Методическая разработка «Пластилинография»
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа)

Захарова Ольга Сергеевна

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Скачать:


Предварительный просмотр:

“Ум ребенка – на кончиках его пальцев”.

В.И. Сухомлинский

        Как писал В. И. Сухомлинский: «Общение с искусством – одна из больших радостей жизни».

«Мир будет счастлив только тогда,

когда у каждого человека будет душа художника.

Иначе говоря,

когда каждый будет находить

 радость в своём труде».

                                                                       (Роден)

Аристотель отмечал: «Занятие рисованием способствует разнообразному развитию детей».

Психолог Ольга Новикова считает, что «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».

Изобразительная деятельность имеет огромное значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. Занятия изобразительным искусством тренируют мышцы, учат согласованности глаза и руки.

        В искусстве ребёнок социализируется, у него развивается воображение.

        Потребность в рисовании у детей заложена на генетическом уровне: копируя окружающий мир, они наблюдают за ним, его изучают.

Рисование нетрадиционными техниками доступно каждому: и взрослому, и ребёнку.

Нетрадиционные методики привлекают детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний.

Занятия рисованием превращаются в увлекательный творческий процесс педагога и ребёнка, особенно, если использовать разнообразие творческого материала.

        Работа с нетрадиционными техниками рисования вызывает у детей радость, восторг, оно способствует развитию мелкой моторики рук, повышению зрительно-моторной координации.

        Термин «нетрадиционный» предполагает использование материалов и инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, не перегружает их, дети активны, с радостью выполняют задания, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания, остаётся на высоком уровне. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Используя нетрадиционные техники рисования, повышается уровень интеллектуального развития ребенка. 

Актуальность исследования определяется интересом к изучению нетрадиционного рисования, как результата познания эмоционального мира ребенка, разнообразием и вариативностью работы с детьми, интересными неповторяющимися заданиями, возможностью выбора, что помогает не допускать однообразие и скуку.

Цель данной работы - исследовать различные нетрадиционные техники и приемы рисования.

Предмет исследования - рисование нетрадиционными способами.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1.  изучить имеющуюся литературу по данному вопросу

2.  раскрыть понятие «нетрадиционное рисование»

3.  рассмотреть различные виды и техники нетрадиционного рисования

4.  показать разнообразие нетрадиционных способов рисования

Для достижения поставленных задач были использованы следующие методы и приемы исследования:

1.  анализ литературы

2.  изучение психолого-педагогической литературы

3.  наблюдение

4.  изучение продуктов деятельности

        Значение нетрадиционного рисования:

  • развитие мышления ребёнка
  • развитие внимания, памяти, мелкой моторики и тактильного ощущения
  • влияние на формирование речи (активизирует и обогащает словарный запас)
  • непосредственный контакт пальцев с краской позволяет познакомиться со свойствами красок: вязкость, густота
  • способствует ослаблению возбуждения слишком расторможенных детей
  • развитие усидчивости
  • развитие глазомера
  • приобщение к искусству

Основная цель занятий - развитие у детей мелкой моторики рук, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.

Методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию:

1.Создание игровой ситуации

2.Показ воспитателя

3.Использование движения руки

4.Сравнение двух техник

5.Проговаривание последовательности работы

6.Педагогическая диагностика

При рисовании нетрадиционными техниками широко используются стихи, загадки, а также игры (пальчиковые в том числе), музыкальное сопровождение, игрушки.

Адресность опыта:

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования, заинтересованным родителям, учителям начальных классов.

Трудоёмкость:

Трудности при применении нетрадиционных техник рисования могут заключаться в:

- планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей

- подборе оборудования и материалов

- применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей

- разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей

Методические советы

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать его внимание, побудить к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей
  • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие, в гости к бабушке и т.д.
  • просьба о помощи
  • музыкальное сопровождение и т.д.

Техническое оснащение:

1.Листы бумаги

2.Гуашь

3.Трафареты

4.Кисточка с коротким ворсом (тычок)

5.Тампон

6. Пластилин  

7.Нитки

8. Щётка и стека

9. Крупа

10. Смятая бумага

11.Печатки, штампы (подручный материал, растения, листья)

12. Ватные палочки

Кроме того, нужно эмоционально объяснять воспитанникам способы действий и показывать приемы изображения.

