определять содержание аппликации.

- художественно- эстетическое;

- познавательное;

- речевое.

Вата, бархатная бумага.

Фронтальная

Индивидуальная

Колдина, стр.27

18

Зимующие птицы.

Лепка из пластилина “Птицы на кормушке”

Январь 2

(мониторинг)

1 час

Развивать восприятия, умение выделять разнообразные свойства птиц; сравнивать птиц. Учить лепить птиц по частям, передавая величину туловища и головы.

- художественно- эстетическое;

- познавательное;

- речевое.

Пластилин, стеки, клеенки, салфетки

Фронтальная

Индивидуальная

Комарова, с. 92

19

Домашние животные. Их детеныши.

Аппликация Обрывание по контуру “Что за животное”

Январь 3

1 час

Продолжать учить обрывать  бумагу по контуру неопределенной формы разных размеров и дополнять силуэт графическими изображениями. Развивать воображение.

- художественно- эстетическое;

- познавательное;

- речевое.

Цветная бумага, ножницы, клей, кисти, клеенки, салфетки, карандаши, незавершенная композиция

Фронтальная

Индивидуальная

Колдина “Аппликация с детьми 5-6 лет”, с.29

20

Дикие животные зимой.

Лепка коллективная. "На арене цирка" И.А.Лыкова "Изобразительная деятельность в детском саду" стр. 118

Январь 4

1 час

Учить составлять коллективную сюжетную композицию из разнородных объектов. Уточнить способ лепки в стилистике народной игрушки, учить анализировать особенности строения животных, соотносить части по величине и пропорциям. Вызвать интерес к изготовлению цирковых аксессуаров. Развивать глазомер, синхронизировать работу обеих рук.

- художественно- эстетическое;

- познавательное;

- речевое.

Пластилин, стеки, пуговицы, бусины, шерстяные нитки, клеенки, салфетки.

Фронтальная

Индивидуальная

21

Домашние птицы и птенцы

Журнальная бумага. Аппликация из вырезанных частей предмета “Ворона”

Февраль 1

1 час

Учить вырезать из заготовок разной формы отдельные детали и составлять образ птицы. Самостоятельно оформлять поделку с помощью мелких деталей.

- художественно- эстетическое;

- познавательное;

- речевое.

Журнальная бумага.

Фронтальная

Индивидуальная

Колдина “Аппликация с детьми 5-6 лет”, с.16

22

Рыбы аквариумные, пресноводные и  морские

Лепка «Рыбка» (Нанесение пластилина на поверхность )

Февраль 2

1 час

Продолжать учить наносить пластилин на поверхность. Учить закреплять на пластилине мелкие предметы (стразы)

- художественно- эстетическое;

- познавательное;

- речевое.

Бумага, с изображением контура рыбки, пластилин, предмеы для украшения(стразы)

Фронтальная

Индивидуальная

Колдина «Лепка с детьми5-6 лет», стр.50

23

Защитники Отечества.

Объемная аппликация “Члены моей семьи”

Февраль 3

1 час

Продолжать учить складывать лист пополам по горизонтали, сглаживая линию сгиба. Закреплять умение самостоятельно вырезать детали, соотнося их по величине. Учить составлять задуманный образ из вырезанных форм.

- художественно- эстетическое;

- познавательное;

- речевое.

Цветная бумага, ножницы, клей, кисти, клеенки, салфетки, карандаши.

Фронтальная

Индивидуальная

Колдина “Аппликация с детьми 5-6 лет”, с.37

24

Одежда.

Лепка “Девочка в зимней шубке”

Февраль 4

1 час

Учить лепить фигуру человека ,передавая форму одежды, частей тела: соблюдая пропорции.

- художественно- эстетическое;

- познавательное;

- речевое.

Пластилин, стеки, пуговицы, бусины.

Фронтальная

Индивидуальная

Комарова “Занятия по изобразительной деятельности. Старшая группа”,с. 67

25

Праздник мам и бабушек.

