Статья на тему "Нетрадиционная аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
статья по аппликации, лепке (средняя группа)

Валева Елена Сергеевна

Актуальность темы заключается в том, что нетрадиционная аппликация в продуктивной деятельности является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-applikatsiya.docx78.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №47

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/07/26/k_5d3b4c11968a4/517111_3.jpeg

Статья на тему «Нетрадиционная аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Выполнила: Валева. Е.С

г. Екатеринбург

Нетрадиционная аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) обозначена такая задача, как развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка в качестве субъекта отношений с людьми, миром и самим собой. На этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира – восприятия, образного мышления, воображения. Известно, как ярки и неповторимы, бывают впечатления, полученные в детстве. Но, к сожалению, далеко не у всех детей они таковы. И не каждый переносит во взрослую жизнь умение по-детски видеть мир в его живых красках и образах. А это очень нужно людям, потому что такое умение – необходимая составная часть всякого творчества. Значит, нельзя упускать возможности расширить, углубить способность к образному познанию, для развития которой дошкольный возраст создает особо благоприятные условия.

Одной из образовательных областей основной образовательной программы от рождения до школы ДОУ в соответствии с ФГОС ДОУ является «художественно-эстетическое развитие», которое предполагает не только развитие предпосылок ценностно-смыслового  восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру, но и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Одним из целевых ориентиров в этой области является овладение ребенком основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, в том числе художественно-творческой, у ребенка развито воображение, которое реализуется в разных видах деятельности.

В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных. Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.

Актуальность темы заключается в том, что нетрадиционная аппликация в продуктивной деятельности является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Аппликация с использованием нетрадиционных техник не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники аппликации позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в аппликации чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами, ребенок получает возможность выбора.

Развитие творческих способностей ребенка подразумевает развитие воображения и способности выражать свои чувства, представления о мире различными способами, гибко, нестандартно мыслить. Для этого необходимо научить его видеть в каждом предмете Разные его стороны, отталкиваясь от отдельного признака, строить Новый образ. Одна из общих черт, объединяющих любые способности, состоит в том, что все они – ориентировочные действия, которые обеспечивают в каждом случае отбор и применение необходимых знаний и умений для решения новых задач.

Способности и умения тесно связаны между собой. Одно без другого просто не существует. Но равновесие может нарушаться. Если мало умений или они несовершенны, способности становятся бескрылыми – им не из чего «выбирать» и нечего «применять».

В современной психолого-педагогической науке С.Л. Рубинштейн под способностями понимает свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно полезной деятельности. Способности определяют успехи человека в различных видах деятельности. Рассматривая структуру способностей,

С.Л. Рубинштейн выделял два основных компонента: «операциональный» – отлаженная система тех способов действия, посредством которых осуществляется деятельность и «ядро» психические процессы, которыми регулируются операции: качество процессов анализа и синтеза.

В контексте точки зрения С.Л. Рубинштейна находится теория В.Д. Шадрикова, согласно которой способность  определяется как свойство функциональных систем, реализующих отдельные психологические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности. В качестве «ядра» выступают функциональные механизмы, зависящие от задатков, а «периферия представлена системой операциональных компонентов, развивающихся в ходе деятельности» Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самое первое проявление способностей – склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает радость, удовольствие, ему интересен не результат, а сам процесс. Ребенку нравится не делать аппликацию, а клеить аппликацию.

Б.М. Тепловым. определял способности как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к имеющемуся у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают легкость и быстроту их обретения Современные психологические исследования говорят о том, что способность понимать прекрасное не только умом, но и чувством, наиболее успешно развивается лишь тогда, когда ребенок не является пассивным объектом эстетического воздействия, а активно воссоздает художественные образы участвуя в доступных ему формах художественной самодеятельности. принимая участие в художественной самодеятельности ребенок получает возможность к самореализации, развитию индивидуального мира, что способствует развитию его творческих способностей.

Т. С. Комарова определяет детское творчество как создание ребенком субъективно (значимого для него прежде всего) нового продукта (рисунка, лепки, рассказа, сказки, песенки, игры, придуманной ребенком) и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития ребенка в процессе творческой деятельности, и результата; придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, в рассказе, в аппликации).

