Дополнительная работа по ИЗО "Мастерская чудес".
учебно-методический материал по аппликации, лепке (средняя группа)

Москвина Тамара Алексеевна

План работы с детьми средней группы по ИЗО (дополнительная работа).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterskaya_chudes_-_srednyaya_gruppa.docx45.95 КБ

Предварительный просмотр:

                     МКДОУ Доволенский детский сад №3

               Дополнительная работа по ИЗО

           «Мастерская чудес»

                                             Средняя  группа

                                        2020 – 2021 учебный год

Воспитатели:                                                              

   Москвина Т.А.  

Бондарева Н.Н.

                       

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

В. А. Сухомлинский.

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. 

Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, или красками, элементарные опыты с ними позволяют узнать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников.

                                         Актуальность

В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами технического прогресса. Всё меньше внимания уделяется родителями занятиям со своим ребёнком рисованием, лепкой, аппликацией и ручным трудом. Дети от природы наделены яркими способностями. И задача взрослых: и педагогов, и родителей - заинтересовать ребёнка художественной деятельностью, пробудить желание к созданию различных поделок, развить важнейшие психические процессы: воображение, мышление и др., помочь овладеть простыми ручными операциями, подготовить ребёнка к обучению в школе.

    Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. 

Цель: Формирование творческих способностей воспитанников посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка.

Задачи:

  • Продолжать знакомить с нетрадиционными техниками рисования и применение их на практике, со способами создания предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.
  • Формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
  • Познакомить с  основными приемами в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок);
  • Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом.
  • Развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма; мелкую моторику рук.
  • Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.
  • Воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.
  • Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе,  индивидуально.

Подходы и методы их реализации:

  • Систематические занятия (совместная деятельность).
  • Игры, игровые приемы.
  • Беседа, рассказ, сказка.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Показ образца выполнения последовательности работы.
  • Организация и оформление выставок детских работ.
  • Оформление родительского уголка с целью познакомить родителей с дополнительной работой, и по каким направлениям ведется работа.

Организация занятий:

Одно занятие в неделю по 20 минут, во второй половине дня.

Форма занятий – тематическая совместная деятельность.

Категория воспитанников: 4 - 5 лет.

Направление работы: художественно – эстетическое развитие.

Ожидаемый результат работы:

1.Создание разных образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.

2.Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.

3.Развитие мелкой моторики пальцев рук, цветовосприятия, внимания, воображения, самостоятельности.

4.Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.

5. Умение самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их.

Перспективный  план работы

   Месяц

Тема занятия

Нетрадиционные техники

                             Задачи

      Материал

Сентябрь

«Яблочко»     

(мозаичная аппликация).

Формировать умение  приклеивать маленькие квадратики цветной бумаги, соблюдая расстояние между ними, пока не заполнится весь рисунок; подбирать квадратики по образцу; намазывать клеем небольшой участок рисунка. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

½ листа бумаги с изображением яблока, цветные квадратики красного и зеленого цвета, клей, кисти, салфетки.

«По небу тучи бежали…» (рисование смятой бумагой).

Познакомить детей с  новым способом рисования, воспитывать интерес к художественному экспериментированию, развивать мелкую моторику.

Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Газета, листы бумаги, разноцветные краски.

«Цветочки»

 (накладная аппликация).

Коллективная работа.

Формировать умение накладывать и наклеивать детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру; научить задумывать образ и последовательно его создавать; закреплять умение аккуратно намазывать клеем детали аппликации.  Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение работать в коллективе, аккуратность.

Лист с нарисованной корзиной, цветы разного размера и цвета, одинаковой формы, клей, кисти, салфетки.

«Осенний букет»

(печатание листьями).

Познакомить с приемом печати листьями. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Лист бумаги, листья разной формы, гуашь желтого, красного и оранжевого цвета, кисти, вода.

Октябрь

«Декоративные узоры на круге»

(поделка из семян тыквы, арбуза и семечек).

