Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитию на тему: «Роспись ложки»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Подпорина Юлия Витальевна

Конспект  

непосредственно-образовательной деятельности

в старшей группе

по художественно-эстетическому развитию

на тему: «Роспись ложки»

 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 г. Владимира «Детский сад №107»

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

в старшей группе

по художественно-эстетическому развитию

на тему: «Роспись ложки»

https://images.ru.prom.st/239061643_w640_h640_lozhka-derevyannaya-hohloma.jpg

Подготовила:

воспитатель

Подпорина Ю.В.

Владимир

2020

Цель: Познакомить детей с хохломской росписью через продуктивную деятельность.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

1.Формировать умение детей видеть особенности росписи.

2.Формировать навык составлять узоры по мотивам хохломской росписи.

Коррекционно – развивающие:

1.Развивать речь через беседу.

2.Развивать зрительное внимание при работе с образцом.

3.Развивать мелкую моторику через роспись.

Коррекционно – воспитательные:

Воспитывать интерес к народным промыслам, к народному декоративному творчеству.

Форма работы с детьми: групповая

Интеграция задач образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.

Предварительная работа: Изготовление с детьми заготовок – шаблонов для хохломской росписи.

Методы и приёмы:

- Наглядный (образец готовой работы, образцы посуды, иллюстрации с элементами хохломской росписи, презентация).

-Словесный (художественное слово, рассказ педагога).

-Практический (самостоятельное выполнение работы).

Оборудование: мольберт, ноутбук.

Демонстрационный материал: мультимедийная презентация «Золотая хохлома», дидактические пособия (картинки, плакаты) с изображением предметов хохломского промысла и последовательности изображения узоров; предметы хохломского промысла.

Раздаточный материал: шаблон хохломской ложки, гуашь, кисть  среднего размера, ватная палочка, подставка для кисточки, стаканчик для воды, салфетки.

        

I часть. Вводная

Воспитатель: Собрались все дети в круг (встают в круг)

Я твой друг (руки к груди)

И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)

И друг другу улыбнёмся (улыбаются)

Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, друзья!

Всех вас видеть очень рада я!

Воспитатель: Сегодня день у нас особый,  я приглашаю вас в дивный, волшебный мир, мир музыки и ярких красок.

Воспитатель:  А вы готовы отправиться? (Да). Тогда закройте крепче глазки, (Дети закрывают глаза).

Звучит тихая народная мелодия.

II часть. Основная

Воспитатель:  Посмотрите ребята, как красиво вокруг!

В группе организованна выставка хохломских изделий, иллюстраций с изображением хохломской посуды.

Воспитатель: Сегодня хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством - хохломской росписью. Посмотрите на эти изделия.

Воспитатель: 

И чего здесь только нет:

Здесь посуда знатная

Складная да ладная

Она повсюду славится,

Она и вам понравится!

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Удивительной красы.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки,

Здесь же каждый – золотой.

Красоту такую люди

Называют хохломой.

Воспитатель: Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, называют Хохлома.

Хохлома - это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду.

Воспитатель: Ребята, как вы думайте, откуда же пришло к нам это диво?

Вы хотите узнать? Тогда слушайте такую легенду.

В народе сказывают о чудо-мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу на берегу реки Хохломки и начал изготовлять посуду. Один раз прилетела к нему жар-птица. Мужик накормил ее крошками. Птица захотела отблагодарить мужика. Задела она своим крылом  простую посуду деревянную и посуда вмиг превратилась в «золотую». С тех пор стал мужик делать посуду, и все его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве, и послал царь за мастером царских солдат. Когда услышал об этом мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет «золотой» посуды. А сам исчез. И стали другие мастера изготовлять «золотую» посуду.

Воспитатель: Это, конечно, легенда (вымысел), но окраска изделий Хохломы, как волшебство, при котором обычное белое дерево приобретает блеск и красоту позолоты.

Воспитатель: Как вы думаете, трудно ли изготовить такую посуду? Конечно, изготовить ее не просто. Отличительная особенность хохломской посуды, да и не только посуды в том, что все изделия вытачивались из дерева липы или осины. Вырезали из дерева тарелки, кувшины, солонки, стаканы. Эти готовые деревянные изделия несколько дней сушили, а затем покрывали очень тонким слоем жидкой глины, смешанной с мелом. Потом снова сушили, полировали, и наконец, покрывали «серебряным» порошком и расписывали. Расписанную посуду покрывали лаком и ставили в горячую печь. От жара лак становился золотым.

Воспитатель: Какие цвета использовал художник?

Воспитатель: Правильно, есть черный, красный. Встречается зеленый, но больше всего золотого цвета. Теперь вы понимаете, почему хохлому называют «золотой». А какие узоры использовал художник? (В узорах есть

разные ягоды ( Малинка, клубничка, чёрная и красная смородина, рябина, вишенки, крыжовник, брусника),  листья (чаще всего тройные, декоративные цветы. А вот этот элемент, который чаще всего встречается, называется «травка». Из травки художники составляют самые разные композиции. Из «травинок» составляют даже изображения птиц и рыбок. Посмотрите, как плавно изогнуты ветки с ягодами, листьями, цветами. «Трава» занимает все пространство между ними. Она легкая, изогнутая или похожа на завитки с острыми кончиками («как осока на ветру»). Узор занимает почти всю поверхность изделия. Край изделия украшен прямой каймой.

Хохломская посуда не только красива, но и прочна. По словам хохломских

мастеров, она не боится «ни жару, ни стужи».

Сегодняшняя хохлома, можно сказать, получила второе рождение. Художники не только сохранили лучшие традиции росписи, но и развили их, обогащая новыми приемами.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, на эти изделия, как их можно назвать одним словом?  

