Перспективное планирование по художественно-ручному труду в старшей группе дошкольного возраста.
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа)

Сидоренко Марина Павловна

Потребность динамичного, стремительно меняющегося мира;

ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155) «…инициативный, креативный, творчески мыслящий…»;

«Для того чтобы выработать у детей свободу творческого решения, необходимо научить их формообразующим движениям …». 

 Т.С. Комарова.

 

Поддерживать творческое развитие ребенка не менее важно, чем работать над его физическим, эмоциональным, интеллектуальным и духовным развитием.

Для малышей до 3-х лет творчество — это главным образом занятия с различными материалами: они исследуют мир вокруг и пытаются понять, что можно сделать с красками, карандашами, пластилином, инструментами и костюмами. У детей постарше творчество приобретает осознанный характер. Их фантазия, мышление и физические возможности более развиты, поэтому воображение и творческий порыв ничем не ограничены. Они лучше концентрируют внимание и понимают, какого результата хотят добиться.Но настоящее детское творчество — это не раскрашивание строго по контуру, не аккуратность.

Ребенок, который творит от души, вовсе не стремится кому-то угодить. У творческого порыва нет конечной цели — это полная свобода. Творчество есть эксперимент с материалами и идеями, изучение собственных способностей.

Это и называется целостным воспитанием. Но как сделать творчество частью жизни детей? Вот несколько принципов, о которых нужно помнить.

У творчества есть несколько важных плюсов.

Во-первых, оно сделает повседневную жизнь интереснее.

Во-вторых, пробуя разные виды творчества, можно понять, к чему у ребенка лежит душа. Это могут быть рисование или лепка, театр или создание костюмов, танец или пение — да что угодно. Каждого ребенка волнует и притягивает что-то свое.

В-третьих, тот, кто занимается творчеством, получает огромное удовольствие от достижения той или иной цели. «Это сделал я! Я это сам придумал! И дорабатывал, пока не получилось именно так, как я хотел!» Осознание своих достижений развивает уверенность в творческих способностях.

Поэтому в старшем дошкольном возрасте основную роль играет ручной труд с элементами творчества.

Важно чтобы дети могли высвободить свою творческую энергию. Основные умения и навыки, получаемые на занятиях по рукоделию, нужны каждому человеку. В этих видах труда воспитываются многие важные качества: привычка к усилию, умение преодолевать препятствия, ответственность, умение планировать работу и предвидеть этапы последовательности её выполнения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад № 31»

Перспективное планирование

по художественно-ручному труду

в средней группе дошкольного возраста.

Подготовила воспитатель:

Сидоренко М.П.

Актуальность: 

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, необходимые для взаимодействия, ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

Значение художественно-ручного труда и творчества в жизни ребенка. 


Художественно-ручной труд - это радость познания и творчества, это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения.

Художественно-ручной труд способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса, развитию памяти, мелкой моторики рук и развитию сенсорики (Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее), креативного* и когнитивного* мышления в восприятии окружающего мира. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном и ассоциативном развитии ребенка.

Ребенок, познавая окружающий вокруг него мир, растет и развивается. Ребёнок творит. А творческий процесс играет немаловажную роль в жизни малыша. Это может быть лепка из пластилина, карандаши и альбом, холст и краска, цветная бумага и клей, поделки из природных материалов и многое другое. Благодаря творческому процессу дети развивают фантазию и воображение, приобретают усидчивость и развивают моторику пальчиков. 

Ребенок, занимаясь каким-нибудь видом творчества, думает, сравнивает, воображает. И учится видеть «конечный результат».

Цель: сохранение в ребёнке творческого начала, развитие ручных навыков, способствование развитию самостоятельности.

Задачи:

1.Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

2.Развивать умение самостоятельно объединяться для совместной деятельности, договариваться, помогать друг другу. 

3. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности.

4.Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности.

5.Стимулировать речевую активность детей через свободное общение с взрослыми и детьми.

6.Формировать умения работать с различными художественными материалами.

7.Формировать технические навыки и умения.