Формировать умение накладывать и наклеивать семена на готовый силуэт;  учить оформлять семенами, придумывая узор, развивать фантазию, творчество. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Круги из картона, покрытые пластилином (сделать заранее), семена тыквы, арбуза и семечек.

 «Божья коровка»

(оригами из кругов).

Познакомить детей с техникой оригами, показать несколько поделок в технике оригами. Научить детей складывать круг пополам, правильно располагать части на листе, формируя композицию.

Закрепить умение выделять части тела – крылья, тело, голова. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Зеленый лист (силуэт), круги черного цвета (голова, тело), круги красного цвета – 2, круги - точки черного цвет, клей, кисти, салфетки.

«Грибок»

(мозаичная аппликация).

Продолжать формировать умение приклеивать маленькие квадратики цветной бумаги, соблюдая расстояние между ними, пока не заполнится весь рисунок; учить подбирать квадратики по образцу; закреплять умение намазывать клеем небольшой участок рисунка. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Силуэтное изображение разных грибов, квадратики коричневого, красного, красного и белого цвета, клей, кисти, салфетки.

«Зверушки»

(из шишек).

Познакомить детей с приемами изготовления зверей из природного материала; закреплять приемы работы с пластилином; развивать фантазию, творчество. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Образцы зверей из шишек, шишки, пластилин, бросовый материал для декорирования, салфетки.

Ноябрь

«Цыпленок»

(аппликация из ватных дисков).

Формировать умение у детей наклеивать ватные диски, аккуратно раскрашивать ватные диски, «оживлять» картинку с помощь ватных палочек. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Гуашь, ватные диски, палочки, клей, кисти, салфетки.

«Морковка»

 (аппликация из нити - пряжи).

Познакомить детей с техникой изготовления аппликации из ниток; продолжать закреплять умение равномерно намазывать клеем участки изображения.

Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Силуэтное изображение моркови на листе бумаги, пряжа оранжевого и желтого цвета (мелко порезанная), клей, кисти.

«Первый снегопад»

 (обрывная аппликация).

Коллективная работа.

Формировать умение у детей конструировать изображение из клочков бумаги; обрывать края бумаги, закругляя формы; самостоятельно придумывать и изготавливать композиции. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение работать в коллективе, аккуратность.

Листы бумаги голубого или синего цвета и наклеенными домами и деревьями, бумага белого цвета, клей, кисти, салфетки.

 «Ёжик»

(поделка в технике «Бумажный комочек»).

Закреплять умение детей формировать комочки, переносить и аккуратно наклеивать на фон. Формировать положительное отношение к работе.  Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность.

Силуэтное изображение ежика, гофрированная бумага черного цвета, клей, кисти, салфетки.

Декабрь

«Плюшевый медвежонок»

(печать поролоном).

Помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Воспитать у ребенка художественный вкус. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность.

Поролон, тонкая кисть, гуашь, белая бумага (1/2 листа).

«Зайчик»

(аппликации из ваты).

Формировать у детей умение накладывать и наклеивать вату на изображенный силуэт;  закреплять знания о новых видах ручного труда; обобщать знания о зиме. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, усидчивость и аккуратность.

Изображение зайчика на голубом фоне, вата, клей, кисти.

«Зимний лес»

(поделка в технике «Бумажный комочек»).

Коллективная работа.

Продолжать закреплять умение детей формировать комочки, переносить и аккуратно наклеивать на фон. Вызывать желание работать в коллективе, формировать положительное отношение к созданной работе. Способствовать эмоциональной оценке своих работ и работ своих товарищей. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность.

Голубой фон с изображенным лесом, гофрированная бумага белого цвета, клей, кисти, картинки - звери.

«Еловые ветки»

(бумажная полоска «петля»).

Продолжать закреплять у  детей умение нарезать полоски бумаги. Закреплять умение складывать полоски в петли, формировать единый образ. Развивать воображение, творчество, композиционные навыки. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность.

Бумага зеленого цвета, лист белого цвета, ножницы, клей, кисти, салфетки.