Аппликация Весенний букет". И.А.Лыкова "Изобразительная деятельность в детском саду" стр. 146

Март 1

1 час

Учить вырезать цветы и листья из бумажных квадратов и прямоугольников, сложенных пополам; показать разные приемы декорирования цветка; создавать коллективную композицию из отдельных элементов; развивать чувство цвета и композиции. Познакомить с этикетом поздравлений. Воспитывать желание порадовать мам и поздравить их.

- художественно- эстетическое;

- познавательное;

- речевое.

Цветная бумага, готовые бумажные формы, цветные карандаши, ножницы, салфетки, клей, кисти, салфетки, клеенки.

Фронтальная

Индивидуальная

26

Обувь, головные уборы

Лепка. "Водоноски у колодца". И.А.Лыкова "Изобразительная деятельность в детском саду" стр. 160

Март 2

1 час

Продолжать знакомить с дымковской игрушкой как видом народного декоративно- прикладного искусства для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетического вкуса. Создать условия для творчества детей по мотивам дымковской игрушки. Показать обобщенный способ лепки женской фигурки на основе юбки колокола. Закрепить представление о характерных элементах декора.

- художественно- эстетическое;

- познавательное;

- речевое.

Глина или тесто, дощечки, клеенки, стеки, салфетки, дымковская игрушка.

Фронтальная

Индивидуальная

27

Профессии взрослых.

Аппликация.  "Башмак в луже". И.А.Лыкова "Изобразительная деятельность в детском саду" стр. 158

Март 3

1 час

Учит вырезать двойные силуэты парных предметов. Совершенствовать и разнообразить аппликативную технику. Учить точно передавать форму и придавать ей дополнительные черты выразительности, в соответствии с творческой задачей. Развивать творческое воображение. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

- художественно- эстетическое;

- познавательное;

- речевое.

Рисунки весеннего неба, цветная и фактурная бумага, ножницы, клеенка, клей, кисти, салфетки, простые карандаши, ластики.

Фронтальная

Индивидуальная

28

Квартира, мебель

Лепка рельефная «Солнышко, покажись!» Лыкова, стр. 148

Март 4

1 час

Продолжать освоение рельефа. Показать варианты изображения лучиков. Учить создавать солярные образы.

- художественно- эстетическое;

- познавательное;

- речевое.

Картонные квадратики, пластилин, стеки, бусины, 2-3 произведения декоративно-прикладного исскуства.

Фронтальная

Индивидуальная

29

Весна. Приметы, Месяцы. Первоцветы.

Аппликация.  "Нежный подснежник".  И.А.Лыкова "Изобразительная деятельность в детском саду" стр. 170

Апрель 1

1 час

Учить воплощать в художественной форме свое представление о первоцветах. Совершенствовать аппликативную технику- составлять аппликативный цветок из отдельных элементов. Формировать композиционные умения. Развивать чувства формы и цвета. Воспитывать бережное отношение к природе.

- художественно- эстетическое;

- познавательное;

- речевое.

Рисунки весеннего неба, цветная бумага, ножницы, простые карандаши, клей, клеенки, кисти, открытки с изображением первоцветов.

Фронтальная

Индивидуальная

30

Перелетные птицы

Лепка из соленого теста  “Звонкие колокольчики ”Лыкова, 104.

Апрель 2

1 час

Создание объемных полых поделок из соленого теста и декоративное оформление по замыслу

- художественно- эстетическое;

- познавательное;

- речевое.

Соленое тесто, стеки, колпачки от фломастеров, узкая тесьма.

Фронтальная

Индивидуальная

31

Космос

 Аппликация из вырезанных силуэтов предметов “Ракеты”

Апрель 3

1 час

Продолжать учить симметрично вырезать предмет. Учить составлять сюжетную композицию

- художественно- эстетическое;

- познавательное;

- речевое.

Цветная бумага, клей ,кисточка, клеенка, цветная фольга.

Фронтальная

Индивидуальная

Колдина “Аппликация с детьми 5-6 лет”, с.42

32

Насекомые

Лепка. "Мы на луг ходили мы лужок лепили" И.А.Лыкова "Изобразительная деятельность в детском саду" стр. 200

Апрель 4

(мониторинг)

1 час

Учить лепить по выбору луговые растения, передавая характерные особенности их строения и окраски; придавая поделки устойчивость. Формировать коммуникативные навыки. Развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к живой природе.