Тема занятия

Программное содержание

материал

Сентябрь

Любимая игрушка(поделка из природного материала).

Совершенствование конструктивных навыков и умений: соединение частей при помощи пластилина, дополнять изображение деталями; самостоятельно отбирать средства выразительности.

Развитие у детей самостоятельность и интереса к конструированию.

камушки, листья, шишки, палочки, картон, пластилин, каштан.

Солнышко

(бумагапластика)

Воспитание эмоционального, радостного отношения к природе.

Умение скатывать формы из бумаги, скатывать тонкие и толстые жгуты. Развитие самостоятельности, смелости, творческих способностей, мелкой моторики рук.

Бумажные салфетки, клей, кисть для клея, клеёнка, цветной картон.

Осенние деревья (объёмная аппликация)

(коллективная работа).

Развитие у детей умения скатывать из бумаги и создавать объемное изображение на плоскости. Развитие мелкой моторики рук, творчества. Воспитание интереса к живой природе. Формирование умения работать коллективно.

Салфетки, лист ватмана, гуашь, кисточки для рисования, тычки, тряпочки для рук, клестер, кисточки для клея.

Октябрь

Портрет бабушки с дедушкой

Закрепление навыков работы с бросовыми материалами.

Развитие мелкой моторики рук;

активизирование и обогащение словарного запаса. Формирование умения работать ножницами.

Воспитание любви к старшему поколению.

Заготовки лиц бабушек и дедушек, ватные диски, цветная бумага, ножницы, клей, кисти, тряпочки, клеёнки.

Весёлые мухоморы

(из бросового материала).

Закрепление навыки работы с различными материалами.

Развитие мелкой моторики рук;

активизирование и обогащение словарного запаса.

Формирование умения работать ножницами.

Формирование бережного отношения к природе.

Втулка от туалетной бумаги, цветная бумага, клей, кисточки для клея, клеёнка, тряпочка для рук, ножницы.

Осенние цветы

Умение отделять от большого куска пластилина маленькие кусочки, скатывать их в шарик и закреплять на китайской палочке.

Соединять семена «вертолётиков» с основой пластилина.

Развитие мелкой моторики рук.

Ваза, пластилин, китайские палочки, семена американского клёна (вертолётики).

Ноябрь

Продукты для с/р игры «Магазин»  

(лепка из солёного теста)

Умение раскатывать тесто. Закрепление формообразующих движений.
Развитие координации движений рук, фантазии. Развитие образного и логического мышления. Воспитание аккуратности и неторопливости в создании различных форм из соленого теста.

Солёное тесто, дощечка, стека.

Ёжик

(коллективная работа)

(природного материала).

Умение размазывать пластилин на картонную основу, соотносить цвета пластилина.

Умение создавать образ знакомого животного.

Совершенствовать умение аккуратно соединять на пластилиновую основу семечки арбуза. Умение дополнять образ необходимыми деталями.

Формировать умение видеть целостный образ.

Основа – картон А4. Пластилин, стеки, семечки арбуза.

Снежинки                          (из макаронных изделий).

Развитие творческого интереса, положительных эмоций. Формирование умения создавать композиции из отдельных макаронных изделий. Развитие мелкой моторики рук. Поощрение желания воплощать собственные идеи.

Клей белый, макаронные изделия разной формы, гуашь, кисточки для рисования, салфетка, клеёнка.

Декабрь

Снежинка

(оригами)

Закрепление умения складывать «конфетки» в количестве 6 штук из прямоугольников и склеивать одну «конфетку» на другую в виде снежинки.

Заготовки из бумаги: прямоугольник 10х5 см по шесть штук на каждого ребёнка.

Фонарик

Формирование интереса к изготовлению игрушек из цилиндров для украшения группы к новогоднему празднику.
Совершенствование умения отбирать готовые детали и наклеивать их на цилиндр.
Развитие  наглядно- образного мышления, воображения.

Готовые  цилиндры разного цвета (втулки обклеенные цветной бумагой), для  оформления поделок элементы из кусочков ткани, наклеенные на бумагу: бантики, цветочки, звездочки, и т.д.; клей ПВА ,  кисти, салфетки, клеенки.