        При работе с нетрадиционными техниками рисования необходимо формировать у детей связную речь. Для этого на занятии нужно использовать короткие потешки и песенки. Повторять их нужно хором, таким образом, развивается память, внимание, активизируется словарный запас.

Например:

Ёлочка,ёлочка

Зелёная иголочка…

        Также необходимо проводить пальчиковую гимнастику до и во время занятия, чтобы дать возможность отдохнуть, переключить внимание.

        Упражнения для пальчиков очень хорошо развивают мелкую моторику рук, стимулируют речевую активность детей. Пальчиковая гимнастика подготавливает руку к письму и рисованию. Главная цель таких игр – переключение внимания, улучшение координации. Упражнения лучше всего проводить вместе: взрослый показывает, а ребёнок повторяет.

        Приведу несколько примеров пальчиковой гимнастики:

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнём,

Рисовать опять начнём.

(Поднять руки перед собой, встряхнуть кистями и притопывать).

Раз, два, три, четыре, пять, (сжимают и разжимают кулачки)

Мы пошли в лесок гулять.

Этот пальчик по дорожке, (загибают пальчики, начиная с большого)

Этот пальчик по тропинке,

Этот пальчик за грибами,

Этот пальчик за малиной,

Этот пальчик заблудился,

Очень поздно возвратился.

Успешный итог обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Необходимо придерживаться современной классификации методов, авторами которой являются Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Она включает в себя следующие методы обучения:

  • информационно-рецептивный
  • репродуктивный
  • исследовательский
  • эвристический

Информационно-рецептивный метод:

  • рассматривание
  • наблюдение
  • экскурсия
  • образец воспитателя
  • показ воспитателя.

Репродуктивный метод — это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма.

Репродуктивный метод:

  • прием повтора
  • работа на черновиках
  • выполнение формообразующих движений рукой

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком-либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую-либо часть, а всю работу.

Рисовать можно чем угодно и как угодно.

Виды нетрадиционного рисования:

  • Рисование пальчиками («Пальцевая живопись»)
  • Рисование ладошками («Пальцевая живопись»)
  • Скатывание бумаги
  • Оттиск поролоном
  • Оттиск смятой бумагой
  • Монотипия
  • Набрызг
  • Отпечатки листьев
  • Ниткография
  • Рисование по мокрому
  • Рисование мыльными пузырями
  • Рисование ногами
  • Рисование по стеклу
  • Тычок жёсткой полусухой кистью
  • Кляксография
  • Обрывание бумаги
  • Пластилинография
  • Рисование солью
  • Рисование ватными палочками
  • Раздувание краски
  • Фотокопия – рисование свечой и многое другое

Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость.

Умственная отсталость — это стойко нарушенная познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или приобретенного), имеющего диффузный, т.е. широко распространенный характер.

        Занятия рисованием оказывают коррекционно-развивающее воздействие на детей с отклонением в умственном развитии: влияет на его интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы (особенно на моторику рук), способствует формированию эстетического воспитания.

Показания к использованию нетрадиционной технологии рисования:

данная технология может быть использована в работе с детьми 3 – 18 лет, страдающими следующими видами психопатологии:

  • умственная отсталость F-70 – F-72 (легкая, умеренная и тяжелая)
  • органическое поражение ЦНС
  • шизофрения
  • нарушение поведения
  • эпилепсия с изменениями личности

Степень утраты трудоспособности влияет на вид участия в осуществлении технологии (активное или пассивное), но не является абсолютным противопоказанием для участия в ней.

Противопоказания к использованию технологии:

противопоказаниями к использованию данной технологии являются:

  • категорический отказ воспитанника от участия в данном виде деятельности
  • тяжелые физические недуги, препятствующие фактическому осуществлению технологии.

        Занятия нетрадиционными технологиями рисования можно проводить как кружковые, так и индивидуальные коррекционные, и как элементы уроков рисования.

        Для оценивания эффективности работы по предлагаемой технологии используется следующая система:

Критерии\ баллы

0

1

2

3

Наличие интереса к деятельности

Не проявляет интереса, отказывается от деятельности

Проявляет кратковременный интерес как наблюдатель, сам не включается в деятельность.

