Занятие по ознакомлению с искусством "Аппликация "Городецкая роспись"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Бокулева Ольга Александровна

Программное содержание.

Приобщать детей к истокам русской народной культуры, декоративно-прикладному искусству средствами аппликации. Продолжать знакомить детей с городецкой росписью, ее колоритом, особенностями. Учить выделять основной элемент узора.

Задачи.

Обучающая. Учить детей вырезать круги из прямоугольника, сложенного пополам, сочетать цвет и оттенки. Составлять узор, чередуя цветы и листья.

Развивающая.  Развивать художественно-эстетический вкус, создать радостное настроение. Формировать творческие и креативные способности детей. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме. Развивать речь, словарный запас (экспонат, выставка, музей, композиция). Развивать творческие способности.

Оздоровительная. Следить за осанкой детей во время работы.

Воспитательная. Воспитывать уважение к труду народных умельцев, дружеские взаимоотношения между детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с ОРВ «Малыш» г. Усмани        

Педагогическая практика

по ознакомлению с искусством

аппликация «Городецкая роспись»

http://s014.radikal.ru/i327/1011/ea/82fef0de3348.jpg

Выполнила:

Воспитатель первой квалификационной категории

Бокулёва Ольга Александровна.

Г. Усмань

Программное содержание.

Приобщать детей к истокам русской народной культуры, декоративно-прикладному искусству средствами аппликации. Продолжать знакомить детей с городецкой росписью, ее колоритом, особенностями. Учить выделять основной элемент узора.

Задачи.

Обучающая. Учить детей вырезать круги из прямоугольника, сложенного пополам, сочетать цвет и оттенки. Составлять узор, чередуя цветы и листья.

Развивающая.  Развивать художественно-эстетический вкус, создать радостное настроение. Формировать творческие и креативные способности детей. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме. Развивать речь, словарный запас (экспонат, выставка, музей, композиция). Развивать творческие способности.

Оздоровительная. Следить за осанкой детей во время работы.

Воспитательная. Воспитывать уважение к труду народных умельцев, дружеские взаимоотношения между детьми.

Материал к занятию. Кухонные доски, образцы узоров, заготовки для аппликации, гуашь, ватные палочки, ножницы, клей, клеенки, салфетки.

Предшествующая работа. Посещение музея, знакомство с элементами росписи, знакомство с историей городецкой росписи.

Ход занятия.

Воспитатель. Дети, у меня сегодня хорошее настроение, я хотела бы поделиться им с вами. Для этого достаточно сказать друг другу комплимент.

А теперь закройте глаза и представьте себе, что я дала вам в руки кисточку и черную краску. Закрасьте все вокруг черной краской. Что вы испытываете?  (ответы детей)

А теперь я поменяла черную краску на белую. Какой краской труднее раскрашивать? А вам бы хотелось, чтобы мир вокруг вас был черно – белым? А каким бы вам хотелось видеть мир?

Воспитатель. Мне тоже хотелось бы, что бы мир вокруг нас был красивым, разноцветным, чтобы нас всегда окружали красивые вещи. А кто мне подскажет, где хранятся красивые, редкие вещи? (ответы детей)

Воспитатель. Правильно, красивые вещи можно увидеть в музее.

Воспитатель. Знаете, почему мы заговорили о музее. Потому что сегодня оттуда к нам в детский сад пришло письмо. Посмотрите, какой красивый конверт. На нем написан адрес нашего сада и указано: детям старшей группы от директора музея.

Ребята, так как письмо адресовано вам, я подождала, пока вы все собрались в группе. Хотите узнать, что в этом письме?

Воспитатель (читает письмо): Здравствуйте, дети, пишут вас сотрудники музея. Мы в нашем музее хотим открыть выставку народных изделий. Но нам не хватает экспонатов. Высылаем вам образец одного из экспонатов, которые нужны нам в музее. Но он не помещался в конверт, пришлось его разрезать. Надеюсь, что вы сможете его собрать и изготовить нам для музея такие же экспонаты.

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что такое экспонаты? (предметы, хранящиеся в музее)

- Как вы думаете, сможем мы помочь сотрудникам музея?

- Давайте  посмотрим, что же за экспонат нам прислали в конверте.

Д. и. «Собери картинку»

Воспитатель. Ребята, что за изделие у нас получилось? (разделочные доски)

Посмотрите, какие они красивые.  Какая знакомая здесь роспись? (это городец)

- По каким элементам вы догадались?

- Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие в Городец и посмотреть, какие еще красивые изделия там делают мастера? Ну тогда в путь.

Воспитатель.

На левом берегу Волги чуть выше Нижнего Новгорода, раскинулось большое село Городец.(1слайд)

Есть на Волге город древний,(2 слайд)

По названью Городец.
Славится по всей России (3 слайд)

Своей росписью творец.

Городецкая роспись – как ее нам не знать,

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.(4слайд)

Здесь такие букеты, что нельзя описать,(5слайд)

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать. (6слайд)

Не в лесу и не в поле,
Не в лугах, не на воле
Распустились цветы
Столь земной красоты,(7 слайд)
Ярко красками горя,
Чудо птицы здесь порхают,(8слайд)

Будто в сказку нас зовя.(9 слайд)

Если взглянешь на дощечки,(10слайд)

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука.