Воспитатель: Предлагаю придумать разнообразные (слова) эпитеты и сравнения к слову «хохлома».

Дети придумывают слова («яркая», «красочная», «жаркая», «солнечная», «сочная», «как золото блестит», «как жар-птица горит»).

Воспитатель: А скажите, ребята, у вас дома есть хохломская деревянная  посуда?

Воспитатель: А вы из нее кушаете?

Воспитатель: А вот раньше на Руси ели именно из такой деревянной посуды. Уже в XI-XII веках те же миски блюда служили нашим предкам обыденной посудой. Наибольшим спросом пользовались ложки, т.к. они индивидуальны и быстро изнашивались.  Также пользовались спросом чаши, миски и солонки. В чашах подносилась еда к столу для всей крестьянской

семьи, поэтому они делались особенно широкими и глубокими, ведь порой в доме жило до 3 поколений одной семьи. И не так-то просто было поднести от печи к столу полную чашу еды.

Но посуда расписная, да еще с золотом для крестьянина была недоступна, ведь при ежедневном использовании, даже окрашенная, она долго служить не могла. Вот и встала перед мастерами задача сделать посуду такой, чтобы она была не хуже боярской – золотой, но чтобы пользоваться ей могли и крестьяне. Народная смекалка и изобретательность эту задачу решили.

 Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы побывать в роли мастеров-художников и заняться росписью посуды?

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам сегодня расписать ложку и превратить ее в настоящую Хохломскую посуду.

Воспитатель: Ребята, работа хохломских мастеров требует большого умения, и предлагаю вам немножко отдохнуть перед ответственным делом.

Физкультминутка.

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

(Дети берут с подносов «ложки», и садятся на свои рабочие места). Воспитатель демонстрирует детям образец росписи «ложки».

Воспитатель: Какого цвета ваши «ложки»? (Желтого).

Воспитатель: На желтом фоне мы будем рисовать красным, черным, зеленым цветом.

Воспитатель: Где расположен узор на ложке? Из чего состоит узор? (Из завитка, травки, ягод).

Воспитатель: Первым делом на ложке выделяем завиток  (Завиток, изогнутую веточку).

ЗАВИТОК

«Кистью плавно закручу,

Линию с нажимом.

В завиток я превращусь,

Словно я пружина».

Воспитатель: Завиток – главный элемент хохломской росписи, потому, что на нём рисуют все остальные элементы. Рисовать его будем черной краской.

(Воспитатель движением руки в воздухе показывает рисование завитка, дети повторяют движение вместе с воспитателем, а затем на шаблоне, повторяют положение кисти (палочка смотрит вверх) и легкость движения).

Воспитатель: Ребята, как вы думайте, что нужно изобразить на завитке сначала, что потом?

Воспитатель: Сначала крупные элементы: ягоды, листья, а потом – мелкие элементы: осочки, капельки, травку, завитки и т.д..

Воспитатель: Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок).

Воспитатель: Следующим этапом будут листья. Возьмем кисточку, обмакнем весь ворс в зеленую краску и прикладывая весь ворс кисти к бумаги составим листочки рябины, они должны быть тонкими на кончиках и потолще у основания

Воспитатель: Концом тонкой кисти рисуем травку. Травка тоненькая, похожа на реснички. Рисовать ее нужно легким движением кончика кисти сверху вниз.

(Воспитатель в воздухе показывает движением руки рисование травки. Дети повторяют движение вместе с воспитателем).

(Обратить внимание на тонкость,  легкость завитков, травки).

В процессе работы дети могут, если это необходимо, рассматривать узоры на предметах. Воспитатель следит за осанкой детей.

Во время практической части оказывать индивидуальную помощь детям, испытывающим трудности при выполнении задания).

Воспитатель: Ребята нам пора заканчивать наше удивительное путешествие в мир «Золотой хохломы». Нам нужно вернуться назад.

Заключительная часть (рефлексия)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы работали, как настоящие мастера. Ваши ложки получились красивыми, яркими, нарядными!

Воспитатель: Чья работа понравилась и почему?(2-3 ребёнка дают анализ работ сверстников).

Воспитатель: Что нового и интересного вы узнали сегодня?

Воспитатель: Понравилось ли вам расписывать ложку?

Воспитатель: Ваши пожелания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитию по теме: «Что нам стоит дом построить…» (образовательная технология «Ситуация»)

Данная публикация является планом конспектом непосредственнно образовательной деятельности в старшей группе. Конспект построен с учетом образовательной технологии "Ситуация", разработанной в соответст...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (Декоративное рисование) Тема Лошадки (по мотивам дымковской игрушки)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (Декоративное рисование)Тема: Лошадки (по мотивам дымковской игрушки)...

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитию на тему: «Весеннее настроение»

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитиюна тему: «Весеннее настроение»Цель:Развивать художественно-творческие спо...

Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по художественно - эстетическому развитию на тему: «Народная игрушка. Тряпичная кукла»

Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по художественно - эстетическому развитию на тему: «Народная игрушка. Тряпичная кукла»Цель: приобщать детей...

Конспект занятия в старшей группе по художественно-эстетическому развитию. Рисование «Закладка для книги» (Городецкая роспись)

Цель: продолжать обогащать представления детей о народном искусстве. Расширять знания о городецкой росписи. Обратить внимание детей на яркость, нарядность росписи; составные элементы; цвет, композицию...

Конспект занятия в старшей группе по художественно-эстетическому развитию. Рисование «Закладка для книги» (Городецкая роспись)

Конспект занятия в старшей группе по художественно-эстетическому развитию.Рисование «Закладка для книги» (Городецкая роспись)...