Ветка ёлки

(коллективная работа)

Развитие умения складывать лист бумаги по диагонали.

Закрепление приёмов аппликации.

Формирование умения видеть целостную картину.

Развитие аккуратности.

Лист бумаги формата А3, с контуром еловой ветки, квадраты зелёного цвета из двусторонней бумаги, клей-карандаш, салфетки, клеёночки.

Январь

Карнавальная маска

(нетрадиционная аппликация)

Формирование желания  изготовить маску, украсить  ее  цветными кружками и блестками из мишуры.
Развитие цветового восприятия, творчества, инициативы.
Воспитание аккуратности, самостоятельности при работе с  клеем.

Готовые маски из цветного картона, кружочки цветной бумаги(фольга), нарезанная мишура(дождик) для украшения масок, клей ПВА, кисти, клеенки.

Птички невелички(объёмная аппликация)

Развитие творческих способностей детей, фантазию.
Умение вогнуть уголок вовнутрь изделия. Закрепление умения складывания квадрата по диагонали уголок к уголку для получения треугольника.

Умение работать с ножницами.

 Цветная бумага (желательно с двух сторон окрашенная разными цветами), фломастеры, ножницы, клей.

Ангелочек

Умение детей выполнять поделку из разных материалов: ажурных салфеток, ватных палочек и дисков. Упражнение в сгибании ватных дисков и ажурных салфеток. Развитие мелкой моторики рук, творчество. Воспитание духовных ценностей.

Ажурные салфетки, ватные палочки и ватные диски, нитки, клей ПВА.

Февраль                

Парусник

(оригами)

Умение складывать в технике оригами парусник. Умение складывать лист пополам. Развитие воображения, мышления, творческих способностей. Формирование интереса к подготовке подарков и сувениров. Воспитание уважения к папе и дедушке.

Квадрат цветной бумаги разных цветов.

Сказочный домик

(оригами)

Умение детей складывать лист пополам, аккуратно работать с клеем. Совершенствование умения детей преобразовывать квадраты в части дома: основание и крышу. Использование художественного оформления; из прямоугольников выполнить окна, дверь и трубу.

Заготовки из бумаги, клей.

«Валентинка – сердечко»(аппликация)

Формирование умения работать по образцу, внося элементы творчества. Закрепление полученных умений и навыков. Совершенствование навыков работы с ножницами, разрезая бумажные салфетки на квадратики. Умение создавать полу-объемные изображения средствами бумажной пластики (катать шарики из салфеток и приклеивать их на соответствующие им места). Развитие мелкой моторики рук, творчества. Воспитание любови к близким людям.

Открытка-заготовка, с вырезанным

сердечком из цветного картона;  

клей ПВА, ножницы,

красная бумажная салфетка.

Месяц

Тема занятия

Программное содержание

материал

Март

«Платье для любимой мамочки»

Умение делать поделки из бумажных ажурных салфеток. Совершенствование приемов складывания салфетки пополам. Умение дополнять деталями платье: лента атласная, бусинки. Развитие мелкой моторики рук, творчества, воображения.

Ажурная салфетка, ½ листа цветного картона, бумажная салфетка, бусины, лента атласная для пояса на платье, клей.

Наливное яблочко

(оригами)

Закрепление знания детей о фруктах и их формах. Умение находить центр квадрата, загибать уголки в одном направлении, создавая образ круга- яблока.

Квадрат из бумаги красного, жёлтого, зелёного цвета размером 15х15см., фломастеры

«Корзинка с цветами» (из бросового материала).

Изготовление поделки из цветной бумаги и стаканчика из-под йогурта, с применением техники - аппликация. Развитие воображения, творческих способностей. Воспитание желания порадовать родителей творческой работой, выполненной своими руками. Закрепление навыка работы с бумагой, ножницами, клеем. Воспитание умения доводить начатое дело до конца.

Стаканчик из-под йогурта, бумага зелёного цвета для принтера, ножницы, клей-карандаш, цветочки из самоклеющей бумаги.