В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков обращают внимание на способность дошкольников в процессе включения в творческую деятельность по созданию аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности, в процессе которой формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал

И. А. Лыкова рекомендует в аппликации использовать разнообразные материалы: (бумагу разного качества и свойства, ткань, природные материалы и вещества, бросовый материал), а также знакомит с техниками симметричного, ажурного вырезания, разнообразными способами прикрепления деталей на фон, получения объемной аппликации. Обращает внимание на создание разнообразных форм, последовательность работы над сюжетной аппликацией; создание коллажей.

О. А. Малик уделяет значительное место силуэтному вырезанию, считая в этом виде выразительность контура, приобретает первоначальное значение.

Таким образом, мы можем сделать вывод, развитие способностей личности человека происходит в деятельности. Но сама по себе деятельность не может автоматически развивать способности личности, для этого необходимы некоторые условия.  Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь открыть в ребенке художника, развить творческие способности, которые помогут ему стать личностью. Наиболее эффективным средством для развития творческих способностей является «нетрадиционная аппликация » Нетрадиционная аппликация, вносит определенную новизну в повседневную деятельность, делает ее более интересной и увлекательной, быстро позволяет достичь желаемого результата. Направлена, на развитие творческих способностей детей, мелкой моторики рук, художественного восприятия, аккуратности, усидчивости, трудолюбия.

«Аппликация» дала характеристику свойств различных материалов, пригодных для аппликации, описала особенности подготовки их к деятельности, процесс работы с ними и способы их хранения. Исследование в области изучения детской аппликации было проведено ленинградским исследователем И. Гусаровой и детально описано в книге «Аппликация в детском саду». Автор тщательным образом изучила возрастные особенности детей, опираясь на владение сенсорикой и моторикой. На этой основе определены задачи, содержание, техника и методика руководства аппликацией  в разных возрастных группах. В ней автор наметила этапы овладения аппли -кационной деятельностью в детском саду: освоение действий с материалами  (ножницы, клей и кисть); овладение определёнными процессами и ручной деятельностью в совокупности множества аппликационных процессов: вырезания, выкладывания, наклеивания. На этом этапе возможно, по мнению автора, максимальное проявление самостоятельности у дошкольников, так как навыки и умения, приобретенные в процессе освоения этого вида изобразительной  деятельности, способствуют появлению умелости ребёнка, что делает процесс качественно новым для него: он может воплотить любое содержание в аппликации.

Т. Казакова исследователь изобразительной деятельности младших до школьников, подвергла изучению своеобразие аппликации детей 3-го года жизни. Автор описывает переход от доизобразительной стадии к процессу создания ребёнком узнаваемых взрослыми и детьми предметов и явлений окружающего мира. Аппликация, требующая выполнения трёх действий  –  вырезания, выкладывания и наклеивания  –  ещё не доступна детям третьего года жизни. В тоже  время Т. Казакова предложила систему подготовки детей к аппликационной деятельности и описала методы, позволяющие обучить малыша процессу выкладывания изображения. Свой вклад в процесс понимания сущности и разработку методики обучения дошкольников аппликации внесли украинские педагоги Л. Скиданова и Л. Сирченко. Их работа связана с изучением декоративной аппликации, определением её содержания, способов заполнения геометрических форм узорами и методикой обучения, декоративной аппликации в разных возрастных группах-дошкольного учреждения.

Аппликация  способствует развитию не только изобразительных и технических умений, а и таких личностных качеств, как настойчивость, выдержка, аккуратность, самостоятельность, способность сосредотачиваться. Эти качества  непременно пригодятся ребёнку при обучении в школе. Кроме того, аппликация влияет на развитие глазомера, координации движений рук, развивает у ребёнка умения сравнивать, различать, обобщать. В процессе обучения аппликации развиваются композиционные умения: умения соотносить части по величине, форме, цвету, оформлять их в целое, правильно располагать в пространстве Красочный, яркий цвет вызывает у малыша положительные эмоции. Развитие чувства цвета помогает формировать у него представление о прекрасном в окружающем мире и произведениях искусства. Благодаря работе над аппликацией, ребёнок овладевает трудовыми умениями и специальными навыками, связанными с обработкой материала и применением инструментов.

Аппликация, лепка, конструирование, изучением которых занималась педагогов В. Аванесова, З. Богатеева, Н. Вакуленко, Д. Воробьева, И. Гусарова, О. Дронова, Т. Казакова, Т. Комарова, Л. Компанцева, В. Косминская, В. Котляр, Н. Ку-рочкина, Е. Лоотсар, Е. Рогалева, Е. Рябоконь, Н. Сакулина, Л. Сирченко, Л. Скиданова, Е. Трусова, Е. Удина, Е. Флерина, Н. Шибанова, Н. Халезова, и др.

