Конспект ООД «В музее народного прикладного искусства» для средней группы
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_muzee_narodnogo_prikladnogo_iskusstva.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД «В музее народного прикладного искусства» для средней группы

Программное содержание: Закрепить знания детей о предметах народного прикладного искусства, о промыслах и росписях. Уточнить знания о характерных особенностях разных видов росписи (дымка, городец, хохлома, гжель), о русской матрешке. Проявлять самостоятельность при выполнении творческого задания.

Ход занятия:

Группа оформлена изделиями прикладного искусства и фотографиями.

Восп.: Мы с вами  посещали выставку, на которой вы познакомились с русскими народными костюмами и головными уборами – кокошниками. А сегодня я приглашаю вас в музей прикладного искусства. Здесь оформлено несколько экспозиций, на которых представлены различные народные промыслы: городецкая и хохломская росписи, гжель и фотоматериалы о дымковской игрушке, а также русские матрешки. Все эти промыслы имеют свои характерные особенности, о которых мы с вами говорили на предыдущих занятиях. А теперь мы все это вспомним.

Воспитатель загадывает загадку:

Что за кони расписные

Петухи и сундуки.

Украшают их бутоны,

Ярко-красные цветы.

А на листьях есть оживки –

Украшают их они.

Что же это за искусство?

Поскорее назови.

Восп.: О какой росписи эта загадка?

Дети: О городецкой. Это здесь есть бутоны и цветы. Здесь есть оживка на листьях – белая и черная.

Восп.: Верно. Давайте подойдем к этому стенду. Найдите его.

Дети подходят  к экспозиции Городецкой росписи.

Восп.: По каким характерным особенностям мы узнаем изделия Городецких мастеров.

Дети их называют.

Восп.: А выполнены эти изделия из…

Дети: Из дерева – петушков, коней, сундуки, досочки.

Воспитатель читает загадку о гжельской росписи.

Что же это за такое

Чудо сине-голубое.

Синей краски лазурит

Только тронешь – зазвенит.

То ли снег, а то ли иней

Украшает блюдо синим,

Голубым и белым цветом.

Отвечайте – что же это?

Дети: Это о гжельской росписи.

Восп.: Она очень особенная. Скажите – чем?

Дети: Здесь используют белый цвет и синий, оттенки синего.

Восп: А украшают гжельской росписью изделия из….

Дети: глины – блюда, чайники, разную посуду, подсвечники.

Восп.: Все это верно. Мастера обжигают изделия в специальных печах, покрывают глазурью, от этого они блестя и выглядят очень красивыми. Однако, идет дальше. Здесь еще есть фотографии изделий, которые тоже делают из глины.

Мы игрушки расписные,

Хохотушки вятские –

Щеголихи слободские,

Кумушки посадские.

А как наши барышни

Всех на свете краше,

А гусары-баловни –

Кавалеры наши.

С лентами да бантами

Да под ручку с франтами.

Мы гуляем парами,

Проплываем парами.

Мы игрушки знатные

Складные да ладные!

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся!

Восп.: О чем я говорю?

Дети: Это дымковские игрушки: свистульки, кони, петухи, барыни.

Восп.: Их всегда украшали яркими красками. А как вы думаете – почему?

Дети: Их делали, чтобы продавать на ярмарках. А чтобы их заметили, чтобы они были красивыми – белые игрушки разрисовывали яркими красками: синими, красными, зелеными.

Восп.: Собираясь в музей Тоня с мамой выучила стихотворение об одной удивительной росписи. Послушайте.

Тоня: СТИХ-Е про хохлому

Восп,: Что же это за роспись и почему ее называют золотой?

Дети: Это про хохлому. В ней очень много теплых тонов, желтого цвета.

В ней есть золотистые цвета.

Восп.: Верно. А еще и потому, что хохломская полуда славится на весь мир. Ее везде знают и покупают люди из всех стран. Эти изделия богатство, достояние нашей Родины. Они наше золото.

Восп.: А вот  теперь мы подойдем поближе к любимым нашим игрушкам. А игрушки эти особенные. Кто скажет, что за особенность такая есть у этих игрушек?

Дети: Эти игрушки из двух частей. А в каждой матрешке живет еще одна матрешка.

Восп.: Вот и давайте вспомним стихотворение, которое мы с вами учили:

СТИХ

Восп.: Матрешка – исконно русская игрушка. Вначале ее называли просто Матрена. Такое было имя. И платье у Матрены было очень скромное. Однако эта куколка так понравилась людям, что в каждой местности стали создавать свою матрешку: делали ее разной формы, украшали  ей сарафан, косыночку. Теперь известно много матрешек, но мы вспомним тех, о которых я вам рассказывала.

Дети: Это матрешка семеновская – она яркая, на сарафане яркие цветы. А у калининской матрешки туловище удлиненное, а сарафан не очень яркий, чаше без цветочков. Зато самая яркая матрешка из Полхов Майдана. У нее нет сарафана, и вся она в ярких цветках, даже на голове цветочки.

Рассказывая, дети показывают кукол на фотографиях или берут настоящую игрушку.

Восп.: А вот это матрешка….А что же это за матрешка?

Дети: А у нее нет сарафана, она не раскрашена, ее и не узнаешь никак.

Восп.: Мы уже с вами говорили, что все изделия украшают мастерицы-художницы, и они становятся яркими, красивыми. Я хочу предложить вам тоже стать мастерицами. А заодно и поможем нашей куколке без платья. Вы же помните, как украшают русские сарафаны: рисунок размещают впереди посередине, по низу платья, вверху на кокетке.

Воспитатель предлагает подойти к столам. Здесь на тарелочках много всяких цветочков, листочков, завиточков, бутонов разного цвета и формы. Я загадаю загадку. Вы ее отгадаете.

Загадка

Восп.: Молодцы.  Вот и выберите на тарелочках цветы и бутоны этой росписи и украсьте сарафаны своим куколкам. А потом мы вместе придумаем название нашей матрешке.

Дети выполняют аппликацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл конспектов занятий "Музей народно-прикладного искусства"

В этот цикл вошли конспекты занятий: 1."Что такое музей", 2."Дымковская игрушка", 3."Дымковская игрушка. Из истории русского промысла", 4."Сине-голубая чудо гжель", 5."Золотая хохлома", 6."Жостово - л...

Презентация Музей народного прикладного искусства

Презентация "Музей народного  прикладного искусства" поможет провести НОД по музыке  в форме мини-экскурсии....

МИНИ МУЗЕЙ народно- прикладного искусства

На базе детского сада создали мини музей народно- прикладного искусства. Поводом послужило то, что тема двух недель называлась "Народная культура и игрушка". Воспитатели сами принесли, все н...

«Музей народного прикладного искусства»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация»Цель:Знакомство детей с изделиями народ...

Мини музей " Народно-прикладного искусства"

Профиль мини-музея-исторически-познавательный, декоративно-художественный.Цель: познакомить с разнообразием декоративно-прикладного искусства и его местом в ДОУ.В музее представлены не только новые эк...