Городецкий конь бежит,(11 слайд)

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,(12 слайд)

И кувшинки расцветают.

Посмотрите на роспись, сочность красок манит,(13слайд)
Городецкая роспись душу нам веселит.

Воспитатель.

Посмотрите на это изделие. Сейчас я загадаю загадку, а вы найдите элементы на образце.

  1. Она круглая, как чаша, а зовут ее …(ромашка)
  2.  Словно чудо тут и там распускается…(розан)
  3.  Ей в жару не будет жарко, она в воде, она…(купавка)

Название цветка купавка связано с очень интересной легендой. Много лет тому назад на Руси праздновали так называемый день Ивана Купалы. В ночь , по приданию, появлялся удивительной красы цветок папоротника – цветок счастья. Кто найдет этот цветок, будет счастливым человеком. Вот отсюда и пошло название – купавка. С тех пор городецкие мастера стали изображать купавку в своих росписях.

Воспитатель. Правда, ребята, хороши изделия, расписанные городецким узором.

 Недаром директор музея попросил нас украсить разделочные доски именно таким узором. Ребята, в музее, наверное, ждут, когда же мы пришлем им новые экспонаты

Воспитатель. Пора, ребята, нам отправляться в детский сад и приниматься за работу.

Воспитатель.

Все за мною становитесь,

 Друг за другом повернитесь!

Я – ваш новый паровоз, ничего, что нет колес!

Друг за другом мы пойдем, за вагончиком бегом.

Дети под музыку продвигаются по группе, подходят к рабочим столам.

Вот мы и в нашей мастерской.

Воспитатель. Посмотрите  на образец городецкого узора. (14 слайд)Ребята, давайте сравним  две цветка: купавку и розан. Чем они отличаются?(они отличаются формой цветка: середина у купавки смещена к краю и самый крупный лепесток располагается напротив середины, а у розана середина располагается в центре и все лепестки одинаковой величины)

Сегодня я познакомлю вас еще с одним узором городецкой росписи. Он не броский, круглый он – не раскрывшийся …бутон.(15 слайд)

- Ребята, из каких элементов состоит бутон? (из кругов разной величины)

Посмотрите внимательно на композицию городецкого узора (слово композиция обозначает красивое расположение предметов или элементов  росписи) (16слайд) В центре расположен самый красивый и крупный цветок, по обеим сторонам от него – цветы меньше по величине, но одинаковые по окраске.

Городецкие мастера расписывали свои изделия красками, я предлагаю вам украсить экспонаты аппликацией. Мы составим узор из двух бутонов и цветка. Цветок у нас готов, мы его приготовили на прошлом занятии, а сегодня мы сделаем бутон. Из каких элементов он состоит? (из кругов разной величины)Сколько кругов нужно будет вырезать для двух бутонов? (четыре, два маленьких и два больших)

Как можно вырезать сразу два одинаковых круга? (свернуть заготовку пополам и аккуратно срезать уголки по кругу)

После того, как вы вырежете круги, соберите и склейте бутон. Затем составьте узор и приклейте все элементы. Что нужно сделать, чтобы оживить узор? (можно украсить цветы белыми точками, оживкой)

Инструктаж.

- Как правильно держать ножницы? Передавать друг другу?

- Как правильно наносить клей на заготовки?

Молодцы, знаете все правила пользования ножницами. А теперь можно приступать к  работе.

Самостоятельная работа детей (под музыку)

Оформление выставки детских работ.

Итог занятия.

Воспитатель. Какие красивые разделочные доски у вас получились. Вы настоящие мастера. Давайте внимательно рассмотрим некоторые работы. Здесь хорошо подобран цвет, а на этом розане очень красиво смотрится оживка. А эти работы очень аккуратные. Не зря говорят: дело мастера боится. Как называется роспись, которой вы украшали доски?

С каким новым элементом мы познакомились?

Ну что ж, ребята, давайте сложим наши  работы в посылочный ящик и отправим их в музей.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Конспект занятия в старшей группе «Гжельская роспись»

Описание гжельской росписи, правило выполнения работы....

Занятие по ознакомлению с народной игрушкой в средней группе. Дымковская роспись

Продолжить знакомить детей с особенностями дымковской игрушки, историей возникновения, цветом, элементами...

Конспект занятия по ознакомлению детей с народным искусством (рисование) в старшей группе «Городецкая роспись» деревянной доски

К  Конспект занятия по ознакомлению детей с народным искусством (рисование) в старшей группе «Городецкая роспись» деревянной доски  Цель:1)...

Методическая разработка итогового занятия по ознакомлению с изделиями декоративно-прикладного искусства на тему: «Роспись силуэтов Филимоновской игрушки» для старшей группы.

Методическая разработка итогового занятия по ознакомлению с изделиями декоративно-прикладного исскуства на тему: "Роспись силуэтов Филимоновской игрушки"....

Занятие по ознакомлению детей с народным искусством в старшей группе. Рисование «Городецкая роспись деревянной доски»

1)   Познакомить с историей возникновения Городецкого промысла.2)   Закрепить умение рисовать всей кистью и её концом, развивать чувство композиции.3) ...