Январь

«Снежинка» 

(рисование солью).

Познакомить детей с  техникой рисования солью. Развивать чувство композиции.  Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Изображение снежинки, соль, клей, кисти.

«Волшебные кляксы» (кляксография с трубочкой).

Познакомить детей с таким способом изображения, как кляксография, показать её выразительные возможности. Вызвать интерес к «оживлению» необычных форм.

 Упражнять в выдувании. Закрепить умение работать гуашью. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Белые листы, жидко разведенная гуашь, тряпочки, кисти, трубочки для коктейля 

(соломинки, ватные палочки). Иллюстрации деревьев.

«Разноцветная матрешка»

(аппликация).

Продолжать формировать умение pacпoлaгaть yзop в пpeдeлaх ocнoвы нeпpaвильнoй формы (силуэт матрешки). Самостоятельно выбирать узор. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Рисунок силуэта матрешки, круги, квадраты, клей, кисти, салфетки.

«Кисть рябины»

(поделки из пластилина).

Продолжать формировать у детей умение отщипывать небольшие кусочки пластилина, скатывать маленькие шарики и наклеивать на картонную основу, передавая характерные особенности. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Изображение ветки, пластилин красного цвета.

Февраль

«Полосатый коврик»

(аппликация).

Учить пoдбиpaть гармоничные цветовые оттенки. Правильно держать ножницы, сжимать и разжимать кольца. Повторить технику безопасности при работе. Закрепить приемы аккуратного наклеивания. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Бумага, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки.

Образцы ковриков.

«Медаль для папы» (соленое тесто).

Формировать у детей умение лепить предмет из целого куска, передавая некоторые характерные особенности. Упражнять в использовании приёма вдавливания мелких предметов в поверхность вылепленной фигурки. Развивать творчество, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Мука, соль, вода, форма для вырезания фигур, гуашь, кисти, тесьма.

«Парус на корабле»

(оригами).

Формировать у детей умение конструировать, сгибая лист бумаги квадратной формы по диагонали, учить сгибать треугольник по схеме, воспитывать у детей внимание и терпение. Украшать готовое изделие, дополняя его деталями. Развивать эстетическое чувство. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

½ листа, квадраты разного цвета – паруса, дополнительные детали – кораблик, волны, клей, кисти, салфетки.

 «Гусеница»

(мозаичная аппликация).

Продолжать знакомить детей с новой техникой: мозаичная аппликация. Формировать умение разрезать полоску бумаги на квадраты. Развивать композиционные умения, восприятие цвета. Закреплять умения аккуратно наклеивать детали. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Листы бумаги с нарисованным силуэтом гусеницы, полоски зеленой бумаги, ножницы, клей, салфетки.

Март

«Верба»

(аппликация из ваты и нити).

Познакомить детей с техникой вытягивания ваты из комочка; научить технике изготовления аппликации из ниток. Закреплять умения аккуратно наклеивать детали. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Лист бумаги, вата, коричневые шерстяные нитки, клей, кисти. Образец, картинка с изображением вербы.

«Платье любимой куколки»

(рисование солью).

Упражнять в технике рисования солью. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. Развивать чувство композиции.

Силуэты белого платья для каждого ребенка, кисточки, гуашь, салфетки, непроливайки с водой, подставки для кисточек, соль.

«Море»   

(обрывная аппликация).

Коллективная работа.

Продолжать формировать у детей умение конструировать изображение из клочков бумаги; обрывать края бумаги, закругленной формы; самостоятельно придумывать и изготавливать композиции. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность, умение работать в коллективе.

Лист белой бумаги, голубая, синяя бумага, готовые кораблики (дополнительные детали), клей, кисти, салфетки.

«Лебеди на пруду»

(из природного материала – шишки).

Продолжать формировать умение у детей изготавливать поделки природного материала (сосновых шишек) и пластилина, дополняя семенами клена.