- художественно- эстетическое;

- познавательное;

- речевое.

Пластилин, стеки, дощечки, салфетки, трубочки, палочки, пуговицы.

Фронтальная

Индивидуальная

33

Земноводные

Аппликация “Загадки”

Апрель 5

1 час

Развивать образные представления, воображение и творчество. Упражнять в создании изображения различных предметов из геометрических фигур.

- художественно- эстетическое;

- познавательное;

- речевое.

Цветная бумага ,клей.

Фронтальная

Индивидуальная

Комарова “Занятия по изобразительной деятельности. Старшая группа», с. 111

34

День Победы

Лепка « Символы победы» (коллективная работа)

(Голубь, в клюве которого красная гвоздика)

Май 2

(мониторинг)

1 час

Закрепить у детей навыки работы с пластилином, закрепление приемов: отщипывания, скатывание, примазывание, размазывание.

- художественно- эстетическое;

- познавательное;

- речевое.

Белый лист бумаги, пластилин.

Фронтальная

Индивидуальная

Maam.ru/detskijsad/konspekt –nod-po-lepke-v-starshej-grupe-na-temu-simvoiy-pobedy/

35

Цветы садовые, лесные, полевые

Аппликация.  "Цветы луговые" И.А.Лыкова "Изобразительная деятельность в детском саду" стр. 198

Май 3

(мониторинг)

1 час

Продолжать учить вырезать розетковые цветы из бумажных квадратов, сложенных знакомым способом "дважды по диагонали". Обогатить аппликативную технику- вырезать лепестки разной формы, передавая характерные особенности конкретных цветов. Показать возможность составления панорамной коллективной композиции на единой основе из множества элементов. Развивать пространственное мышление и воображение. Воспитывать интерес к сотворчеству.

- художественно- эстетическое;

- познавательное;

- речевое.

Цветная бумага, готовые бумажные формы, цветные карандаши, ножницы, клей, кисти, салфетки, клеенки.

Фронтальная

Индивидуальная

36

Лето

Лепка."Чудесные раковины" И.А.Лыкова "Изобразительная деятельность в детском саду" стр. 192

Май 4

1 час

Совершенствовать умение расплющивать исходную форму и видоизменять ее для создания выразительных образов: прищипывать, оттягивать, вдавливать, рассекать, дополнять налепами в виде полос, пятен; предложить различный инструмент и материалы для художественного оформления вылепленных раковин; показать способ изготовления двойной, закрывающейся раковины и обыгрывать этот образ.

- художественно- эстетическое;

- познавательное;

- речевое.

Пластилин, бисер, бусины, стеки, готовые раковины.

Фронтальная

Индивидуальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный комплексно-тематический план образовательной области "Чтение художественной литературы" старшей группы

Перспективный комплексно-тематический планобразовательной области «ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» старшей группы...

Перспективный комплексно-тематический план работы по лексическим темам в старшей группе

Это  помощь специалистам дошкольных учреждений в организации проведения воспитательно-образовательного процесса с детьми разных с таршей  группы,что способствует целенаправленному системному...

Комплексно-тематический план образовательной работы на май в старшей группе

Тема: «День победы»Сроки: 1неделя мая (с05.05 по 8.05).Приоритетное направление развития: познавательноеИтоговое событие: Тематическое занятие, посвящённое Дню Победы.Задачи: Формирование представлени...

Комплексно-тематический план по обучению грамоте для детей старшей группы

Комплексно - тематический план составлен на основе конспектов занятий по пособию Д. Г. Шумаевой "Как хорошо уметь читать". Разработан для детей старшей гркппы с использование игровых технологий....

Перспективное планирование образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" Лепка - аппликация в старшей группе

Перспективное планирование образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" Лепка - аппликация в старшей группе по программе "От рождения до школы"...

Календарно-тематическое планирование по лепке, аппликации в подготовительной группе (Н.Н.Леонова)

ПериодТемаЦельИсточникСентябрь1 неделяЛепкаМы- будущие школьники (педагогический мониторинг)Выявление уровня знаний детей о школе.Художественное творчество. Автор- составительН.Н. Леонова Стр. 23...