Мастер-класс на тему:"Радуга раннего развития"
консультация по аппликации, лепке (младшая группа)

Данный мастер-класс поможет педагогам познакомить детей с сенсорными эталонами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov_raduga_rannego_razvitiya.docx251.49 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ:

«РАДУГА РАННЕГО РАЗВИТИЯ»

D:\Users\денис\Downloads\60292a23f082fe3092572e640ba6.png

Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми раннего возраста  по сенсорному развитию.

Задачи: 

- повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах сенсорного развития;

- развитие творческой активности педагогического сообщества.

Материал: магнитная доска, наборы игровых карточек.

Ход мастер-класса:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я приглашаю вас принять участие в моем мастер-классе «Радуга раннего развития».

Мой мастер-класс посвящен вопросам сенсорного развития детей. В раннем возрасте огромное внимание уделяется сенсорному развитию детей. Сенсорное развитие ребенка  – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов или сенсорных эталонах: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и.т.д. (Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина) (1 слайд).

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.

Ребенок в жизни сталкивается  с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, ОНО НЕРЕДКО ОКАЗЫВАЕТСЯ ПОВЕРХНОСТНЫМ, НЕПОЛНОЦЕННЫМ. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества (слайд 2).

Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством - общепринятых представлений о цвете, форме и других свойствах вещей, т.е. о сенсорных эталонах. Термин «сенсорные эталоны» был предложен А.В. Запорожцем и нашел широкое применение в работе по сенсорному воспитанию дошкольников.

Сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов (слайд 3). В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии – это фонемы родного языка, звуковысотные отношения, свои – во вкусовом, обонятельном восприятии.

Примеры сенсорных эталонов:

  • Цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый и т.д.).
  • Формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.)
  • Величины (большой, маленький, самый маленький и т.д.)
  • Вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный).
  • Обоняния (запахи)
  • Эталон звукочастотной чувствительности (громкий, тихий звук; высокий, низкий голос, тон.)
  • Времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.)
  • Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.)
  • Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т.д.) (слайд 4).

Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. В моем мастер-классе пойдет речь о воспитании сенсорной культуры в области восприятия формы, величины и цвета. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в раннем развитии.

Ряд исследователей отмечают, что чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в объекте, явлении, а следовательно, тем богаче становятся его представления, знания, умения и навыки. Это способствует полноценному развитию ребёнка.

Перед вами представлено методическое пособие «Радуга раннего развития», оно представляет собой магнитную доску и наборы игровых карточек. Варианты его использования разнообразны. После того, как мы с вами продемонстрируем варианты его использования, будет появляться полоска радуги.  И с вами поймем, почему у  нашего пособия именно такое название.

Для формирования представлений об основных цветах, величине, количестве, развития умений группировать предметы, сравнивать предметы контрастных и одинаковых величин я предлагаю играть с детьми в различные дидактические игры. Например, дидактическая игра «Собери цветочки». Цель данной игры: развивать умение подбирать и соотносить предметы по цвету. Детям предлагается посадить на полянке цветы, но лепестки у каждого цветка должны быть одинакового цвета, который обозначает педагог. Сейчас я предлагаю участнице посадить на нашей полянке цветок с желтой серединкой и с синими лепестками. Ой, какая красивая полянка у нас получилась. Посмотрите, на нашем экране появилась еще одна полоска радуги.

Для формирования умения составлять и сравнивать равные или неравные группы предметов подойдет дидактическая игра «На огороде». Предлагаю следующему участнику мастер-класса попробовать поиграть. Сколько на огороде растет морковок? (много), А сколько на огороде растет репки? (мало, ни одной). Как сделать так, чтобы репок и морковок стало поровну? После выполнения задания появляется следующая полоска радуги.

Для расширения ориентировки в окружающем  и умения различать геометрические фигуры предлагаю поиграть в дидактическую игру «Посади дерево». Предлагаю следующему участнику поиграть в эту игру. Необходимо посадить деревья в лесу. Давай сначала посадим березу. Какого цвета ствол у березы? Какой формы крона у березы? (овальной). А теперь посадим елку. А крону деерва мы составим из треугольников. Какой треугольник мы поставим первым? (самый большой). А затем поменьше, а на верху самый маленький. А какой формы елка? (треугольной). А какое время года в нашем лесу? (лето). А если в нашем лесу наступит осень, то какого цвета будет крона у березы? (желтой, красной). А елка поменяет цвет осенью? (нет). Молодец. У нас на экране появилась следующая полоска радуги.

Мы используем это пособие также для развития речи и ознакомления с художественной литературой. Обратите внимание, к доске прикреплены конвертики с наборами сказочных героев из сказок «Теремок», «Репка», «Волк и семеро козлят». Играя с этими карточками, у детей развивается умение драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок, воспитывается интерес к художественной литературе, развивается умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру: расставь козлят по величине, начиная с самого высокого (расставляешь и демонстрируешь). Появляется следующая полоска радуги.

Использовать данное пособие для ознакомления с окружающим и познавательного развития детей можно в различных вариациях. Например, Дидактическая игра «Кто где живет?». Следующему участнику необходимо отправить диких животных в лес, а домашних поставить рядом с домиком. Появляется полоска радуги.

Уважаемые коллеги, надеюсь, вам было интересно работать с нашим пособием «Радуга раннего развития». Как вы думаете, почему оно называется так? Потому что возможности его использования разнообразны и зависят от творчества педагога, но оно помогает сделать процесс развития ребенка радужным (появляется седьмая полоска радуги).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер — класс для педагогов Тема: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»

Цели: познакомить педагогов с развитием сенсорных способностей детей раннего возраста.Задачи:  обобщение передового опыта, повышение профессиональной компетенции педагогов; развитие творческой ак...

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...

Мастер-класс для педагогов. Тема: «Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр с фонариком».

Интересный материал для педагогов  по проведению игр, направленных на познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием электрического фонарика....

Мастер – класс для родителей второй группы раннего возраста по теме: «Нетрадиционная техника рисования с детьми раннего возраста»

Мастер – класс для родителей второй группы раннего возраста по теме: «Нетрадиционная техника рисования с детьми раннего возраста»...

Конспект мастер-класса для родителей в группе раннего возраста по теме: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр"

: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних условиях....

Мастер класс по экспериментированию в группе раннего возраста «Экспериментирование в раннем возрасте детей, как средство развития исследовательской активности детей».

Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и исследовательской деятельности ребёнка с предметным миром.В этот период познавательная активность детей – это исследовательска...

Детский мастер класс к 8 марта"группа раннего развития

Цель :порадовать своим подарком в праздник 8 марта любимую мамочку !!!что нам потребуется для нашего мастер класса:два пакета земли, стаканчики,леечка ,совочек, овёс, цветочки декоративные наклейки ( ...