Апрель

«Транспорт»

(пластилинография).

Закрепление навыка работы в технике пластилинографии. Развитие воображения, творческих способностей. Воспитание умения доводить начатое дело до конца.

Лист картона А4 разных цветов с изображением транспорта, пластилин, стеки.

«Аквариум с рыбками»

(объёмная аппликация с элементами оригами).

Совершенствование умения аккуратно складывать бумагу в разных направлениях, сглаживая сгибы. Упражнение в ориентировании на листе бумаги. Развитие мелкой моторики рук, творчества. Воспитание усидчивости, терпения, умения доводить начатое до конца.

Цветная бумага, нарисованный аквариум, клей, клеевая кисточка, салфетка, клеёнка, ножницы.

«Космическая ракета»

Умение создавать объемную поделку из втулки от туалетной бумаги. Расширение представления детей об окружающем мире. Умение сохранять целостность восприятия при создании поделки. Развитие мелкой моторики рук, воображения, фантазии. Воспитание интереса к космосу.

Втулка от туалетной бумаги, полоски цветной бумаги, ножницы, клей-карандаш.

Май

Фрукты на тарелке (объёмная аппликация)

Продолжение обучению технике – объемная аппликация.
Формирование композиционныхумений - размещать вырезанные элементы, в соответствии с сюжетом. Развитие внимания, памяти, глазомера, логического и образного мышления. Способствование развитию пространственного мышления и воображения. 
Воспитание чувства ответственности; привитие навыков усидчивости, аккуратности, любви к процессу работы, стремлению к результату.

Картон белый и красный. Цветная бумага: красная, желтая, розовая, зеленая, сиреневая коричневая. Шаблон груши, винограда, клубники, яблока, сливы, листьев. Клей, ножницы, клеёнка, салфетка, кисть для клея.

Гусеница

(оригами)

Закрепление умения детей складывать квадрат дважды "косынкой", находить цент квадрата, опускать один угол к центру квадрата.

Умение детей склеивать из готовых заготовок гусеницу.

Квадраты из бумаги 10х10см зелёного цвета разных оттенков, клей-карандаш, салфетки.

Ромашка

(бросовый материал).

Изготовление поделки из ватных дисков и картона с применением техники - аппликация. Развитие воображения, творческих способностей. Воспитание желания порадовать родителей творческой работой, выполненной своими руками. Закрепление навыка работы с бумагой, ножницами, клеем. Воспитание умения доводить начатое дело до конца.

Картон формата ½ альбомного листа разных цветов, квадрат жёлтого цвета 8х8 см, ватные диски, клей-карандаш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с родителями для старшей группы дошкольного возраста

Перспективный план работы с родителями для старшей группы дошкольного возраста...

Развлечение посвященное празднику "День Защитника отечества". Возраст: 5-6 лет.(Старшая группа дошкольного возраста)

Развлечение с рассказыванием стихов, поздравлением родителей и различными эстафетами. Участники: дети совместно с папами, старшими братьями....

Перспективный план по работе с родителями группы дошкольного возраста 5-7 лет

Сентябрь1.Организационное родительское собрание «Что должен знать ребенок 5-7 лет»2.Папка –передвижка для родителей «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста...

Перспективный план по работе с родителями в младшей, в средней, старшей группе дошкольного возраста .

Перспективный план работы с родителями включает в себя родительские собрания, консультации, памятки, круглые столы и многое другое. Будет полезен как родителям, так и педагогам....

Перспективное планирование по художественно-ручному труду в средней группе дошкольного возраста.

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук.В.А. Сухомлинский писал, что истоки сп...

Перспективное планирование по лего конструированию в старших группах дошкольного возраста.

Хочу представить вам методическую разработку: "Перспективное планирование  по лего конструированию для старших групп детского сада - для педагогов....

Перспективный план по работе с родителями группы дошкольного возраста 5-7 лет на 2022-2023 уч. год

Знакомство родителей  с программой воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста. Информирование родителей об особенностях воспитательного образовательного процесса....