Проявляет устойчивый интерес, пытается действовать совместно с педагогом

Проявляет устойчивый интерес, пытается действовать самостоятельно

Эмоциональный отклик

Безразличие или неадекватные эмоции

Слабо выраженные эмоции, не соответствующие успешности (неуспешности)

Слабо выраженные эмоции адекватные успешности (неуспешности)

Выраженные эмоции адекватные успешности (неуспешности)

Технические графические умения

Не сформированы

Сформированы частично (необходима помощь)

Сформированы частично (необходим контроль)

Сформированы полностью

Самостоятельность выполнения действий

Действует совместно с педагогом

Действует по показу педагога

Действует по образцу

Действует самостоятельно

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

  • рисование пальчиками, ладошками
  • оттиск печатками из картофеля
  • рисование ладошками
  • рисование ватными палочками

Детям среднего дошкольного возраста можно предложить более сложные техники:

  • тычок жесткой полусухой кистью
  • печать поролоном
  • печать пробками
  • восковые мелки + акварель
  • свеча + акварель
  • отпечатки листьев
  • рисунки из ладошки
  • рисование ватными палочками
  • волшебные веревочки

А в старшем дошкольном возрасте ребятам можно предложить еще более трудные методы и техники:

  • рисование песком
  • рисование мыльными пузырями
  • рисование мятой бумагой
  • кляксография с трубочкой
  • монотипия пейзажная
  • печать по трафарету
  • монотипия предметная
  • кляксография обычная
  • пластилинография

Нетрадииционные техники рисования для самых маленьких:

Нетрадиционные техники рисования для дошкольников:

Рисование пальчиками

Материал: мисочки с краской, плотная бумага, салфетки

Способ получения изображения: ребёнок опускает пальцы в мисочку с краской, наносит точки, линии на бумагу. На каждый палец набирается краска разного цвета. После работы пальцы вытираются салфеткой.

        Можно использовать разные способы (кончики-подушечки пальцев, боковую сторону фаланги) для получения разных отпечатков.

        Пальчиковый приём позволяет детям органично почувствовать изобразительный материал, его свойства – вязкость, бархатистость, яркость красочного слоя.

Рисование ладошками

Материал: широкие мисочки с краской, кисть, бумага, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает ладошку (полностью) в миску с краской или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют правой и левой рукой. Руки вытираются салфетками.

Таким образом, можно нарисовать красивых бабочек, осьминогов, рыбок, деревья и цветочки, солнышко и многое другое.

Рисовать лучше на плотных листах форма А3, картоне, ватмане.

Рисовать ладошками лучше всего специальными пальчиковыми красками, они хорошо отмываются и безопасны для организма (нетоксичны). Пальчиковые краски можно изготовить самим. Для этого потребуется: мука, соль, растительное масло, вода.  (Рецепт самодельных пальчиковых красок: 200гр. муки, 3 ст. ложек соли, 1 ст. ложки раст. масла, вода (до консистенции густой сметаны. Перемешать весь состав миксером, разлить в отдельные баночки, добавить пищевой краситель (набор для окраски пасхальных яиц), и снова размешать до однородной массы).

Скатывание бумаги

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенку предлагается смять в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатать из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Оттиск поролоном

Материалы: мисочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона (поролоновая губка), пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон. Этот вид техники очень подходит при изображении животных, так как передаёт фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов (изображение снежного покрова, листопада и т.д.).

        

Оттиск смятой бумагой

Материалы: блюдце, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага. Правило – не используется вода.

Монотипия

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: техника схожа с кляксографией: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

        Данная техника используется для изображения зеркального отражения объектов на водной глади (пруда, озера, реки и т.д.).

Набрызг

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

        

Отпечатки листьев

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

        Гуляя с детьми, можно собрать листья с разных деревьев, разные по форме, цвету, размеру.

Способ получения изображения: берутся листья деревьев (желательно опавшие), они покрываются краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест, делается это на отдельном листе бумаги. Затем окрашенной стороной плотно прижимают к бумаге, стараясь не сдвигать с места. Листья можно использовать и повторно, нанося на него другой цвет, при смешении красок может получиться необычный оттенок, остальное прорисовывается кистью. Получаются красивые пейзажи.

Ниткография

Материал: ворсистая нитка (ирис), лист бархатной бумаги (контрастный цвет); нитки х/б №10, краски, кисти.

Вариант №1. Дети выкладывают на листе бархатной бумаги рисунок по памяти. Ворсистая нитка хорошо ложится, но при необходимости также хорошо поправляется.