Закреплять приемы работы с пластилином; развивать фантазию, творчество, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Шишки сосновые, пластилин белого цвета, гуашь белая (покрасить шишки заранее), семена клена. «Озеро» для общей композиции.

Апрель

«Первые цветы»

(аппликация из цветной и гофрированной бумаги).

Коллективная работа.

Формировать умение самостоятельно вырезать детали для аппликации; создавать образы из цветной и другой бумаги; научить самостоятельно готовить детали для аппликации. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность, желание работать в команде.

«Поляна» - фон. Цветная и гофрированная бумага, клей, ножницы, салфетки. Образцы цветов.

«Осьминожка»

(аппликация из бумаги и шерстяных ниток).

Продолжать формировать умение работать с бумагой и нитками, наклеивать нитки с одной стороны на нижнюю часть головы осьминога, дополнять деталями (глаза, рот, нос).

Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Готовые детали (голова, глаза), шерстяные нитки определенной длины (ноги), клей, кисти, салфетки.

«Космос»

(рисование гуашью).

Формировать умение у детей тонировать лист бумаги,  рисовать луну и звезды.

Развивать внимание, память. Воспитать художественный вкус, интерес к космосу, самостоятельность, аккуратность.

Лист бумаги, гуашь, кисти. Иллюстрации космоса.

«Гусеница»

(оригами).

Продолжать знакомить детей с техникой оригами (складывание бумаги). Формировать умение складывать круги пополам, склеивать их между собой для получения длинной гусеницы, дополнять деталями – голова, глаза, ротик, нос, усики. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Круги по шесть на каждого ребенка, круг большего диаметра – голова, детали (глаза, нос, рот, усики), клей, кисти, салфетки.

Май

«Праздничный салют»

(набрызг).

Коллективная работа.

Познакомить детей с новой техникой рисования – «набрызг». Воспитать художественный вкус, внимание, мелкую моторику рук. Воспитывать желание создавать коллективные работы, аккуратность.

Бумага (покрашена заранее в темный цвет), гуашь, зубная щетка, расческа.

«Бабочка»

(монотипия).

Познакомить детей с техникой рисования «монотипия». Познакомить с симметрией (на основе бабочки). Развивать пространственное мышление, внимание, память. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Бумага ½ листа, краски, кисть.

Образцы. Иллюстрации бабочек.

«Деревья»           

(обрывная аппликация).

Продолжать формировать умение у детей конструировать изображение из клочков бумаги; закреплять умение обрывать края бумаги, закругленной формы; скатывать большие и маленькие комочки из бумаги; самостоятельно придумывать и изготавливать композиции. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Бумага белая – фон, цветная бумага, зеленого (крона) цвета разного оттенка и коричного цвета (ствол), клей, кисти, салфетки.

«Как я люблю одуванчики»

(рисование вилкой).

Формировать у детей умение рисовать вилками. Развивать чувство композиции и колорита.Воспитывать у ребенка художественный вкус, аккуратность, самостоятельность.

Фон – голубая бумага (покрасить заранее), вилки, гуашь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования кружок "Мастерская чудес" (средняя группа)

Данная программа разработана для детей 4-5 лет. Праграмма вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изо...

Дополнительное образование (кружок) "Шкатулка чудес" ФГОС

Цель: Способствовать формированию и развитию экологической культуры детей через опытно-экспериментальную деятельность, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению, бережного отношения к Приро...

Дополнительная образовательная программа " Мастерская чудес"

перспективный план, нетрадиционные техники рисования....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программ «Чудеса на песке»

Программа для детей от 3 лет. Занятия проводятся на световых столах....

Дополнительная общеразвивающая программа; «Песочные чудеса»(художественно -эстетической направленности )

Программа "Песочные чудеса" имеет художественно-эстетическую направленность,она направлена на всесторонее, гармоничное развитие личности ребёнка,через развитие способности самовыражения и са...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса из слоеного теста»

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Чудеса из соленого теста" для детей средней группы. Программа расчитана на 1 год обучения с 4-5 летними детьми....