Наиболее распространёнными видами аппликации в детском саду являются:

•        предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево,  птица, цветок, животное, человек и т.д.);

•        сюжетная, отображающая те или иные события;

•        декоративная,  включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Аппликация  –  один из немногих продуктивных видов деятельности, характерных для дошкольного детства. Тем ценнее все новообразования, происходящие в процессе работы ребёнка над созданием аппликации и при использовании полученного продукта. Аппликация, по мнению М. Гусаковой, «наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором  сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это даёт возможность  широко использовать аппликацию не только в оформительских целях, но и для создания картин, панно, орнаментов  и т.п.». Благодаря изучению возможностей аппликационных материалов, проведённому М. Гусаковой, дошкольная педагогика обрела знания о доступности использования детьми дошкольного возраста  бумаги, природных и бросовых материалов разного качества

Анализируя работу на тему: «Нетрадиционная аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» можно сделать вывод, что использование нетрадиционных техник в работе с детьми дошкольного возраста является эффективным средством творческого развития детей. Творчество не появляется само собой, оно формируется, оно развивается в результате длительной систематической работы. Способность к творчеству ребенок получает от рождения в форме задатков, но основную роль играет развитие ее через упражнения, занятия, игры. Во время реализации педагогической технологии дошкольники знакомятся и овладевают смешанной техникой аппликации: из манной крупы, аппликация из бросового материала, живопись (тема «Цыплята на лугу»); хлопкового волокна – ваты (тема «У барашка теплая шубка»); цветного скотча (тема «Море волнуется»); техника коллажа (тема «Необитаемый остров»); пальцеграфия, манная крупа, расцвеченные перья (тема «Райская птичка») и т.д.

Использование такой технологии позволило повысить интерес детей к аппликации. Дети овладели нетрадиционными материалами и техниками аппликации, что способствовало развитию творческого мышления и воображения, а значит, и развитию творческих способностей дошкольников.

Методические рекомендации по использованию аппликации как средства развития творческих способностей дошкольников.

1. Тематика аппликации должна быть интересной для детей, познавательной, посвященной знакомым игровым образам, событиям, персонажам, явлениям.

2. Проводить непосредственно образовательную и совместную (детей и взрослых) виды деятельности в игровой форме, в форме путешествия, с элементами занимательности.

3. Создавать проблемную ситуацию для поиска творческих решений при работе над аппликацией.

4. Поощрять проявления творческого мышления и воображения дошкольников (беглость, оригинальность, гибкость).

5. При анализе детских работ обращать внимание на оригинальность, новизну цветового решения, выражения образа, качество выполнения техники. Использовать самооценку и самоанализ выполненных работ детьми.

Значение аппликации как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста состоит в том, что она прививает ребенку любовь к творчеству и инициативе, стремление воплотить оригинальный замысел в аппликации с помощью аппликационных техник. Главное при работе над аппликацией – это атмосфера творчества, дающая ребенку радость открытий, самостоятельного создания детьми оригинальных образов.

Литература

1.Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду: учебное пособие. – М.: Детство-Пресс, 2013. – 224 с.

2.Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. – М.: Мозаика-Синтез, 2022. – 287 с.

3.Выготский Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Речь, 2011. – 92 с.

4.Гусакова М.А. Аппликация: учебное пособие. - М.: Владос, 2010. – 183 с

5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 192 с.

6. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2009. – С. 200-210.

7. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. – М.: Детство-Пресс, 2012. – 327 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

В данной статье хочу поделиться опытом работы по использованию нетрадиционных техник аппликации в совместной изобразительной деятельности педагога с детьми....

«Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Статья  для  воспитателей дошкольных  учреждений  о  развитии  творческих  способностей  дошкольников посредством  использования нетрадиционных  техни...

Статья "Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста".

На современном этапе развития дршкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать отдельно от вопросов обучения изоброзительной деятельности. Именно нетрадиционные техники аппл...

Статья: «Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Данная статья посвящена развитию творческих способностей у детей через аппликацию.Основным показателем творчества является получение чего-то нового,неповторимого....

Статья "Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста".

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство поз...

Статья «Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

laquo;Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»....

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год...