Вариант №2. Дети выкладывают на половинке листа бумаги, прокрашенные в краске нити, закрывают второй половинкой бумаги, придерживая лист, резко выдергивают нитку. Можно использовать нити разных цветов

        Данный способ рисования требует просыхания композиции, чтобы ниточки приклеились. Вместо клея можно использовать двусторонний скотч, который взрослый наклеивает по нарисованному ребёнком контуру, а нитки легко приклеиваются на липкую основу.

        Целью данной техники является то, что контуром того или иного изображения становится нитка, которую необходимо приклеить на картон. Заранее нужно продумать сюжет картины, нарисовать её на листе простым карандашом и только после этого приклеить нитку по контуру рисунка.

Рисование по мокрому

Для выполнения работы необходимо смочить лист чистой водой, а потом кистью или каплями нанести изображение. Оно получится как бы размытое под дождем или в тумане.

Рисование мыльными пузырями

1.В крышке смешать 5 ст. л. гуаши, 1 ст. л. мыла, 1 ч. л. воды. 

2.Опустить в смесь трубочку и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри.

3. Взять лист бумаги, и осторожно прикасаться ею к пузырям, как бы перенося их на бумагу.

4.Получаются удивительные отпечатки. Можно дорисовать и сделать картину, открытку, альбом, цветочный горшок.

Тычок жесткой полусухой кистью

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверх.

        Ритмично нанося тычок, можно нарисовать падающий снег, украсить готовый силуэт орнаментом и т.д.

Кляксография

Материал: бумага, мисочка с краской, кисть

 Способ получения изображения: основой данной техники рисования является клякса. Необходимо капнуть кляксу на лист бумаги, сложить бумагу пополам и прогладить рукой, для того чтобы отпечаталась краска. Определить на что похоже, дорисовать недостающие детали.

Обрывание бумаги

Материал: клей ПВА, кисть, плотная бумага, цветная бумага

Способ получения изображения: отрывается от бумаги небольшие кусочки или длинные полоски. Затем рисуется клеем, то, что хочет изобразить. Накладываются кусочки бумаги на клей. Получается объемный пушистый или ворсистый рисунок.

Пластилинография

Материал: пластилин, стеки, бумага

Способ получения изображения: пластилин необходимо разогреть (можно в ёмкости с горячей водой). Используется картон, приёмом придавливания и сплющивания закрепляется пластилин на поверхности с предварительно нарисованным фоном и контуром.

        Маленькие дети с помощью взрослых могут освоить  простые приёмы работы с пластилином:

- отщипывать кусочек пластилина от целого куска

- раскатывать «колбаски» и «шарики»

- может сплющивать «лепёшки»

- слеплять детали друг с другом

Регулярно работая с пластилином, дети осваивают уже более сложные приёмы работы:

- соединяют части друг с другом путём примазывания одной части к другой

Рисование солью

Материал: бумага, акварель, соль, клей

Способ получения изображения: приготовить бумагу для акварели. Ребёнок должен полотно покрыть лист акварельными красками, смешивая цвета по своему вкусу. Пока краски не высохли, добавить капли прозрачного клея, а затем посыпать рисунок каменной солью (можно и крупной морской). Соль создает эффект зернистости, который придаёт объёмность изображению, впитывая пигмент из краски при высыхании. Кроме того, она красиво искрится. Клей же будет создавать необычные орнаменты.

Рисование ватными палочками

Материалы: акварель или гуашь, ватные палочки, вода, бумага, карандаш

 Способ получения изображения: карандашом нанести на бумагу рисунок, каждую новую краску брать новой палочкой, заполнить точками сначала контур рисунка, затем весь рисунок заполнить точками.

Главное в рисовании — это не результат, а процесс, ребята с увлечением раскрашивают, рисуют, не имея под рукой кисточки, они радуются полученному результату, а положительные эмоциональные состояния очень важны для любого вида деятельности, так как составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей.

Рисование – это источник хорошего настроения, необходимо поддерживать и развивать интерес к изобразительному творчеству.

Очень эффектно смотрятся осенние пейзажи. Изображать листопад, как правило, доставляет большое удовольствие детям. 

Фотокопия – рисование свечой

Материал: альбомный лист, кусочек свечки или мыла, акварель, кисть с широким ворсом, стаканчик с водой

Способ получения изображения: рисунок наносится при помощи свечки или сухого кусочка мыла. Нужно нарисовать на листе бумаги изображение, а потом покрыть его акварелью и понаблюдать за проявлением рисунка.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы, сделанные в результате исследования: художественная деятельность – это ведущий способ эстетического воспитания детей, основное средство художественного развития детей.

Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего нравственного, трудового и умственного развития детей, выступает как эмоционально-насыщенная активизирующая все процессы (внимание, представления, воображение, мышление) деятельности.

Изучением данного вида работы занимались многие педагоги прошлого: Фребель, Я. Коменский, но и в настоящее время изодеятельность не утратила воспитательного значения.

В процессе работы у детей совершенствуется наблюдательность, творческие способности, развивается зрительная координация, ориентирование в пространстве, глазомер, развивается мелкая моторика рук, координация движений, чувство цвета.

Рисование – это радостный труд, к которому не надо принуждать, но важно заинтересовывать ребят, постепенно открывая перед ними новые возможности изобразительной деятельности.

Нетрадиционные техники рисования позволяют раскрыть возможности ребенка, позволяют почувствовать их характер, настроение.

Самое главное - не обучать рисованию, а познакомить детей с искусством через художественную деятельность.

Нетрадиционные материалы: пробки, листья деревьев, травы, целлофан, пластиковые штампы, печати, соломка, губка, пенопласт, тычок, зубочистки, ватные палочки, мыльные пузыри, поролон любопытны детям как игра с неизвестным. Дети вовлекаются в творческий процесс.

В ходе исследования были выявлены следующие нетрадиционные способы рисования:

•        рисование пальчиками, ладошкой, ступней

•        рисование с помощью пробки

•        рисование с помощью печатей

•        оттиск листьев

•        монотипия

•        рисование по мокрому

•        рисование мыльными пузырями

•        рисование нитками и др.

Нетрадиционное рисование - оригинальное рисование, которое привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов; играет важную роль в психическом развитии ребенка. Нетрадиционные методы рисования раскрывают у детей логическое мышление, фантазию, наблюдательность, внимание.

Используемая литература:

1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду- М.: Издательство «Скрипторий» 2003, 2007.

2. Давыдова Г. Н. Пластилинография для малышей. – ООО издательство «Скрипторий» 2003 г.

3. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М. ТЦ «Сфера» 2006 год - (Серия «Вместе с детьми»).

4. Утробина К.Г. Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» М, 2004г.

5.Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль,2006г

6.Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные краски. 3–5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008. – 32 с.

7.Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3–7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: “Издательство Гном и Д”, 2008. – 64 с.

8.Лахути М.Д. Как научиться рисовать. – Москва “Росмэн”, 2008. – 96 с.

9.Одинокова Г.Ю. Шлеп…Ежик: Издательский дом “Карапуз”, 2006. – 15 с.

10.Сахарова О.М. Я рисую пальчиками: Издательский дом “Литера”, 2008. – 32 с.

11.Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2004. – 96 с.

12. Казакова Т. Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности: Книга для воспитателей дет. Сада и родителей. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение: Учеб. Лит., 1996. – 159 с.

13. Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре (мл. разновозр. группа). Книга для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение. 1992. – 143 с.

14. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольника. – Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3 изд., испр. М.: Изд. Центр «Академия», 1999. – 272 с.

15. журналы «Дошкольное воспитание»

16. Давыдова Г. Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2014. – 112 с.

17.Сахарова О. М. Каляки-маляки: Первые опыты рисования. – СПб.: издательский Дом «Литера», 2009. – 32 с.

18. О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников М.: «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1985. – 356с.

19. А. В. Никитина Нетрадиционные техники рисования в детском саду М.: «Каро» 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Пластилинография в работе с воспитанниками ДОУ"

Методическая разработка. Тема «Пластилинография в работе с воспитанниками ДОУ».Занятия с использованием техники пластилинография имеют огромную ценность для развития и обучения детей. Техника дос...

Методическая разработка. Пластилинография. "Снегири на ветке"

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города  Москвы«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»...

Методическая разработка "Пластилинография для детей - творчество и развитие"

Методическая разработка "Пластилинография для детей - творчество и развитие"...

Методическая разработка Пластилинография

Пластилинография -направлена на развитие ручных умений детей с раннего возраста.Занятия пластилинографией способствует развитию таких психических процессов, как: внимание, память,мышление, а также раз...

Методическая разработка "Пластилинография" Информация для родителей.

Разработана для детей старшего дошкольного возраста, развивает творческие способности воспитанников...

Методическая разработка «Пластилинография»

Пластилинография – относительно новая, нетрадиционная техника рисования, которая привлекает к себе внимание и детей и взрослых.Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: ...